СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит цели и задачи курса. В программе показано, каких результатов должны достичь учащиеся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Технология»»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл





Рассмотрено


Руководитель ШМО

________/ /

Протокол № ___

«____» ____________ 20__ г.

 Согласовано


Заместитель директора школы

по УВР

__________/ /

«____» ____________ 20__ г.

Утверждаю


Директор школы
 

__________/ /

«____» ____________ 20__ г.






Рабочая программа учебного предмета

«Технология»

____4__ класс, базовый уровень





Зубаревой Зинаиды Ивановны














п. Краснооктябрьский

2017г.


Раздел 1. Пояснительная записка

  1. Цель уроков технологии в начальной школе приобретение личного опыта и практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникоотехнологическими умениями и проектной деятельность на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Cтимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

  2. формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;

  3. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно конструкторской деятельности;

  4. формирование первоначальных конструкторско технологических знаний и умений;

  5. развитие знаково символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

  6. формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  7. овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

 Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется

1. «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») и методических рекомендаций к ним для  4 класса (авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); – М.: Баласс, 2012

Раздел 2. Планируемые предметные результаты.

Предметные:

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

1)  получение  первоначальных  представлений  о  созидательном  и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и  важности правильного выбора профессии;

2)  усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3)  приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение  технологическими  приемами  ручной  обработки  материалов;  усвоение  правил техники безопасности;

4)  использование  приобретенных  знаний  и  умений  для  творческого решения  несложных  конструкторских,  художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно - декоративных и других изделий;

6)  приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и  информационной  среды  и  умений  применять  их  для  выполнения  учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Личностные результаты

В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное  и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обучающиеся получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:

научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома;

элементарно ухаживать за одеждой и обувью;

помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать  (эмпатия);

  • чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско- технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной         творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.

вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

 В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы.



Раздел 3. Содержание учебного предмета

  1. Общая характеристика предмета

Теоретической основой данной программы являются:

● системнодеятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности

● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности

Особенность программы:

Изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве.

Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Направления предмета:

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

  • Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности

  • Конструирование и моделирование

На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

● знакомятся с рабочими технологическими операциями, алгоритмом выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

● овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

● учатся экономно расходовать материалы;

● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

● учатся преимущественно конструкторской деятельности;

● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курсов «Изобразительное искусство», «Математика», «Русский язык» « Литературное Чтение», « Окружающий мир»

В программе «Технология» предусмотрены:

  • Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями;

  • знакомство с производствами связанных  с природными ресурсами;

  • знакомство с проблемами охраны природы.

Раздел « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

Обучающийся научится:

  • Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;

  • Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность), эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

  • Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

  • Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Уважительно относиться к труду людей;

  • Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;

  • Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)

Раздел « Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности»

Обучающийся научится:

  • На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  • Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

  • Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

  • Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  • Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей

Раздел « Конструирование и моделирование»

Обучающийся научится:

  • Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

  • Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

  • Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;

  • Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Обучающиеся овладеют умениями:

  • самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

  • под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

  • реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;

  • использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);

  • под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

  • под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.





Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.


1 час в неделю, всего 34 часа

урока

Тема урока

Проблема

урока

Материал

урока

Дата



Введение (1 ч.)



1

Вспомни! Панно

Что нам могут рассказать произведения искусства об эпохах, в которые они создавались?

Выполнение объёмной композиции «Дома у окна» с использованием приёма разметки по месту. Отражение черт прошлых эпох с помощью современных материалов.



Жизнь и деятельность человека (8ч)



2

Источники информации. Мозаика


Что такое информация? О чём может рассказать изобразительное искусство?

Изготовление куба-трансформера. Работа с опорой на инструкционную карту.



3

Реальные и ирреальные миры. Мозаика

Почему в искусстве появляются неузнаваемые, загадочные образы?

Знакомство со способом разметки- копирование с помощью кальки. Придумывание фантастических существ



4

Прикладное искусство Архитектура

О чём может рассказать прекрасный мир предметов вокруг нас?

Использование различных художественных приёмов и средств, знания о композиции для создания целостного образа на заданную тему.



