СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Изобразительное искусство» ДЛЯ 5 «А», 5 «Б», 6 КЛАССОВ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков по изобразительному искусству. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям и мотивации данного предмета.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Изобразительное искусство» ДЛЯ 5 «А», 5 «Б», 6 КЛАССОВ»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Пролетарская специальная школа-интернат»

(ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат)



Рассмотрено

на заседании МО учителей

трудового обучения

Протокол №______ от _______

__________________________

Руководитель МО М.Г. Гладких.

Согласовано

на методическом совете

школы-интерната

Протокол №____ от __________

___________________________

Зам. директора по УВР

А. Н. Поляничко

Утверждаю

Директор школы-интерната

«____» ____________________

__________________________

Е.В. Грачева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Изобразительное искусство»

ДЛЯ 5 «А», 5 «Б», 6 КЛАССОВ





Составитель: Подорога С.В. 2019 – 2020 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины (изобразительное искусство) составлена в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник №1-2) под редакцией В.В.Воронковой, (Издательство «ВЛАДОС», 2011г.)и требований к уровню подготовки обучающихся 5,6 классов с учетом регионального компонента и особенностей школы.

Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков по изобразительному искусству. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям и мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.

Данная программа составленана основе требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон Ростовской области от 14.11.2013г №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15».

  • Локальных актов ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната.

  • Учебного планаГКОУ РО Пролетарской школы-интерната.

  • Годового учебного графика ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник №1-2) под редакцией В.В.Воронковой, Издательство «ВЛАДОС», 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цель: развитие у учащихся, воспитанников эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • ознакомление учащихся, воспитанников с лучшими произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  • расширять словарный запас учащихся, воспитанников за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

  • совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка.


Коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся, воспитанников путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развивать у учащихся, воспитанников аналитико – синтетической деятельности сравнения, обобщения;

  • улучшать зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь.


Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе;

  • воспитывать у учащихся, воспитанников эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально – эстетическое отношение к ним.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство как предметучебной дисциплины имеет важное коррекционное - развивающее значение. Уроки изобразительного искусствапри правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуютформированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этомудолжен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познаниямира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимсяявлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, культурно-ориентированного подходов в обучении и

воспитании детей с ОВЗ. Он направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных

возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющихприменять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных.Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательностиусложнения учебных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлятьконтроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, являетсяодним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающийделение на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  


Базисный учебный план по программе 5кл. 1 час в неделю, 35 часов в год.

Базисный учебный план по программе 6кл. 1 час в неделю, 35 часов в год.

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Минимальный уровень:

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-пользование материалами для рисования;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя;

- рациональная организация своей изобразительной деятельности;

-планирование работы;

-осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;

-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью,акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентировка в пространстве листа;

-размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


Содержание учебного предмета 5 класс



Содержательные линии

Количество

часов

Коррекционно- развивающие задачи

Педагогические

средства.

Технологии

решения

коррекционных

задач

Проблемы возникающие при изучении темы

1

Декоративное рисование










1.Узор в полосе из растений.

2.Узор в полосе из растительных элементов.

3. Геометрический орнамент в круге.

4.Симметричный узор по образцу.

5.Пятиконечная звезда в круге.

6.Новогодний пригласительный билет.

7.Растительный узор в квадрате.

8.Открытка "8 Марта".

9. Открытка "С днём рождения".

9

1четверть:

5часов;

2 четверть:

1 час;

3 четверть:

2 часа

4 четверть:

1 час


1

1


1


1


1


1


1


1

1

1.Поэтапное формирование умственных и трудовых действий.

2.Развитие регулирующей функции речи в ориентировке и планировании предстоящих действий.

3.Коррекция эмоционально волевых нарушений, путём сравнения работы с эталоном изделия.

4.Демонстрация образцов декоративно - прикладного искусства.

Технология

традиционного

обучения с

элементами

дифференциации

(по содержанию и

объёму)

Свободно, без напряжения проводить линии, не поворачивая при этом бумагу. Не всегда соблюдается правильное чередование элементов узора по цвету и форме.

II

Рисование с натуры










1. Яблоко и керамический стакан.

2.Ваза керамическая.

3. Дорожные знаки.

4 Пирамидка.

5.Карнавальная полумаска.

6 Цветочный горшок с цветком.

7.Рисование чемодана.

8. Аквариум, повёрнутый углом.

9. Скворечник.

10.Детская игрушка.

11.12. Бабочка, стрекоза, жук.

13. Весенние цветы.


13

1. четверть:

2 часа;

2. четверть:

3 часа;

3 четверть:

6 часов

4 четверть:

2 часа


1


1

1

1

1

1


1

1


1

1

2

1

1.Формирование внимания, логического мышления, воображения.

2.Развитие мелкой и крупной моторики, связной речи. 3.Развитие зрительной памяти и восприятия на основе использования наглядности, дидактических игр.


Технология

традиционного

обучения с

элементами

дифференциации

(по содержанию и

объёму)


Не всегда правильно передают строение предмета, его составные части.

III

Тематическое рисование











1."Лес зимой".

