СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в соответствии с ФГОС по ТОП-50 для профессии СПО : 43.01.09 Повар, кондитер.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины ОДБ.09 "Основы безопасности жизнедеятельности " является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ТОП-50  для  профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер.  Максимальная учебная нагрузка 74 часа, в том числе : обязательной  аудиторнаой учебной нагрузки обучающегося 72 часа; на консультацию отводится -2 часа.  Часы для самостоятельной работы обучающихся не отводятся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в соответствии с ФГОС по ТОП-50 для профессии СПО : 43.01.09 Повар, кондитер.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

«Ярославский колледж индустрии питания»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности»




по профессии 43.01.09 Повар, кондитер


















Ярославль 2018 г.







СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР
Е.В.Карпова

«___»_____________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЯрКИП
О.А.Троицкая

«___»_____________2018г.










Организация-разработчик: ГПОУ ЯО ЯрКИП


Разработчик:


Преподаватель-организаторОБЖ, Россиков Владимир Петрович

(должность, ФИО преподавателя)


Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол методической комиссии № от 2018 г


Председатель МО _______________ О.Н.Шишленок
















Ярославль 2018

СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации учебнойдисциплины

35

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

37



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:



43.01.09

Повар, кондитер





1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.



1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Целями изучения дисциплины являются:


  • ознакомление студентов с основами безопасности жизнедеятельности в пищевом производстве;

  • подготовка студентов к применению безопасности жизнедеятельности в последующей практической деятельности в первичных трудовых коллективах;


Задачами изучения дисциплины являются:


  • изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации на предприятиях питания;

  • изучение способов защиты населения от оружия массового поражения, мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;

  • научиться оказывать первую помощь пострадавшим последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • научиться использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; первичные средства пожаротушения.

  • научиться пользоваться первичными средствами пожаротушения.


В результате освоения дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения дисциплины обучающейся должен знать:



  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития события и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;


  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;


  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;


  • область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;


  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;




В результате изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие компетенции (ОК):

1.2.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК9.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке


1.2.2. Перечень профессиональных компетенций


Код

Профессиональные компетенции


ПК1.1.

Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК1.2.

Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК2.1.

Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК2.2.

Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК2.3.

Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК2.4.

Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК2.5.

Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК3.1.

Готовить бульоны и отвары.

ПК3.2.

Готовить простые супы.

ПК3.3.

Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК3.4.

Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК4.1.

Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК4.2.

Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК4.3.

Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК5.1.

Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК5.2.

Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК5.3.

Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК5.4.

Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК6.1.

Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК6.2.

Готовить и оформлять салаты.

ПК6.3.

Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК6.4.

Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК7.1.

Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.


ПК7.2.

Готовить простые горячие напитки.

ПК7.3.

Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК8.1.

Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК8.2.

Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК8.3.

Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК8.4.

Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК8.5.

Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК8.6.

Готовить и оформлять фруктовые и лёгкие обезжиренные торты и пирожные.


1.2.3. В результате освоения дисциплины ОДБ.09 « Основы безопасности жизнедеятельности» будут освоены следующие действия, умения и знания:


иметь практический

опыт

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичныесредства пожаротушения *

уметь:

-организовывать проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;*

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;*

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения *

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;*

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии;*

- владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;*

- оказывать первую помощь пострадавшим.*

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;*

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;*

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;*

- основные военные службы и обороны государства;*

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;*

- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;*

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;*

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;*

- области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;*

- порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим;*

- правила пожарной безопасности в организациях питания***






Пояснения:

* -требования ФГОС СПО,

** - требования WSI/WSR,

*** -требования профстандартов




1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 74 часа, в том числе:


обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

на консультацию отводится – 2 часа.

часы для самостоятельной работы обучающегося не отводятся;








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


на консультацию

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


уроки

35

практические занятия

35

контрольные работы

2

Вне аудиторская(Самостоятельная) учебная работа (всего)

-

в том числе:

-

подготовка сообщений, рефератов, презентаций, составление схем

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета













Коды ОК

Наименования разделов учебной дисциплины

Объем образовательной программы

(час.)



Обучение по предмету ОБЖ (час.)

Занятия во взаимодействии с преподавателем
(час.)

Консультации

Всего

Уроки (час.)

Лабораторных и практических

занятий

ОК1-10.

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

6


4


2


ОК7.

Раздел 2.

Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

12


12





10

2

ОК4.

ОК7.

ОК9.

Раздел 3.

Основы военной службы


14

14


14

0


ОК1-10.

Раздел 4.

Основы медицинских знаний


6

6



0

6


ОК1-11.

