СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Основы финансовой грамотности, 2023 г. по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Основы финансовой грамотности, 2023 г. по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Основы финансовой грамотности, 2023 г. по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика»»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ








































Балашиха 2022 г.



СОДЕРЖАНИЕ


1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 8

3. Условия реализации программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» 13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18





  1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»



    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности: 31.02.04 Медицинская оптика (далее соответственно - программа специалитета, специальность).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Математический и общий естественно-научный учебный цикл профессиональной подготовки


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель:

 получение студентами комплексных знаний в области банковской системы России, фондового рынка, страхования, налогов, пенсионного накопления, приобретение практических навыков создания и развития собственного бизнеса.


Задачами курса является изучение теоретических основ и формирование практических навыков в следующих сферах:


 приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;

 развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

 формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

 Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

 Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

 Грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

 Анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

 Оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

 Определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

 Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

Использовать банковские карты, электронные деньги;

 Пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;

 Применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

 Применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;

 Определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;

 Оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 Экономические явления и процессы общественной жизни;

 Структуру семейного бюджета и экономику семьи;

 Депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

 Расчетно–кассовые операции;

 Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств;

 формы дистанционного банковского обслуживания;

 Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений;

 Виды ценных бумаг;

 Сферы применения различных форм денег;

 Основные элементы банковской системы;

 Виды платежных средств;

 Страхование и его виды;

 Налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация);

 Правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;

 Признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.


Обучающийся в процессе освоения содержания дисциплины должен овладеть следующими компетенциями:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

Теоретических занятий

Лабораторно-практических занятий

10

26



Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Формируемые компетенции

С применением ЭО и ДОТ,

ЭОР

Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны


Тема 1.1.

Введение в финансовую грамотность. Сущность и функции денег.

Банковская система России


Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Структура банковской системы России. Роль и значение деятельности банков в экономике. Аргументированные суждения на основе анализа экономической ситуации. Экономическое мышление. Адекватное представление об экономических процессах в обществе. Представление обучающихся о пластиковых картах. Возможность получения пластиковой карты. Основные функции пластиковых карт. Плюсы и минусы дебетовой карты. Навыки правильного выбора

Тема 1.4. Человеческий капитал. Активы, пассивы, доходы, расходы

Текущие счета и дебетовые карты.

Сберегательные вклады

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Рациональное использование своих доходов и расходов и умение приумножать свои сбережения. Представления о доходах и расходах бюджета, об операциях планирования и учета личного бюджета

Структура личного бюджета. Источники формирования доходов семьи.

Понятия и виды кредита. Договор кредитования

Экономическое мышление

Виды банковских операций и виды депозитов. Основные принципы кредитования. Классификация коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов. Основные принципы кредитования. Выгодные банки для сотрудничества


Практические занятия

1. Заключение договора с банком

2

Модуль 2. Фондовый рынок использование для роста доходов


Тема 2.1

Кредит и виды кредитов

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Использование рынком ценных бумаг для инвестирования собственных денежных средств и сокращение рисков, существующих на данном рынке. Систематический риск и не систематический риск. Больше риск, тем выше должна быть доходность. Риски ниже, когда вы инвестируете надолго

Практические занятия

1. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс — «Покупка машины»

4

Тема 2.2

Рассчетно-кассовые операции.Фондовый рынок и его инструменты.

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Снижение риска при формировании инвестиционного портфеля.

Рассчитываемые изменения стоимости денег во времени;

Сравнивание облигаций и сберегательных вклад с точки зрения их преимуществ и недостатков.

Государственные и корпоративные облигации с точки зрения их рискованности. Покупка облигации. Интерпретация рейтинга надёжности облигаций. Ценные бумаги, как акции и облигации, с точки

зрения их преимуществ и недостатков для держателей. Работа фондовой биржи. Четыре типа риска, с которыми сталкиваются участники рынка FOREX. Противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы не потерять все свои сбережения Рынок FOREX наименее надёжное вложение средств

Модуль 3. Страхование

Тема 3.1

Страхование, виды страхования.

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Работа системы страхования. Снижение риска потери имущества и здоровья с помощью этой системы. Понимание, когда необходимо страховать имущество, а когда — нет. Пользоваться правами владельца полиса ОМС. Добровольное страхования в зависимости от жизненных ситуаций

Практические занятия

1. Кейс — «Страхование жизни».

4

Модуль 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Тема 4.1 Налоги. Виды налогов. Налоговая декларация

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Налоги, которые платят физические лица и налоги которые платят юридические лица. Расчет величины подоходного налога (НДФЛ). Заполнение налоговой декларацию и своевременная подача её в налоговые органы. Оформление идентификационного номера налогоплательщика. Необходимость своевременно платить налоги и в каких случаях можно воспользоваться налоговыми вычетами

Модуль 5. Возможности пенсионного накопления


Тема 5.1 Обязательное

пенсионное страхование.

