Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭДЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
для специальности
среднего профессионального образования
22.02.06 Сварочное производство
Базовый уровень среднего профессионального образования
Владикавказ
2017г.
РАССМОТРЕНО на заседании рабочей группы ОПОП Протокол № ____________ от «___»________________20_____г. Руководитель ОПОП _________ | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________Т.С.Цаголов. «____»______________20____г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 22.02.06 Сварочное производство
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Арустамян А.Г. – преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 12 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 22.02.06 Сварочное производство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей;
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
принцип выбора электрических и электронных приборов;
принципы составления простых электрических и электронных цепей;
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
устройство, принцип действия и основные характеристики
электротехнических приборов;
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
производить расчеты простых электрических цепей;
рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем;
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями.
Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК 1.1. Выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование с заданными эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов.
ПК 1.3. Производить расчеты простых и сложных электрических цепей.
ПК 1.4. снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями.
ПК 2.1. Выполнять проектирование и рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем;
ПК 2.2. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного проекта.
ПК 2.3. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.4. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
ПК 2.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда в соответствии с ПУЭ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел1. Электротехника | | |
Тема 1.1.Электрическое поле | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. | 1 | 1,2 |
Практические занятия | |
2 | Расчёт батареи конденсаторов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Параллельное, последовательное и смешанное соединение конденсаторов. | 1 |
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Электрическая цепь и её элементы Э.д.с. источника тока и её связь с внешним и внутренним напряжением в цепи. | 1 | 1,2 |
2 | Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. Основы расчёта электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа | 1 |
3 | Расчёта электрических цепей постоянного тока последовательного соединения. | 1 |
4 | Чтение принципиальных, электрических ,монтажных схем. | 1 |
5 | . Практическое занятие Расчёт электрических цепей постоянного тока параллельного соединения. | 1 |
6 | Расчёт электрических цепей постоянного тока смешанного соединения | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Сложные электрические цепи постоянного тока | 2 |
Тема 1.3. Электромагнетизм | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера, Ленца. Индуктивность проводников. Расчёт индуктивности различных элементов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индуктивность соленоида, тороида, кольца. | 1 |
Тема 1.4. Однофазные электрические цепи | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Характеристика цепей переменного тока. Векторные диаграммы | 1 | 1,2 |
2 | Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным сопротивлениями. Резонанс напряжений и токов. | 1 |
3 | Построение векторных диаграмм. | 1 |
4 | Практическое занятие Расчёт цепей переменного тока. | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся Реактивные элементы в цепях переменного тока. | 2 |
Тема 1.5. Электрические измерения | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Основные понятия электрических измерений, погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов, Измерение силы тока, напряжения, мощности и электрической энергии. | 1 | 1,2 |
2 | Практическое занятие Измерение силы тока, напряжения и сопротивления. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Классификация электроизмерительных приборов. | 2 |
Тема 1.6. Трёхфазные электрические цепи переменного тока. | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
1 | Принцип получения трехфазной электродвижущей силы. Схемы соединения трехфазных цепей. Соединение трёхфазной сети звездой. Четырёх- и трёх проводные сети. Назначение нулевого провода. | 1 |
2 | Практическое занятие Соединение трёхфазной сети звездой. Соединение нагрузки треугольником. | 1 |
3 | Основные единицы СИ. Дополнительные единицы СИ. Кратные и дольные единицы. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Производные единицы СИ . | 1 |
Тема 1.7.Трансформаторы | Содержание учебного материала | 3 | 1,2 |
1 | Назначение трансформаторов, их виды. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Трансформаторы | 1 |
2 | Практическое занятие Коэффициент трансформации. Потери и к.п.д. трансформатора. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Трёхфазные трансформаторы. | 1 |
Тема 1.8. Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство и принцип действия трёхфазного асинхронного двигателя. Скольжение. | 1 | 1,2 |
2 | Практическое занятие Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Принцип действия синхронных машин. | 1 |
Тема 1.9. Электрические машины постоянного тока. | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Классификация, устройство и принцип действия машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока. Пуск в ход и регулирование частоты вращения. | 1 | 1,2 |
2 | Практические занятия Пуск в ход и регулирование частоты вращения. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Отличие режимов работы генераторов и двигателей. | 1 |
Тема 1.10. Основы электропривода | | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и выбор их мощности. | 1 |
2 | Правила эксплуатации электрооборудования. | 1 |
Тема 1.11.Передача и распределение электрической энергии. | | Содержание учебного материала | 3 | 1,2 |
1 | Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство понижающей трансформаторной подстанции 10/04 кВ. | 1 |
2 | Практическое занятие Защитное заземление, защитное зануление. | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся Принцип действия ГЭС. | 1 |
Раздел 2. Электронная техника Тема 2.1. Полупроводниковые приборы | | Содержание учебного материала | 3 | 1,2 |
1 | Электрические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимость полупроводников. | 1 |
2 | Полупроводниковые диоды и транзисторы, области применения и маркировка. | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся Устройство и принцип действия тиристоров. | 1 |
Тема 2.2. Электронные выпрямители | 1 | Классификация электронных выпрямителей. Их устройство и виды. Одно- и двухполупериодные схемы выпрямления. Мостовая схема выпрямления. | 1 | 1,2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Применение выпрямителей. | 1 |
| | Содержание учебного материала | 2 | |
Тема 2.3. Электронные усилители. | 1 | Классификация и принцип работы электронных усилителей. Обратные связи в усилителях низкой частоты, их типы и способы построения. частоты. Принцип построения усилителя низкой | 1 | 1,2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной графики.
Оборудование учебного кабинета:
- - посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект плакатов
Технические средства обучения:
- мультимедиа-проектор
- компьютер для преподавателя;
- интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов и дополнительной литературы.
Основные источники:
Шишмарёв В. Ю.
Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарёв. — 6е изд., испр. — М. :
Издательский центр «Академия», 2016. — 320 с.
З.А. Хрусталева «Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум», Москва, изд. КНОРУС, 2011 г.
Дополнительные источники:
А.А. Канке, И.П. Кошевая «Метрология, стандартизация и сертификация», Москва, изд. ФОРУМ Инфра-М, 2010г.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ.
Закон РФ «Об обеспечении прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ с изменениями по состоянию на 15 марта 2005 г.
Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ с изменениями от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ.
Интернет ресурсы.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, графических работ, выполнения упражнений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; | Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. | Выполнение упражнений. Тестирование |
Знать: | |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
общетехнических и организационно-методических стандартов; | Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
6