2. 3."Зимние забавы" .

4.5. Мой любимый зимний вид спорта.

6.7. Иллюстрирование отрывка из художественного произведения.

8.9. "Приключение Незнайки" рисование эпизода.

9

1четверть:

.................

2 четверть:

3 часа;

3 четверть:

2 часа

4четверть:

4 часа



1

2

2


2



2

1.Развитие регулирующей функции речи в ориентировке и планировании предстоящих действий.

2.Коррекция эмоционально­волевых нарушений, путём сравнения работы с эталоном изделия.

3.Формирование пространственной ориентировки .

Технология

традиционного обучения с элементами дифференциации (по содержанию и объёму)

Не могут выделить главное для рисования по теме.

IV

Беседа

1. Беседа на тему "Произведения мастеров художественных промыслов и искусство родного края".

2. "Народное декоративно прикладное искусство".

3.Армия Российская в произведениях художников.

4. Великая Отечественная война в произведениях художников.

4 часа




Итого -35часов

Содержание учебного предмета 6 класс



Содержательные линии

Количество

часов

Коррекционно- развивающие задачи

Педагогические

средства.

Технологии

решения

коррекционных

задач

Проблемы возникающие при изучении темы

I

Декоративное рисование









1."Огонь в ночи" "Цвет как средство выражения".

2.Линия как средство выражения.

3. Рисование новогодней открытки.

3

1четверть:

2 часа;

2 четверть:

...........

3 четверть:

1 час

4 четверть:

..............

1


1

1




1.Поэтапное формирование умственных и трудовых действий.

2.Развитие регулирующей функции речи в ориентировке и планировании предстоящих действий.

3.Коррекция эмоционально волевых нарушений, путём сравнения работы с эталоном изделия.

4.Демонстрация образцов декоративно - прикладного искусства.

Технология

традиционного

обучения с

элементами

дифференциации

(по содержанию и

объёму)


Делить лист на глаз на две и четыре равные части. Ориентироваться в готовой геометрической форме.

Не всегда соблюдается правильное чередование элементов узора по цвету и форме

II

Рисование с натуры










1.Натюрморт из овощей.

2.Натюрморт из фруктов.

3.Детская игрушка.

4. Конструкция из строительного материала

5.Рисование кофейника.

6. Скворец.

7. Глобус.

7

1. четверть:

2 часа;

2. четверть:

2 часа;

3 четверть:

1 час

4 четверть:

2 часа


1

1

1

1


1

1

1

1.Формирование внимания, логического мышления, воображения.

2.Развитие мелкой и крупной моторики, связной речи. 3.Развитие зрительной памяти и восприятия на основе использования наглядности, дидактических игр.


Технология

традиционного

обучения с

элементами

дифференциации

(по содержанию и

объёму)


Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.

III

Тематическое рисование










1. 2." Мой любимый уголок природы."

3.4."Мир лошади".

5.Невиданный зверь.

6.7.Строительство нового дома.

8. Рисование новогодних. карнавальных полумасок.

9.10. Одежда Донских казаков.

11.12. Акварельная живопись по - сырому.

13.14 Природа в разных состояниях.

15. Составление эскиза заголовка стенной газеты.

16.17.Жилище, утварь Донских казаков.

18. Птицы- наши друзья.

19. Мы покоряем космос.

20.21. Пейзаж "Дон наш батюшка".

19

1четверть:

5 часов;

2 четверть:

4 часа;

3 четверть:

8 часов

4четверть:

2 часа


2

2

1

2

1


2

2


2

1


2


1

2

2

1.Коррекция эмоционально­волевых нарушений, путём сравнения работы с эталоном изделия. 2.Формирование пространственной ориентировки .

Технология

традиционного обучения с элементами дифференциации (по содержанию и объёму)

Передавать связанное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках.

IV

Беседы


1.Прошлое нашей Родины в произведениях художников.

2.Беседа "Скульптура"

2




Итого -35 час



Календарно - тематический план 5а класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся.

Минимальный уровень

Дифференциация

1 четверть - 9 часов

1

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

1

04.09

Беседа

Рисование элементов росписи. Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

Знать названия народных промыслов.


2

Декоративное рисование узора в полосе из растений.

1

11.09

Практическая работа.

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов. Работа по образцу. Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

3

Рисование узора в полосе из растительных элементов.

1

18.09

Практическая работа.

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов. Работа по замыслу. Чередование элементов. Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

4

Рисование геометрического орнамента в круге.

1

25.09

Практическая работа.

Рисование геометрического орнамента в круге. Работа по образцу. Построение осевых линий. Расположение геометрического орнамента в круге.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

5

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

1

02.10

Практическая работа.

Рисование с натуры простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

Приёмы передачи объёма предмета. Использование оттенков.Светотень. Уточнение понятий «плоский»и объёмный».

Перспективное сокращение круга.

Знатьчто такое пейзаж, портрет, натюрморт.

Умение передавать в рисунке перспективное сокращение круга.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

6

Рисование симметричного узора по образцу.

1

09.10

Практическая работа.