Добровольное пенсионное страхование

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления. Рассчитывать пенсионные отчисления со своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ

Определять, какой будет их пенсия, пользуясь пенсионным калькулятором. Проверять, делает ли их работодатель пенсионные отчисления. Правильно выбирать НПФ. Преимущества и недостатки государственных и негосударственных пенсионных фондов. Умение пользоваться добровольными пенсионными накоплениями в НПФ

Практические занятия

1. Формирование индивидуального пенсионного капитала.

4

Модуль 6. Финансовые механизмы работы фирмы

Тема 6.1

Инвестиции, способы

инвестирования.

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Составление резюме при приёме на работу. Последствия банкротства компании для работника и экономики в целом. Этика деловых отношений. Роль профсоюзов в борьбе наёмных работников за более выгодные условия труда Роль финансового менеджмента в условиях современной российской экономики и важности ведения правильной бухгалтерии фирмы

Практические занятия

1. Кейс — «Куда вложить деньги»

4

Модуль 7. Собственный бизнес. Успешная компания.

Тема 7.3 Работа фирмы.

Взаимоотношения

работодателя и

сотрудников

Собственный бизнес.

Создание собственной

компании. Написание

бизнес плана.

Содержание учебного материала


1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Отличие предпринимательской деятельности от работы по найму. Рассчитать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы анализирование их. Возможности повышения своего благосостояния путём организации собственного бизнеса.

Вычисление рыночной стоимости компании. Составление бизнес-плана по алгоритму

Сравнение бизнес-проектов, используя метод приведённых денежных потоков. Трудности, которые необходимо преодолеть при выборе такого варианта жизненной карьеры

Практические занятия

1. Составление бизнес плана

6


Модуль 8. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Тема 8.1

Финансовые махинации.

Содержание учебного материала

1

ОК 1, ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,

ОК 7,

ЛР 4; ЛР 12


Финансовые риски в жизни. Сокращение кредитного риска в своем капитале

Вести себя рационально при экономическом кризисе. Отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций. Найти актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб.


Практические занятия

1. Кейс — «Заманчивое предложение»

2


ИТОГО за 4 семестр

36



3.Условия реализации программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

3.1. Кадровое обеспечение:

Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: №1

Оборудование

Кол-во

1.

Мебель и стационарное оборудование:

1.1.

Шкаф для хранения документации

1

1.2.

Классная доска

1

1.3.

Стол, стул для преподавателя

1/1

1.4.

Стол со встроенной кафедрой

1

1.5.

Столы, стулья

16/32

1.6.

Стеллаж для учебно-наглядных пособий

1

2.

Технические средства обучения

2.1.

Компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

1

2.2

Доска интерактивная

1

2.3

Компьютерная акустика

1

2.4

IP-камера

1

3.

Наглядные средства обучения:

3.1.

Комплект учебно - наглядных пособий

10

3.2.

Образцы документов

20

3.3.

Плакаты, схемы, таблицы по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности»

5

3.4.

Видеофильмы по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности»

2


3.3. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


1. Бочарова, Т.А. Основы экономики и финансовой грамотности : учебно-методическое пособие / Т.А. Бочарова. — Барнаул : АлтГПУ, 2018. — 92 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119526 (дата обращения: 09.09.2021).

2. Ефимова, О.В. Предпринимательское право: учебное пособие для СПО/ О.В.Ефимова. - Серия «Профессиональное образование». - М.: Изд-во «Юрайт», 2018. - 156 с.

3. Налоги и налоговая грамотность: сборник научных работ студентов Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации : сборник научных трудов / под редакцией О.Н. Савиной. — Москва : Дашков и К, 2019. — 68 с. — ISBN 978-5-394-02832-8. — Текст : электронный //


Дополнительные источники:


1. Зенина, Л. А. Экономика и управление в здравоохранении: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений/ Л. А. Зенина, И. В. Шешунов, О. Б. Чертухина. – М.: ИЦ «Академия», 2019. – 208 с.

2. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения : сборник / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. — Москва : ЦИПСиР, 2019. — 112 с. — ISBN 978-5-406-01954-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/86081 (дата обращения: 09.09.2020).

3. Кирилловых А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / А.А Кирилловых. - М.: АНМИ, 2020. – 156 с.

4. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник/ Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ «Академия», 2017. – 276 с.

5. Экономика и управление здравоохранением/ Л. Ю. Трушкина [и др.]. –Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2029. – 384 с.


