государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Барабинский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. МАТЕМАТИКА
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
базовой подготовки
2 курс
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена в составе основной профессиональной образовательной программы приказом директора № ___ от ____________ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе___________________ Е.В. Калинина Рассмотрена цикловой методической комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин Протокол №______ от______________ Председатель_________/__________________ Разработчик: Вашурина Т. В. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина изучается на втором курсе, в третьем семестре, в математическом и общем естественнонаучном цикле.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося48часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося32часа;
самостоятельной работы обучающегося16часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | - |
курсовая работа(проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
домашняя работа (работа с учебно-методическим пособием, составление таблиц, схем, диаграмм, решение прикладных задач, выполнение упражнений); | 6 |
подготовка рефератов, докладов | 3 |
подготовка презентаций | 3 |
поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet | 2 |
выполнение тестов (в системе AST-тестирование) | 2 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта в третьем семестре |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы. Алгебра. Теория пределов | 3 | |
Тема 1.1. Функция. Пределы, их свойства | Содержание учебного материала | 2 |
| Роль и место математики в современном мире. Значение математики в профессиональной деятельности. Понятие функции. Обратная функция. Чётная и нечётная функция, периодическая функция, возрастающая и убывающая функция. Предел функции. Теорема о единственности предела. Теоремы о пределах. Понятие непрерывной функции. Точки разрыва. Свойства непрерывных функций. | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия | ‑ |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебным материалом (составление конспекта), выполнение упражнений, решение прикладных задач. Ответы на вопросы [1, стр. 16]. Подготовка презентации «Диагностическое исследование» Повторение материала по конспектам теоретического занятия; [1, стр.32, задание №2, контрольные вопросы] | 1 |
Раздел 2. | Основы дифференциального и интегрального исчисления | 15 | |
Тема 2.1. Основы дифференциального исчисления | Содержание учебного материала | 2 |
| Производная функции, её геометрический и механический смысл. Таблица производных. Производная суммы, разности, произведения и частного функций. Производная сложной и обратной функции. Дифференциал функции. Геометрический смысл дифференциала. Вычисление дифференциала. Приложение производной. | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия 1) Производная функции. Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности. | 2 |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений, решение прикладных задач, работа с обучающими тестами. Работа с учебником [1, стр. 49-74]; [1, стр. 78, задание №15, контрольные вопросы] | 2 |
Тема 2.2. Основы интегрального исчисления | Содержание учебного материала | 2 | |
| Первообразная функция и неопределённый интеграл. Основные свойства неопределённого интеграла. Таблица неопределённых интегралов. Методы интегрирования | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия | ‑ |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений, работа с тестами на тему «Основы интегрального исчисления» Работа с учебником [1, стр. 82-88]; [1, стр. 116, задание №22, вариант 10] | 1 |
Тема 2.3. Определённый интеграл | Содержание учебного материала | 2 | |
| Деловая игра с разбором конкретных ситуаций. Задачи, приводящие к понятию определённого интеграла. Площадь криволинейной трапеции. Определение определённого интеграла. Основные свойства определённых интегралов. Формула Ньютона-Лейбница для вычисления определённого интеграла. Вычисление определённых интегралов различными методами. Применение определённого интеграла к вычислению различных величин. Вычисление площади плоской фигуры, длины дуги кривой, объёмов тел. | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия 2) Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности. Приложение определённого интеграла | 2 |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с обучающими и контролирующими тестами на тему «Основы интегрального исчисления» Работа с учебником [1, стр. 88-114]; [1, стр. 116, задание №32, контрольные вопросы] | 2 |
Раздел 3. | Элементы теории множеств | 9 | |
Тема 3.1. Множества и операции над множествами. Элементы математической логики | Содержание учебного материала | 2 | |
