Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовой подготовки).
С.В. Денисов, преподаватель второй категории
А.А. Болсунов, преподаватель первой категории
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, переподготовка).
- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- решать графические задачи.
- возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;
- основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
- основы строительной графики.
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Цели и задачи дисциплины. | Содержание учебного материала: 1. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. 2. Краткие исторические сведения о развитии графики. 3. Общие сведения о стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно-технического прогресса. ЕСКД в системе государственной стандартизации. 4. Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями и машинами, применяемыми в работе и оснащением конструкторских бюро. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстом учебника по истории развития инженерной графики. | 1 | |
Раздел 1. Геометрическое черчение | | 12 | |
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Сведения о форматах, масштабах, линиях чертежа. 2.Типы и размеры линий чертежа. 3. Форма и содержание основной надписи на чертежах и схемах. 4.Основные понятия о видах и типах стандартных шрифтов. 5.Размеры и конструкция прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение линий чертежа, основной надписи в соответствии с ГОСТ 2.303-68. Выполнение букв и цифр с наклоном 75°. Заполнение основной надписи в соответствии с ГОСТ 2.303-68. | 3 | |
Тема 1.2. Основные правила нанесения размеров на чертежах ГОСТ 2.307-68. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Правила вычерчивания контуров технических деталей. 2. Правила проведения выносных и размерных линий для линейных и угловых размеров. 3. Общие требования к размерам в соответствии с ГОСТ 2.307-68, упрощения в нанесении размеров | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий по расположению размерных чисел по отношению к размерным линиям. Применение основных правил при вычерчивании основных контуров деталей. Вычерчивание деталей с требованиями ГОСТ2.307-68. | 1 | |
Тема 1.3. Геометрические построения и приёмы вычерчивания деталей. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Уклон и конусность на технических деталях, определение, правила построения по заданной величине и обозначение. 2. Приёмы вычерчивания контура деталей с применением различных геометрических построений. 3. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. 4. Внешнее и внутреннее касания дуг. 5. Сопряжение дуг с дугами и дуги с прямой. Построение лекальных прямых. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Деление окружности на равные части. Построение прокатного профиля. Выполнение сопряжений. Построение и обводка лекальных кривых. Вычерчивание контура деталей с применением сопряжений и деления окружности на равные части. | 2 | |
Раздел 2. Проекционное черчение. | Основы начертательной геометрии | 44 | |
Тема 2.1. Проецирование точки. Комплексный чертёж точки. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Проецирование точки на две и три плоскости проекций. 2. Обозначение плоскости проекций, осей проекций и проекций точки. 3. Методы проецирования 4. Расположение проекций точки на комплексных чертежах, координатах точки. 5.Построение третьей проекции по двум заданным. 6. Проецирование точки на три плоскости проекций. 7. Чтение комплексных чертежей проекций точек. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений на проецирование точки. Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки. | 1 | |
Тема 2.2. Проецирование отрезка прямой линии. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Проецирование отрезка прямой на две и на три плоскости проекций. 2. Расположение отрезка прямой относительно плоскости проекций. 3.Чтение комплексных чертежей проекции отрезка прямой 4.Построение третьей проекции отрезка прямой по двум заданным. 5. Относительное положение точки и прямой. 6.Организация госконтроля и надзора. 7. Относительное положение двух прямых. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Построение комплексных чертежей проекции отрезка прямой. Выполнение упражнений на проецирование отрезка на две и три плоскости. | 1 | |
Тема 2.3. Проецирование плоскости. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Изображение плоскости на комплексном чертеже. 2. Расположение плоскости относительно плоскостей проекции. 3. Плоскости уровня. 4. Проецирующие плоскости. 5. Проекции точек и прямых, расположенных на плоскости. 6. Пересечение прямой с плоскостью, признаки параллельности прямой и плоскости. 7. Пересечение плоскостей. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на построение проекции прямых и плоских фигур, принадлежащих плоскостям. | 2 | |
Тема 2.4. Способы преобразования плоскостей проекций | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Назначение способов преобразования проекций. 2. Основные способы (способ вращения, способ совмещения и способ перемены плоскостей проекций) для определения действительной величины отрезков прямых и плоских фигур (треугольника, круга и т.д.) 3.Нахождение действительной величины отрезка прямой и геометрических фигур одним из перечисленных способов, а так же определение действительной величины элементов геометрических тел при выполнении чертежей развёрток поверхностей этих тел. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений на нахождение действительной величины отрезка прямой способом вращения или перемены плоскостей проекций. Нахождение плоскости сечения геометрического тела способом перемены плоскостей проекции или способом совмещения. | 1 | |
Тема 2.5. Аксонометрические проекции. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1. Общие понятия об аксонометрических проекциях. 2. Виды аксонометрических проекций: (изометрическая и диметрическая) и фронтальная изометрии. 3. Аксонометрические оси. Показатели искажения. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Изображение плоских фигур и объемных тел в различных видах аксонометрических проекций. Выполнение домашних графических работ по построению геометрических фигур. | 2 | |
