СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Учимся работать с текстом" 1-3 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Учимся работать с текстом" 1-3 классы»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» 1-3 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП

«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»


На уровне начального общего образования обучение работе с текстом имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале работы с текстом станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Работа с текстом как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Обучение работе с текстом является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Работа с текстом обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

Умение работать с текстом, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»


Обучение работе с текстом направлено на достижение следующих целей:

  1. приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  2. овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

  3. овладение первоначальными научными представлениями об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  4. использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  5. развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения работе с текстом является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебными предметами «Литературное чтение» и «Русский язык».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» – 101 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–3 классах – по 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Текст, тема текста, главная мысль текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Устный пересказ текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. План текста.

Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений

Составление небольших рассказов на основе наблюдений.

Источники информации: справочники, словари. Подготовка и презентация устных сообщений по предложенной теме.


2 КЛАСС


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

Поздравление и поздравительная открытка.

Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном

виде.

Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию).

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при выполнении различных заданий.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Приѐмы изучающего чтения.

Приѐмы поискового и изучающего чтения.Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.

Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок.

Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части текста, план текста.

Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы.

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, рисунка, схемы в текстовую задачу.Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Определение значения слов с помощью толкового словаря.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных сообщений

Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.

Источники информации: справочники, энциклопедии, словари.

Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по предложенной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки).

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы.


3 класс

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.

Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).

Понимание текста, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.

Понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).

Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию).

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при выполнении различных заданий.

Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности выполнения действий.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Нормы речевого этикета. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок.

Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части

текста, план текста.

Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы.

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Приѐмы изучающего чтения: определение понятия, кластер, чтение с пометками,

«Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста.

Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос. Краткий и развѐрнутый ответ на поставленный вопрос.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Работа с текстом: оценка информации, подготовка и презентация устных сообщений

Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.

Источники информации: справочники, энциклопедии, словари.

Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по выбранной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентации).

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Сомнение в достоверности прочитанного на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов.

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.




ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обучение работе с текстом на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Учимся работать с текстом» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;

духовно-нравственного воспитания:
  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:
  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес

к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;

экологического воспитания:
  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих вред природе;

ценности научного познания:
  • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате обучения работе с текстом на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

  • находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


2 КЛАСС

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

  • осознавать язык как основное средство общения;

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

  • формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);

  • составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

  • определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

  • составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


3 КЛАСС

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

  • формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

  • определять ключевые слова в тексте;

  • определять тему текста и основную мысль текста;

  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

  • составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;

  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС




п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

7




2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

16




3

Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений

7




Резервное время

3


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0



2 КЛАСС



п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы


1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


9


1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-







учебник, Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/class/4/



2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации



15




1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская

электронная школа

https://resh.edu.ru/class/4/



3

Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений



7




1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская

электронная школа

https://resh.edu.ru/class/4/

Резервное время

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

0



3 КЛАСС



п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы


1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


7


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс-

учебник, Российская







электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/



2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации



17




1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская

электронная школа

https://resh.edu.ru/class/4/



3

Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений



7




1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская

электронная школа

https://resh.edu.ru/class/4/

Резервное время

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

0



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС



п/п


Тема урока


Содержание


Количество часов

1

Что значит уметь читать?

Главное - читать и понимать!

1

2

Что люди читают? Что такое текст?

Информационные источники: книги, газеты, журналы,

1




Интернет-издания, энциклопедии. Текст, признаки текста.



3

Что такое текст? Тема текста.

Текст, признаки текста. Тема - о чѐм говорится в тексте?

(формулируем словом или словосочетанием) Определение темы при чтении текстов на слух.

1


4

Тема текста. Основная мысль текста.

* Город нашего детства»

Тема текста, Основная мысльтекста - что нового, главного узнали о теме текста (формулируем законченным

предложением (повеств или вопросит)

1


5

Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок.

Закрепляем умения определять тему и основную мысль текста. Формулируем заголовок в соответствии с темой и/или с основной мыслью текста.

1



6

Выясняем значения слов. Словари.

*День словаря.

Что такое словарь? Виды словарей (толковый, орфографический, энциклопедический). Практическая работа со словарѐм: правила ориентации в словаре, как оформлена словарная статья)

1


7

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



8

Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в

комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


9

Способы представления информации. Таблица.

Информация может быть представлена в виде текста, таблицы, схемы, рисунка. Из чего состоит таблица (строка,

1




колонка, ячейка, шапка таблицы)



10

Способы преобразования информации из текста в таблицу и наоборот.

Учимся читать и заполнять таблицы.

1


11

Способы представления информации. Схема.

Какие бывают схемы. Из чего состоит схема. Чтение и составление простейших схем.

1


12

Способы преобразования информации из текста в схему и наоборот.

Учимся читать и выполнять схемы.

1


13

Способы представления информации. Рисунок.

Какую информацию можно понять и представить с помощью рисунка

1


14

Способы преобразования информации из текста в рисунок и наоборот.

Учимся передавать и понимать информацию, представленную в рисунке.

1


15

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



16

Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


17

План текста.

Что такое план текста? Составляем план с помощью картинок.

1

18

План текста.

Картинный или схематичный план текста

1



19

Пересказ текста по плану.

Познакомить учащихся с основами пересказа по плану (готовому рисуночному и составленному совместно) План помогает понять, запомнить и пересказать текст.

1


20

Приѐмы подготовки к пересказу текста.

Применяем изученные способы преобразования

информации (таблица, схема, рисунок, план) для того, чтобы подготовиться к пересказу.

1

21

Устный пересказ текста.

Тренировочные упражнения

1

22

Устный пересказ текста.

Тренировочные упражнения

1

23

Устный пересказ текста.

Тренировочные упражнения

1


24

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



25

Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в

комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


26

Как и где искать информацию? Энциклопедии и справочники.

Правила поиска информации.

1



27

Как подготовить устное сообщение?

Правила подготовки устного сообщения (дз - подготовить устное сообщение на тему "Что я люблю" или "Моя любимая игра/игрушка" или др.) Ориентировать и родителей, и учащихся на максимально возможную

степень самостоятельности при выполнении этого задания.

1



28

Презентация устных сообщений.

* Город нашего детства» юбилею Н.Тагила)

Учащиеся представляют устные сообщения, подготовленные в соответствии со следующими требованиями:

  1. Сообщение должно быть кратким (не более 2 минут)

  2. Не должно сопровождаться презентацией, но можно принести игрушку или игру или фотографию с ней.

  3. Нельзя читать, надо рассказывать!

  4. Соответствовать следующему плану:

    1. Вступление: назвать тему, кратко рассказать, почему эта тема была выбрана.

    2. Основная часть: рассказать о теме выступления.

    3. Заключение.

Остальные учащиеся оценивают сообщения по критериям, задают вопросы.

1


29

Презентация устных сообщений.

* Город нашего детства» юбилею Н.Тагила)

1





30

Презентация устных сообщений.

* Город нашего детства» юбилею Н.Тагила)

1


31

Итоговая комплексная работа "Мои достижения"

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



32

Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в

комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


33

Обобщающее занятие. Умею ли я читать и понимать?

Подведение итогов обучения за год, перспективы на следующий учебный год.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


33


  1. КЛАСС


п/п


Тема урока


Содержание


Количество часов


1

Стартовая комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.


1



2

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1



3

Виды чтения. Приѐмы поискового чтения.

Знакомиться с видами чтения: просмотровое, поисковое, изучающее, ознакомительное. Определять ситуации, в которых требуется применить изученные виды чтения. В качестве "проблемной зоны" акцентируют внимание на поисковом чтении.

1


4

Приѐмы поискового чтения: выделение ключевых слов.

Знакомиться с одним из приѐмов поискового чтения - выделению ключевых слов.

1


5

Приѐмы поискового чтения: упорядочивание информации.

Знакомиться с одним из приѐмов поискового чтения - упорядочиванию информации по разным основаниям.

1


6

Приѐмы поискового чтения: вычѐркивание лишней информации.

Знакомиться с одним из приѐмов поискового чтения - вычѐркиванию лишней информации.

