СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЗНЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ЕН.02 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ



44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ















































2017

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж»

Разработчик: Смирнова Нина Петровна, преподаватель высшей категории.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета № ______ от «____»__________ 20___ г.

Председатель:

Утверждена на заседании Совета колледжа

Протокол №__ от «____» ____________20___г.

Заместитель директора по учебной работе:



Допущена к учебному процессу







































СОДЕРЖАНИЕ





стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18





1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Математический и общий естественнонаучный цикл 


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

  • создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

  • использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

  • подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

  • создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей;

  • размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

  • возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

  • аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности;

  • технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;

  • требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;

  • методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

По итогам изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций

Проведение сравнительных характеристик

Моделирование предметно-развивающих сред

Работа с сервисами Интернет

Подготовка методических материалов

Итоговая аттестация в форме ‑ дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Условия безопасного и эффективного использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении

10,5


Тема 1.1

Техника безопасности при работе с компьютером и в компьютерном классе.

Содержание учебного материала



1

Правила работы и требования техники безопасности. Гигиенические и технические условия безопасной эксплуатации техники.

1

2

2

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к кабинету информатики и компьютерным занятиям. Оценка соответствия кабинета ИКТ требованиям СанПиН.

1

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия







Контрольные работы

-


Самостоятельная работа

Проектное задание. Моделирование предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям.

1



Тема 1.2 

Особенности использования компьютера в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание учебного материала



1

Психофизиологические особенности работы детей дошкольного возраста на компьютере.

Гигиенические требования, предъявляемые к временным рамкам работы за компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

Основные причины негативного влияния на здоровье человека компьютера.

1

2

2

Профилактика компьютерного утомления.

Гигиенические требования к правильной посадке воспитанников при работе на компьютере. Факторы, влияющие на зрение

1

2

3

Профилактика нарушения здоровья при работе за компьютером.

Техника безопасности при работе за компьютером. Тест.

Основные группы факторов влияющих на здоровье человека при работе на ЭВМ.

1

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия.




Информационная безопасность

2


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста.

  2. .Разработка инструкции по использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

2,5


Раздел 2 Интернет в профессиональной деятельности

18


Тема 2.1

Сервисы сети Интернет и их использование.

Содержание учебного материала



Работа в локальных сетях. Организация обмена и передачи информации.

2

2

Глобальная сеть Интернет. Способы подключения к Интернет. Аппаратные и программные средства подключения.

Браузеры. Адресация. Получение справочной информации. Поиск информации. Загрузка информации. Сохранение информации.

2

2

Электронная почта. Передача информации. Поиск, сохранение и передача информации.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия



1.

Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет.

2

2

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

4


1.Ведение блога образовательной тематики.



Тема 2.2

Ресурсы сети Интернет и их использование.

Ресурсы Интернет для дошкольников; для родителей; для педагогов. Ресурсы по предметам. Образовательные Интернет-порталы.

Возможности Интернет для повышения квалификации педагога.

1

2

Дистанционное обучение.

Публикации в Интернет. Подготовка и оформление педагогических разработок для размещения в Интернет.

1

2

Законодательная защита авторских прав. Обзор образовательных Интернет-порталов. Оценка педагогического опыта и образовательных технологий. Обзор Интернет-курсов повышения квалификации.

1

2

Практические занятия



1.

Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов.

1

3

Контрольные работы



Самостоятельная работа обучающихся

4


  1. Создание страницы на сайте педагогов дошкольного образования nsportal.ru



Раздел 3. Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

26


Тема 3.1.

Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Содержание учебного материала



1

Современное занятие в контексте требований ФГОС нового поколения

1

2

2

Типы интерактивных досок, сравнительная характеристика

2

2

3

Знакомство с инструментами программ StartBoard Software и SMART Notebook

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия



1.

Создание страницы, содержащей задание для учащихся на классификацию

2


2

2.

Создание страницы, содержащей задание для учащихся, предполагающее работу с конструктором

2

2

3.

Создание страницы, содержащей схему

2


2

Контрольные работы



Самостоятельная работа учащихся



Видео-урок Основы работы c ПО SMART Notebook. Настройка панели инструментов

2

3

Видео-урок Основы работы с ПО SMART Notebook. Работа с объектом.

4

3

Тема 3.2.

Применение сервисов Web 2.0 в образовательном процессе

Содержание учебного материала



Создание онлайн тестов при помощи сервисов Web 2.0

1

3

Облачные технологии для создания и редактирования документов

Работа с Google Документами

Работа с сервисом Яндекс.Диск

Работа с облаком Mail.Ru

1

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

4


Создание онлайн теста при помощи конструктора тестов Online Test Pad

1

3

Использование облачных дисков для хранения и редактирования документов

Облачные сервисы и офисные приложения в работе учителя

Облачные технологии на уроках

Создание дидактических игр при помощи сервисов Web 2.0

Работа с сервисом Learningapps.org

3

3

Контрольные работы



Самостоятельная работа обучающихся:

3


Создание дидактических игр при помощи сервиса LearningApps.org

Разработка плана занятия с использованием интерактивной доски.



Раздел 4. Работа с информационными объектами различных типов с помощью современных информационных технологий

46,5


Тема 4.1

Работа с графическими объектами.