Раздел 5. Обеспечение военной безопасности государства

32

32



7

25


ОК1-11.

Дифференцированный зачёт

Итоговая аттестация


2

2



2


2


Всего:

74

72

37

35

2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы безопасности жизнедеятельности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья.

Содержание учебного материала

Уровень

освоения



6

1.Уроки

2

2.Практическаяие занятия

3

3. Самостоятельная работа

3

Тематика учебных занятий

2

Урок 1. Введение в дисциплину. Здоровье и здоровый образ жизни.

1

Урок 2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

1

Практические занятия

2

Практическое занятие 1. Разработать программу на тему: « Профилактика вредных привычек среди детей и юношей »

2

Тематика учебных занятий

2

Урок 3. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях.

1

Урок 4. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях.

1

Раздел 2. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Тема 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения.


Содержание учебного материала

Уровень

освоения


1.Уроки вваа11

2

2.Практическаяие занятия

3

3.Контрольная работа

3

Тематика учебных занятий

12

Урок 5.Чрезвычайные ситуации природного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия.

1

Урок 6. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

1


Урок 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия.

1

Урок 8. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Урок 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

1

Урок 10. Основные мероприятия РСЧС по защите населения в мирное и военное время.

1

Урок 11. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

1

Урок 12. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

1

Урок 13. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

1

Урок 14. Характер современных войн и вооружённых конфликтов.

1

Практические занятия

2

Практическое занятие 2. Правила использования индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи.. Отработка нормативов по надеванию противогаза и одеванию Л-1 , ОЗК.

2

Раздел 3. Основы воинской службы

Тема 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность.

Содержание учебного материала

Уровень

освоения


1.Уроки вваа11

2

2.Практическаяие занятия

3

3.Контрольная работа

3

Тематика учебных занятий

14

Урок 15.История создания Вооруженных Сил России.

1

Урок 16.Памяти поколений - дни воинской славы России.

1

Урок 17. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и управление Вооруженными Силами Российской федерации.

1

Урок 18. Основные задачи современных Вооружённых Сил России.

1

Урок 19. Воинская обязанность. Организация воинского учёта.

1

Урок 20. Воинская обязанность. Общевоинские уставы.

1

Урок 21. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Военнослужащий – патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

1

Урок 22. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности.

1

Урок 23. Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

1

Урок 24. Как стать офицером Российской Армии.

1

Урок 25. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

1

Урок 26. Символы воинской чести. Боевое знамя. Ордена и почётные награды.

1

Урок 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.

1

Урок 28. Особенности военной службы. Военная присяга. Воинские звания.

1

Раздел 4. Основы медицинских знаний


Тема 4.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.



Содержание учебного материала

Уровень

освоения


1.Уроки вваа11

2

2.Практическаяие занятия

3

3.Контрольная работа

3

Практические занятия

6

Практическое занятие 3. Отработка общих правил наложения повязок.

1


Практическое занятие 4.Техника наложения бинтовых повязок на различные части тела.

1

Практическое занятие 5. Отработка навыков временной остановки кровотечений.

1

Практическое занятие 6. Наложение тугой давящей повязки, наложение жгута, закрутки.

1

Практическое занятие 7. Порядок и техника проведения транспортной иммобилизации при переломе костей.

1


Практическое занятие 8. Первая помощь при остановке сердца. Отработка на тренажёре техники проведения пре кардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

1

Раздел 5. Обеспечение военной безопасности государства

Тема 5.

Уставы ВС.

Содержание учебного материала

Уровень

освоения


1.Уроки

2


2..Контрольная работа

3

3.Практические занятия

3

Тематика учебных занятий

32

  1. Военнослужащие и взаимоотношение между ними.


7

Урок 29. Внутренний порядок.

Права, обязанности и ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими.

2

Урок 30. Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.

Обязанности солдата (матроса).

2

Урок 31. Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы.

1

Урок 32. Суточный наряд. Обязанности дневального по роте.

Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового.

2

Практические занятия

25

  1. Строевая подготовка.

6

    1. Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия.

2

    1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

2



    1. Строи отделения. Развёрнутый строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

2

  1. Огневая подготовка.

6

    1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе.

    2. Неполная разборка и сборка автомата, уход, хранение и сбережение стрелкового оружия.

    3. Меры безопасности при проведении занятий по огневой подготовке.

Подготовка автомата к стрельбе.

2


    1. Правила стрельбы из автомата. Электронный тир. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата. Упражнение № 1,2 стрельб из пневматической винтовки.

2



    1. Устройство ручных боевых гранат.

