СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа учебной дисциплины ОДБ.09 "Основы безопасности жизнедеятельности " является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ТОП-50 для профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер. Максимальная учебная нагрузка 74 часа, в том числе : обязательной аудиторнаой учебной нагрузки обучающегося 72 часа; на консультацию отводится -2 часа. Часы для самостоятельной работы обучающихся не отводятся.
«Ярославский колледж индустрии питания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности»
по профессии 43.01.09 Повар, кондитер |
Ярославль 2018 г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР «___»_____________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЯрКИП «___»_____________2018г. |
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО ЯрКИП
Разработчик:
Преподаватель-организаторОБЖ, Россиков Владимир Петрович
(должность, ФИО преподавателя)
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол методической комиссии № от 2018 г
Председатель МО _______________ О.Н.Шишленок
Ярославль 2018
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
| 4 |
| 9 |
| 35 |
| 37 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
| ||
| 43.01.09 | Повар, кондитер |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целями изучения дисциплины являются:
ознакомление студентов с основами безопасности жизнедеятельности в пищевом производстве;
подготовка студентов к применению безопасности жизнедеятельности в последующей практической деятельности в первичных трудовых коллективах;
Задачами изучения дисциплины являются:
изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации на предприятиях питания;
изучение способов защиты населения от оружия массового поражения, мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;
научиться оказывать первую помощь пострадавшим последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
научиться использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; первичные средства пожаротушения.
научиться пользоваться первичными средствами пожаротушения.
В результате освоения дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающейся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития события и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;
В результате изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие компетенции (ОК):
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей |
ОК7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК9. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности |
ОК10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код | Профессиональные компетенции |
| |
ПК1.1. | Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ. | ||
ПК1.2. | Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов. | ||
ПК2.1. | Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров. | ||
ПК2.2. | Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы. | ||
ПК2.3. | Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий. | ||
ПК2.4. | Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога. | ||
ПК2.5. | Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем. | ||
ПК3.1. | Готовить бульоны и отвары. | ||
ПК3.2. | Готовить простые супы. | ||
ПК3.3. | Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты. | ||
ПК3.4. | Готовить простые холодные и горячие соусы. | ||
ПК4.1. | Производить обработку рыбы с костным скелетом. | ||
ПК4.2. | Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом. | ||
ПК4.3. | Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом. | ||
ПК5.1. | Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы. | ||
ПК5.2. | Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы. | ||
ПК5.3. | Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов. | ||
ПК5.4. | Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы. | ||
ПК6.1. | Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями. | ||
ПК6.2. | Готовить и оформлять салаты. | ||
ПК6.3. | Готовить и оформлять простые холодные закуски. | ||
ПК6.4. | Готовить и оформлять простые холодные блюда. | ||
ПК7.1. | Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда. |
| |
ПК7.2. | Готовить простые горячие напитки. | ||
ПК7.3. | Готовить и оформлять простые холодные напитки. | ||
ПК8.1. | Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб. | ||
ПК8.2. | Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия. | ||
ПК8.3. | Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки. | ||
ПК8.4. | Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты. | ||
ПК8.5. | Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные. | ||
ПК8.6. | Готовить и оформлять фруктовые и лёгкие обезжиренные торты и пирожные. |
1.2.3. В результате освоения дисциплины ОДБ.09 « Основы безопасности жизнедеятельности» будут освоены следующие действия, умения и знания:
иметь практический опыт | - использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичныесредства пожаротушения * |
уметь: | -организовывать проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;* -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;* -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения * - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;* - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии;* - владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;* - оказывать первую помощь пострадавшим.* |
знать: | - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;* - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;* - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;* - основные военные службы и обороны государства;* - задачи и основные мероприятия гражданской обороны;* - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;* - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;* - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;* - области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;* - порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим;* - правила пожарной безопасности в организациях питания***
|
Пояснения:
* -требования ФГОС СПО,
** - требования WSI/WSR,
*** -требования профстандартов
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 74 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
на консультацию отводится – 2 часа.