5

Мода. Соединение деталей с помощью швов

Что такое мода? Что значит быть модным?

Знакомство с петельным швом. Соединение деталей из ткани с помощью петельного шва. Знакомство с лекалом и выкройкой. Изготовление туловища куклы.



6

Интерьер

Кто и как создаёт интерьер

Изготовление куклы с опорой на инструкционную карту. Дизайн куклы. Оформление и отделка деталей.



7

Книги

Почему книги можно назвать университетами?

Ремонт и изготовление собственной книги



8

Фотографии

Почему фотографию можно назвать остановившимся мгновением?

Изготовление из фотографий коллажа на заданную тему



9

Компьютер

Может ли компьютер заменить человека?

Обучение элементарному практическому владению компьютером. Проектирование макета листовки «Мой класс».



В мастерской творца (5ч.)








10

Название. Рельефная звёздочка

Что скрывается под названием? Зачем оно нужно произведению искусства?




11

Конструкция

С чем связана конструкция того или иного предмета? От чего зависит изменение конструкции?

Творческий проект «Декоративный шар». Получение объёмных форм путём преобразования развёртки. Разметка деталей с помощью циркуля.



12

Композиция


Как через композицию раскрывается образ произведения искусства?

Выполнение декоративной работы по композиционной схеме. Натюрморт. Освоение композиционных построений изображений.



13

Композиция в музыке и живописи. Орнамент

Что объединяет музыку и живопись? В чём их отличие?

Орнамент из изразцов



14

Пропорции. (т)

Скульптура.

Что делает образ более выразительным: пропорция или диспропорция?






15

Ритм. Живопись и прикладное искусство. Поэзия и музыка.

Почему можно сказать, что ритм – основное свойство жизни и искусства?

Выполнение орнамента. Изготовление планок, деталей композиции, рамы, креплений деталей к раме.



16

Архитектура

Чем обеспечивается функциональность и эстетизм архитектуры?

Выполнение витража для окон



17

Декоративно- прикладное искусство

Как ритм служит украшению нашей жизни?

Создание собственных ритмических рисунков



18

Перспектива.

Линейная перспектива.

Что такое перспектива? В чём разница между прямой и обратной перспективой?

* раб.т. стр 34-35



19

Воздушная перспектива (т)

Какой эффект достигается с помощью воздушной перспективы?




20

Колорит. Живопись.

Интерьер. Мебель.

Декоративно- прикладное

искусство

Какое место занимает колорит в создании образа произведения искусства или художественного изделия?




21

Материал и фактура



Как мастера учитывают свойства материалов и их фактуру в создании произведения искусства?

Изучение свойства фольги. Чеканка.




22

Материал и фактура

Как влияет фактура ткани на образ одежды?

Знакомство с худ. техникой торцевания, бумагопластикой



23

В залах политехнического музея

Как меняется предметный мир вокруг нас?

Знакомство с приёмом выполнения прорезей как основы сквозного рисунка.



24

Давным-давно…

Классицизм

Каковы основные черты классицизма7

Выполнение макета города. Архитектурный стиль города.



25

Романтизм (т)

Чем обогатил романтизм мировое искусство?




26

Реализм (т)

Как реализм отражает действительность?

Защита творческих проектов (обоснование значимости выполненной работы)



27

Модерн

Почему архитектуру модерна называют «улыбающейся»?

Творческий проект «Рамка для фотографии»



28

Конструктивизм

Как конструктивизм может определить художественный стиль?




29

В поисках совершенства.

Современный дизайн

Чем характеризуется современное искусство и дизайн?

Эскиз любого технического объекта (телефон, пылесос автомобиль, , ручка и др.)



30

Театр - коллективный вид деятельности. (т)

Маски

Какие мастера участвуют в создании спектакля?




31

Театр – синтетический вид искусства. (т)Маски

Почему театр причисляют к синтетическим видам искусства?




32 - 33

Разыгрываем сказку

Декорации

Знакомство с драм. жанром литературы и особенностями его сценической версии.

С.Маршак «Двенадцать месяцев»



34

Урок-резерв