Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Утверждаю:
Заместитель директора по УР
_____________/Захарчук С.А./
« 30» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16Астрономия
для профессии СПО
15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Карасук
2019
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей »
Разработчики:
Бальчугова Галина Николаевна - преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла
Протокол № 1 от 30 .08.2018 г.
Председатель ПЦК _____________ / Жалнина О.Н./
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..................... ……………………………………………………………........................4
Тематический план и содержание учебной дисциплины………………………………………........................6
Перечень практических занятий………………………………………………...................................................12
Виды самостоятельных работ………………………………………………………………................................13
Требования к результатам обучения…………………………………………………………..............................13
Характеристика основных видов учебной деятельности……………………………………….......................16
Критерии оценки знаний, умений и навыков………………………………………………………....................19
8.Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной дисциплины
« Астрономия». ............................................................................................................................................................24
9.Литература...................................................................................................................................................................26
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «Астрономия» относится к общеобразовательному циклу (общеучебная дисциплина) изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного небе в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В программе учебной дисциплины «Астрономия» уточняется содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематика рефератов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Астрономия»
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов
составляет:
• по профессиям СПО технического профиля профессионального образования —57 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, —38 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 19 часов.
Вид учебной работы | Количество часов | Количествопрактических занятий |
Аудиторные занятия.Содержание обучения |
1.Предмет астрономии | 2 | |
2. Основы практической астрономии | 8 | 3 |
3.Строение солнечной системы | 2 | 1 |
4.Законы движения небесных тел | 5 | |
5. Природа тел солнечной системы | 8 | 6 |
6. Солнце и звезды | 5 | 1 |
7.Наша Галактика- Млечный путь | 2 | 1 |
8. Строение и эволюция Вселенной | 2 | |
9. Жизнь и разум во Вселенной | 4 | |
Итого | 38 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 19 |
Всего часов | 38 |
Максимальная нагрузка | 57 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
| 3 курс ,5 семестр | 38 | |
Глава 1. | Предмет астрономии | 2 | |
Что изучает астрономия. | 1 | 2 |
Наблюдения – основа астрономии | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Роль астрономии в жизни человека» | 2 | |
Глава 2. | Основы практической астрономии | 8 | |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | 2 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | 2 |
Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | 2 |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 2 | 2 |
Практические занятия: Практическое занятие№1«Предмет астрономии» Практическое занятие № 2 « Кульминация светил. Определение географической широты» Практическое занятие №3 «Основы измерения времени» Практическое занятие №3 «Основы измерения времени» | 3 | 2 |
|
Самостоятельная работа: Наблюдения невооруженным глазом «Основные созвездия и наиболее яркие звезды». Работа с опорным конспектом | 3 | 3 |
Глава 3. | Строение солнечной системы Конфигурации планет. Синодический период | 2 | |
Конфигурации планет. Синодический период | 1 | 2 |
Практические занятия: Практическое занятие №4 «Гелиоцентрическая система Коперника» Практическое занятие №4 «Гелиоцентрическая система Коперника» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат «Хранение и передача точного времени» | 3 | 3 |
Глава 4. | Законы движения небесных тел | 5 | |
| Законы Кеплера | 1 | 2 |
| Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | 2 |
| Движение небесных тел под действием силы тяготения. | 1 | 2 |
| Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов | 2 | 2 |
Глава 5. | Природа тел солнечной системы | 8 | |
Солнце: его состав и внутреннее строение Солнечная активность и ее влияние на Землю | 2 | 2 |
| Практические занятия: Практическое занятие №5 «Фазы Луны. Лунные затмения» Практическое занятие №6 «Природа Луны» Практическое занятие № 7 « Общие характеристики планет. Происхождение солнечной системы» Практическое занятие № 8 «Планеты земной группы» Практическое занятие № 9«Международная космическая станция» Практическое занятие № 10« Малые тела солнечной системы» | 6 | 2 |
| Самостоятельная работа: Наблюдения невооруженным глазом «Движение Луны и смена ее фаз». Работа с опорным конспектом Подготовка к практическим работам | 5 | 3 |
Глава 6. | Солнце и звезды Солнце, состав и внутреннее строение | 5 1 | |
Солнце: его состав и внутреннее строение | 1 | 2 |
Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | 2 |
Переменные и нестационарные звезды. | 1 | 2 |
| Эволюция звезд | 1 | 2 |
| Практические занятия: Практическое занятие № 11 «Физическая природа звезд» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат «Экзопланеты» | 3 | 3 |
Глава 7. | Наша Галактика- Млечный путь | 2 | |
| Наша Галактика | 1 | 2 |
| Практические занятия: Практическое занятие №12 «Новые достижения в космосе». | 1 | 2 |
Глава 8. | Строение и эволюция Вселенной | 2 | |
| Другие звездные системы — галактики | 1 | 2 |
Космология начала ХХ в. | 1 | 2 |
Основы современной космологии | 1 | 1,2 |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат «Полярные сияния» | 3 | 3 |
Глава 9. | Жизнь и разум во Вселенной | 4 | |
Есть ли жизнь во Вселенной | 2 | 2 |
