СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Безопасность жизнедеятельности »

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Область применения программы

       Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав:

- укрупненную группу профессий: 08.00.00 Техника и технология строительства;

 - по специальности: 08.01.05  Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.

 

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки

       квалифицированных рабочих и служащих:

       дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

 

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  

       дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

 

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Безопасность жизнедеятельности »»

Приложение № 5

к программе подготовки квалифицированных рабочих и

служащих ФГОС среднего профессионального образования по профессии 08.01.05 «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ», утвержденного приказом Министерства образования РФ № 748 от 02.08.2013 года

(рег. Минюст РФ № 29554 от 20.08.2013 г.).
















рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


« Безопасность жизнедеятельности »

























2022 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)

08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ - «Столяр строительный», укрупненная группа 08.00.00 Техника и технология строительства.




Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 142

Федеральной службы исполнения наказаний.



Разработчик: Чернышев Олег Александрович– мастер производственного обучения ФКП образовательного учреждения № 142





Рекомендована ___________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________



Заключение №____________ от «____»________________2022г.

(номер)
























СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр. 4 - 5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 5 - 9

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

стр. 10-11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины, и КИМ
(контрольно - измерительные материалы)

стр. 12

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05

«Безопасность жизнедеятельности»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав:

- укрупненную группу профессий: 08.00.00 Техника и технология строительства;

- по специальности: 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.



1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;

- оказывать первую помощь пострадавшим;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальная учебная нагрузка на обучающегося - 54 часа.

в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка на обучающегося - 36 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.






2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

15

решение тестовых задач

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы

18

Итоговая аттестация в форме диф. зачета




















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности»


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и определения.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

1

1

Тема 1

Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС.



Содержание учебного материала:



1



2

Общие понятие об устойчивости объектов экономики в условиях ЧС.

Мероприятия и принципы обеспечения устойчивости работы объектов экономики.

Практические занятия:

- диспут на тему роли государства в обеспечении устойчивости объектов экономики,

контроля и надзора за соблюдением требований условий безопасного труда и

нормативно правовых баз;

- определение признаков нарушений производственных технологий, угрожающей

устойчивости предприятия в сфере ее дальнейшего функционирования.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Повторить и законспектировать тему

«Нормативные документы по обеспечению безопасности жизнедеятельности».

1





Тема 2

Потенциальные опасности

и их последствия в профессиональной

деятельности.














Тема 3

Чрезвычайные ситуации мирного времени и защита от них.


Содержание учебного материала:



1



2


Общие сведения об опасностях.

Последствия опасностей в профессиональной деятельности.

Принципы снижения вероятности реализации потенциальных опасностей.

Практические занятия:

- диалоговая игра, дать определение «Опасности в сфере производства», выбрать их по

формам и типам по правоопределяющей роли форм производства;

- просмотр видео урока, презентации и диспут на тему производственные травмы;

- решение тестовых задач.



1



3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор материала, анализ и рефератирование учебной литературы при выполнении

самостоятельных работ по лекционному курсу.


2




1

1


1

1



1











2

Содержание учебного материала:

Подтема 3.1

  1. Понятия и квалификация ЧС мирного времени.

  2. ЧС природного характера.

Подтема 3.2

  1. ЧС техногенного характера.

  2. Терроризм и меры по его предупреждению.

Подтема 3.3

  1. Единая государственная система защиты населения

и территорий в чрезвычайных ситуациях РСЧС.

  1. Государственная служба по охране здоровья и безопасности граждан.

  2. Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Практические занятия:

- проанализировать видео презентацию по ЧС природного характера;

- диспут: ЧС техногенного характера;

- самостоятельно определить характеристику ЧС по ее признакам;

- диспут: действия населения при ЧС;

- нормы (источники) права определяющие действия населения при ЧС.


1

1

1

1

1




3

Самостоятельная работа обучающихся:

Законспектировать тему «Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»

3









Тема 4

Способы защиты населения

от оружия массового поражения




Содержание учебного материала:


1


1


1

2

Подтема 4.1

Ядерное оружие и его поражающие факторы.

Подтема 4.2

Химическое оружие и его характеристика.

Подтема 4.3

Биологическое оружие и его характеристика.

Практические занятия:

- просмотр видео урока по истории создания ЯО, ХО, БО, презентацию по

ОМП и их характеристикам, диспут;

- самостоятельно определить вид, характеристику примененного ОМП по ее

признакам;

- в игровой форме разобрать действиях населения при применении ОМП, либо

при ЧС техногенного характера на ядерных, химических или АХО

предприятиях (тесты).