Тема 2.6. Поверхности и тела. Проецирование геометрических тел. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Определение поверхностей тел. 2.Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара, и тора) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). 3.Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям. 4.Изображение геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений на построение комплексных чертежей и аксонометрических проекции геометрических тел с нахождением проекций точек и линий, принадлежащих поверхности данного тела. Построение комплексных чертежей группы геометрических тел. | 3 | |
Тема 2.7. Сечение геометрических тел плоскостями. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Понятие о сечении. 2.Сечение тел проецирующими плоскостями 3.Пересечение тел проецирующими плоскостями. 4.Построение натуральной величины фигуры сечения. 5.Нахождение действительной величины плоской фигуры сечения. 6.Построения разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилиндра пирамиды и конуса. 7.Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Построение комплексных чертежей усеченных геометрических тел. Нахождение действительной величины фигуры сечения. Развертка поверхностей тел. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях. | 3 | |
Тема 2.8. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Построение линий пересечения поверхностей тел при помощи вспомогательных секущих плоскостей. 2.Взаимное пересечение поверхностей вращения имеющих общую ось. 3.Случаи пересечения цилиндра с цилиндром, цилиндра с конусом и призмы с телом вращения. 4.Ознакомление с построением линий пересечения поверхностей вращения с пересекающимися осями при помощи вспомогательных концентрических сфер. | 8 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций пересекающихся многогранников. Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций тел вращения и многогранника. Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций двух тел вращения. | 4 | |
Тема 2.9. Проекции моделей | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. 2.Построение по двум проекциям третьей проекции модели; 3.Вычерчивание аксонометрических проекций моделей; 4.Построение комплексных чертежей моделей по натурным образцам и по аксонометрическому изображению. | 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений на построение комплексных чертежей проекции моделей. Выполнение упражнений на построение третьей проекции по двум заданным аксонометрическим проекциям моделей. | 5 | |
Контрольная работа №1 | 2 | 3 |
Раздел 3. Техническое рисование и элементы технического конструирования. | | 4 | |
Тема 3.1. Техническое рисование плоских фигур и геометрических тел. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Назначение технического рисунка. 2.Отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрических проекциях. 3.Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей. 4.Техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника и круга, расположенных в плоскостях параллельных какой-либо из плоскостей проекции. 4.Технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. 5.Придание рисунку рельефности (штриховкой). | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение рисунков квадрата, прямоугольника, шестиугольника и окружности. Выполнение рисунков геометрических тел призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и моделей. | 2 | |
Раздел 4. Машиностроительное черчение | | 44 | |
Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации. (Основные положения. Стандарты ЕСКД и их применение .) | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Машиностроительный чертеж, его назначение. разновидности современных чертежей. 2.Современные способы получения копии чертежей. 3.Виды изделий и конструкторских документов. 4.Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. 5.Зависимость качества изделия от качества чертежа. 6.Обзор стандартов ЕСКД. 7.Обзор разновидностей современных чертежей. 8.Ознакомление с современными тенденциями автоматизации и механизации чертежно-графических и проектно-конструкторских работ. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение основных надписей на различных видах конструкторских документов. | 1 | |
Тема 4.2. Изображения-виды, разрезы, сечения. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Разрезы: горизонтальный, вертикальный (фронтальные и профильные) и наклонный, сложные разрезы (ступенчатые и ломаные). 2.Линии сечения, обозначения и надписи. 3.Расположение разрезов. Местные разрезы. 4.Соединение половины вида с половиной разреза. 5.Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений, сечения цилиндрической поверхности. Обозначения и надписи. Графическое обозначение материалов в сечении. 6.Выносные элементы, их определение и содержание. Применение выносных элементов. Расположение и обозначение выносных элементов. 7.Условности и упрощения. Частные изображения симметричных видов, разрезов и сечений. Разрезы через тонкие стенки, ребра, спицы и т.п. Разрезы длинных предметов. Изображения рифления и т.д. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение простых и сложных разрезов. Выполнение сечений для деталей повышенной сложности (без резьбы). | 2 | |
Тема 4.3. Резьба. Резьбовые изделия. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Основные сведения о резьбе. Основные типы резьб. Различные профили резьбы. Условное изображение резьбы. Нарезание резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандартных и специальных резьб. 2.Обозначение левой и многозаходных резьб. 3.Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей по их действительным размерам согласно ГОСТу (болты, винты, гайки, шайбы и др.). 4.Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепежных деталей. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Изображение и обозначение резьбы. Вычерчивание крепежных деталей с резьбой. | 2 | |
Тема 4.4. Эскизы и рабочие чертежи деталей. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Форма детали и ее элементы. 2.Графическая и текстовая часть чертежа. 3.Применение нормальных длин, диаметров и т. п. Понятие о конструктивных и технологических базах. 4.Измерительный инструмент и приемы измерения деталей. 5.Литейные и штамповочные уклоны и скругления. Центровые отверстия, галтели, проточки. 6.Понятие о нанесении на чертеже обозначений шероховатости поверхностей. Обозначение на чертежах материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие чертежи изделий основного и вспомогательного производства – их виды, назначение, требования к ним. Ознакомление с техническими требованиями к рабочим чертежам. 7.Понятие о допусках и посадках. 8.Порядок составления чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновка чертежа. 9.Понятие об оформлении рабочих чертежей изделий для разового и массового производства. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение эскизов и рабочих чертежей машиностроительных деталей 1-й и 2-й сложности. Чтение рабочих чертежей. | 3 | |