    2. Отработка способов метания ручных имитационных гранат. Метание гранат. Упражнение №1,2.

2

  1. Тактическая подготовка.

4

    1. Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. Основные приёмы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия.

1



    1. Способы ориентирования на местности и передвижения солдата в бою.

1

    1. Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа.

1

    1. Приёмы и правила стрельбы в бою.

1

4. Прикладная физическая подготовка.

4

4.1. Гимнастика и атлетическая подготовка.

1

4.2. Преодоление препятствий.

1

4.3. Ускоренное передвижение, легкая атлетика.

1

4.4. Комплексное учебно-тренировочное занятие. Сдача норм ГТО.

1

5.Военно-медицинская подготовка.

2

5.1.Правила оказания первой помощи при ранениях.

5.2.Правила оказания первой помощи при ранениях верхних и нижних

конечностей.

2

6.Радиационная, химическая и биологическая защита войск.

3

6.1. Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения (ОМП). Способы действий личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях радиационного загрязнения, химического и бактериологического заражения окружающей среды.

1


6.2. Отработка нормативов по применению оружия массового поражения (ОМП) № № 1, 3,3а,3б.

2


Дифференцированный зачёт.

Контрольная работа.

Итоговая аттестация



2

Всего:

72



























Приложение



Поурочное планирование

учебной дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности»




Учебные пособия для самостоятельной работы:


[1] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л ., Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд.,

стер.-М.:Академия,2014,288с.

[2] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. Практикум–2-е изд.,

стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с.

[3] Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.

[4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ,

[5] Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изменениями и дополнениями.

2013г.

[6] Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.)

[7] Федеральный Закон , «О воинской обязанности и воинской службе» ( № 53 -98г.)

[8] Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)


Примечание к обозначениям в содержании самостоятельной работы: (68)









урока на курсе

урока в теме

Тема урока

Самостоя-тельная работа

Учебная нагрузка по дисциплине (ч.)

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы


Всего по

дисциплине

Теоретическое обучение

Лабораторные работы, практические занятия

Контрольные работы



Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Тема 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья


6

4

2


1

1

Урок 1. Введение в дисциплину. Здоровье и здоровый образ жизни.



1




2

2

Урок 2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности.



1




3-4

3

Практическое занятие 1. Разработать программу на тему: « Профилактика вредных привычек среди детей и юношей »



2



5

4

Урок 3. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях.



1




6

5

Урок 4. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях.



1




Раздел 2. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Тема 2.

Тема 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения.




12

10

2


7

1

Урок 5.Чрезвычайные ситуации природного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия.



1



8

2

Урок 6. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.



1





9

3

Урок 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия.



1




10

4

Урок 8. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.



1



11

5

Урок 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.



1





12

6

Урок 10. Основные мероприятия РСЧС по защите населения в мирное и военное время.



1




13

7

Урок 11. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.



1




14

8

Урок 12. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.



1




15

9

Урок 13. Современные средства поражения, их поражающие факторы.



1




16

10

Урок 14. Характер современных войн и вооружённых конфликтов.



1




17-18

11

Практическое занятие 2. Правила использования индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи.. Отработка нормативов по надеванию противогаза и одеванию Л-1 , ОЗК.




2



Раздел 3. Основы воинской службы


Тема 3.


Тема 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность.


14

14




19

1

Урок 15.История создания Вооруженных Сил России.



1




20

2

Урок 16. Памяти поколений - дни воинской славы России.



1



21

3

Урок 17. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и управление Вооруженными Силами Российской федерации.



1




22

4

Урок 18. Основные задачи современных Вооружённых Сил России.



1




23

5

Урок 19. Воинская обязанность. Организация воинского учёта.



1




24

6

Урок 20. Воинская обязанность. Общевоинские уставы



1




25

7

Урок 21. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Военнослужащий – патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.



1




26

8

Урок 22. Военнослужащий –специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности



1




27

9

Урок 23. Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.



1




28

10

Урок 24. Как стать офицером Российской Армии.



1




29

11

Урок 25. Боевые традиции Вооруженных Сил России.



1




30

12

Урок 26. Символы воинской чести. Боевое знамя. Ордена и почётные награды.



1




31

13

Урок 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.



1




32

14

Урок 28. Особенности военной службы. Военная присяга. Воинские звания.



1





Раздел 4. Основы медицинских знаний

Тема 4.

Тема 4.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.



6

0

6



33

1

Практическое занятие 3. Отработка общих правил наложения повязок.



1


34

2

Практическое занятие 4.Техника наложения бинтовых повязок на различные части тела.




1


35

3

Практическое занятие 5. Отработка навыков временной остановки кровотечений.