Содержание учебного материала


Программное обеспечение для работы с графикой. Интерфейс. Инструментарий. Создание и обработка изображений. Работа с планами и слоями. Композиция. Работа со шрифтами. Работа со сканером. Корректировка изображения. Разработка и создание графического изображения образовательного содержания:

1

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия



1.

Разработка дизайна стенда «Именинник»

2

3

Подготовка методического пособия с использованием графических объектов.

2

3

Разработка дизайна стенда «Для Вас, родители»

2

3

Разработка дизайна классного уголка.



Создание галереи спортсменов.



Подготовка фотовыставки о соревновании.



Контрольные работы

-


Самостоятельная работа учащихся

1. Выявление преимуществ и недостатков электронного документа.

2. Оформление информационного буклета.

3,5

Тема 4.2.

Работа с текстовой информацией.

Содержание учебного материала

9


1

Программное обеспечение для работы с текстовой информацией. Инструментарий. Элементы документа. Требования к документу.



Лабораторные работы

-


Практические занятия



Форматирование и редактирование текста. Проверка орфографии. Списки, колонки, таблицы. Использование графики.

2

2

Макет многостраничного документа. Колонтитулы. Оглавления. Параметры страниц.

2

2

Печать документов. Работа с принтером. Сканирование и распознавание текста. Использование сканирования при подготовке методических материалов.

2

2

Подготовка документов, обеспечивающих обучение дошкольников. Подготовка методического пособия для ДОУ с использованием текстовой и графической информации.

2

2

Контрольные работы »



Самостоятельная работа учащихся

1. Разработка макета табеля посещаемости детей.

2. Сбор и обработка числовых данных средствами облачных сервисов.

4





Тема 4.3.

Технология создания, редактирования, оформления и сохранения презентаций

Содержание учебного материала



Презентации. Требования к структуре и дизайну презентационных материалов. Пользовательский интерфейс. Настройка анимации и действия. Подготовка методических материалов с использованием презентаций.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия



1

Создание и оформление презентации к методической разработке для детей дошкольного возраста. Триггеры

4

2

2

Создание презентации «Моя профессия».

2

3

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста.

4


Тема 4.4.

Технология обработки числовых данных


Содержание учебного материала



. Возможности табличных процессоров Основные приемы работы в табличных процессорах. Элементы электронных таблиц (ЭТ). Типы данных. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм.

1

2

Лабораторные работы



Практические занятия



Создание табеля посещаемости детей и табеля питания. Выполнение вычислений в табеле с помощью формул и стандартных функций

2

2

Оформление статистических данных в ЭТ. Создание диаграмм на основе статистических данных.

2

2

Слияние документов. Использование программ Word и Excel.

2

2

Контрольные работы



Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление отчета воспитателя с помощью ЭТ и текстового процессора.

3,5


Дифференцированный зачет

1


Всего:

102


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №5 Информатики и информационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

  • средства пожаротушения – 2 огнетушителя,

  • рабочее место преподавателя,

  • 7 рабочих мест студентов, объединенные в локальную сеть,

  • принтер,

  • интерактивная доска SmartBoard,

  • мультимедийный проектор,

  • аудиоколонки,

  • УМК дисциплины.

Программные средства: операционная система, интегрированный пакет в составе: текстового редактора, табличного процессора, системы управления базами данных, программы подготовки презентации; графический редактор, браузер, обучающие программы, системы подготовки заданий и тестов, справочная правовая система Консультант+.


    1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М:Издательский центр «Академия», 2010г.

2.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия»,2010г.

3. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие.–М.: «Интеллект-Центр»,2007.

Дополнительные источники:

1.Ганин Н.Б. Компас 3D V8.М,:ДМК Пресс;СПбю;Питер,2007г.

2.Леонтьев В.П.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2006г. М.:ОЛМА_ПРЕСС Образование,2006г.

Для преподавателей

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Интелект-Центр. Москва. 2007.

  4. Дубровская Л.И. и Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников. Сборник методических материалов. Москва. МИОО 2009

  5. Материалы лекций на курсах в МГТУ МИРЭА «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе» 2012 г

  6. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. – 97 с

  7. Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.

Интернет – ресурсы:

1. Википедия – свободная энциклопедия //ru.wikipedia.org

2. Издание о высоких технологиях // cnews.ru

3. Информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/index.php?module=News&catid=&topic=1

4. Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Профессиональное образование / Математика и естественно-научное образование / Дошкольное образование http://window.edu.ru/catalog/resources?p_frubr=4.4&p_rubr=2.2.74.14

5. Российский сайт корпорации Microsoft //www.microsoft.com/rus

6. Раннее развитие детей [сайт, 2006-2011] URL: http:// razumniki.ru/

7. Проект Эдуарда Пройдакова [сайт, Виртуальный компьютерный музей, 1997-2011] URL: http://www.computer-museum.ru/index.php/

8. Матросова О.В [сайт, Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье] URL: http://doshvozrast.ru/index.htm/

9. Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [2006-2011] URL: http://school-collection.edu.ru/

10. Наумов П. [образовательный портал, 2004-2011] URL:http://www.rusedu.ru/

11. Поисковая машина электронных книг, свободно распространяемых в Интернете [2004-2007] URL:http://www.poiskknig.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ


создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам


использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

должен знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование


основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование


возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование


аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование