МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЗНЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2017
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)
44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж»
Разработчик: Смирнова Нина Петровна, преподаватель высшей категории.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № ______ от «____»__________ 20___ г.
Председатель:
Утверждена на заседании Совета колледжа
Протокол №__ от «____» ____________20___г.
Заместитель директора по учебной работе:
Допущена к учебному процессу
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей;
размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности;
технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;
требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;
методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
По итогам изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 46 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) |
Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций |
Проведение сравнительных характеристик |
Моделирование предметно-развивающих сред |
Работа с сервисами Интернет |
Подготовка методических материалов |
Итоговая аттестация в форме ‑ дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Условия безопасного и эффективного использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении | 10,5 | |
Тема 1.1 Техника безопасности при работе с компьютером и в компьютерном классе. | Содержание учебного материала | | |
1 | Правила работы и требования техники безопасности. Гигиенические и технические условия безопасной эксплуатации техники. | 1 | 2 |
2 | Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к кабинету информатики и компьютерным занятиям. Оценка соответствия кабинета ИКТ требованиям СанПиН. | 1 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
| | | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа Проектное задание. Моделирование предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям. | 1 | |
Тема 1.2 Особенности использования компьютера в дошкольном образовательном учреждении. | Содержание учебного материала | | |
1 | Психофизиологические особенности работы детей дошкольного возраста на компьютере. Гигиенические требования, предъявляемые к временным рамкам работы за компьютером в дошкольном образовательном учреждении. Основные причины негативного влияния на здоровье человека компьютера. | 1 | 2 |
2 | Профилактика компьютерного утомления. Гигиенические требования к правильной посадке воспитанников при работе на компьютере. Факторы, влияющие на зрение | 1 | 2 |
3 | Профилактика нарушения здоровья при работе за компьютером. Техника безопасности при работе за компьютером. Тест. Основные группы факторов влияющих на здоровье человека при работе на ЭВМ. | 1 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия. | | |
| Информационная безопасность | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста. .Разработка инструкции по использовании средств ИКТ в образовательном процессе. | 2,5 | |
Раздел 2 Интернет в профессиональной деятельности | 18 | |
Тема 2.1 Сервисы сети Интернет и их использование. | Содержание учебного материала | | |
Работа в локальных сетях. Организация обмена и передачи информации. | 2 | 2 |
Глобальная сеть Интернет. Способы подключения к Интернет. Аппаратные и программные средства подключения. Браузеры. Адресация. Получение справочной информации. Поиск информации. Загрузка информации. Сохранение информации. | 2 | 2 |
Электронная почта. Передача информации. Поиск, сохранение и передача информации. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
1. | Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет. | 2 | 2 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1.Ведение блога образовательной тематики. | | |
Тема 2.2 Ресурсы сети Интернет и их использование. | Ресурсы Интернет для дошкольников; для родителей; для педагогов. Ресурсы по предметам. Образовательные Интернет-порталы. Возможности Интернет для повышения квалификации педагога. | 1 | 2 |
Дистанционное обучение. Публикации в Интернет. Подготовка и оформление педагогических разработок для размещения в Интернет. | 1 | 2 |
Законодательная защита авторских прав. Обзор образовательных Интернет-порталов. Оценка педагогического опыта и образовательных технологий. Обзор Интернет-курсов повышения квалификации. | 1 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов. | 1 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Создание страницы на сайте педагогов дошкольного образования nsportal.ru | | |
Раздел 3. Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС | 26 | |
Тема 3.1. Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС | Содержание учебного материала | | |
1 | Современное занятие в контексте требований ФГОС нового поколения | 1 | 2 |
2 | Типы интерактивных досок, сравнительная характеристика | 2 | 2 |
3 | Знакомство с инструментами программ StartBoard Software и SMART Notebook | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
1. | Создание страницы, содержащей задание для учащихся на классификацию | 2 | | 2 |
2. | Создание страницы, содержащей задание для учащихся, предполагающее работу с конструктором | 2 | 2 |
3. | Создание страницы, содержащей схему | 2 | | 2 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа учащихся | | |
Видео-урок Основы работы c ПО SMART Notebook. Настройка панели инструментов | 2 | 3 |
Видео-урок Основы работы с ПО SMART Notebook. Работа с объектом. | 4 | 3 |
Тема 3.2. Применение сервисов Web 2.0 в образовательном процессе | Содержание учебного материала | | |
Создание онлайн тестов при помощи сервисов Web 2.0 | 1 | 3 |
Облачные технологии для создания и редактирования документов Работа с Google Документами Работа с сервисом Яндекс.Диск Работа с облаком Mail.Ru | 1 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 | |
-
| Создание онлайн теста при помощи конструктора тестов Online Test Pad | 1 | 3 |
-
| Использование облачных дисков для хранения и редактирования документов Облачные сервисы и офисные приложения в работе учителя Облачные технологии на уроках Создание дидактических игр при помощи сервисов Web 2.0 Работа с сервисом Learningapps.org | 3 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | |
Создание дидактических игр при помощи сервиса LearningApps.org Разработка плана занятия с использованием интерактивной доски. | | |