Рисование симметричного узора по образцу. Принцип построения симметричного узора. Осевые и вспомогательные линии.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать линию симметрии и вспомогательные линии.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

7

Пятиконечная звезда в круге (декоративное рисование).

1

16.10

Практическая работа.

Пятиконечная звезда в круге (декоративное рисование). Круг, диаметр, деление диаметра на 3 части. Декоративная работа красками.

Уметь последовательно выполнять рисунок. Раскрашивание с соблюдением контура рисунка.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

8

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (глиняная крынка).

(ж Простые уроки рисования №1 2016)

1

23.10

Практическая работа.

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы. Применение осевых линий. Приёмы работы красками. Тень, блик.


Знать пространственные признаки и пространственные отношения предметов. Уметь последовательно, придерживаясь операционной карты выполнять рисунок. Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, используя различные тона красок.


"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя

9

Беседа на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство».

((ж Простые уроки рисования №3 2017)

1

30.10

Беседа.

Беседа на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство» Рисование элементов росписи: хохлома, дымковская игрушка.

Уметь рассказывать об одном из видов прикладного искусства. Уметь делать наброски элементов росписи.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

2 четверть- 7 часов.

10

«Дорожные знаки», рисование с натуры.

1

13.11

Практическая работа.

«Дорожные знаки», рисование с натуры («Крутой спуск», «Место стоянки автомобиля»). Виды и назначение дорожных знаков.

Построение предметов квадратной и треугольной формы.

Уметь располагать два предмета на листе бумаги.

Знать для чего нужны дорожные знаки, назвать несколько и сказать, что они обозначают.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

11

Рисование с натуры предметов конической формы.

1

20.11

Практическая работа.

Рисование с натуры предметов конической формы «Пирамидка». Средняя осевая линия, вспомогательные линии. Анализ формы и состава предмета. Блики.

Знать составные части пирамидки. Уметь изображать предмет конической формы применяя осевую и другие вспомогательные линии.

"А"- самостоятельно "С" меньшее количество колец.

12

13

Тематическое рисование «Лес зимой»

2

27.11

04.12

Практическая работа.

Тематическое рисование «Лес зимой». Беседа о зимнем лесе.

Описание зимнего леса. Композиция рисунка (передний план, задний план). Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции. приёмы работы красками.

Уметь передавать в рисунке зимнего леса соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя

14

Декоративное рисование: новогодний пригласительный билет.

1

11.12

Практическая работа.

Декоративное рисование: новогодний пригласительный билет.

Назначение и декоративное оформление изделия.

Знать название основных праздников, на которых дарят открытки и пригласительные билеты.

Уметь обновлять интенсивность цвета путём прибавления воды в краску.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

15

Рисование новогодней карнавальной полумаски.

1

18.12

Практическая работа.

Рисование новогодней карнавальной полумаски. история появления карнавальной маски. Назначение и декоративное оформление изделия.

Употреблять в речи слова обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов. Уметь придумывать узор для украшения маски.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

16

Тематическое рисование "Морозные узоры"

(ж. Простые уроки рисования № 12 2016,№1 2017)

1

25.12

Практическая работа

Последовательность выполнения рисунка карандашом, а затем красками.


Знать основные цвета и оттенки цветового спектра, теплые и холодные цвета.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.



3 четверть-10 часов

17_18

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

2

15.01

22.01

Практическая работа.

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

Композиция и последовательность выполнения рисунка. Размещение предметов на листе бумаги с учётом их положения в пространстве (ближе, дальше).

Уметь передавать в рисунке зимнего леса соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

19_20

Мой любимый зимний вид спорта.

2

29.01

05.02

Практическая работа.

Рисование зимнего вида спорта.

Композиция и последовательность выполнения рисунка. Размещение предметов на листе бумаги с учётом их положения в пространстве (ближе, дальше). Спортивный инвентарь.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

Уметь передавать в рисунке движение спортсмена.


"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

21

Цветочный горшок с растением, рисование с натуры.

1

12.02

Практическая работа

Цветочный горшок с растением, рисование с натуры. Последовательность выполнения рисунка карандашом, передача объёма –светотенью.


Знать пространственные признаки и пространственные отношения предметов. Уметь последовательно, придерживаясь операционной карты выполнять изображение рисунка. Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, используя различные тона красок.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя

22

Растительный узор в квадрате (декоративное рисование).

1

19.02

Практическая работа.

Растительный узор в квадрате (декоративное рисование). Построение узора в квадрате по осевым линиям.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

23

Беседа об искусстве на тему: «Армия Российская в произведениях художников».

1

26.02

Беседа.

Беседа об искусстве на тему: «Армия Российская в произведениях художников»

Целенаправленное восприятие картин по содержанию и форме.

Основная мысль художника как она выражена.

Уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения (картины).

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

24

Декоративное рисование: открытки

«8 Марта».

1

4.03

Практическая работа.

Декоративное рисование: открытка

«8 Марта».

узоры из растительных элементов. Соблюдение симметрии. Развитие композиционных навыков. Приёмы работы красками.

Уметь пользоваться элементарными приёмами работы с красками, ровная не выходящая за контур рисунка. Знать название первых весенних цветов.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

25

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета.

1

11.03

Практическая работа.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан).