1



7

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



8

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


9

Приѐмы поискового чтения при

выполнении различных видов заданий.

Тренироваться применять приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий.

1


10

Приѐмы поискового чтения при

выполнении различных видов заданий.

Тренироваться применять приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий.

1


11

Приѐмы изучающего чтения.

Знать случаи применения изучающего чтения, понимать необходимость изучения приѐмов изучающего чтения.

1


12

Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста.

Учиться воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, определять тему и основную мысль текста.

1


13

Приѐмы изучающего чтения. Определение темы, основной мысли текста. Подбор заголовка.

Тренироваться воспринимать на слух и понимать

различные виды сообщений,определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок.

1



14

Приѐмы изучающего чтения. Выясняем значения слов. Работа со словарѐм.

Познакомиться с видами словарей (толковый, орфографический, энциклопедический, этимологический, антонимов и синонимов, фразеологизмов). Практиковаться работать со словарѐм.

1

15

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе,

1




демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений.




16

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


17

Приѐмы изучающего чтения: структура, формальные элементы текста.

Использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

1



18

Приѐмы изучающего чтения:

преобразование информации из текста в таблицу и наоборот.

Различать разные способы представления информации:

словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы, знака, текста.Тренироваться понимать информацию из различных текстов, преобразовывать еѐ в таблицу и наоборот.

1


19

Приѐмы изучающего чтения:

преобразование информации из текста в схему и наоборот.

Тренироваться понимать информацию из различных текстов, преобразовывать еѐ в схему и наоборот.

1


20

Приѐмы изучающего чтения:

преобразование информации из текста в рисунок и наоборот.

Тренироваться понимать информацию из различных текстов, преобразовывать еѐ в рисунок и наоборот.

1



21

Приѐмы изучающего чтения: план текста.

Учиться воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, выделять основные события в тексте,

определять их последовательность. Делить текст на смысловые части, составлять план текста.

1

22

Подготовка к пересказу с использованием

Тренироваться в понимании различных видов текстов, учиться пересказывать текст, используя изученные

1



изученных приѐмов.

приѐмы.




23

Пересказ текста.

Знать различия подробного и сжатого пересказа,

тренироваться готовить подробный пересказ текста, учиться выступать перед аудиторией сверстников с пересказом текста.

1



24

Краткий и подробный пересказ текста.

Знать различия подробного и сжатого пересказа,

тренироваться готовить подробный пересказ текста, учиться выступать перед аудиторией сверстников с пересказом текста.

1


25

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



26

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1



27

Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии, словари.

Знать правила поиска информации в литературных источниках, в сети Интернет.Учиться получать

информацию из различных источников, в том числе из справочников, словарей, энциклопедий различной тематики.

1


28

Правила подготовки устных сообщений по предложенной теме.

Определить правила подготовки устного сообщения на заданную тему, разработать критерии для его оценки.

1




29

Презентация устных сообщений.

Знать правила подготовки устных сообщений, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

выступлениями. Оценивать выступления одноклассников по критериям.

1



30

Презентация устных сообщений.

Знать правила подготовки устных сообщений, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

выступлениями. Оценивать выступления одноклассников по критериям.

1



31

Презентация устных сообщений.

Знать правила подготовки устных сообщений, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

выступлениями. Оценивать выступления одноклассников по критериям.

1


32

Итоговая комплексная работа "Мои достижения"

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



33

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение следующего учебного года.

1


34

Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом?

Подвести итоги изучения курса во 2 классе, наместить перспективы на следующий учебный год.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


34


  1. КЛАСС


п/п


Тема урока


Содержание


Количество часов


1

Стартовая комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.


1



2

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1



3

Виды чтения. Приѐмы поискового чтения.

Учиться использовать различные виды чтения

(ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое), в соответствии с целью чтения. Вспомнить изученные приѐмы поискового чтения.

1


4

Приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий.

Тренироваться применять изученные приѐмы поискового чтения при выполнении заданий.

1



5

Приѐмы поискового чтения. Инструкция, выполнение заданий по инструкции.