Раздел 4. Работа с информационными объектами различных типов с помощью современных информационных технологий | 46,5 | |
Тема 4.1 Работа с графическими объектами. | Содержание учебного материала | |
Программное обеспечение для работы с графикой. Интерфейс. Инструментарий. Создание и обработка изображений. Работа с планами и слоями. Композиция. Работа со шрифтами. Работа со сканером. Корректировка изображения. Разработка и создание графического изображения образовательного содержания: | 1 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
1. | Разработка дизайна стенда «Именинник» | 2 | 3 |
-
| Подготовка методического пособия с использованием графических объектов. | 2 | 3 |
-
| Разработка дизайна стенда «Для Вас, родители» | 2 | 3 |
-
| Разработка дизайна классного уголка. | | |
-
| Создание галереи спортсменов. | | |
-
| Подготовка фотовыставки о соревновании. | | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа учащихся 1. Выявление преимуществ и недостатков электронного документа. 2. Оформление информационного буклета. | 3,5 |
Тема 4.2. Работа с текстовой информацией. | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Программное обеспечение для работы с текстовой информацией. Инструментарий. Элементы документа. Требования к документу. | | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
-
| Форматирование и редактирование текста. Проверка орфографии. Списки, колонки, таблицы. Использование графики. | 2 | 2 |
-
| Макет многостраничного документа. Колонтитулы. Оглавления. Параметры страниц. | 2 | 2 |
-
| Печать документов. Работа с принтером. Сканирование и распознавание текста. Использование сканирования при подготовке методических материалов. | 2 | 2 |
-
| Подготовка документов, обеспечивающих обучение дошкольников. Подготовка методического пособия для ДОУ с использованием текстовой и графической информации. | 2 | 2 |
Контрольные работы » | | |
Самостоятельная работа учащихся 1. Разработка макета табеля посещаемости детей. 2. Сбор и обработка числовых данных средствами облачных сервисов. | 4 | |
Тема 4.3. Технология создания, редактирования, оформления и сохранения презентаций | Содержание учебного материала | | |
Презентации. Требования к структуре и дизайну презентационных материалов. Пользовательский интерфейс. Настройка анимации и действия. Подготовка методических материалов с использованием презентаций. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
1 | Создание и оформление презентации к методической разработке для детей дошкольного возраста. Триггеры | 4 | 2 |
2 | Создание презентации «Моя профессия». | 2 | 3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста. | 4 | |
Тема 4.4. Технология обработки числовых данных | Содержание учебного материала | | |
. Возможности табличных процессоров Основные приемы работы в табличных процессорах. Элементы электронных таблиц (ЭТ). Типы данных. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм. | 1 | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
-
| Создание табеля посещаемости детей и табеля питания. Выполнение вычислений в табеле с помощью формул и стандартных функций | 2 | 2 |
-
| Оформление статистических данных в ЭТ. Создание диаграмм на основе статистических данных. | 2 | 2 |
-
| Слияние документов. Использование программ Word и Excel. | 2 | 2 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление отчета воспитателя с помощью ЭТ и текстового процессора. | 3,5 | |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Всего: | 102 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №5 Информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
средства пожаротушения – 2 огнетушителя,
рабочее место преподавателя,
7 рабочих мест студентов, объединенные в локальную сеть,
принтер,
интерактивная доска SmartBoard,
мультимедийный проектор,
аудиоколонки,
УМК дисциплины.
Программные средства: операционная система, интегрированный пакет в составе: текстового редактора, табличного процессора, системы управления базами данных, программы подготовки презентации; графический редактор, браузер, обучающие программы, системы подготовки заданий и тестов, справочная правовая система Консультант+.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М:Издательский центр «Академия», 2010г.
2.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия»,2010г.
3. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие.–М.: «Интеллект-Центр»,2007.
Дополнительные источники:
1.Ганин Н.Б. Компас 3D V8.М,:ДМК Пресс;СПбю;Питер,2007г.
2.Леонтьев В.П.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2006г. М.:ОЛМА_ПРЕСС Образование,2006г.
Для преподавателей
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Интелект-Центр. Москва. 2007.
Дубровская Л.И. и Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников. Сборник методических материалов. Москва. МИОО 2009
Материалы лекций на курсах в МГТУ МИРЭА «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе» 2012 г
Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. – 97 с
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Википедия – свободная энциклопедия //ru.wikipedia.org
2. Издание о высоких технологиях // cnews.ru
3. Информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/index.php?module=News&catid=&topic=1
4. Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Профессиональное образование / Математика и естественно-научное образование / Дошкольное образование http://window.edu.ru/catalog/resources?p_frubr=4.4&p_rubr=2.2.74.14
5. Российский сайт корпорации Microsoft //www.microsoft.com/rus
6. Раннее развитие детей [сайт, 2006-2011] URL: http:// razumniki.ru/
7. Проект Эдуарда Пройдакова [сайт, Виртуальный компьютерный музей, 1997-2011] URL: http://www.computer-museum.ru/index.php/
8. Матросова О.В [сайт, Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье] URL: http://doshvozrast.ru/index.htm/
9. Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [2006-2011] URL: http://school-collection.edu.ru/
10. Наумов П. [образовательный портал, 2004-2011] URL:http://www.rusedu.ru/
11. Поисковая машина электронных книг, свободно распространяемых в Интернете [2004-2007] URL:http://www.poiskknig.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам |
должен знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |