РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» 1-3 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП
«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»
На уровне начального общего образования обучение работе с текстом имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале работы с текстом станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Работа с текстом как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Обучение работе с текстом является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Работа с текстом обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Умение работать с текстом, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»
Обучение работе с текстом направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
овладение первоначальными научными представлениями об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения работе с текстом является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебными предметами «Литературное чтение» и «Русский язык».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «Учимся работать с текстом» – 101 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–3 классах – по 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Текст, тема текста, главная мысль текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Устный пересказ текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. План текста.
Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
Источники информации: справочники, словари. Подготовка и презентация устных сообщений по предложенной теме.
2 КЛАСС
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию).
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при выполнении различных заданий.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Приѐмы изучающего чтения.
Приѐмы поискового и изучающего чтения.Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.
Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части текста, план текста.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, рисунка, схемы в текстовую задачу.Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Определение значения слов с помощью толкового словаря.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Работа с текстом: оценка информации
, подготовка и презентация устных сообщений
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.
Источники информации: справочники, энциклопедии, словари.
Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по предложенной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
3 класс
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
Восприятие и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).
Понимание текста, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию).
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Приѐмы поискового чтения. Использование приѐмов поискового чтения при выполнении различных заданий.
Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности выполнения действий.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Нормы речевого этикета. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части
текста, план текста.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Приѐмы изучающего чтения: определение понятия, кластер, чтение с пометками,
«Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста.
Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос. Краткий и развѐрнутый ответ на поставленный вопрос.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Работа с текстом: оценка информации
, подготовка и презентация устных сообщений
Использование приѐмов поискового и изучающего чтения при выполнении различных заданий.
Источники информации: справочники, энциклопедии, словари.
Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по выбранной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентации).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Сомнение в достоверности прочитанного на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение работе с текстом на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Учимся работать с текстом» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения работе с текстом на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 7 | | | |
2 | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 16 | | | |
3 | Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений | 7 | | | |
Резервное время | 3 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | |
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 9 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- |
| | | | | учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ |
2 | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 15 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ |
3 | Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений | 7 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ |
Резервное время | 3 | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 0 | |
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 7 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская |
| | | | | электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ |
2 | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 17 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ |
3 | Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений | 7 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8, Учи.ру, ЯКЛАСС, Яндекс- учебник, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/class/4/ |