| Множество. Элементы множества. Подмножества. Пересечение множеств. Объединение множеств. Вычитание множеств. Дополнение до множества. Прямое произведение двух множеств. Эквивалентные множества. Понятие высказывания. Сложное высказывание. Логические операции: дизъюнкция, конъюнкция, отрицание | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия | ‑ |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Составление конспекта. Работа с обучающими и контролирующими тестами Работа с учебником [1, стр. 156-177]; [1, стр. 205, задание №53] | 1 |
Тема 3.2. Упорядоченные множества | Содержание учебного материала | 2 | |
| Математическая игра с разбором конкретных заданий. Основные понятия комбинаторики: размещение, перестановки, сочетания. | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия 3) Элементы теории множеств | 2 |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений, составление таблицы «Основные формулы комбинаторики» Работа с учебником [1, стр. 178-182], [1, стр. 201, задание №38(а, б), №39 (а, б)] | 2 |
Раздел 4. | Основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики | 9 | |
Тема 4.1. Основные понятия и методы теории вероятностей | Содержание учебного материала | 2 | |
| Случайные события и операции над ними. Опыт с равновероятными исходами. Классическое определение вероятности события. Основные теоремы и формулы теории вероятностей: теорема сложения, условная вероятность, теорема умножения, независимость событий, формула полной вероятности. Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины. Дисперсия случайной величины. Закон больших чисел | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия | ‑ |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet при подготовке докладов, сообщений на основании ранее полученных знаний по биологии, генетике, связывая эти понятия с изученными понятиями теории вероятности по предлагаемым темам: Работы Ж.Б.Ламарка. Понятия фенотипа и генотипа Работа Чарльза Дарвина. Естественный отбор. Работы Иоганна Менделя. Понятия доминантных и рецессивных признаков Закон расщепления. Решётка Пинета. Наследование группы крови Мутация. Причины мутаций. Польза и вредмутаций. Работа с учебником [1, стр. 209-219]; решение задач [1, стр. 228, задание № 68, 71, 72] | 1 |
Тема 4.2. Основные понятия и методы математической статистики | Содержание учебного материала | 2 | |
| Предмет математической статистики. Выборки и выборочные распределения. Графическое изображение выборки. Полигон и гистограмма. Выборочные характеристики. Санитарная (медицинская) статистика. Методы обработки результатов медико-биологических исследований. Понятие о медико-демографических показателях. Статистика населения. Всероссийская перепись населения и работа с её показателями. Роль медицинского персонала во взаимодействии с членами профессиональных бригад и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия 4)Математическая статистика. Медико-демографические показатели | 2 |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений (применение статистических показателей здоровья населения и деятельности ЛПУ (поликлиники, стационара), анализ статистических показателей оценки деятельности полклиники и стационара, расчёт медико ‑ демографических показателей, их анализ и сравнение) Работа с учебником [1, стр. 250-283]; практическая работа [1, стр. 383, № 7] | 2 |
Раздел 5. | Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | 12 | |
Тема 5.1 Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
| Ролевая игра с заданиями профессиональной направленности. Определение процента. Составление и решение пропорций. Расчет процентной концентрации растворов. Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. Жизненная ёмкость лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчет прибавки роста и массы детей. Способы расчета питания (объемные и калорийные способы) | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия 5) Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Решение задач на проценты и концентрацию 6) Математические вычисления в профильных предметах | 2 2 |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебно-методическим пособием, выполнение упражнений, решение задач Работа с учебником [1, стр. 303-349]; решение задач [1, стр. 351, задание № 91, 93 (5), 95 (10),96 (10), 97 (10)], [1, стр. 352, задание № 92 (20), № 99 -110 (5)]. Подготовка к зачёту | 3 |
Зачёт | Содержание учебного материала | 2 | |
| Основной материал дисциплины | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практические занятия | ‑ |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений | 1 |
Всего: | | 48 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета
Мебель и стационарное оборудование | Количество (шт.) |
Доска классная | 1 |
Стол преподавателя | 1 |
Стул для преподавателя | 1 |
Столы для студентов | 18 |
Стулья для студентов | 36 |
Книжные шкафы | 3 |
2. Инструктивно-нормативная документация:
- ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки по дисциплине «Математика»;
- Законы РФ «Об образовании», постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки РФ и Министра здравоохранения и социального развития РФ, соответствующие профилю дисциплины;
- Инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета;
- Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.
