СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины  "Безопасность жизнедеятельности " разработана в рамках работ по внесению изменений и дополнений в образовательную программу по профессии среднего профессионального образования  "Повар,кондитер", в целях внендрения международного передового опыта  подготовки специалистов  движения WorldSkills International  и является составной частью профессиональной программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ



рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины

ОП 05. «Безопасность жизнедеятельности»


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ

по профессии

43.01.09

Повар, кондитер



г. Ярославль, 2017 г


РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии


Протокол

№ 9

от

« 21»

мая

2017 г


Председатель МК ПД


Рябчикова И.В.



(подпись)

(расшифровка)


Программа учебной дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в рамках выполнения работ по внесению изменений и дополнений в образовательную программу по профессии среднего профессионального образования Повар, кондитер, в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учётом передового международного опыта движения WorldSkills International, на основании компетенции WSR и с учётом профессионального стандарта «Повар», утвержденного Приказом Минтруда № 610н от 08.09.2015г., и профессионального стандарта « Кондитер», утверждённого Приказом Минтруда № 597н от 07.09.2015г., требований профессиональных стандартов индустрии питания, разработанных в 2007-2008 годах НП Федерация рестораторов и Отельеров», которые были внесены в Национальный реестр профессиональных стандартов, а также интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями WSR и является составной частью данной профессиональной программы.



Организация-разработчик:



ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания

Разработчик:

Россиков В.П.

Преподаватель - организатор ОБЖ


(ФИО)

(должность)


ГПОУ ЯО Ярославского колледжа индустрии питания


(организация)




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР


В.С. Новиков


«___»______________201__ г.



СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 8

3. условия реализации УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Программы 20

5. Возможности использования данной программы для других ПООП 29

Приложение 30

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
рабочей ПРОГРАММЫ

ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности»



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 " Безопасность жизнедеятельности " является частью профессиональной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09. Повар, кондитер.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Целями изучения дисциплины являются:


  • ознакомление студентов с основами безопасности жизнедеятельности в пищевом производстве;

  • подготовка студентов к применению безопасности жизнедеятельности в последующей практической деятельности в качестве повара (кондитера) или его помощника;


Задачами изучения дисциплины являются:

  • изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации на предприятиях питания;

  • изучение способов защиты населения от оружия массового поражения, мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;

  • научиться оказывать первую помощь пострадавшим при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • научиться использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения.

В результате освоения дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения дисциплины обучающейся должен знать:


  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития события и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности Российской Федерации;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;


  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;



  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;



  • область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;


В результате изучения дисциплины студент должен освоить основной вид деятельности по профессии и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:


1.2.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК9.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке


1.2.2. Перечень профессиональных компетенций


Код

Профессиональные компетенции


ПК1.1.

Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК1.2.

Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК2.1.

Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК2.2.

Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК2.3.

Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК2.4.

Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК2.5.

Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК3.1.

Готовить бульоны и отвары.

ПК3.2.

Готовить простые супы.

ПК3.3.

Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК3.4.

Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК4.1.

Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК4.2.

Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК4.3.

Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК5.1.

Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК5.2.

Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК5.3.

Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК5.4.

Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК6.1.

Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК6.2.

Готовить и оформлять салаты.

ПК6.3.

Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК6.4.

Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК7.1.

Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.


ПК7.2.

Готовить простые горячие напитки.

ПК7.3.

Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК8.1.

Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК8.2.

Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК8.3.

Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК8.4.

Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК8.5.

Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК8.6.

Готовить и оформлять фруктовые и лёгкие обезжиренные торты и пирожные.


1.2.3. В результате освоения дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» будут освоены следующие действия, умения и знания:


иметь практический

опыт:

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

-применять первичные средства пожаротушения *

уметь:

-организовывать проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;*

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;*

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения *

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;*

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии;*

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;*

- оказывать первую помощь пострадавшим.*

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;*

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;*

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;*

- основные военные службы и обороны государства;*

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;*

- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;*

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;*

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;*

- области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;*

- порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим;*

- правила пожарной безопасности в организациях питания***


Пояснения:

* - требования ФГОС СПО,

** - требования WSI/WSR,

*** -требования профстандартов



1.3. Количество часов, отводимое на освоение учебной дисциплины


Всего часов: 38


Из них на освоение дисциплины - 36 часов;

Консультации – 2 часа.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Коды ОК

Наименования разделов учебной дисциплины

Объем образовательной программы

(час.)



