Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
Рассмотрено Руководитель ШМО ________/ / Протокол № ___ «____» ____________ 20__ г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР __________/ / «____» ____________ 20__ г. | Утверждаю Директор школы __________/ / «____» ____________ 20__ г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
____4__ класс, базовый уровень
Зубаревой Зинаиды Ивановны
п. Краснооктябрьский
2017г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Цель уроков технологии в начальной школе приобретение личного опыта и практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникоотехнологическими умениями и проектной деятельность на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Cтимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско технологических знаний и умений;
развитие знаково символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется
1. «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») и методических рекомендаций к ним для 4 класса (авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); – М.: Баласс, 2012
Раздел 2. Планируемые предметные результаты.
Предметные:
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно - декоративных и других изделий;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Личностные результаты
В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:
научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома;
элементарно ухаживать за одеждой и обувью;
помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско- технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.
вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Общая характеристика предмета
Теоретической основой данной программы являются:
● системнодеятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности
● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Особенность программы:
Изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве.
Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Направления предмета:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности
Конструирование и моделирование
На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
● знакомятся с рабочими технологическими операциями, алгоритмом выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
● овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
● учатся экономно расходовать материалы;
● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
● учатся преимущественно конструкторской деятельности;
● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курсов «Изобразительное искусство», «Математика», «Русский язык» « Литературное Чтение», « Окружающий мир»
В программе «Технология» предусмотрены:
Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями;
знакомство с производствами связанных с природными ресурсами;
знакомство с проблемами охраны природы.
Раздел « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Обучающийся научится:
Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность), эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
Уважительно относиться к труду людей;
Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;
Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)
Раздел « Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности»
Обучающийся научится:
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей
Раздел « Конструирование и моделирование»
Обучающийся научится:
Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Обучающиеся овладеют умениями:
самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока | Тема урока | Проблема урока | Материал урока | Дата |
| |
Введение (1 ч.) | | |
1 | Вспомни! Панно | Что нам могут рассказать произведения искусства об эпохах, в которые они создавались? | Выполнение объёмной композиции «Дома у окна» с использованием приёма разметки по месту. Отражение черт прошлых эпох с помощью современных материалов. | | |
Жизнь и деятельность человека (8ч) | | |
2 | Источники информации. Мозаика | Что такое информация? О чём может рассказать изобразительное искусство? | Изготовление куба-трансформера. Работа с опорой на инструкционную карту. | | |
3 | Реальные и ирреальные миры. Мозаика | Почему в искусстве появляются неузнаваемые, загадочные образы? | Знакомство со способом разметки- копирование с помощью кальки. Придумывание фантастических существ | | |
4 | Прикладное искусство Архитектура | О чём может рассказать прекрасный мир предметов вокруг нас? | Использование различных художественных приёмов и средств, знания о композиции для создания целостного образа на заданную тему. | | |
5 | Мода. Соединение деталей с помощью швов | Что такое мода? Что значит быть модным? | Знакомство с петельным швом. Соединение деталей из ткани с помощью петельного шва. Знакомство с лекалом и выкройкой. Изготовление туловища куклы. | | |
6 | Интерьер | Кто и как создаёт интерьер | Изготовление куклы с опорой на инструкционную карту. Дизайн куклы. Оформление и отделка деталей. | | |
7 | Книги | Почему книги можно назвать университетами? | Ремонт и изготовление собственной книги | | |
8 | Фотографии | Почему фотографию можно назвать остановившимся мгновением? | Изготовление из фотографий коллажа на заданную тему | | |
9 | Компьютер | Может ли компьютер заменить человека? | Обучение элементарному практическому владению компьютером. Проектирование макета листовки «Мой класс». | | |
В мастерской творца (5ч.) |
|
|
10 | Название. Рельефная звёздочка | Что скрывается под названием? Зачем оно нужно произведению искусства? | | | |
11 | Конструкция | С чем связана конструкция того или иного предмета? От чего зависит изменение конструкции? | Творческий проект «Декоративный шар». Получение объёмных форм путём преобразования развёртки. Разметка деталей с помощью циркуля. | | |
12 | Композиция | Как через композицию раскрывается образ произведения искусства? | Выполнение декоративной работы по композиционной схеме. Натюрморт. Освоение композиционных построений изображений. | | |
13 | Композиция в музыке и живописи. Орнамент | Что объединяет музыку и живопись? В чём их отличие? | Орнамент из изразцов | | |
14 | Пропорции. (т) Скульптура. | Что делает образ более выразительным: пропорция или диспропорция? | | | |
| |
15 | Ритм. Живопись и прикладное искусство. Поэзия и музыка. | Почему можно сказать, что ритм – основное свойство жизни и искусства? | Выполнение орнамента. Изготовление планок, деталей композиции, рамы, креплений деталей к раме. | | |
16 | Архитектура | Чем обеспечивается функциональность и эстетизм архитектуры? | Выполнение витража для окон | | |
17 | Декоративно- прикладное искусство | Как ритм служит украшению нашей жизни? | Создание собственных ритмических рисунков | | |
18 | Перспектива. Линейная перспектива. | Что такое перспектива? В чём разница между прямой и обратной перспективой? | * раб.т. стр 34-35 | | |
19 | Воздушная перспектива (т) | Какой эффект достигается с помощью воздушной перспективы? | | | |
20 | Колорит. Живопись. Интерьер. Мебель. Декоративно- прикладное искусство | Какое место занимает колорит в создании образа произведения искусства или художественного изделия? | | | |
21 | Материал и фактура | Как мастера учитывают свойства материалов и их фактуру в создании произведения искусства? | Изучение свойства фольги. Чеканка. | | |
22 | Материал и фактура | Как влияет фактура ткани на образ одежды? | Знакомство с худ. техникой торцевания, бумагопластикой | | |
23 | В залах политехнического музея | Как меняется предметный мир вокруг нас? | Знакомство с приёмом выполнения прорезей как основы сквозного рисунка. | | |
24 | Давным-давно… Классицизм | Каковы основные черты классицизма7 | Выполнение макета города. Архитектурный стиль города. | | |
25 | Романтизм (т) | Чем обогатил романтизм мировое искусство? | | | |
26 | Реализм (т) | Как реализм отражает действительность? | Защита творческих проектов (обоснование значимости выполненной работы) | | |
27 | Модерн | Почему архитектуру модерна называют «улыбающейся»? | Творческий проект «Рамка для фотографии» | | |
28 | Конструктивизм | Как конструктивизм может определить художественный стиль? | | | |
29 | В поисках совершенства. Современный дизайн | Чем характеризуется современное искусство и дизайн? | Эскиз любого технического объекта (телефон, пылесос автомобиль, , ручка и др.) | | |
30 | Театр - коллективный вид деятельности. (т) Маски | Какие мастера участвуют в создании спектакля? | | | |
31 | Театр – синтетический вид искусства. (т)Маски | Почему театр причисляют к синтетическим видам искусства? | | | |
32 - 33 | Разыгрываем сказку Декорации | Знакомство с драм. жанром литературы и особенностями его сценической версии. | С.Маршак «Двенадцать месяцев» | | |
34 | Урок-резерв | | | | |