Резервное время | 3 | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов |
1 | Что значит уметь читать? | Главное - читать и понимать! | 1 |
2 | Что люди читают? Что такое текст? | Информационные источники: книги, газеты, журналы, | 1 |
| | Интернет-издания, энциклопедии. Текст, признаки текста. | |
3 | Что такое текст? Тема текста. | Текст, признаки текста. Тема - о чѐм говорится в тексте? (формулируем словом или словосочетанием) Определение темы при чтении текстов на слух. | 1 |
4 | Тема текста. Основная мысль текста. * Город нашего детства» | Тема текста, Основная мысльтекста - что нового, главного узнали о теме текста (формулируем законченным предложением (повеств или вопросит) | 1 |
5 | Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок. | Закрепляем умения определять тему и основную мысль текста. Формулируем заголовок в соответствии с темой и/или с основной мыслью текста. | 1 |
6 | Выясняем значения слов. Словари. *День словаря. | Что такое словарь? Виды словарей (толковый, орфографический, энциклопедический). Практическая работа со словарѐм: правила ориентации в словаре, как оформлена словарная статья) | 1 |
7 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
8 | Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
9 | Способы представления информации. Таблица. | Информация может быть представлена в виде текста, таблицы, схемы, рисунка. Из чего состоит таблица (строка, | 1 |
| | колонка, ячейка, шапка таблицы) | |
10 | Способы преобразования информации из текста в таблицу и наоборот. | Учимся читать и заполнять таблицы. | 1 |
11 | Способы представления информации. Схема. | Какие бывают схемы. Из чего состоит схема. Чтение и составление простейших схем. | 1 |
12 | Способы преобразования информации из текста в схему и наоборот. | Учимся читать и выполнять схемы. | 1 |
13 | Способы представления информации. Рисунок. | Какую информацию можно понять и представить с помощью рисунка | 1 |
14 | Способы преобразования информации из текста в рисунок и наоборот. | Учимся передавать и понимать информацию, представленную в рисунке. | 1 |
15 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
16 | Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
17 | План текста. | Что такое план текста? Составляем план с помощью картинок. | 1 |
18 | План текста. | Картинный или схематичный план текста | 1 |
19 | Пересказ текста по плану. | Познакомить учащихся с основами пересказа по плану (готовому рисуночному и составленному совместно) План помогает понять, запомнить и пересказать текст. | 1 |
20 | Приѐмы подготовки к пересказу текста. | Применяем изученные способы преобразования информации (таблица, схема, рисунок, план) для того, чтобы подготовиться к пересказу. | 1 |
21 | Устный пересказ текста. | Тренировочные упражнения | 1 |
22 | Устный пересказ текста. | Тренировочные упражнения | 1 |
23 | Устный пересказ текста. | Тренировочные упражнения | 1 |
24 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
25 | Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
26 | Как и где искать информацию? Энциклопедии и справочники. | Правила поиска информации. | 1 |
27 | Как подготовить устное сообщение? | Правила подготовки устного сообщения (дз - подготовить устное сообщение на тему "Что я люблю" или "Моя любимая игра/игрушка" или др.) Ориентировать и родителей, и учащихся на максимально возможную степень самостоятельности при выполнении этого задания. | 1 |
28 | Презентация устных сообщений. * Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила) | Учащиеся представляют устные сообщения, подготовленные в соответствии со следующими требованиями: Сообщение должно быть кратким (не более 2 минут) Не должно сопровождаться презентацией, но можно принести игрушку или игру или фотографию с ней. Нельзя читать, надо рассказывать! Соответствовать следующему плану: Вступление: назвать тему, кратко рассказать, почему эта тема была выбрана. Основная часть: рассказать о теме выступления. Заключение. Остальные учащиеся оценивают сообщения по критериям, задают вопросы. | 1 |
29 | Презентация устных сообщений. * Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила) | 1 |
30 | Презентация устных сообщений. * Город нашего детства» (к юбилею Н.Тагила) | 1 |
31 | Итоговая комплексная работа "Мои достижения" | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
32 | Резервный урок по разделу. Коррекционное занятие: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
33 | Обобщающее занятие. Умею ли я читать и понимать? | Подведение итогов обучения за год, перспективы на следующий учебный год. | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | | 33 |
КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов |
1 | Стартовая комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
2 | Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
3 | Виды чтения. Приѐмы поискового чтения. | Знакомиться с видами чтения: просмотровое, поисковое, изучающее, ознакомительное. Определять ситуации, в которых требуется применить изученные виды чтения. В качестве "проблемной зоны" акцентируют внимание на поисковом чтении. | 1 |
4 | Приѐмы поискового чтения: выделение ключевых слов. | Знакомиться с одним из приѐмов поискового чтения - выделению ключевых слов. | 1 |
5 | Приѐмы поискового чтения: упорядочивание информации. | Знакомиться с одним из приѐмов поискового чтения - упорядочиванию информации по разным основаниям. | 1 |