Обучение по предмету БЖД (час.)

Занятия во взаимодействии с преподавателем
(час.)

Консультации

Всего

Уроки (час.)

Лабораторных и практических

занятий

ОК1-7.

Раздел 1.

Человек и техносфера

7

7


4

3


ОК7.

Раздел 2.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях


9


9




3

6

ОК4.

ОК7.

ОК9.

Раздел 3.

Основы военной службы и обороны государства


12

12



4

8


ОК1-10.

Раздел 4.

Основы медицинских знаний


6

6



2

4


ОК1-11.

Дифференцированный зачёт

Итоговая аттестация


2

2


2

2


Всего:

36

36

13

23

2








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1

2

3

4

Раздел 1. Человек и техносфера

7


Тема 1.1

Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности.


Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий


3

Урок 1. «Предмет и задачи изучения дисциплины БЖД. Основы взаимодействия человека со средой обитания. Опасности, их классификация. Принципы защиты от опасностей ».

2


1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


2

Практическое занятие 1. «Опасности природного и техногенного характера, их классификация».

3

1

Практическое занятие 2. «Опасности военного и экологического характера, их классификация».

3

1

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.1-17;

2.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.18-80;

3.Подготовить реферат на тему:

«Опасности природного и техногенного характера присущие Ярославской области».

4.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.81-98;


Тема 1.2

Современное

состояние системы «человек-техносфера».


Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий

4

Урок 2. «Виды и формы деятельности человека. Классификация условий трудовой деятельности. Работоспособность и пути повышения эффективности труда».

2

1

Урок 3. «Негативные факторы производственной среды».

2

1

Урок 4. « Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности».

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


1

Практическое занятие 3 . Методы прогнозирования возможного развития событий от возникновения опасностей техногенного характера.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.54-71;

2.Подготовка сообщений на темы:

- «Особо опасные работы на промышленных предприятиях»,

- «Человеческий фактор и аварии: связь, профилактика возникновения».

Раздел 2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

9

Тема 2.1

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 4. Отработка эвакуации в убежище.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.98-107;

2.Составление схемы эвакуации из учебного кабинета .

Тема 2.2

Чрезвычайные ситуации: основные способы и средства защиты.

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий


5

Урок 5. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

2

1

Урок 6. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия медицинской защиты.

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


3

Практическое занятие 5. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

3

1

Практическое занятие 6. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

3

1

Практическое занятие 7. Отработка навыков работы с первичными средствами тушения пожара**.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.112-117;

2.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.117-125;

3.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.125-130;

4.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.98-107;

5.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.131-140;

6. Самостоятельная работа с нормативно-правовыми документами МЧС

Тема 2.3

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны при осуществлении профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий


3

Урок 7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС.

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


2

Практическое занятие 8. Отработка навыков одевания индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи.

3

1

Практическое занятие 9.Пожарная безопасность предприятий общественного питания .Отработка навыков работы с первичными средствами тушения пожара***.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр108-112;

2. Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.125-130;

3.Составление схемы эвакуации из учебного кулинарного цеха.

Составление схемы эвакуации из учебного кондитерского цеха.

Раздел 3. Основы военной службы и обороны государства

12

Тема 3.1

Основы обороны государства

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий


2

Урок 8. Вооружённые Силы Российской Федерации- основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение.

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


1

Практическое занятие 10. Вооружённые Силы Российской Федерации- основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1 Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.141-149;

2.Подготовка презентации по одному из родов войск.

Тема 3.2

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий


7

Урок 9. Воинская обязанность, её основные составляющие. Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему.

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


6

Практическое занятие 11. Организация призыва на военную службу.

3

1

Практическое занятие 12 . Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего.

3

1

Практическое занятие 13. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Альтернативная служба.

3

1

Практическое занятие 14. Воинские звания и форма одежды.

3

1

Практическое занятие 15. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.