1



36

4

Практическое занятие 6. Наложение тугой давящей повязки, наложение жгута, закрутки.




1


37

5

Практическое занятие 7. Порядок и техника проведения транспортной иммобилизации при переломе костей.




1


38

6

Практическое занятие 8. Первая помощь при остановке сердца. Отработка на тренажёре техники проведения пре кардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.




1



Раздел 5. Обеспечение военной безопасности государства

Тема 5.

Уставы ВС.


32

7

25




Устав внутренней службы



7




39-40

1

Урок 29. Внутренний порядок.

Права, обязанности и ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими.


2



41-42

2

Урок 30. Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.

Обязанности солдата (матроса).



2





43

3

Урок 31. Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы.



1




44-45

4

Урок 32. Суточный наряд. Обязанности дневального по роте.

Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового.




2






Строевая подготовка.




6



46-47

1

Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия.




2



48-49

2

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.




2



50-51

3

Строи отделения. Развёрнутый строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.




2





Огневая подготовка.




6



52-53

1

Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе.

Неполная разборка и сборка автомата, уход, хранение и сбережение стрелкового оружия.

Меры безопасности при проведении занятий по огневой подготовке.

Подготовка автомата к стрельбе.




2



54-55

2

Правила стрельбы из автомата. Электронный тир. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата. Упражнение № 1,2 стрельб из пневматической винтовки1




2



56-57

3

Устройство ручных боевых гранат.

Отработка способов метания ручных имитационных гранат. Метание гранат. Упражнение №1,2.




2





Тактическая подготовка.




4



58

1

Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. Основные приёмы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия.




1



59

2

Способы ориентирования на местности и передвижения солдата в бою.




1



60

3

Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа.




1



61

4

Приёмы и правила стрельбы в бою.




1





4. Прикладная физическая подготовка.




4



62

1

Гимнастика и атлетическая подготовка.




1



63

2

Преодоление препятствий.




1



64

3

Ускоренное передвижение, легкая атлетика.




1



65

4

Комплексное учебно-тренировочное занятие. Сдача норм ГТО.




1





5.Военно-медицинская подготовка.




2



66-67

1

Правила оказания первой помощи при ранениях. .Правила оказания первой помощи при ранениях верхних и нижних

конечностей.




2





6.Радиационная, химическая и биологическая защита войск.




3



68

1

Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения (ОМП). Способы действий личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях радиационного загрязнения, химического и бактериологического

заражения окружающей среды.




1


69-70

2

Отработка нормативов по применению оружия массового поражения (ОМП) № № 1, 3,3а,3б.




2



71-72

1

Дифференцированный зачёт. Контрольная работа.

Итоговая аттестация




2



2


ВСЕГО:

-

72

35

35

2



3.условия реализации программы


3.1. Материально-техническое обеспечение


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- учебно-методическое обеспечение дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности», включают в себя презентации учебных курсов, учебно-методических пособий по проведению практических занятий, методические указания по проведению контроля полученных знаний и навыков;

- посадочные места по количеству студентов;

-автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, видеопроектор, экран, принтер);

Комплект учебных наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности», «Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности».

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектором;

  • элементы полосы препятствий;

  • электронный стрелковый тир;

  • строевой плац или место для проведения строевых занятий;

  • телевизор с универсальной подставкой;

  • экран на штативе или навесной;

  • средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет);

  • малогабаритные макеты автомата Калашникова;

  • тренажёры для оказания первой помощи «Гоша», « Максим-01-3» или «Александр-01-1».





3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


3.2.1 .Основная литература:


1. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый

уровень:учебник/В.Н.Латчук,М.И.,В.В.Макаров,С.К.Миронов,С.Н.Вангородский;под.В.Н.Латчук.- стерео-тип.-М.:Дрофа,2014.-255с.

2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый

уровень:учебник/В.Н.Латчук,М.И.,В.В.Макаров,С.К.Миронов,С.Н.Вангородский;под.В.Н.Латчук.- стерео-тип.-М.:Дрофа,2014.-239с.

3.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд., стер.-М.:Академия,2014,288с.


3.2.2.Дополнительная литература:


  1. Смирнов А.Т, Основы военной службы: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под ред. А.Т. Смирнова. - М: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000,- 240 с.

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т .Смирнов, Литвинов Е.Н.. Фролов М.П.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - 2-е изд. испр., доп. - М.: Издательство «Апрель», 2006. - 352 с.

  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности Пособие для учителей. Поурочные разработки 10-11 классы.; Под редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Издательство « Просвещение»,2014.-222с.