Тема 4.5. Разъемные и неразъемные соединения деталей. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Различные виды разъемных соединений. 2.Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые), штифтовые соединения деталей, их назначение, условия выполнения. 3.Первоначальные сведения по оформлению элементов сборочных чертежей (обводка контуров соприкасающихся деталей, штриховка разрезов и сечений, изображение зазоров). 4.Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. 5.Изображение соединений при помощи болтов, шпилек, винтов, упрощение по ГОСТ 2.315-68. 6.Сборочные чертежи неразъемных соединений. | 8 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Вычерчивание болтового, шпилечного, винтового соединений деталей по условным соотношениям и упрощенно. Выполнение чертежей неразъемных соединений деталей. | 4 | |
Тема 4.6. Передачи. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Основные виды передач. 2.Технология изготовления, основные параметры. 3.Конструктивные разновидности зубчатых колес. 4.Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах. 5.Условное изображение цилиндрической, конической и червячной передачи по ГОСТу. 6.Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом. 7.Условные изображения реечной и цепной передач храпового механизма. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение эскизов зубчатых колес. Выполнение и чтение чертежей зубчатых колес и червяков, чертежей различных видов передач. Выполнение чертежей цилиндрической и конической зубчатой передач. | 3 | |
Тема 4.7. Общие сведения об изделиях и составлении чертежа общего вида и сборочных чертежей. | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Комплект конструкторской документации. 2.Чертеж общего вида, его назначение и содержание. 3.Сборочный чертеж, его назначение и содержание. 4.Последовательность выполнения сборочного чертежа. 5.Увязка сопрягаемых размеров. 6.Порядок сборки и разборки сборочных единиц. 7.Обозначение изделия и его составных частей. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях. 8.Конструктивные особенности при изображении сопрягаемых деталей (проточки, подгонки соединений по нескольким плоскостям и др.). 9.Упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Изображение уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и установочных устройств. 10.Назначение спецификации. Порядок заполнения спецификации. 11.Основная надпись на текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже. | 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение сборочных чертежей. Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для выполнения сборочного чертежа. Изображение контуров пограничных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положениях. Выполнение сборочных чертежей деталей. | 5 | |
Тема 4.8. Чтение и деталирование чертежей | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Назначение данной сборочной единицы. Работа сборочной единицы. 2.Количество деталей, входящих в сборочную единицу. Количество стандартных деталей. 3. Габаритные, установочные, присоединительные и монтажные размеры. 4.Деталирование сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). 5.Порядок деталирования сборочных чертежей. Увязка сопрягаемых размеров. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение сборочных чертежей. Выполнение рабочих чертей деталей по сборочному чертежу. | 2 | |
Раздел 5 Чертежи и схемы по специальности | | 4 | |
Тема 5.1. Чтение и выполнение чертежей и схем по специальности | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Назначение схем. 2.Виды и типы схем. 3.Условности и упрощения, применяемые на чертежах схем. 4.Составление, перечня входящих в данную схему элементов. 5.Схемы кинематические, гидравлические, пневматические. 6.Анализ входящих элементов. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение схем. Выполнение кинематических схем по специальности. | 2 | |
Контрольная работа №2 | 2 | 3 |
Раздел 6. Элементы строительного черчения | | 2 | |
Тема 6.1. Основные сведения о строительных чертежах | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Особенности строительных чертежей. 2.Чертежи планов, фасадов, разрезов и фундаментов зданий. 3.Условные изображения и обозначения на строительных чертежах проемов, лестничных клеток, санитарно- технических устройств и т.п. 4.Чертежи железобетонных, металлических и деревянных конструкций. 5.Генеральный план. Условные обозначения, применяемые для генеральных планов. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение строительных чертежей. Выполнение упражнений. | 1 | |
Раздел 7. Компьютерное моделирование в САПР «Компас» 3D.V13.Home | | 4 | |
Тема 7.1 Компьютерное моделирование | Практические занятия: Содержание учебного материала: 1.Программа Компас 3D V13 Home,ее назначение и возможности. 2.Настройка изображения. Панели управления. Команды управления программой. 3.Способы редактирования изображения. Привязки. 4.Приемы построения простых геометрических тел и комплексных чертежей. 5.Простановка размеров. Надписи на чертежах. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение чертежей квадрата, прямоугольника, шестиугольника и окружности. Выполнение чертежей геометрических тел призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. Построение комплексных чертежей проекции моделей. Построение третьей проекции по двум заданным аксонометрическим проекциям моделей. Простановка размеров. Выполнение надписей на чертежах. | 2 | |
ИТОГО | | 120 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Инженерная графика, библиотека и читальный зал.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места для обучающихся и преподавателя, комплект учебно-методических материалов, комплект наглядных пособий, комплект средств измерения, комплекты стандартов.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Примечание.