6 | Приѐмы поискового чтения: вычѐркивание лишней информации. | Знакомиться с одним из приѐмов поискового чтения - вычѐркиванию лишней информации. | 1 |
7 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
8 | Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе, выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
9 | Приѐмы поискового чтения при выполнении различных видов заданий. | Тренироваться применять приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий. | 1 |
10 | Приѐмы поискового чтения при выполнении различных видов заданий. | Тренироваться применять приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий. | 1 |
11 | Приѐмы изучающего чтения. | Знать случаи применения изучающего чтения, понимать необходимость изучения приѐмов изучающего чтения. | 1 |
12 | Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста. | Учиться воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, определять тему и основную мысль текста. | 1 |
13 | Приѐмы изучающего чтения. Определение темы, основной мысли текста. Подбор заголовка. | Тренироваться воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений,определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок. | 1 |
14 | Приѐмы изучающего чтения. Выясняем значения слов. Работа со словарѐм. | Познакомиться с видами словарей (толковый, орфографический, энциклопедический, этимологический, антонимов и синонимов, фразеологизмов). Практиковаться работать со словарѐм. | 1 |
15 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, | 1 |
| | демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | |
16 | Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
17 | Приѐмы изучающего чтения: структура, формальные элементы текста. | Использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. | 1 |
18 | Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в таблицу и наоборот. | Различать разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы, знака, текста.Тренироваться понимать информацию из различных текстов, преобразовывать еѐ в таблицу и наоборот. | 1 |
19 | Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в схему и наоборот. | Тренироваться понимать информацию из различных текстов, преобразовывать еѐ в схему и наоборот. | 1 |
20 | Приѐмы изучающего чтения: преобразование информации из текста в рисунок и наоборот. | Тренироваться понимать информацию из различных текстов, преобразовывать еѐ в рисунок и наоборот. | 1 |
21 | Приѐмы изучающего чтения: план текста. | Учиться воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, выделять основные события в тексте, определять их последовательность. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. | 1 |
22 | Подготовка к пересказу с использованием | Тренироваться в понимании различных видов текстов, учиться пересказывать текст, используя изученные | 1 |
| изученных приѐмов. | приѐмы. | |
23 | Пересказ текста. | Знать различия подробного и сжатого пересказа, тренироваться готовить подробный пересказ текста, учиться выступать перед аудиторией сверстников с пересказом текста. | 1 |
24 | Краткий и подробный пересказ текста. | Знать различия подробного и сжатого пересказа, тренироваться готовить подробный пересказ текста, учиться выступать перед аудиторией сверстников с пересказом текста. | 1 |
25 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
26 | Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
27 | Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии, словари. | Знать правила поиска информации в литературных источниках, в сети Интернет.Учиться получать информацию из различных источников, в том числе из справочников, словарей, энциклопедий различной тематики. | 1 |
28 | Правила подготовки устных сообщений по предложенной теме. | Определить правила подготовки устного сообщения на заданную тему, разработать критерии для его оценки. | 1 |
29 | Презентация устных сообщений. | Знать правила подготовки устных сообщений, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими выступлениями. Оценивать выступления одноклассников по критериям. | 1 |
30 | Презентация устных сообщений. | Знать правила подготовки устных сообщений, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими выступлениями. Оценивать выступления одноклассников по критериям. | 1 |
31 | Презентация устных сообщений. | Знать правила подготовки устных сообщений, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими выступлениями. Оценивать выступления одноклассников по критериям. | 1 |
32 | Итоговая комплексная работа "Мои достижения" | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
33 | Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение следующего учебного года. | 1 |
34 | Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом? | Подвести итоги изучения курса во 2 классе, наместить перспективы на следующий учебный год. | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | | 34 |
КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов |
1 | Стартовая комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
2 | Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
3 | Виды чтения. Приѐмы поискового чтения. | Учиться использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое), в соответствии с целью чтения. Вспомнить изученные приѐмы поискового чтения. | 1 |
4 | Приѐмы поискового чтения при выполнении различных заданий. | Тренироваться применять изученные приѐмы поискового чтения при выполнении заданий. | 1 |