Итоговое повторение по курсу | 1 | 2 |
Зачет | 1 | 2 |
3. Перечень практических работ
Глава | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
Основы практической астрономии | Практическое занятие №1 «Предмет астрономии» Практическое занятие №2 « Кульминация светил. Определение географической широты» Практическое занятие №3 «Основы измерения времени» | 3 |
Строение солнечной системы | Практическое занятие №4 «Гелиоцентрическая система Коперника» | 1 |
Природа тел солнечной системы | Практическое занятие №5 «Фазы Луны. Лунные затмения» Практическое занятие №6 «Природа Луны» Практическое занятие № 7 « Общие характеристики планет. Происхождение солнечной системы» Практическое занятие № 8 «Планеты земной группы» Практическое занятие № 9«Международные космические станции» Практическое занятие № 10« Малые тела солнечной системы» | 6 |
Солнце и звезды | Практическое занятие № 11 «Физическая природа звезд» | 1 |
Строение и эволюция Вселенной | Практическое занятие №12 «Новые достижения в космосе». | 1 |
4. Виды самостоятельных работ
Самостоятельная работа включает в себя следующие виды работ:
Подготовка к проверочным работам, практическим занятиям, дифференцированному зачету.
Изучение информации о планетах солнечной системы, галактиках и Вселенной с помощью конспектов лекций, учебной литературы и интернет- ресурсов.
3)Выполнение творческих заданий ( подготовка сообщений, кроссвордов, докладов, рефератов, презентаций)
5.Требования к результатам обучения
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области астрофизики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике; − умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естество-знания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
− сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
− сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
6. Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
Предмет астрономии | Воспроизведение сведений по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; Использование полученных ранее знаний для объяснения устройства и принципа работы телескопа. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Практическое применение астрономических исследований. |
Основы практической астрономии. | Воспроизведение определений терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); Объяснение необходимости введения високосных лет и нового календарного стиля; Объяснение наблюдаемых невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; |
Законы движения небесных тел. | Вычисление расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; Формулирование законов Кеплера, определение массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера |
Солнечная система. | Формулирование и обосновываниеосновных положений современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; Определение и различение понятий (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); Описание природы Луны и объяснение причины ее отличия от Земли;Перечисление существенных различий природы двух групп планет и объяснение причины их возникновения; Сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указание следов эволюционных изменений природы этих планет; Объяснение механизма парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; Описание характерных особенностей природы планет-гигантов, их спутников и колец; Характеристика природы малых тел Солнечной системы и объяснение причины их значительных различий; Описание явлений метеора и болида, объяснение процессов, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; Объяснение сущности астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. |
Методы астрономических исследований. | Использование методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получение астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа. Изучение эффекта Доплера. Применение эффекта Доплера. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Принцип действия оптического телескопа. Законы Стефана- Больцмана и Вина. Эффект Доплера. |
Звезды. | Определение и различие понятий (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); Характеристика физического состояния вещества Солнца и звезд и источников их энергии; Описание внутреннего строения Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; Объяснение механизма возникновения на Солнце грануляции и пятен; Описание наблюдаемых проявлений солнечной активности и их влияние на Землю;Вычисление расстояние до звезд по годичному параллаксу; Называние основных отличительных особенностей звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; Сравнение модели различных типов звезд с моделью Солнца; Объяснение причин изменения светимости переменных звезд; Описание механизма вспышек новых и сверхновых; Оценивание времени существования звезд в зависимости от их массы; Описание этапов формирования и эволюции звезды; Характеристика физических особенностей объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. |
Наша Галактика - Млечный Путь | Характеристика основных параметров Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); Нахождение расстояния до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость». |
Галактики. Строение и эволюция Вселенной | Объяснение смысла понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); Сравнение выводов А.Эйнштейна и А. А.Фридмана относительно модели Вселенной; Обоснование справедливости модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; Формулирование закона Хаббла; Определение расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; Оценивание возраста Вселенной на основе постоянной Хаббла; Интерпретация обнаружения реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; Классификация основных периодов эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; Интерпретация современных данных об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. |
7. Критерии оценки знаний, умений и навыков
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех студентов. Студентам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из способов учета знаний студентов.
Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
а) полноту и правильность ответа;
б) степень осознанности, понимания изученного.
Отметка «5» ставиться, если студент:
Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником.
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.
Излагает материал грамотным языком, точно используя терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков
Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые студент легко исправил после замечания преподавателя.
Отметка «4»ставится, если студент :
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и оформлении излагаемого.
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание.
Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладок, легко исправленные после замечания преподавателя.
Оценка «3»ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «требования к подготовке обучающихся» в программе по географии)
Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких вопросов преподавателя.
Студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по теме.
. При достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Излагает материал неполно и допускает неточность в определении понятий или формулировке правил.
Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого.
Отметка «2»ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает также недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки с отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных студетами на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы студента, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценки при выполнении письменных работ
Отметка «5» ставится, если:
Работа выполнена полностью
В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок
В решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала)
Отметка «4» ставится, если:
Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать не явилось специальным объектом проверки)
Допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Допущены существенные ошибки, показывающие, что студент не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «2» ставится, если:
Работа показала полное отсутствие у обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Преподаватель может повысить отметку за:
Ответ на более сложный вопрос, предложенный дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Критерии оценок за выполнение теста
При оценке теста подсчитывается количество баллов в работе студента, которое затем делится на общее количество баллов теста по эталону.
«5» - 90-100%
«4»- 70-89%
«3»- 47-69%
«2»- 0-46%
Защита реферата
Студент подбирает тему работы по интересующему его вопросу и согласует его с преподавателем. Тема должна быть достаточно конкретной, чтобы студент мог продемонстрировать самостоятельность суждений. Это может быть исследовательская задача, теоретический вопрос, выходящий за рамки программы, историческое исследование, подразумевающее работу с первоисточниками и т.д. Студент изучает избранную проблему, консультируясь с преподавателем, составляет развернутый план реферата, руководствуясь общепринятыми требованиями к его структуре.
Черновой вариант реферата проверяется преподавателем. Готовый реферат студент представляет преподавателю на рецензию. При рецензировании работы необходимо учитывать актуальность, научный уровень, полноту и глубину раскрытия темы студентами, уровень самостоятельности суждений.
Рекомендуемая структура реферата:
Титульный лист, на котором записываются наименование темы, имя автора реферата, имя руководителя, год подготовки реферата.
Введение, в котором определяются цели и задачи исследования, обозначаются его границы.
Основная часть, в которой раскрывается тема реферата, подчеркивается собственная точка зрения по исследуемому вопросу (при использовании цитат обязательно указывается первоисточник)
Заключение, в котором содержатся обобщения и выводы по теме реферата,
Приложение, в котором содержатся различные графики, таблицы, протоколы испытаний и т.п.
Список используемой литературы.
Итоговая оценка
За семестр и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки студента по астрономии.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку студентов по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако, для того, чтобы стимулировать серьезное отношение студентов к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Астрономия »
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, демонстрационное оборудование, посредством которых участники образовательного процесса могут просматривать демонстрации, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия » входят: многофункциональный комплекс преподавателя; библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой карандаш, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска
интерактивная доска;
наглядные пособия: (учебники, баннеры, раздаточный материал,).
Комплекты дисков:
1. Компакт-диск «Астрономия 1,2» (комплект) DVD
2. Компакт-диск «Астрономия. Наша Вселенная»DVD
Демонстрационное оборудование:
1.телескоп
2.Документ-камера
3.Модель небесной сферы
4.Модель строение Солнечной системы(электрическая)
9.ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
1. Астрономия : учебник для проф. образовательных организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.
2. Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018. (электронный учебник)
Для преподавателей:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
от 29 июня 2017 г. № 613. Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www.firo.ru/
Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып.127. Приложение к журналу «Квант»,
№ 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.
Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М. : Дрофа, 2018.
Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш — Ростов н/Д : Учитель, 2018.
Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika.pdf
Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М. :Физматлит, 2013.
Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. :Физматлит, 2013.
Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.
.Скворцов П.М;.Фещенко Т.С «Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»
для профессиональных общеобразовательных организаций ; М. : Издательский центр «Академия», 2018 г
Интернет-ресурсы
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htГосударственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.
Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru
Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu.be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и
внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: http://www.astronews.ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругос-
вет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
http://www.gomulina.orc.ru/
http://www.myastronomy.ru