3

1

Практическое занятие 16. Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессии СПО.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Чтение и конспектирование учебника "БЖД" [1] стр.149-155;

2.Подготовка презентации «Организация призыва на военную службу».

3. Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.)

4. Федеральный Закон , «О воинской обязанности и воинской службе» ( № 53 -98г.)

5. Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)


Тема 3.3

Основы военного патриотического воспитания

Содержание учебного материала

Уровень освоения


Тематика учебных занятий


3

Урок 10. Боевые традиции Вооружённых Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.

2

1

Урок 11. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ


1

Практическое занятие 17. Порядок приёма военной присяги.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.155-161;

2.Подготовка доклада по одной из тем:

1. «Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации»,

2. «Дни воинской Славы».



Раздел 4. Основы медицинских знаний

6

Тема 4.1

Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности


Содержание учебного материала

Уровень

освоения

Тематика учебных занятий


6

Урок 12. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

2

1

Урок 13. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза.

2

1

Тематика практических занятий и лабораторных рабо


4

Практическое занятие 18. Первая помощь при остановке сердца. Отработка на тренажёре техники проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

3

2

Практическое занятие 19. Техника наложения бинтовых повязок на различные части тела.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.162-177;

2.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.177-179;

3.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.179-183;

4.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.183-191;

Подготовка презентации на тему: «Оказание первой помощи при ожогах».




Дифференцированный зачёт

Итоговая аттестация

2

Всего:

36


Пояснения:

* - требования ФГОС СПО,

** - требования WSI/WSR,

*** -требования профстандартов


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).




3. условия реализации программы

3.1. Материально-техническое обеспечение


Реализация программы дисциплины осуществляется в учебных кабинетах

" Безопасности жизнедеятельности и охраны труда" № 21 (корпус 1) и № 8

( корпуса 2) .

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:


- учебно-методическое обеспечение дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности», включают в себя презентации учебных курсов, учебно-методических пособий по проведению практических занятий, методические указания по проведению контроля полученных знаний и навыков;

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

Комплект учебно–наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности», «Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности».


Технические средства обучения:


- компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, принтер проектор;

- телевизор;

- видео и аудио аппаратура;

- манекены для отработки приёмов искусственного дыхания и извлечения инородных тел из органов дыхания;

- электронный тир.

Печатные пособия:

- Комплект таблиц «Основы безопасности жизнедеятельности».

- Комплект таблиц «Основы военной службы».

- Комплект таблиц «Терроризм».

- Комплект таблиц «Символ воинской чести».

- Комплект таблиц «Оружие России».

- Комплект таблиц «Единая система предупреждения ЧС (ГО)».

Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование (приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты, перевязочный материал, средства за больными и пострадавшими).




3.2. Информационное обеспечение

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

Основная литература:


1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л.,Безопасность жизнедеятельности.

4- е изд., стер.-М.:Академия,2014,288с.

2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности.

Практикум–2-е изд., стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с.

3. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.



Дополнительная литература:


1. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ.

2. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г.

№ 11 с изменениями и дополнениями. 2013г.

3. Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.)

4. Федеральный Закон , «О воинской обязанности и воинской службе» ( № 53 -98г.)

5. Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)



Интернет – ресурсы:


1. Юридическая Россия: Информационный портал (Электронный ресурс).

Режим доступа:

http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookld=1212788.
2. ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности, Информационно- методическое издание для преподавателей: информационный портал (Электронный ресурс).- Режим доступа:

 http://www.school-obz.org/





3.3. Организация образовательного процесса

(60)


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса (берется из ФГОС)


Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).


Квалификационные требования к преподавателю-организатору ОБЖ ОП.05 " Безопасность жизнедеятельности"


 Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительная профессиональная подготовка в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.



Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.






4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины



Общие компетенции, формируемые в рамках освоения программы


Оцениваемые знания и умения, действия



Методы оценки


Критерии оценки


ОК1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


Знать

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основные военные службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;**

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;

- области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим




Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;




Правильное решение ситуационных задач ;

Демонстрация правильного использования средств индивидуальной защиты;

Правильное решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты;

Демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения;

Правильный выбор родственных полученной профессии в перечне военно-учётных специальностей;

Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий;

Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь;

Выполнение всех действий по организации и содержанию точность распознавания сложных проблемных ситуаций в различных контекстах;

Адекватность анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности;

Оптимальность определения этапов решения задачи;

Адекватность определения потребности в информации;

Эффективность поиска;

Адекватность определения источников нужных ресурсов;

Разработка детального плана действий;

Правильность оценки рисков на каждом шагу;

Точность оценки плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его реализации, предложение критериев оценки и рекомендаций по улучшению плана;



Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе решения ситуационных задач.

Интерпретация результатов анкетирования студентов.



















Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля




















Демонстрация подготовленности к военной службе

Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля









Уметь

-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения,***

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

Действовать

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения *

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


ОК2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе;

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Оптимальность планирования информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач;

Адекватность анализа полученной информации, точность выделения в ней главных аспектов;

Точность структурирования отобранной информации в соответствии с параметрами поиска;

-Адекватность интерпретации полученной информации в контексте профессиональной деятельности;

Оценка работы обучающихся , связанной с поиском информации по теме 2.2.

Анализ результатов наблюдения ( по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий по теме 2.3.

ОК3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Актуальность используемой нормативно-правовой документации по профессии;

Точность, адекватность применения современной научной профессиональной терминологии

ОК4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Эффективность участия в деловом общении для решения деловых задач;

Оптимальность планирования профессиональной деятельность;

Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий по теме 2.1;2.3;3.3.

ОК5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Грамотность устного и письменного изложения своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке;

Толерантность поведения в рабочем коллективе ;


ОК6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля;

Толерантность поведения в рабочем коллективе ;

Понимание значимости своей профессии;

Оценка обучающегося во время практической работы по теме 3.3


ОК7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь

Оценка обучающегося во время практической работы по теме 2.1, 2.2 и 2.3.

Точность соблюдения правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

Эффективность обеспечения ресурсосбережения на рабочем месте;

ОК9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Адекватность, применения средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности;

Оценка работы обучающихся , связанной с поиском и составлением тезисов по найденному материалу по теме 3.1.







ОК10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Адекватность понимания общего смысла четко произнесенных высказываний на известные профессиональные темы);

Адекватность применения нормативной документации в профессиональной деятельности;

Точно, адекватно ситуации обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

Правильно писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы


Пояснения:

* - требования ФГОС СПО,

** - требования WSI/WSR,

*** -требования профстандартов





5. Возможности использования данной программы
для других ПООП

(64)



Приложение



Поурочное планирование

ОП.05 " Безопасность жизнедеятельности "




Учебные пособия для самостоятельной работы:



[1] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л ., Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд.,

стер.-М.:Академия,2014,288с.

[2] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. Практикум–2-е изд.,

стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с.

[3] Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.

[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ,

[5] Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изменениями и дополнениями.

2013г.

[6] Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.)

[7] Федеральный Закон , «О воинской обязанности и воинской службе» ( № 53 -98г.)

[8] Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)


Примечание к обозначениям в содержании самостоятельной работы: (68)






урока на курсе

урока в теме

Тема урока

Самостоя-тельная работа

Учебная нагрузка по дисциплине (ч.)

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы


Всего по

дисциплине

Теоретическое обучение

Лабораторные работы, практические занятия

Контрольные работы



3 курс

Раздел 1.

Человек и техносфера


7

4

3


Тема 1.1

Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности.

0

3

1

2


1

1

Урок 1. «Предмет и задачи изучения дисциплины. Основы взаимодействия человека со средой обитания. Опасности, их классификация. Принципы защиты от опасностей »




1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.1-17;

Подготовить реферат на тему:

«Опасности природного и техногенного характера присущие Ярославской области».


2

2

Практическое занятие 1. «Опасности природного и техногенного характера, их классификация».




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.18-80;

3

3

Практическое занятие 2. «Опасности военного и экологического характера, их классификация».




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.81-98;

Тема 1.2

Современное состояние системы «человек-техносфера».



4

3

1


4

1

Урок 2. «Виды и формы деятельности человека. Классификация условий трудовой деятельности. Работоспособность и пути повышения эффективности труда».



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.63-71;

5

2

Урок 3. «Негативные факторы производственной среды».