5 | Приѐмы поискового чтения. Инструкция, выполнение заданий по инструкции. | Учиться определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги) | 1 |
6 | Приѐмы поискового чтения. Инструкция, | Тренироваться выполнять задания по инструкции. | 1 |
| выполнение заданий по инструкции. | | |
7 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
8 | Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
9 | Приѐмы изучающего чтения: тема и основная мысль текста. | Тренироваться определять тему и основную мысль различных текстов, воспринимая их на слух и при самостоятельном чтении. | 1 |
10 | Приѐмы изучающего чтения: определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. | Тренироваться определять тему и основную мысль различных текстов, подбирать заголовок. | 1 |
11 | Приѐмы изучающего чтения: способы преобразования текстовой информации (таблица, схема, рисунок) | Тренироваться представлять информацию в виде текстового сообщения, схемы, знака, рисунка, таблицы, символа, упорядочивать и систематизировать предложенную информацию. | 1 |
12 | Приѐмы изучающего чтения: определение понятия. | Составить схему построения определения понятия через принадлежность к родовому понятию и выделение его видовых характеристик. Учиться строить определение любых понятий по составленной схеме. | 1 |
13 | Приѐмы изучающего чтения: учимся | Учиться формулировать различные вопросы по тексту. | 1 |
| задавать вопросы. | Различать "толстые" и "тонкие" вопросы. | |
14 | Приѐмы изучающего чтения: кластер. | Познакомиться с приѐмом изучающего чтения "кластер", научиться использовать его для понимания и преобразования текстовой информации. | 1 |
15 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
16 | Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
17 | Приѐмы изучающего чтения: чтение с пометками, "Знаю-Хочу узнать-Узнал" | Познакомиться с приѐмом "Чтение с пометками", "Знаю- Хочу узнать-Узнал" | 1 |
18 | Приѐмы изучающего чтения: план текста. | Учиться выделять основные события, содержащиеся в тексте, определять их последовательность, делить текст на смысловые части, составлять план текста. | 1 |
19 | Приѐмы изучающего чтения: план текста. | Тренироваться составлять план текста. | 1 |
20 | Пересказ текста. | Вспомнить правила пересказа текста, отличия краткого и подробного пересказа. Тренироваться в пересказе текста, используя изученные приѐмы преобразования текстовой информации. | 1 |
21 | Краткий пересказ текста. | Тренироваться в кратком пересказе текста, используя изученные приѐмы преобразования текстовой информации. | 1 |
22 | Подробный пересказ текста. | Тренироваться в подробном пересказе текста, используя изученные приѐмы преобразования текстовой информации. | 1 |
23 | Учимся отвечать на вопросы: краткий и развѐрный ответ. | Понимать различие между кратким и развѐрнутым ответом. Узнать правила построения устного и письменного развѐрнутого ответа на вопрос. | 1 |
24 | Письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту. | Тренироваться давать письменный развѐрнутый ответ на вопросы по тексту. | 1 |
25 | Комплексная работа | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
26 | Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение учебного года. | 1 |
27 | Работа с источниками информации: справочники, энциклопедии, словари. | Знать правила поиска информации в литературных источниках, в сети Интернет.Учиться получать информацию из различных источников, в том числе из справочников, словарей, энциклопедий различной тематики. | 1 |
28 | Подготовка устных сообщений по выбранной теме. | Знать правила подготовки устных сообщений, готовить выступления перед аудиторией сверстников, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Разрабатывать критерии оценивания выступлений. | 1 |
29 | Презентация устных сообщений. | Упражняться в подготовке устных сообщений, выступать перед аудиторией, используя иллюстративный ряд. Оценивать выступления одноклассников по критериям. | 1 |
30 | Презентация устных сообщений. | Упражняться в подготовке устных сообщений, выступать перед аудиторией, используя иллюстративный ряд. Оценивать выступления одноклассников по критериям. | 1 |
31 | Презентация устных сообщений. | Упражняться в подготовке устных сообщений, выступать перед аудиторией, используя иллюстративный ряд. Оценивать выступления одноклассников по критериям. | 1 |
32 | Итоговая комплексная работа "Мои достижения" | Выполнять задания, предложенные в комплексной работе, демонстрировать понимание различных видов информационных сообщений. | 1 |
33 | Резервный урок по разделу. Урок коррекции: работа над ошибками в комплексной работе. | Работая с эталонами выполнения заданий комплексной работы, определять причины ошибок, допущенных в работе,выделять"проблемные" вопросы, над которыми необходимо работать в течение следующего учебного года. | 1 |
34 | Обощающий урок. Умею ли я работать с текстом? | Подвести итоги изучения курса в 3 классе, наместить перспективы на следующий учебный год. | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | | 34 |
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Учимся работать с текстом. 1-4 классы»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013. |
2) Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2013. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.
Образовательная онлайн-платформа https://education.yandex.ru/main/ Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.
Электронная библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/