© 2018, Опалько Вера Владимировна 565 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Новоузенский агротехнологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей 35.02. 07 Механизация сельского хозяйства, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) технического профиля,
36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля,
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2016
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум» Лещенко Т.А./_________________/ «28» сентября 2015 г. Лещенко Т.А. /_______________/ « 01» сентября 2016 г.
«_______»_____________2017 г. _______________ /_________________/
«_______»_____________2018 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________201 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г.) |
ОДОБРЕНО на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 2 , «28» сентября 2015 г. Председатель комиссии Гуева Т.Г./_____/
Протокол №9, дата «23» мая 2016 г. Председатель комиссии Гуева Т.Г./_____/
Протокол №__, дата «___»________2017 г. Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2019 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом техникума
Протокол № 2 от «28» сентября 2015 г. Методист Рахманова Н.В./______________/
Протокол №1, от «01» сентября 2016 г. Методист: Рахманова Н.В./______________/
Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ |
С Составитель:
| Опалько В.В., преподаватель высшей квалификационной категории |
Рецензенты: Внутренний: Внешний:
| Ионов А.С. преподаватель первой квалификационной категории Швецова Н.Г., заведующая районным методическим кабинетом управления образования Новоузенского муниципального района
|
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ……………………………………………………………
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «История» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического, естественнонаучного, социально-экономического профиля программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 38. 02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), 36.02.01 Ветеринария, 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, реализуемой на базе основного общего образования , с получением среднего общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»). »);Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «История» является общей общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области « Общественные науки» ФГОС среднего общего образования для специальностей 38. 02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), 36.02.01 Ветеринария, 35.02.07 Механизация сельского хозяйства при реализации программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося устанавливается в объёме 175 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося составляет 117 часов
- самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 | |
в том числе: |
| |
контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 | |
в том числе: |
| |
- составить таблицы по темам: - составление конспектов по темам: - подготовка сообщений по темам: - подготовка рефератов по темам: - подготовка презентации по темам: - подготовка докладов по темам: - написание эссе «Человек и техника в XXI в.» | 6 8 20 6 6 10 2 | |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета по завершению курса дисциплины |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории. | 2 | 1 | |
Раздел 1.Древнейшая стадия истории человечества | ||||
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Тема 1.1. Жизнь первобытных людей | 1. | Цивилизации Древнего мира. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Первые религиозные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм» | 2 |
| ||
Раздел 2.Цивилизации Древнего мира | ||||
Тема 2.1. Древневосточные цивилизации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Ранние цивилизации, их отличительные черты. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формировании древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.
| |||
Тема 2.2. Античная цивилизация | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Античная Цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, - государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу «Боги древней Греции и древнего Рима» | 2 |
| ||
Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века | ||||
Тема 3.1. Развитие Востока в Средние века
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. | |||
Тема 3.2. Основные древневосточные цивилизации
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Китайско-конфуцианская цивилизация. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в IV-XIII вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. Буддизм на Востоке в Средние века. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Арабо-мусульманская цивилизация Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XV в | |||
Тема 3.3. Средневековая Европа
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. - V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII-XI вв. Политическая раздробленность и ее причины. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «Средневековая культура» | 2 |
| ||
Тема 3.4. . Взаимодействие Запада и Востока в Средние Века
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре. | |||
Раздел IV.История России с древнейших времен до конца XVII века. | ||||
Тема 4.1. Восточные славяне в древности
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Славяне и Великое переселение народов (IV-VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финноугорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Восточные славяне в VII-VIII вв. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Феномен славянского этнического единства» | 2 |
| ||
Тема 4.2. Образование государства Киевская Русь
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.
| |||
Тема 4.3. Русь в XI – начале XII веков
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта «Три крупных удельных княжества периода феодальной раздробленности» | 2 |
| ||
Тема 4.4. Период феодальной раздробленности
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. | |||
Тема 4.5. Культура Руси домонгольского периода | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. | |||
Тема 4.6. Борьба Руси с иноземными завоевателями
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державыЧингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему: «Культура домонгольского периода» | 2 |
| ||
Тема 4.7. Формирование централизованного государства
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. | |||
Тема 4.8. Правление Ивана Грозного
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. | |||
Тема 4.9. Смута в России начала XVII века
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «Основные события и ход Смуты» | 2 |
| ||
Тема 4.10. Первые Романовы
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русская культура в XIII-XVII вв. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему: «Исторический портрет Степана Разина» | 2 |
| ||
Тема 4.11. Русская культура XIII - XVII вв.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.
| |||
Раздел V. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.
| ||||
Тема 5.1. Модернизация общественных отношений
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Запад и Восток в XVI-XVII ВВ.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия - «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. | |||
Тема 5.2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта «Формирование национальных государств в Европе» | 2 |
| ||
Тема 5.3. Эволюция международных отношений
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах - войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. | |||
Тема 5.4. Европа в XVII веке
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Секуляризация общественного сознания. | |||
Тема 5.5. Революции XVIII века | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему: «Великая французская буржуазная революция» | 2 |
| ||
Раздел VI. Россия в XVIII веке | ||||
Тема 6.1. Внутренняя политика Петра I.
| Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. | |||
Тема 6.2. Внешняя политика Петра I. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему: «Азовские походы» | 2 |
| ||
Тема 6.3. Период дворцовых переворотов
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II . «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III . Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I - характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
| |||
Тема 6.4. Культура XVIII века | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации на тему: «Культура XVIII века» | 2 |
| ||
Раздел VII. Становление индустриальной цивилизации | ||||
Тема 7.1. Европейские революции XIX века
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения: «Парижская коммуна» | 2 |
| ||
Тема 7.2. Формирование капиталистического общества
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. | |||
Тема 7.3. Духовная жизнь Нового времени
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История - «муза века».