Планирование последовательности выполнения работы. Верхняя и боковая грань, пропорции передней стенки предмета.

Уметь передавать объём светотенью, уметь планировать выполнение работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

26

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: аквариум, повёрнутый углом к учащимся.

1

18.03

Практическая работа.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: аквариум, повёрнутый углом к учащимся. Передача объёма светотенью. Планирование последовательности выполнения работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

Уметь рисовать прямоугольный предмет повернутый углом пользуясь линейкой.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

4 четверть- 9 часов

27

Рисование с натуры: Скворечник.

1

01.04

Практическая работа.

Рисование: «Скворечник»

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: скворечник.

Передача объёма светотенью. Планирование последовательности выполнения работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

Уметь рисовать прямоугольный предмет пользуясь линейкой, передавать в рисунке форму предмета, их строение и пропорции.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

28

29

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

2

08.04

15.04

Практическая работа.

Иллюстрирование прочитанного учителем отрывка из рассказа.

Передача в рисунке зрительного представления, возникшего на основе прочитанного.

Уметь выбирать в прочитанном наиболее существенное, что особо хорошо можно показать в рисунке.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

30

Рисование с натуры: детская игрушка.

(ж простые уроки рисования №5 2018)

1

22.04

Практическая работа.

Рисование с натуры детской игрушки.

Графический образ, пропорции, осевые линии. Последовательность и приёмы работы. Сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение.

Знать составные части игрушки.

Уметь пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий, выделять основные части,

характерные особенности формы и взаимное расположение частей.

"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

31

Декоративное рисование: открытка «С днём Победы».

1

29.04

Практическая работа.

Рисование открытки «С днём Победы» Композиционные навыки.

узоры из растительных элементов. Соблюдение симметрии. Приёмы работы красками.


Уметь пользоваться элементарными приёмами работы с красками. Знать название первых весенних цветов.

"А"- самостоятельно "С" раскрашивают готовый рисунок.

32

33

Тематическое рисование: иллюстрирование литературного произведения Н. Носова «Приключение Незнайки».

2

06.05

13.05

Практическая работа.

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа Н. Носова «Приключение Незнайки.» Передача в рисунке зрительного представления, возникшего на основе прочитанного.

Уметь выбирать в прочитанном наиболее существенное, что особо хорошо можно показать в рисунке.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

34

Беседа об искусстве.

Великая Отечественная война .

1

20.05

Беседа.

Диалог. Тема: «Великая Отечественная война в произведениях художников».

Беседа об искусстве. Уметь рассказывать содержание картины, определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц.


35

Рисование с натуры: бабочка, стрекоза, жук.

1

27.05

Практическая работа.

Рисование с натуры: бабочка, стрекоза, жук.

Графический образ, стилизация, пропорции, симметрия. Размеры и пропорции частей тела насекомых.

Знать и называть строение бабочки, стрекозы, жука. Знать о "Красной книге". Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

Итого 35 часов


Календарно-тематическое планирование 5 б класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обязательный минимум

Дифференциация

1 четверть - 9 часов

1

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

1

04.09

Беседа

Рисование элементов росписи. Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

Знать названия народных промыслов.


2

Декоративное рисование узора в полосе из растений.

1

11.09

Практическая работа.

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов. Работа по образцу. Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

3

Рисование узора в полосе из растительных элементов.

1

18.09

Практическая работа.

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов. Работа по замыслу. Чередование элементов. Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

4

Рисование геометрического орнамента в круге.

1

25.09

Практическая работа.

Рисование геометрического орнамента в круге. Работа по образцу. Построение осевых линий. Расположение геометрического орнамента в круге.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

5

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

1

02.10

Практическая работа.

Рисование с натуры простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

Приёмы передачи объёма предмета. Использование оттенков.Светотень. Уточнение понятий «плоский»и объёмный».

Перспективное сокращение круга.

Знатьчто такое пейзаж, портрет, натюрморт.

Умение передавать в рисунке перспективное сокращение круга.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

6

Рисование симметричного узора по образцу.

1

09.10

Практическая работа.

Рисование симметричного узора по образцу. Принцип построения симметричного узора. Осевые и вспомогательные линии.

Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать линию симметрии и вспомогательные линии.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

7

Пятиконечная звезда в круге (декоративное рисование).

1

16.10

Практическая работа.

Пятиконечная звезда в круге (декоративное рисование). Круг, диаметр, деление диаметра на 3 части. Декоративная работа красками.

Уметь последовательно выполнять рисунок. Раскрашивание с соблюдением контура рисунка.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

8

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (глиняная крынка).

(ж Простые уроки рисования №1 2016)

1

23.10

Практическая работа.

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы. Применение осевых линий. Приёмы работы красками. Тень, блик.


Знать пространственные признаки и пространственные отношения предметов. Уметь последовательно, придерживаясь операционной карты выполнять рисунок. Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, используя различные тона красок.


"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя

9

Беседа на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство».

((ж Простые уроки рисования №3 2017)

1

30.10

Беседа.

Беседа на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство» Рисование элементов росписи: хохлома, дымковская игрушка.