1



Подготовка сообщений на одну из выбранных тем:

- «Особо опасные работы на промышленных предприятиях»,

- «Человеческий фактор и аварии: связь, профилактика возникновения».

6

3

Урок 4. « Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности».



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.54-71;

7

4

Практическое занятие 3 . Методы прогнозирования возможного развития событий от возникновения опасностей техногенного характера.



1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.54-71;

Раздел 2.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях


9

3

6



Тема 2.1


Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации


1

1



8

1

Практическое занятие 4. Отработка эвакуации в убежище.




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.98-107;

Составление схемы эвакуации из учебного кабинета .

Тема 2.2

Чрезвычайные ситуации: основные способы и средства защиты.


5

2

3



9

1

Урок 5. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация.



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.112-117;

Работа с нормативно-правовыми документами МЧС

10

2

Урок 6. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия медицинской защиты.



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.117-125;


11

3

Практическое занятие 5. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.125-130;

12

4

Практическое занятие 6. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.131-140;

13

5

Практическое занятие 7. Отработка навыков работы с первичными средствами тушения пожара**.




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.131-140;

Тема 2.3

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны при осуществлении профессиональной деятельности.



3

1

2


14

1

Урок 7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС.



1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр108-112;


15

2

Практическое занятие 8. Отработка навыков одевания индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи.




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.125-130;

Составление схемы эвакуации из учебного кулинарного цеха.


16

3

Практическое занятие 9.Пожарная безопасность предприятий общественного питания .Отработка навыков работы с первичными средствами тушения пожара**.




1


Составление схемы эвакуации из учебного кондитерского цеха.


Раздел 3.

Основы военной службы и обороны государства


12

4

8



Тема 3.1

Основы обороны государства


2

1

1



17

1

Урок 8. Вооружённые Силы Российской Федерации- основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение.



1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.141-149;

18

2

Практическое занятие 10. Вооружённые Силы Российской Федерации- основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение.




1


Подготовка презентации по одному из родов войск.

Тема 3.2


Военная служба – особый вид федеральной государственной службы



7

1

6


[7] Федеральный закон № 53 -1998г. «О воинской обязанности и воинской службе» .

[8] Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)



19

1

Урок 9. Воинская обязанность, её основные составляющие. Статус военнослужащего. Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему.



1




[6] Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.)

[7] Федеральный закон № 53 -1998г. «О воинской обязанности и воинской службе» .



20

2

Практическое занятие 11 . Организация призыва на военную службу.




1


[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

Подготовка презентации «Организация призыва на военную службу».

21

3

Практическое занятие 12 . Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего.




1


[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

[7] Федеральный закон № 53 -1998г. «О воинской обязанности и воинской службе» .


22

4

Практическое занятие 13. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Альтернативная служба.




1


[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.149-155;

23

5

Практическое занятие 14. Воинские звания и форма одежды.




1


[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

24

6

Практическое занятие 15. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.




1


[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

25

7

Практическое занятие 16. Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессии СПО.




1


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.54-71;

Тема 3.3

Основы военного патриотического воспитания


3

2

1


26

1

Урок 10. Боевые традиции Вооружённых Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.155-161;


27

2

Урок 11. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.



1



Подготовка доклада по одной из тем:

1. «Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации»,

2. «Дни воинской Славы».

28

3

Практическое занятие 17. Порядок приёма военной присяги.




1


[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

Раздел 4.

Основы медицинских знаний


6

2

4



Тема 4.1


Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности


6

2

4



29

1

Урок 12. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.162-177;


30

2

Урок 13. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза.



1



Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.177-179;

31-32

3-4

Практическое занятие 18. Первая помощь при остановке сердца. Отработка на тренажёре техники проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.




2


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.179-183;

Подготовка презентации на тему: «Оказание первой помощи при ожогах».

33-34

5-6

Практическое занятие 19. Техника наложения бинтовых повязок на различные части тела.




2


Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" [1] стр.183-191;

35-36

1

Дифференцированный зачет Итоговая аттестация


2


2


ВСЕГО:


36

13

21

2




Разработчик:

ГПОУ ЯО Яр.КИП преподаватель-организатор ОБЖ В.П.Россиков .

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)








8