часы для самостоятельной работы обучающегося не отводятся;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: |
|
на консультацию | 2 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: |
|
уроки | 35 |
практические занятия | 35 |
контрольные работы | 2 |
Вне аудиторская(Самостоятельная) учебная работа (всего) | - |
в том числе: | - |
подготовка сообщений, рефератов, презентаций, составление схем | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
|
Коды ОК | Наименования разделов учебной дисциплины | Объем образовательной программы (час.) |
Обучение по предмету ОБЖ (час.) | Занятия во взаимодействии с преподавателем | Консультации | |||
Всего | Уроки (час.) | Лабораторных и практических занятий | ||||||
ОК1-10. | Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | 6 |
4
| 2 |
| ||
ОК7. | Раздел 2. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях | 12
| 12 |
10 | 2 |
| ||
ОК4. ОК7. ОК9. | Раздел 3. Основы военной службы
| 14 | 14 |
14 | 0 |
| ||
ОК1-10. | Раздел 4. Основы медицинских знаний
| 6 | 6 |
0 | 6 |
| ||
ОК1-11. | Раздел 5. Обеспечение военной безопасности государства | 32 | 32 |
7 | 25 |
| ||
ОК1-11. | Дифференцированный зачёт Итоговая аттестация
| 2 | 2 |
2 |
| 2 | ||
| Всего: | 74 | 72 | 37 | 35 | 2 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
| Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | |||
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||||
Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья. | Содержание учебного материала | Уровень освоения |
6 | ||
1.Уроки | 2 | ||||
2.Практическаяие занятия | 3 | ||||
3. Самостоятельная работа | 3 | ||||
Тематика учебных занятий | 2 | ||||
Урок 1. Введение в дисциплину. Здоровье и здоровый образ жизни. | 1 | ||||
Урок 2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
Практическое занятие 1. Разработать программу на тему: « Профилактика вредных привычек среди детей и юношей » | 2 | ||||
Тематика учебных занятий | 2 | ||||
Урок 3. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях. | 1 | ||||
Урок 4. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях. | 1 | ||||
Раздел 2. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях | |||||
Тема 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
| Содержание учебного материала | Уровень освоения |
| ||
1.Уроки вваа11 | 2 | ||||
2.Практическаяие занятия | 3 | ||||
3.Контрольная работа | 3 | ||||
Тематика учебных занятий | 12 | ||||
Урок 5.Чрезвычайные ситуации природного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия. | 1 | ||||
Урок 6. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1
| ||||
Урок 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия. | 1 | ||||
Урок 8. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | ||||
Урок 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. | 1 | ||||
Урок 10. Основные мероприятия РСЧС по защите населения в мирное и военное время. | 1 | ||||
Урок 11. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. | 1 | ||||
Урок 12. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. | 1 | ||||
Урок 13. Современные средства поражения, их поражающие факторы. | 1 | ||||
Урок 14. Характер современных войн и вооружённых конфликтов. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
Практическое занятие 2. Правила использования индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи.. Отработка нормативов по надеванию противогаза и одеванию Л-1 , ОЗК. | 2 | ||||
Раздел 3. Основы воинской службы | |||||
Тема 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. | Содержание учебного материала | Уровень освоения |
| ||
1.Уроки вваа11 | 2 | ||||
2.Практическаяие занятия | 3 | ||||
3.Контрольная работа | 3 | ||||
Тематика учебных занятий | 14 | ||||
Урок 15.История создания Вооруженных Сил России. | 1 | ||||
Урок 16.Памяти поколений - дни воинской славы России. | 1 | ||||
Урок 17. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и управление Вооруженными Силами Российской федерации. | 1 | ||||
Урок 18. Основные задачи современных Вооружённых Сил России. | 1 | ||||
Урок 19. Воинская обязанность. Организация воинского учёта. | 1 | ||||
Урок 20. Воинская обязанность. Общевоинские уставы. | 1 | ||||
Урок 21. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Военнослужащий – патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. | 1 | ||||
Урок 22. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности. | 1 | ||||
Урок 23. Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. | 1 | ||||
Урок 24. Как стать офицером Российской Армии. | 1 | ||||
Урок 25. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | ||||
Урок 26. Символы воинской чести. Боевое знамя. Ордена и почётные награды. | 1 | ||||
Урок 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | ||||
Урок 28. Особенности военной службы. Военная присяга. Воинские звания. | 1 | ||||
Раздел 4. Основы медицинских знаний | |||||
Тема 4. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
| Содержание учебного материала | Уровень освоения |
| ||
1.Уроки вваа11 | 2 | ||||
2.Практическаяие занятия | 3 | ||||
3.Контрольная работа | 3 | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
Практическое занятие 3. Отработка общих правил наложения повязок. | 1
| ||||
Практическое занятие 4.Техника наложения бинтовых повязок на различные части тела. | 1 | ||||
Практическое занятие 5. Отработка навыков временной остановки кровотечений. | 1 | ||||
Практическое занятие 6. Наложение тугой давящей повязки, наложение жгута, закрутки. | 1 | ||||
Практическое занятие 7. Порядок и техника проведения транспортной иммобилизации при переломе костей. | 1