Нормативно-правовые документы:


1. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)

2. Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей "(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)


Интернет-ресурсы:


1. http://www.petrograd.biz/businessmanual/business 13.phpМельников М.М. Основы бизнеса - как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей

2. http://www.mybiz.ru/Свой бизнес/электронный журнал. http://www.registriruisam.ru/index.htmlДокументы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.


3.https://fincult.info/ информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Раздел для учителей, тьюторов и волонтеров финансового просвещения, посвященный организации и проведению учебных занятий по финансовой грамотности.


Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

- умение планировать предстоящую деятельность;

- умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана;

- умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат).

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях;

- умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат;

- умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

- умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста;

- умение пользоваться словарями, справочной литературой;

- умение отделять главную информацию от второстепенной.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

- усвоение системы базовых знаний отражающих вклад информатики в здравоохранение;

- эффективное применение информационно-образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;

- умение работать с новыми информационными программами необходимыми для профессиональной деятельности;

- умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста;

- умение пользоваться словарями, справочной литературой;

- умение отделять главную информацию от второстепенной.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за

обучающимися


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- умение грамотно ставить и задавать вопросы;

- способность координировать свои действия с другими участниками общения;

- способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

- умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме.

накопительное оценивание;

анкетирование.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

- демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;

- умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения;

- владение методикой

самостоятельной работы над совершенствованием умений;

- умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью

- умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

- формирование основ внутреннего и внешнего этикета;

- формирование психологических основы общения с различными классами общества;

- соблюдение правил профессионального поведения и устава учреждения.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

- проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности;

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ЛР12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими

детьми и их финансового содержания.

- проявление креативных инициатив в предпринимательской деятельности.

накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

РК 3. Формировать разумное финансовое поведение и повышение эффективности защиты собственных прав как потребителей финансовых услуг.

- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные

источники информации

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни оценивать и принимать ответственность за рациональные решения

и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

Сформированная у выпускника по итогам изучения курса «Основы

финансовой грамотности» система знаний об основных инструментах

финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-

экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера,

налогоплательщика, страхователя, инвестора.


4.2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

осуществляется в соответствии с Положением о текущем, промежуточном и итоговом контроле преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания

 Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности;

 Теоретические и методологические основы организации собственного дела.

 Алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами;

 Потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

 Учет хозяйственных операций, формирование финансовой и налоговой отчетности

 Начисление уплачиваемых налогов, заполнение налоговой декларации

 Оформление в собственность имущества

 Формирование пакета документов для получения кредита

 Формирование стратегии конкурентоспособности


Технология разработки бизнес-плана на основе современных программных продуктов;


Освоенные умения

 Проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности

 Разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи

 Выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности; в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса

 Формировать пакет документов для регистрации субъектов малого предпринимательства

 Готовить документы для лицензирования деятельности

 Формировать пакет документов для получения государственной поддержки малого бизнеса

 Принимать управленческие решения

 Осуществлять планирование производственной деятельности

 Проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения

 Собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках

 Анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги

 Обосновывать ценовую политику

 Выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок

- анализ обоснованности, четкости, полноты изложения ответов;

- определение уровня полноты информационно-коммуникативной культуры


Текущий контроль:

- устный опрос

- письменный опрос

- собеседование

- тестирование

- компьютерное тестирование

- оценка точности и полноты выполнения самостоятельных индивидуальных заданий, заданий в рабочей тетради


Промежуточный контроль – контрольная работа, которую рекомендуется проводить по окончании изучения учебной дисциплины в устной форме или в формате тестирования.

Цели итогового контроля:

- определение уровня усвоения студентами учебного материала, предусмотренного программой дисциплины;

- определение уровня умений, позволяющих студенту ориентироваться в области права, учета, налогообложения, финансов, маркетинга, менеджмента, и объема практических навыков создания и развития собственного бизнеса

анализ обоснованности, четкости, полноты изложения ответов;

- определение уровня полноты информационно-коммуникативной культуры


При проведении контрольной работы в тестовой форме критерии оценивания следующие:

-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой курса, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой курса. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала;

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе дисциплины задания, усвоивший основную рекомендуемую литературу. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой дисциплины, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой курса. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

- оценка «неудовлетворительно»

выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой дисциплины заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые имеют низкий уровень знаний и не могут применить их в практической деятельности.

При проведении контрольной работы в формате тестирования оценка сформированности ключевых компетенций обучающихся производится по следующим критериям:

при выполнении заданий ставится отметка:

«5» - за правильное выполнение более 91-100% заданий;

«4» - за 80-90% правильно выполненных заданий;

«3» - за 60-79% правильно выполненных заданий,

«2» - за 40-59% правильно выполненных заданий;


6