Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей
г. Маркса Саратовской области
«Рассмотрено» Р уководитель ШМО Шапкина М. А./___________/ Протокол № __ от « » _августа_2020 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР /___________/ « »_августа___2020_г. | « Утверждаю» Директор МОУ- Лицей г. Маркса С.А. Акимов /______________/ Приказ № ____ от « » _августа_2020 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
литература
для 5класс
Составитель РП
Колесова О.В., учитель
русского языка и литературы
I квалификационная категория
г. Маркс
2020-2021
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (2010г.)
примерной программы по литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией В.Я.Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.П.Полухина, В.И.Коровин, И.С.Збарский), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
учебного плана МОУ – Лицей 2020-2021 учебного года;
федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020-2021 учебный год. Учебник литературы. 5 класс в 2 ч. Просвещение, 2019 год.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Содержание литературы как предмета изучения в основной школе включает в себя чтение и изучение текстов художественных произведений как произведений искусства для выявления их идеи, понимания позиции автора, его картины мира. Обучающиеся постигают некоторые теоретико-литературные понятия, позволяющие им говорить о литературном произведении как о произведении искусства, историко-литературные реалии, явления и процессы (творческая история произведения, биография писателя, проблема авторства, историко-литературный процесс, критическая полемика, связи и переклички в литературе т.д.)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликон-фессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане Лицея.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
3. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч.)
Фольклор (1 ч) – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (8 ч.)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА И XIX ВЕКА (1ч.)(40 ч.)
Роды и жанры литературы
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Русские басни. (4ч.)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Александр Петрович Сумароков. Краткий рассказ о баснописце. «Кокушка»
Иван Иванович Дмитриев. «Муха». О басне «Муха»
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.«Ворона и Лисица». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (4 ч.)Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Контрольная работа № 1 по теме «От народного творчества до авторской литературы
Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Рифма. Способы рифмовки.
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский (2ч.). «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов (2ч.). Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь(4 ч.). Краткий рассказ о писателе. О «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Контрольная работа № 2 по произведениям первой половины 19 века
Николай Алексеевич Некрасов(2 ч.) Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (5 ч.). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч.). Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Чудная картина», «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой (5ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов (2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ (2ч.)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне», А.Н. Майков «Ласточки». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин (1 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«В деревне», «Лапти»
Владимир Галактионович Короленко (5ч.). Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов (3ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (4ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (4 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Контрольная работа № 3 по творчеству писателей первой половины 20 века
Андрей Платонович Платонов (1 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (4 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Поэты о Великой Отечественной войне
«Только доблесть бессмертно живёт… » (3ч.)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕИ О СЕБЕ(2ч.)
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер», Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (13 ч.)
Даниэль Дефо (2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен (2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен (2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения о животных
Эрнест Сетон – Томпсон. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Арно» . Животные – не просто персонажи, а герои произведений.
СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
УльфСтарк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
АяэН (И. Б. Крестьева) «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Юлий Черсанович Ким «Рыба - кит»
Контрольная работа № 4 по курсу литературы 20 века.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…»
Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Календарно-тематическое планирование
5 класс
N | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведение | Примечание |
план | факт |
| Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | 02.09 | | |
| Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | 04.09 | | |
| Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | 07.09 | | |
| «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | 09.09 | | |
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | 11.09 | | |
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Проект «Мои любимые русские сказки». | 1 | 14.09 | | |
| РР Итоговый урок «Русские народные сказки» К/Р тест | 1 | 16.09 | | |
| 18 век. Роды и жанры литературы. Русские басни. Басня как литературный жанр. | 1 | 18.09 | | |
| Жанр басни в мировой литературе. Русские баснописцы А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев | 1 | 21.09 | | |
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | 23.09 | | |
| И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица». | 1 | 25.09 | | |
| Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне. Проект «Составление электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова» | 1 | 28.09 | | |
| В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | 30.09 | | |
| В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | 02.10 | | |
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | 05.10 | |
| Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | 12.10 | | |
| Контрольная работа №1 по теме «От народного творчества до авторской литературы». | 1 | 14.10 | | |