1


1


1





3

Самостоятельная работа обучающихся:

Внеаудиторная проработка теоретического материала по теме «Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ», «Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы.


4









Тема 5

Средства коллективной и индивидуальной защиты населения от ОМП.



Содержание учебного материала:


1


1

2

Подтема 5.1

Защитные сооружения, убежища и т.д.

Подтема 5.2

Индивидуальные средства защиты, их назначение и характеристика.

Практические занятия:

- просмотр видео фильмов по теме: защитные сооружения от ЯО, ХО, БО, их

характеристика и способы защиты населения после аварий и катастроф на

предприятиях АОХО и т.д.;

- диспут по презентации порядок использования ИСЗ и КСЗ при ЧС

техногенного характера;

- разобрать порядок действия населения при ЧС техногенного характера,

способам защиты от ЯО, ХО, БО и подручным средствам защиты органов

дыхания и т.д.;

- диспут об источниках права определяющие действия населения при ЧС;

- решение тестовых задач.

1



1






3

Самостоятельная работа обучающихся:

Внеаудиторная проработка теоретического материала по теме

«СИЗ и способы защиты от ОМП».

3








Тема 6

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны





Содержание учебного материала:


1


1


1







2

Подтема 6.1

Понятие и основные задачи гражданской обороны.

Организационная структура гражданской обороны

Подтема 6.2

Основные мероприятия, проводимые ГО.

Действия населения по сигналам оповещения.

Эвакуация населения в условиях ЧС.

Подтема 6.3

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС.

Обучение населения в области ГО.

Практические занятия:

- видео урок, презентацию по задачам ГО в области защиты населения при ЧС

природного и техногенного характера, диспут;

- самостоятельно решить задачу по действиям населения при оповещении о ЧС,

готовность к эвакуации и ее способам;

- решение тестовых задач.

1

1

1



3

Самостоятельная работа обучающихся:

Внеаудиторная проработка теоретического материала по теме

«Гражданская оборона, ее задачи».


2







Тема 7

Основы медицинской подготовки




Содержание учебного материала:



1


1



2

Подтема 7.1

Общие правила оказания первой медицинской помощи. ПМП при ранениях.

Подтема 7.2

ПМП при кровотечениях. ПМП при травмах.

Практические занятия:

- просмотр видео урока по правилам оказания ПМП;

- презентацию по теме ПМП, обучение населения по оказанию ПМП при

различных видах травм, диспут;

- самостоятельно решить задачу по определению видов кровотечений,

правильным действиям ПМП при различных видах травм;

- решение тестовых задач.


1


1


1




3

Самостоятельная работа обучающихся:

Внеаудиторная проработка теоретического материала по теме

«Защита человека от вредных и опасных производственных факторов».


3


Дополнительная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Озонный слой, в чем состоит его влияние на БЖ.

  2. Биосфера, примеры биоксных систем.

  3. Выводы из закона В.Н. Вернадского.

  4. Значение законов А.Н. Перельмана и Вернадского-Кларка.

  5. Экосистемы, биоценозы, биотопы.

  6. Механизм воздействия геохимических условий среды обитания на человека, проживающего в этой среде.

  7. Связь природных магнитных полей с БЖ.

  8. Геопатогенные зоны, характерные для РБ.


ВСЕГО:

54



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины ОП.05 требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты;

  • электрифицированный манекен для оказания ПМП;

- плакаты (баннеры):

«ЧС природного, техногенного, социального характера»;

«Задачи и предназначение МЧС, РСЧС, ГО»;

«Обучение населения действиям при ЧС»;

«Ядерное, биологическое и бактериальное оружие»;

«Пожарная и электробезопасность»;

«Пути проникновения вредных веществ в организм человека»;

«Неблагоприятные производственные факторы»;

«ПДК вредных веществ»;

«Первая медицинская помощь при различных видах травм»;

«Первая помощь при электротравме»;

«Освобождение пострадавшего от действия электрического тока»;

«Предупредительные плакаты».

- демонстрационные учебные фильмы:

«ЧС природного, техногенного, социального характера»;

«Задачи и предназначение МЧС, РСЧС, ГО»;

«Обучение населения действиям при ЧС»;

«Ядерное, биологическое и бактериальное оружие»;

«Пожарная и электробезопасность»;

«Влияние вредных факторов на организм человека»;

«Оказание первой помощи пострадавшим».

- презентации.


Технические средства обучения:


- компьютер с лицензионным программным обеспечением и

мультимедиапроектор, интерактивная доска, а также DVD, CD учебные видео

фильмы.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для уч. НПО – 2-е изд. М: Академия, 2013г., 288с.