Уметь рассказывать об одном из видов прикладного искусства. Уметь делать наброски элементов росписи.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

2 четверть- 7 часов.

10

«Дорожные знаки», рисование с натуры.

1

13.11

Практическая работа.

«Дорожные знаки», рисование с натуры («Крутой спуск», «Место стоянки автомобиля»). Виды и назначение дорожных знаков.

Построение предметов квадратной и треугольной формы.

Уметь располагать два предметана листе бумаги.

Знать для чего нужны дорожные знаки, назвать несколько и сказать, что они обозначают.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

11

Рисование с натуры предметов конической формы.

1

20.11

Практическая работа.

Рисование с натуры предметов конической формы «Пирамидка». Средняя осевая линия, вспомогательные линии. Анализ формы и состава предмета. Блики.

Знать составные части пирамидки. Уметь изображать предмет конической формы применяя осевую и другие вспомогательные линии.

"А"- самостоятельно "С" меньшее количество колец.

12

13

Тематическое рисование «Лес зимой»

2

27.11

4.12

Практическая работа.

Тематическое рисование «Лес зимой». Беседа о зимнем лесе.

Описание зимнего леса. Композиция рисунка (передний план, задний план). Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции. приёмы работы красками.

Уметь передавать в рисунке зимнего леса соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя

14

Декоративное рисование: новогодний пригласительный билет.

1

11.12

Практическая работа.

Декоративное рисование: новогодний пригласительный билет.

Назначение и декоративное оформление изделия.

Знать название основных праздников, на которых дарят открытки и пригласительные билеты.

Уметь обновлять интенсивность цвета путём прибавления воды в краску.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

15

Рисование новогодней карнавальной полумаски.

1

18.12

Практическая работа.

Рисование новогодней карнавальной полумаски. история появления карнавальной маски. Назначение и декоративное оформление изделия.

Употреблять в речи слова обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов. Уметь придумывать узор для украшения маски.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

16

Тематическое рисование "Морозные узоры"

(ж. Простые уроки рисования № 12 2016,№1 2017)

1

25.12

Практическая работа

Последовательность выполнения рисунка карандашом, а затем красками.


Знать основные цвета и оттенки цветового спектра, теплые и холодные цвета.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.



3 четверть-10 часов

17_18

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

2

15.01

22.01

Практическая работа.

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

Композиция и последовательность выполнения рисунка. Размещение предметов на листе бумаги с учётом их положения в пространстве (ближе, дальше).

Уметь передавать в рисунке зимнего леса соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

19_20

Мой любимый зимний вид спорта.

2

29.01

05.02


Практическая работа.

Рисование зимнего вида спорта.

Композиция и последовательность выполнения рисунка. Размещение предметов на листе бумаги с учётом их положения в пространстве (ближе, дальше). Спортивный инвентарь.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

Уметь передавать в рисунке движение спортсмена.


"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

21

Цветочный горшок с растением, рисование с натуры.

1

12.02

Практическая работа

Цветочный горшок с растением, рисование с натуры. Последовательность выполнения рисунка карандашом, передача объёма –светотенью.


Знать пространственные признаки и пространственные отношения предметов. Уметь последовательно, придерживаясь операционной карты выполнять изображение рисунка. Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, используя различные тона красок.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя

22

Растительный узор в квадрате (декоративное рисование).

1

19.02

Практическая работа.

Растительный узор в квадрате (декоративное рисование). Построение узора в квадрате по осевым линиям.

Знать и называть виды узора, элементыиспользуемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

23

Беседа об искусстве на тему: «Армия Российская в произведениях художников».

1

26.02

Беседа.

Беседа об искусстве на тему: «Армия Российская в произведениях художников»

Целенаправленное восприятие картин по содержанию и форме.

Основная мысль художника как она выражена.

Уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения (картины).

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

24

Декоративное рисование: открытки

«8 Марта».

1

04.03

Практическая работа.

Декоративное рисование: открытка

«8 Марта».

узоры из растительных элементов. Соблюдение симметрии. Развитие композиционных навыков. Приёмы работы красками.

Уметь пользоваться элементарными приёмами работы с красками. Знать название первых весенних цветов.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.


25

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета

1

11.03

Практическая работа.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан).

Планирование последовательности выполнения работы. Верхняя и боковая грань, пропорции передней стенки предмета.

Уметь передавать объём светотенью, планироватьвыполнение работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

26

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: аквариум, повёрнутый углом к учащимся.

1

18.03

Практическая работа.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: аквариум, повёрнутый углом к учащимся. Передача объёма светотенью. Планирование последовательности выполнения работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

Уметь рисовать прямоугольный предмет повернутый углом пользуясь линейкой.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

4 четверть- 9 часов

27

Рисование с натуры: Скворечник.

1

01.04

Практическая работа.

Рисование: «Скворечник»

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: скворечник.

Передача объёма светотенью. Планирование последовательности выполнения работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

Уметь рисовать прямоугольный предмет пользуясь линейкой, передавать в рисунке форму предмета, их строение и пропорции.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

28

29

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

2

08.04

15.04

Практическая работа.

Иллюстрирование прочитанного учителем отрывка из рассказа.