  4. Н.И.Хромов. Учителю новой школы. Основы безопасности жизнедеятельности.

Методика проведения практических занятий по основам военной службы.

-М.: Издательство «Дрофа», 2011.-128с.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Литвинов Е.Н., Фролов М.П.; под ред. Ю.Л. Воробьева.-2-е изд. испр., доп. - М.: Издательство «Апрель», 2006. - 320 с,

  2. Подолян Ю.П. тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 10 класс: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева/Ю.П. Подолян. - М.: ACT; Апрель, 2008. - 399[1] с.

Подолян Ю.П. тематическое и поурочное планирование по ОБЖ:11 класс: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» под ред. Ю.Л, Воробьева/Ю.П. Подолян. - М.: ACT; Апрель, 2008. - 336 с.

8.Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.

9. Уставы Вооружённых Сил РФ, Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изм. и доп. 2013г.



3.2.3. Интернет - ресурсы:


1.Юридическая Россия: Информационный портал (Электронный ресурс).

Режим доступа:

http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookld=1212788.
2.ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности, Информационно- методическое издание для преподавателей: информационный портал (Электронный ресурс).- Режим доступа:

 http://www.school-obz.org/

3.3. Организация образовательного процесса





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Общие компетенции, формируемые в рамках освоения программы


Оцениваемые знания и умения, действия



Методы оценки


Критерии оценки


ОК1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


Знать

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основные военные службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;**

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;

- области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим




Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;




Правильное решение ситуационных задач ;

Демонстрация правильного использования средств индивидуальной защиты;

Правильное решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты;

Демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения;

Правильный выбор родственных полученной профессии в перечне военно-учётных специальностей;

Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий;

Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь;

Выполнение всех действий по организации и содержанию точность распознавания сложных проблемных ситуаций в различных контекстах;

Адекватность анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности;

Оптимальность определения этапов решения задачи;

Адекватность определения потребности в информации;

Эффективность поиска;

Адекватность определения источников нужных ресурсов;

Разработка детального плана действий;

Правильность оценки рисков на каждом шагу;

Точность оценки плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его реализации, предложение критериев оценки и рекомендаций по улучшению плана;



Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе решения ситуационных задач.

Интерпретация результатов анкетирования студентов.



















Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля




















Демонстрация подготовленности к военной службе

Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля









Уметь

-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения,***

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

Действовать

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения *

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


ОК2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе;

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Оптимальность планирования информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач;

Адекватность анализа полученной информации, точность выделения в ней главных аспектов;

Точность структурирования отобранной информации в соответствии с параметрами поиска;

-Адекватность интерпретации полученной информации в контексте профессиональной деятельности;

Оценка работы обучающихся , связанной с поиском информации по теме 2.2.

Анализ результатов наблюдения ( по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий по теме 2.3.

ОК3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Актуальность используемой нормативно-правовой документации по профессии;

Точность, адекватность применения современной научной профессиональной терминологии

ОК4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Эффективность участия в деловом общении для решения деловых задач;

Оптимальность планирования профессиональной деятельность;

Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий по теме 2.1;2.3;3.3.

ОК5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Грамотность устного и письменного изложения своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке;

Толерантность поведения в рабочем коллективе ;


ОК6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;



Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля;

Толерантность поведения в рабочем коллективе ;

Понимание значимости своей профессии;

Оценка обучающегося во время практической работы по теме 3.3


ОК7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь

Оценка обучающегося во время практической работы по теме 2.1, 2.2 и 2.3.

Точность соблюдения правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

Эффективность обеспечения ресурсосбережения на рабочем месте;

ОК9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;


Адекватность, применения средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности;

Оценка работы обучающихся , связанной с поиском и составлением тезисов по найденному материалу по теме 3.1.







ОК10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке


Текущий контроль:

экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения:

- практических занятий;

- заданий по самостоятельной работе,

- выполнения тестовых заданий ;


Промежуточная аттестация:

экспертное наблюдение и оценка выполнения:

- практических заданий на дифференцированном зачете;

- выполнения тестовых заданий ;



Адекватность понимания общего смысла четко произнесенных высказываний на известные профессиональные темы);

Адекватность применения нормативной документации в профессиональной деятельности;

Точно, адекватно ситуации обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

Правильно писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы


Пояснения:

* - требования ФГОС СПО,

** - требования WSI/WSR,

*** -требования профстандартов





5. Возможности использования данной программы
для других ПООП

(64)


Разработчик:

ГПОУ ЯО ЯрКИП преподаватель – организатор В.П.Россиков.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



9