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. «У лукоморья…» | 1 | 16.10 | | |
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | 19.10 | | |
| Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 1 | 21.10 | | |
| Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. (Урок развития речи) | 1 | 23.10 | | |
| В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | 26.10 | | |
| Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | 28.10 | | |
| Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | 30.10 | | |
| Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание. | 1 | 02.11 | | |
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | 1 | 04.11 | | |
| Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | 06.11 | | |
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | 09.11 | | |
| Реальное и фантастическое в сюжете повести. | 1 | 11.11 | | |
| Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Урок-презентация) | 1 | 13.11 | | |
| Контрольная работа № 2 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 1 | 16.11 | | |
| Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | 23.11 | | |
| Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасова. | 1 | 25.11 | | |
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | 27.11 | | |
| История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | 30.11 | | |
| Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | 02.12 | | |
| Р/р Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | 04.12 | | |
| Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 07.12 | | |
| А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина» | 1 | 09.12 | | |
| Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | 11.12 | | |
| Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | 14.12 | | |
| Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | 16.12 | | |
| Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | 18.12 | | |
| Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | 21.12 | | |
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»- как юмористический рассказ. | 1 | 23.12 | | |
| РР «Хирургия». Проект. Инсценировка рассказа | 1 | 25.12 | | |
| В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. (Урок внеклассного чтения) | 1 | 28.12 | | |
| О смешном в литературном произведении. Юмор | 1 | 30.12 | | |
| Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. | 1 | 11.01.21 | | |
| Образы природы в русской поэзии. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин « Зимняя ночь в деревне», А.Н. Майков «Ласточки». | 1 | 13.01 | | |
| Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | 15.01 | | |
| И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказы «В деревне», «Лапти» | 1 | 18.01 | | |
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | 20.01 | | |
| Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Семья Тыбурция | 1 | 22.01 | | |
| «В дурном обществе» : «дурное общество» и «дурные дела». Путь Васи к правде и добру. | 1 | 25.01 | | |
| Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | 27.01 | | |
| Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | 1 | 29.01 | | |
| П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». | 1 | 01.02 | | |
| Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | 03.02 | | |
| В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. (Урок внеклассного чтения) | 1 | 05.02 | | |
| К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки. | 1 | 08.02 | | |
| Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 | 10.02 | | |
| К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | 12.02 | | |
| Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | 15.02 | | |
| С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 17.02 | | |
| Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | 22.02 | | |
| Роды и жанры литературы. | 1 | 24.02 | | |
| РР Сказки народные и литературные | 1 | 26.02 | | |
| Контрольная работа №3 по творчеству писателей первой половины XX века. | 1 | 01.03 | | |
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | 03.03 | | |
| А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа. | 1 | 05.03 | | |
| А.П.Платонов. «Никита»:быль и фантастика. | 1 | 08.03 | | |
| В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | 1 | 10.03 | | |
| Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | 12.03 | | |
| «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | 15.03 | | |
| Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 2 | 17.03 19.03 | | |
|
| Поэты о Великой Отечественной войне «Только доблесть бессмертно живёт… » | 1 | 22.03 | | |
| Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | 24.03 | | |
| Подвиг бойцов крепости Брест. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | 26.03 | | |
| Р/р hВеликая Отечественная война в жизни моей семьи. Проект | 1 | 29.03 | | |
| И.Бунин «Помню долгий зимний вечер», Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». | 1 | 31.03 | | |
| ВН.ЧТ. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. | 1 | 02.04 | | |
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | 05.04 | | |
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: характер героя | 1 | 12.04 | | |
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа | 1 | 14.04 | | |
| Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 1 | 16.04 | | |
| Два мира сказки «Снежная королева». | 1 | 19.04 | | |
| В/ч Писатели-сказочники и их герои. (Уроки внеклассного чтения) | 1 | 21.04 | | |
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | 23.04 | | |
| Том Сойер и его друзья. | 1 | 26.04 | | |
| «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. | 1 | 28.04 | | |
| Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). Рассказ «Сказание о Кише»-что значит быть взрослым? | 1 | 30.04 | | |
| Джек Лондон. Рассказ «Сказание о Кише»-мастерство писателя. | 1 | 03.05 | | |
| Произведения о животных. Э. Сетон – Томпсон «Арно» | 1 | 05.05 | | |
| Современная зарубежная и отечественная литература для детей. Ульф Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | 1 | 07.05 | | |
| АяэН (И. Б. Крестьева) «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом» | 1 | 10.05 | | |
| Юлий Черсанович Ким «Рыба - кит» | 1 | 12.05 | | |
| Обобщение изученного материала за курс 5 класса. | 1 | 14.05 | | |
| Контрольная работа № 4 по курсу литературы 20 века. | 2 | 17.05 19.05 | | |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | 21.05 | | |
| В/ч. Мои любимые произведения русской и зарубежной литературы | 1 | 24.05 | | |
| Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | 26.05 | | |
| РЕЗЕРВНЫЙ УРОК | 1 | 28.05 | | |