Передача в рисунке зрительного представления, возникшего на основе прочитанного.

Уметь выбирать в прочитанном наиболее существенное, что особо хорошо можно показать в рисунке.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

30

Рисование с натуры: детская игрушка.

(ж простые уроки рисования №5 2018)

1

22.04

Практическая работа.

Рисование с натуры детской игрушки.

Графический образ, пропорции, осевые линии. Последовательность и приёмы работы. Сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение.

Знать составные части игрушки.

Уметь пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий, выделять основные части,

характерные особенности формы и взаимное расположение частей.

"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

31

Декоративное рисование: открытка «С днём Победы».

1

29.04

Практическая работа.

Рисование открытки «С днём Победы» Композиционные навыки.

узоры из растительных элементов. Соблюдение симметрии. Приёмы работы красками.


Уметь пользоваться элементарными приёмами работы с красками, раскрашивание красками не выходящее за контур рисунка. Знать название первых весенних цветов.

"А"- самостоятельно "С" раскрашивают готовый рисунок.

32

33

Тематическое рисование: иллюстрирование литературного произведения Н. Носова «Приключение Незнайки».

2

06.05

13.05

Практическая работа.

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа Н. Носова «Приключение Незнайки.» Передача в рисунке зрительного представления, возникшего на основе прочитанного.

Уметь выбирать в прочитанном наиболее существенное, что особо хорошо можно показать в рисунке.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.

"А"- самостоятельно "С" упрощённый вариант.

34

Беседа об искусстве.

Великая Отечественная война .

1

20.05

Беседа.

Диалог. Тема: «Великая Отечественная война в произведениях художников».

Беседа об искусстве. Уметь рассказывать содержание картины, определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц.


35


Рисование с натуры: бабочка, стрекоза, жук.

1

27.05

Практическая работа.

Рисование с натуры: бабочка, стрекоза, жук.

Графический образ, стилизация, пропорции, симметрия. Размеры и пропорции частей тела насекомых.

Знать и называть строение бабочки, стрекозы, жука. Знать о "Красной книге". Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы.

"А"- самостоятельно "С" с помощью учителя.

Итого 35 часов


Календарно - тематический план 6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обязательный минимум

Дифференциация

1 четверть - 9 часов

1

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов.


1

04.09

Практическая

работа.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей. Словарь: натюрморт, пропорции. Планирование, приёмы и последовательность работы.

Знать название деревьев и название фруктов. Уметь передавать в рисунке характерную форму округлых предметов, а также их цвет и объём.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

2

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей.

1

11.09

Практическая

работа.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей. Словарь: натюрморт, пропорции. Планирование, приёмы и последовательность работы.

Уметь передавать в рисунке характерную форму округлых предметов, а также их цвет и объём.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

3-4

Мой любимый уголок природы: «Моя малая Родина».

2

18.09

25.09

Практическая

работа.

Рисование любимого уголка природы. Систематизация личного опыта и наблюдений. Размеры, передний, задний план рисунка.

Уметь подбирать цвета. Передавать в рисунке задуманный пейзаж. Уметь планировать, приёмы и последовательность работы.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

5

«Огонь в ночи» «Цвет как средство выражения: «тёплые»и «холодные цвета».

1

02.10

Практическая

работа.

Рисование костра на фоне ночного неба. Цвет как форма выражения. «тёплые « и «холодные» цвета», «борьба цветов».

Уметь пользоваться мазком, линией, пятном, цветовыми контрастами. Знать основные цвета спектра.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

6

Графические упражнения. Линия как средство выражения .Ритм линий..

1

09.10

Практическая

работа.

Графические упражнения. Приёмы композиции, пропорции частей ,размеры.

Умение пользоваться линейкой. Использовать ритм линий в собственном творчестве. Знать основные цвета спектра.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

7-8

« Мир лошади».

2

16.10

23.10

Практическая

работа.

Рисование лошади. Просмотр фильма о лошадях. Донские скакуны, строение лошади, пропорции тела лошади.

Уметь сочетать цвета красок, передавать в рисунке движение животного, передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунке. Знать основные цвета спектра.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

9

«Невиданный зверь»- _анималистика.

Беседы об изобразительном искусстве «Живопись. Картины Васнецова».

1

30.10

Практическая

работа.

Рисование: «Невиданный зверь»

Связь внешнего вида животного, птицы, рыбы со средой их

обитания,

особенностями образа жизни.


Уметь анализировать, сравнивать анатомию разных животных.

Уметь рисовать в жанре анималистики, соблюдать пространственную композицию.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

2 четверть- 7часов

10

Детская игрушка. Рисование с натуры: «Мягкая игрушка "Рыжий кот».

(ж. Простые уроки рисования №4 2017)

1

13.11

Практическая

работа.

Детская игрушка. Рисование с натуры. Размеры и пропорции частей, конструктивная связь.

Уметь видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предметов.

Уметь пользоваться вспомогательными линиями для проверки правильности выполнения рисунка.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

11

Конструкция из элементов строительного материала. Рисование с натуры.

1

20.11

Практическая

работа.