| |||
Раздел VIII. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | ||||
Тема 8.1. Традиционные общества Востока в период колониальной экспансии
| Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 | Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Написать конспект по теме «Политика изоляции» | 2 |
| ||
Раздел IX. Россия в XIX веке | ||||
Тема 9.1. Население России в XIX веке
| Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль геоrpафического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «Местное управление в России в XIX веке»
| 2 |
| ||
Тема 9.2. Александр I. Отечественная война 1812 года. Декабристы
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Общественное движение. Декабристы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему «Герои 1812 года» | 2 |
| ||
Тема 9.3. Николай I Крымская война.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и виляние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830-1831 ГГ., 1848-1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы». | |||
Тема 9.4. Реформы Александра II . отмена крепостного права | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Россия после Крымской войны. Александр II . Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Презентация на тему: «Формирование российского института адвокатуры»
| 2 |
| ||
Тема 9.5. Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX веке
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины Х IХ в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия | |||
Тема 9.6. Контрреформы Александра III
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. | |||
Тема 9.7. Культура России в XIX веке
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему: «Храм Христа Спасителя»
| 2 |
| ||
Раздел X. От Новой истории к Новейшей
| ||||
Тема 10.1. Международные отношения в начале XXв.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав - Тройственного союза и Антанты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад: «Международные кризис и конфликты в начале XXв.» | 2 |
| ||
Тема 10.2. Западное общество на рубеже XIX – XXв. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт - кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.
| |||
Тема 10.3. Россия в начале XX века | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.Л. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на тему: «Формирование российского парламентаризма» | 2 |
| ||
Тема 10.4. Первая мировая война
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в ХХ в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Россия в Первой мировой войне: Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.
| |||
Тема 10.5. Россия в 1917 году
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Приход большевиков к власти в России. Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой право вой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Три кризиса временного правительства» | 2 |
| ||
Раздел XI. Между мировыми войнами | ||||
Тема 11.1. Страны Европы в 20-30 гг.XX века | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. | |||
Тема 11.2. Международные отношения в 20-30 гг. XX века | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа. | |||
Тема 11.3. Внутренняя политика СССР в 20-30 гг XX в | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20-30-e годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение на темы: «Тоталитарный режим», «ГУЛАГ» | 4 |
| ||
Тема 11.4. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. XX в. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
| Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. | |||
Раздел XII. Вторая мировая война | ||||
Тема 12.1. Вторая мировая война
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира | |||
Тема 12.2. Великая Отечественная война | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 | Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и Политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата на индивидуальную тему по разделу «Великая Отечественная война»
| 4 |
| ||
Раздел XIII. Мир во второй половине XX века
| ||||
Тема 13.1 «Холодная война»
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Сверхдержавы: CШA и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира. | |||
Тема 13.2 Научно-технический прогресс
| Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 | Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. | |||
Раздел XIV. СССР в 1945-1991гг. | ||||
Тема 14.1 Первое послевоенное десятилетие | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением Индивида. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».
| |||
Тема 14.2 Правление Н.С.Хрущева 1953-1964гг.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты И3за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад: «Карибский кризис». | 2 |
| ||
Тема 14.3 Правление Л.И.Брежнева 1964-1985гг. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад: «Особенности высшего государственного аппарата и кадровых игр в нем»
| 2 |
| ||
Тема 14.4 Правление М.С.Горбачева 1985-1991гг. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад: «Западные политики и ученые о Горбачеве». Доклад: «Западные политики и ученые о Горбачеве». | 2 |
| ||
Раздел XV. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков | ||||
Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
| |||
Тема 15.2 Мир в XXI в.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Написание эссе «Человек и техника в XXI в.» | 2 |
| ||
Контрольная работа
| 1 |
| ||
| Всего: | 175 |
|
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 24 «История».
Оборудование учебного кабинета:
Кабинет оснащен мебелью для:
- организации рабочего места преподавателя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- для рационального размещения и хранения учебного оборудования;
- для организации использования аппаратуры.
Технические средства обучения:
- проектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- колонки;
- принтер.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Загладин Н.В, Симония Н.А История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- М.: «Русское слово», 2011.- 398 с.
Загладин Н. В. Всеобщая история. Конец ХIХ – начало ХХI в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин. – 13-е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. Изд. Второе, испр. И доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА_М, 2006
Дополнительные источники:
Алексеев С.В., ВолодихинД,М., Елисеев Г.А. Отечественная история: Учебное пособие. М.; ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007/ MDF/ eBook (компьютерное издание).
Интернет-источники:
http://school-collection.edu.ru.http://www. hrono.ru – исторический портал.
http://school-collection.edu.ru.
http://militera.lib.ru/index.html - библиотека военно-исторической литературы.
http://gpw.tellur.ru – исторический портал, посвящённый Великой Отечественной войне.
http://weltkrieg.ru – Вторая мировая война: военно-исторический проект.
http://www.coldwar.ru– сайт, посвящённый «холодной войне».
http://www.mir21vek.ru – сайт, посвящённый современным международным отношениям
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса дисциплины.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "История": - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; |
Оперативный контроль в форме: - выполнение докладов; - проверка и оценка рефератов
|
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
| Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; - тестовый контроль в программе -тест; - выполнение докладов; - проверка и оценка рефератов |
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; | Оперативный контроль: - в форме проверки и оценки практических работ; - тестирование в программе -тест; - коллоквиум
|
| Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета по завершению курса дисциплины |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты | ||
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; | - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей - демонстрация готовности к исполнению воинского долга | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
| - взаимодействие с обучающими в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях |
метапредметные результаты | ||
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
| - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ |
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группегруппе; |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач | Семинары Олимпиады |
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
| Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
7