| ||||
Практическое занятие 8. Первая помощь при остановке сердца. Отработка на тренажёре техники проведения пре кардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. | 1 | ||||
Раздел 5. Обеспечение военной безопасности государства | |||||
Тема 5. Уставы ВС. | Содержание учебного материала | Уровень освоения |
| ||
1.Уроки | 2 |
| |||
2..Контрольная работа | 3 | ||||
3.Практические занятия | 3 | ||||
Тематика учебных занятий | 32 | ||||
|
| 7 | |||
Урок 29. Внутренний порядок. Права, обязанности и ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими. | 2 | ||||
Урок 30. Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Обязанности солдата (матроса). | 2 | ||||
Урок 31. Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы. | 1 | ||||
Урок 32. Суточный наряд. Обязанности дневального по роте. Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового. | 2 | ||||
Практические занятия | 25 | ||||
| 6 | ||||
| 2 | ||||
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. | 2
| ||||
| 2 | ||||
| 6 | ||||
Подготовка автомата к стрельбе. | 2
| ||||
| 2
| ||||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
| 1
| ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
4. Прикладная физическая подготовка. | 4 | ||||
4.1. Гимнастика и атлетическая подготовка. | 1 | ||||
4.2. Преодоление препятствий. | 1 | ||||
4.3. Ускоренное передвижение, легкая атлетика. | 1 | ||||
4.4. Комплексное учебно-тренировочное занятие. Сдача норм ГТО. | 1 | ||||
5.Военно-медицинская подготовка. | 2 | ||||
5.1.Правила оказания первой помощи при ранениях. 5.2.Правила оказания первой помощи при ранениях верхних и нижних конечностей. | 2 | ||||
6.Радиационная, химическая и биологическая защита войск. | 3 | ||||
6.1. Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения (ОМП). Способы действий личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях радиационного загрязнения, химического и бактериологического заражения окружающей среды. | 1
| ||||
6.2. Отработка нормативов по применению оружия массового поражения (ОМП) № № 1, 3,3а,3б. | 2
| ||||
Дифференцированный зачёт. Контрольная работа. Итоговая аттестация
| 2 | ||||
Всего: | 72 |
Приложение
|
Поурочное планирование учебной дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности»
|
Учебные пособия для самостоятельной работы:
|
[1] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л ., Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд., стер.-М.:Академия,2014,288с. [2] Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. Практикум–2-е изд., стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с. [3] Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с. [4] Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ, [5] Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изменениями и дополнениями. 2013г. [6] Федеральный Закон , «О статусе военнослужащих» ( № 76 -98г.) [7] Федеральный Закон , «О воинской обязанности и воинской службе» ( № 53 -98г.) [8] Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)
Примечание к обозначениям в содержании самостоятельной работы: (68)
|
№ урока на курсе | № урока в теме | Тема урока | Самостоя-тельная работа | Учебная нагрузка по дисциплине (ч.) | Содержание внеаудиторной самостоятельной работы | |||||
Всего по дисциплине | Теоретическое обучение
| Лабораторные работы, практические занятия | Контрольные работы | |||||||
|
| |||||||||
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Тема 1. | Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья |
| 6 | 4 | 2 |
|
| |||
1 | 1 | Урок 1. Введение в дисциплину. Здоровье и здоровый образ жизни. |
|
| 1 |
|
|
| ||
2 | 2 | Урок 2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности. |
|
| 1 |
|
|
| ||
3-4 | 3 | Практическое занятие 1. Разработать программу на тему: « Профилактика вредных привычек среди детей и юношей » |
|
|
| 2 |
|
| ||
5 | 4 | Урок 3. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях. |
|
| 1 |
|
|
| ||
6 | 5 | Урок 4. Основы медицинских знаний в оказании первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях, инфекционных заболеваниях. |
|
| 1 |
|
|
| ||
Раздел 2. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях | ||||||||||
Тема 2. | Тема 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
|
| 12 | 10 | 2 |
|
| |||
7 | 1 | Урок 5.Чрезвычайные ситуации природного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия. |
|
| 1 |
|
|
| ||
8 | 2 | Урок 6. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. |
|
| 1 |
|
|
| ||
9 | 3 | Урок 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возможные на территории Ярославской области и возможные их последствия. |
|
| 1 |
|
|
| ||
10 | 4 | Урок 8. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
|
| 1 |
|
|
| ||
11 | 5 | Урок 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. |
|
| 1 |
|
|
| ||
12 | 6 | Урок 10. Основные мероприятия РСЧС по защите населения в мирное и военное время. |
|
| 1 |
|
|
| ||
13 | 7 | Урок 11. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. |
|
| 1 |
|
|
| ||
14 | 8 | Урок 12. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. |
|
| 1 |
|
|
| ||
15 | 9 | Урок 13. Современные средства поражения, их поражающие факторы. |
|
| 1 |
|
|
| ||
16 | 10 | Урок 14. Характер современных войн и вооружённых конфликтов. |
|
| 1 |
|
|
| ||
17-18 | 11 | Практическое занятие 2. Правила использования индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи.. Отработка нормативов по надеванию противогаза и одеванию Л-1 , ОЗК. |
|
|
| 2 |
|
| ||
Раздел 3. Основы воинской службы
| ||||||||||
Тема 3.