Конструкция из элементов строительного материала. Пропорции составных частей объекта. Применение светотени. Вертикальная осевая линия.

Уметь пользоваться вспомогательными линиями и выделять объём светотенью.

Знать название геометрических фигур и геометрических тел.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

12-13

Тематическое рисование: строительство нового дома.

2

27.11

04.12

Практическая

работа.

Тематическое рисование: строительство нового дома.

Выбор доступного для рисования сюжета.

Систематизация личного опыта и наблюдений. Размеры и пропорции частей, конструктивная связь. Светотень.

Уметь соблюдать в рисунке размеры и пропорции частей, конструктивная связь. Светотень. Знать название техники используемой при строительстве дома, их основные признаки.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

14

Беседа об изобразительном искусстве: «Скульптура».

1

11.12

Беседа.

Понятие о своеобразии скульптуры. Познакомить с известными скульптурными произведениями. Беседа, просмотр фильма.



15

Рисование новогодней открытки.

1

18.12

Практическая

работа.

Рисование открытки «С Новым годом!». Рассказ о появлении открытки. Составление композиции. Цветовая гамма.

Уметь составлять декоративную композицию, оставлять место для надписи "С Новым годом!". Знать основные "признаки" новогодних праздников.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

16

Рисование новогодних карнавальных масок.

1

25.12

Практическая

работа.

Рисование новогодних карнавальных масок. Цветовая гамма. Упрощённые формы, яркая окраска.

Уметь подбирать цвета., соблюдать симметричность, последовательность работы.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

3 четверть-10 часов

17-18

Одежда Донских казаков: мужской и женский костюм.

2

15.01

22.01

Практическая

работа.

Рисование с иллюстраций мужского и женского костюмов. Просмотр фильма о костюмах казаков.

Анализ формы предмета. Название одежды и её частей. Планирование, приёмы и последовательность работы.

Уметь использовать при раскрашивании рисунка только те цвета, которые присутствуют в костюме казаков и казачек. Знать название одежды и обуви.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

19-20

Акварельная живопись

по сырому.

2

29.01

05.02

Практическая

работа.

Рисование акварелью по сырому. Приёмы рисования по сырому Планирование выполняемой работы. Интонация цвета.

Знать название цветов и их оттеков Уметь: размывка краски водой .

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

21

Рисование с натуры предметов конической формы.

"Металлический кофейник"

(Простые уроки рисования №1.2016

1

12.02

Практическая

работа.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кофейник). Анализ формы предмета. Передача объёма акварелью. Планирование, приёмы и последовательность работы.

Уметь при изображении кофейника соблюдать размеры и пропорции частей, конструктивную связь.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

22- 23

Природа в разных состояниях. Рисование природы по операционным картам.

2

19.02

26.02

Практическая

работа.

Изображение природы. Пейзажное пространство, связь человека с природой.

Уметь планировать выполнение работы. Соблюдать пространственную композицию.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

24

Составление эскиза: заголовки стенной газеты. Виды шрифта .

1

04.03

Практическая

работа.

Составление эскиза: заголовки стенной газеты. Основные правила оформления газеты. Терминология

Уметь правильно считать клетки тетради для написания букв.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

25

Беседа об изобразительном искусстве: «Прошлое нашей Родины в произведениях художников».

1

11.03

Беседа.

Беседа об изобразительном искусстве: «Прошлое нашей Родины в произведениях художников» Идейное содержание и художественное достоинство произведений живописи.

Уметь найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать название и автора картины.


26-27

Жилище , утварь Донских казаков.

2

18.03

01.04

Практическая

работа.

Рисование жилища и утвари казаков. Просмотр фильма. Пропорции, размещение предметов на листе, составление композиции

Знать название посуды, мебели, приспособлений для земледелия.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

4 четверть- 9 часов

28

Тематическое рисование: «Птицы – наши друзья».

1

08.04

Практическая

работа.

Тематическое рисование: «Птицы – наши друзья». Фильм о птицах. Форма тела птицы, пропорции отдельных частей тела. Развитие композиционных навыков. Сюжет для рисунка.

Знать название перелётных и зимующих птиц.

Уметь применять вспомогательные линии при выполнении рисунка.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант

29

Рисование с натуры чучела скворца.

1

15.04

Практическая

работа.

Тематическое рисование: «Скворец».

Форма тела птицы, соотношение отдельных частей тела.

Знать название перелётных и зимующих птиц.

Уметь применять вспомогательные линии при выполнении рисунка.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

30-31

Тематическое рисование: «Мы покоряем космос».

2

22.04

29.04

Практическая

работа.

Фильм о Космосе. Развитие творческого воображения, пополнение знаний о космосе. Выбор темы : подготовка к полёту в космос, взлёт космических кораблей, посадка на другую планету.

Знать название планет. Уметь фантазировать и всё передавать в рисунке.

"А" самостоятельно, "С"-упрощённый вариант.

32

Рисование с натуры: предмет шаровидной формы

"Глобус".

1

06.05

Практическая

работа.

Рисование глобуса. Анализ формы предмета. Передача объёма предмета акварелью: тень, полутень, блик

Уметь выполнять рисунки земной поверхности: вода, суша, горы.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

33-34

35

Рисование пейзажей «Дон- наш Батюшка».