  2. Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Практикум «Безопасность жизнедеятельности»: уч. для уч. НПО изд. М: Академия, 2013г., 144с.

  3. Добровольский В.В. «Основы богеохимии»: М.: Высшая школа, 2003.

  4. Иванов В.В. «Экологическая геохимия элементов», Книга 6, М, Экология.

  5. Наливкин Д.В. «Смерчи», М, Наука,2004.

  6. Наливкин Д.В. «Ураганы, бури, смерчи», Л, Наука,2003.

  7. Сергеев Г.А. «Биоритмы и биосфера», М, Знание,2000.

  8. Хван Т.А., Хван П.А. «Безопасность жизнедеятельности»,Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

  9. Топоров И.К. «Основы безопасности жизнедеятельности»» М.: Просвещение, 2005.

  10. Топоров И.К. «Основы безопасности жизнедеятельности». М.: Просвещение, 2005.


Дополнительные источники:

    1. Баратов А.Н., Пчелинцев В.А. «Пожарная безопасность», М.: изд-во АСВ, 2005.

    2. Козьяков А.Ф. «Законодательство по безопасности жизнедеятельности.». Ассоциация специалистов по охране труда, 2004.

    3. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. и др. «Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда», М.: Высшая школа, 2005.


INTERNET-РЕСУРСЫ.

  1. Безопасность жизнедеятельности на предприятии — курсовая работа
Содержит анализ экологических условий, санитарных норм, требования техники безопасности на предприятии, практическая часть - расчет заземлителей revolution.allbest.ru 2. Безопасность жизнедеятельности на предприятии

это система организационных мероприятий и технических средств предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. ucheba.ruРефераты8898.html

3. Реферат: Обеспечение БЖД на предприятии

Необходимость электроэнергии для современного производства и быта человека

общеизвестна. erudition.rureferat/ref/id.32361_1.html

4. Реферат: Безопасность жизнедеятельности на предприятии.

Рубрика: Рефераты по безопасности жизнедеятельности. Промышленная санитария на рабочем месте. Пожарная безопасность и электроопасность. Огнетушащие вещества. Техника безопасности при...

BestReferat.ru › referat-95867.html




5. Реферат: Безопасность жизнедеятельности на предприятии

Все рабочие производства должны проходить курс по технике безопасности.

neuch.ru›Рефераты›87767.html


6. БЖД на предприятии - Рефераты - 5ballov.ru

5ballov.qip.ru›Рефераты›preview/72766


7. KM.RU Реферат: Безопасность жизнедеятельности на предприятии

Москва: Высшая школа, 1991. Санитарные нормы проектирования промышленных

предприятий: СН-245-71.

student.km.ru › ref_show_frame.asp?id=…


8. Херсон Инфо ::... Безопасность жизнедеятельности на предприятии

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда. Содержит анализ экологических условий, санитарных норм, требования техники безопасности на предприятии, практическая часть - расчет заземлителей. xepcoh.info › referats/view/642


9. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова

Раздел VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ alleng.ru


10. Безопасность жизнедеятельности на предприятии

Огнетушащие вещества.Техника безопасности при использовании электроустановок. Безопасность подъемно-транспортных средств.

vevivi.ru › …Bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-na…








4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, контрольных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


- организовывать и проводить мероприятия

по защите работающих и населения от

негативных воздействий чрезвычайных

ситуаций;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- предпринимать профилактические меры

для снижения уровня опасностей различного

вида и их последствий в профессиональной

деятельности и в быту;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- использовать средства индивидуальной и

коллективной защиты от оружия массового

поражения;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- применять первичные средства

пожаротушения;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- владеть способами бесконфликтного

общения и саморегуляции в повседневной

деятельности и экстремальных условиях;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- оказывать первую помощь пострадавшим;


опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

Знания:


- принципы обеспечения устойчивости

объектов экономики, прогнозирования

развития событий и оценки последствий при

техногенных чрезвычайных ситуациях и

стихийных явлениях, в том числе в условиях

противодействия терроризму как серьезной

угрозе национальной безопасности России;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- основные виды потенциальных опасностей и

их последствия в профессиональной

деятельности и в быту, принципы снижения

вероятности их реализации;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- задачи и основные мероприятия гражданской

обороны;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- способы защиты населения от оружия

массового поражения;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- меры пожарной безопасности и правила

безопасного поведения при пожарах;

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

опрос, практические занятия, контрольная работа, тестирование


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!