3. Учебно-программная документация: рабочая программа учебной дисциплины, тематический план.
4. Учебно-методическая документация: учебно-методические комплексы по разделам и темам дисциплины для занятий, сборник тестовых заданий по дисциплине, материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине.
5. Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
6. Наглядные пособия: таблицы (производных, неопределённых интегралов), планшеты («Схема исследования и построения графиков функций», «Правила нахождения производной функции», «Правила нахождения первообразной функции»), слайды, компьютерные программы (контролирующая, обучающая, программа - тренажёр, программы медицинского назначения, программа построения графиков функций), портреты выдающихся ученых и ведущих специалистов в области математики и информатики.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08. ФИЗИКА [Электронный ресурс]/ Мedbrb // Режим доступа: http://medbrb.ru/index/vashurina/0-69
Гилярова, М.Г. Математика для медицинских колледжей[Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 410с. – (Медицина)
Михеев, В.С.Математика: учеб. пособие[Текст] / В.С.Михеев [и др.]; под ред. Н.М.Демина. –Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 896 с. – (Среднее профессиональное образование).
Омельченко,В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник[Текст]/ В.П. Омельченко, А.А.Демидова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.‑588с.
Омельченко, В.П. Математика: учеб.пособие [Текст] / В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс. 2011. – 380 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/ А.Н. Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; Под ред.А.Н. Колмогорова.–12-е изд. ‑ М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.
Максимова, О.В. Теория вероятности и математическая статистика: учеб.пособие [Текст]/ О.В.Максимова, А. М. Махоткина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 347 с. : ил. – (Среднее профессиональное образование)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и теоретических занятий с использованием тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Изучение дисциплины «Математика» по данной программе включает внеаудиторную самостоятельную работу.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и его заданию. На занятии осуществляется проверка усвоения теоретического материала, разъясняются наиболее сложные и трудные для усвоения вопросы и задания. В ходе занятий у студентов формируются необходимые умения и навыки по изучению математики.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | Текущий контроль - устный фронтальный и индивидуальный опрос на теоретическом и практическом занятии; - письменный контроль на практическом занятии; - практический контроль на практическом занятии; - наблюдение за деятельностью обучающихся на практическом занятии; - самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы обучающихся Промежуточная аттестация Зачёт в виде тестирования |
Знать значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы | Текущий контроль - устный фронтальный и индивидуальный опрос на теоретическом и практическом занятии; - письменный контроль на практическом занятии; - практический контроль на практическом занятии; - наблюдение за деятельностью обучающихся на практическом занятии; - самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы обучающихся Промежуточная аттестация Зачёт в виде тестирования |
Знать основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | Текущий контроль Контроль навыков решения задач и примеров, тестирование, контроль выполнения упражнений Промежуточная аттестация Зачёт в виде тестирования |
Знать основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики | Текущий контроль - устный фронтальный и индивидуальный опрос на теоретическом и практическом занятии; - письменный контроль на практическом занятии; - практический контроль на практическом занятии; - наблюдение за деятельностью обучающихся на практическом занятии; - самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы обучающихся Промежуточная аттестация Зачёт в виде тестирования |
Знать основы интегрального и дифференциального исчисления | Текущий контроль - устный фронтальный и индивидуальный опрос на теоретическом и практическом занятии; - письменный контроль на практическом занятии; - практический контроль на практическом занятии; - наблюдение за деятельностью обучающихся на практическом занятии; - самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы обучающихся Промежуточная аттестация Зачёт в виде тестирования |
0