(применить различные техники рисования)

3

13.05

20.05

27.05

Практическая

работа.

Рисование пейзажей. Диалог: зарождение казачества на Дону.

Создание в рисунке композиции из истории казачества.

Уметь заполнять рисунком всю полностью площадь листа, передавать в рисунке соотношения предметов с учётом их положения в пространстве.

"А" самостоятельно, "С"- с помощью учителя.

Итого 35 часов



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу 5 класса обучающиеся должны уметь и знать:

Уметь:

-Передавать в рисунках форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине, и частей к целому);

-определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

-составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;

-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве;

-обновлять интенсивность цвета путём прибавления воды в краску;

-пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

-самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунок товарища; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины: знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства и фамилии авторов; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц.

Знать:
-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
- отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
-особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
-основные средства выразительности (цвет, объем, освещение).

К концу 6 класса обучающиеся должны уметь и знать:

Уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

-уметь подбирать гармоничные сочетания цветов в декоративном рисунке;

-передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы,

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

-делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать название рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства и фамилии авторов.

Знать:
-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
-отличительные признаки видов изобразительного искусства (скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество, живопись);
-особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, гранит, дерево, фарфор);
-отличительные особенности декоративно-прикладного творчества;
-названия крупнейших музеев страны.



Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения:

Программно-методическое

обеспечение педагогической деятельности

Наименование

Количество

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(изобразительное искусство)

5-6 классы


1

Учебник «Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы», (автор И.А. Грошенков).



1

Книги: Школа рисования:

Особенности изображения " Свет и цвет в живописи"

Особенности жанра и композиции "Натюрморт"

Уроки мастерства "Работа с натурой"

Основные техники и приёмы "Акварель"

Подробный технический курс "Пастель"

Основные методы и приёмы "Воздушная живопись"

Подробный практический курс "Графика"

Основы техники изображения "Водный пейзаж"

Руководство "Шаг за шагом"

Основы техники изображения "Пейзаж"

Основы техники изображения "Фигура человека"

Уроки мастерства " Портрет"

Журналы из серии "Толока" " Делаем сами"

Информация из сети интернета.

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Стационарные таблицы, карты

1. Цвета и гуашь

1

2. Палитра

1

3. Ахроматические цвета

1

4.Основные и смешанные цвета

1

5. Теплые цвета

1

6. Холодные цвета

1

7 Разбелы

1

8. Затемнения

1

9. Потускнения

1

10. Светотени

1

11. Цвет в перспективе

1

12. Контрастные цвета


1

13. Ньюансовые цвета

1

14. Колорит

1

15. Символика цвета

1

16. Цвет в геральдике

1

Плакаты:

1 Аппликация.


1

4. Домашние животные

1

5. Домашние птицы

1

10. Прямоугольник параллепипед

1

11. Дорожные знаки

1

12. Новогодняя ёлка

1

14. Маша и Медведь (сюжет из сказки)

1

15. Ослица и ослик

1

16. Корова и телёнок

1

17. Ранняя весна (пейзаж)

1

Стационарные технологические карты, таблицы

Накопительная папка "Декоративно прикладное искусство"

1

Накопительная папка (стихи, пословицы, загадки о труде, материал о профессиях, здоровьесберегающие технологии)

1

Накопительная папка "Кружковая работа"

1

Накопительные папки по темам .Изобразительное искусство (образцы, операционные карты, материал)

1,2,3 классы

4-5 классы

6-7 классы



1

1

1

Накопительные папки:

"Материал о казаках Дона"

"Материал "Мастерилка""


1

1

Коллекция

Наглядно-дидактический материал

(мир в картинках)


1.Полхов - майдан (изделия народных мастеров)

1

2. Цветы

1

3.Птицы домашние

1

4. Ягоды (лесные)

1

5.Ягоды (садовые)

1

6. Птицы средней полосы

1

7.Дошкольникам об искусстве

1

8.Наглядно- дидактическое пособие (зима, весна, лето)

1

9. Наглядно- дидактическое пособие (Великая Отечественная война)

1

10.Наглядно - дидактическое пособие (День Победы)

1

Демонстрационный материал

1. Мастера Палеха

1


2. Третьяковская Галерея

1

3. Декоративно- прикладное искусство

1

4. Репродукции картин (И.Е.Репин, В.М.Васнецов)

1

5. Репродукции картин (И.И. Левитан, И.И. Шишкин)

1

Классицизм (Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура)

1

Коллекция матрёшек, мягкие игрушки, вазы и кувшины для зарисовок, набор чайной посуды для рисования с натуры.


Тесты

Тесты:

1.декоративно- прикладное искусство: хохлома, гжель, городец.


Технические средства обучения

Телевизор- SAMSUNG

DVD- LD

Антена - KASKAD

Магнитофон - Hitachi, Vitek

Ноутбук -Lenovo

Проектор -EPSON




Приложение:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

Оценка "5" 

-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-учащийся, слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала;

-допускает небрежности при раскрашивании.