Учиться определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги)

1

6

Приѐмы поискового чтения. Инструкция,

Тренироваться выполнять задания по инструкции.

1



выполнение заданий по инструкции.




7

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



8

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


9

Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста.

Тренироваться определять тему и основную мысль различных текстов, воспринимая их на слух и при самостоятельном чтении.

1


10

Приѐмы изучающего чтения: определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка.

Тренироваться определять тему и основную мысль различных текстов, подбирать заголовок.

1



11

Приѐмы изучающего чтения: способы преобразования текстовой информации (таблица, схема, рисунок)

Тренироваться представлять информацию в виде текстового сообщения, схемы, знака, рисунка, таблицы, символа, упорядочивать и систематизировать

предложенную информацию.

1



12

Приѐмы изучающего чтения: определение понятия.

Составить схему построения определения понятия через принадлежность к родовому понятию и выделение его видовых характеристик. Учиться строить определение любых понятий по составленной схеме.

1

13

Приѐмы изучающего чтения: учимся

Учиться формулировать различные вопросы по тексту.

1



задавать вопросы.

Различать "толстые" и "тонкие" вопросы.



14

Приѐмы изучающего чтения: кластер.

Познакомиться с приѐмом изучающего чтения "кластер", научиться использовать его для понимания и

преобразования текстовой информации.

1


15

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



16

Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1


17

Приѐмы изучающего чтения: чтение с пометками, "Знаю-Хочу узнать-Узнал"

Познакомиться с приѐмом "Чтение с пометками", "Знаю- Хочу узнать-Узнал"

1


18

Приѐмы изучающего чтения: план текста.

Учиться выделять основные события, содержащиеся в тексте, определять их последовательность, делить текст на смысловые части, составлять план текста.

1

19

Приѐмы изучающего чтения: план текста.

Тренироваться составлять план текста.

1



20

Пересказ текста.

Вспомнить правила пересказа текста, отличия краткого и подробного пересказа. Тренироваться в пересказе текста, используя изученные приѐмы преобразования текстовой информации.

1


21

Краткий пересказ текста.

Тренироваться в кратком пересказе текста, используя изученные приѐмы преобразования текстовой информации.

1



22

Подробный пересказ текста.

Тренироваться в подробном пересказе текста, используя изученные приѐмы преобразования текстовой информации.

1


23

Учимся отвечать на вопросы: краткий и развѐрный ответ.

Понимать различие между кратким и развѐрнутым ответом. Узнать правила построения устного и письменного развѐрнутого ответа на вопрос.

1


24

Письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту.

Тренироваться давать письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту.

1


25

Комплексная работа

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



26

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года.

1



27

Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии, словари.

Знать правила поиска информации в литературных источниках, в сети Интернет.Учиться получать

информацию из различных источников, в том числе из справочников, словарей, энциклопедий различной тематики.

1



28

Подготовка устных сообщений по выбранной теме.

Знать правила подготовки устных сообщений, готовить выступления перед аудиторией сверстников, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Разрабатывать критерии оценивания выступлений.

1



29

Презентация устных сообщений.

Упражняться в подготовке устных сообщений, выступать перед аудиторией, используя иллюстративный ряд.

Оценивать выступления одноклассников по критериям.

1


30

Презентация устных сообщений.

Упражняться в подготовке устных сообщений, выступать перед аудиторией, используя иллюстративный ряд.

Оценивать выступления одноклассников по критериям.

1


31

Презентация устных сообщений.

Упражняться в подготовке устных сообщений, выступать перед аудиторией, используя иллюстративный ряд.

Оценивать выступления одноклассников по критериям.

1


32

Итоговая комплексная работа "Мои достижения"

Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов

информационных сообщений.

1



33

Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе.

Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в

работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение следующего учебного года.

1


34

Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом?

Подвести итоги изучения курса в 3 классе, наместить перспективы на следующий учебный год.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


34

© МАОУ Гимназия 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-4 классы»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА




1) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013.

2) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных

действий. Работа с информацией. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013.



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.

Образовательная онлайн-платформа https://education.yandex.ru/main/ Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/.

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.


Электронная библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/