| Тема 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. |
| 14 | 14 |
|
|
| |||
19 | 1 | Урок 15.История создания Вооруженных Сил России. |
|
| 1 |
|
|
| ||
20 | 2 | Урок 16. Памяти поколений - дни воинской славы России. |
|
| 1 |
|
|
| ||
21 | 3 | Урок 17. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и управление Вооруженными Силами Российской федерации. |
|
| 1 |
|
|
| ||
22 | 4 | Урок 18. Основные задачи современных Вооружённых Сил России. |
|
| 1 |
|
|
| ||
23 | 5 | Урок 19. Воинская обязанность. Организация воинского учёта. |
|
| 1 |
|
|
| ||
24 | 6 | Урок 20. Воинская обязанность. Общевоинские уставы |
|
| 1 |
|
|
| ||
25 | 7 | Урок 21. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Военнослужащий – патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. |
|
| 1 |
|
|
| ||
26 | 8 | Урок 22. Военнослужащий –специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности |
|
| 1 |
|
|
| ||
27 | 9 | Урок 23. Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. |
|
| 1 |
|
|
| ||
28 | 10 | Урок 24. Как стать офицером Российской Армии. |
|
| 1 |
|
|
| ||
29 | 11 | Урок 25. Боевые традиции Вооруженных Сил России. |
|
| 1 |
|
|
| ||
30 | 12 | Урок 26. Символы воинской чести. Боевое знамя. Ордена и почётные награды. |
|
| 1 |
|
|
| ||
31 | 13 | Урок 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. |
|
| 1 |
|
|
| ||
32 | 14 | Урок 28. Особенности военной службы. Военная присяга. Воинские звания. |
|
| 1 |
|
|
| ||
Раздел 4. Основы медицинских знаний | ||||||||||
Тема 4.
| Тема 4. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
|
| 6 | 0 | 6 |
|
| |||
33 | 1 | Практическое занятие 3. Отработка общих правил наложения повязок. |
|
|
| 1 |
|
| ||
34 | 2 | Практическое занятие 4.Техника наложения бинтовых повязок на различные части тела. |
|
|
| 1 |
|
| ||
35 | 3 | Практическое занятие 5. Отработка навыков временной остановки кровотечений. |
|
|
| 1 |
|
| ||
36 | 4 | Практическое занятие 6. Наложение тугой давящей повязки, наложение жгута, закрутки. |
|
|
| 1 |
|
| ||
37 | 5 | Практическое занятие 7. Порядок и техника проведения транспортной иммобилизации при переломе костей. |
|
|
| 1 |
|
| ||
38 | 6 | Практическое занятие 8. Первая помощь при остановке сердца. Отработка на тренажёре техники проведения пре кардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. |
|
|
| 1 |
|
| ||
Раздел 5. Обеспечение военной безопасности государства | ||||||||||
Тема 5. | Уставы ВС.
|
| 32 | 7 | 25 |
|
| |||
|
| Устав внутренней службы |
|
| 7 |
|
|
| ||
39-40 | 1 | Урок 29. Внутренний порядок. Права, обязанности и ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими. |
|
| 2 |
|
|
| ||
41-42 | 2 | Урок 30. Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Обязанности солдата (матроса). |
|
| 2 |
|
|
| ||
43 | 3 | Урок 31. Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы. |
|
| 1 |
|
|
| ||
44-45 | 4 | Урок 32. Суточный наряд. Обязанности дневального по роте. Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового.
|
|
| 2 |
|
|
| ||
|
| Строевая подготовка. |
|
|
| 6 |
|
| ||
46-47 | 1 | Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. |
|
|
| 2 |
|
| ||
48-49 | 2 | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. |
|
|
| 2 |
|
| ||
50-51 | 3 | Строи отделения. Развёрнутый строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. |
|
|
| 2 |
|
| ||
|
| Огневая подготовка. |
|
|
| 6 |
|
| ||
52-53 | 1 | Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата, уход, хранение и сбережение стрелкового оружия. Меры безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Подготовка автомата к стрельбе. |
|
|
| 2 |
|
| ||
54-55 | 2 | Правила стрельбы из автомата. Электронный тир. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата. Упражнение № 1,2 стрельб из пневматической винтовки1 |
|
|
| 2 |
|
| ||
56-57 | 3 | Устройство ручных боевых гранат. Отработка способов метания ручных имитационных гранат. Метание гранат. Упражнение №1,2. |
|
|
| 2 |
|
| ||
|
| Тактическая подготовка. |
|
|
| 4 |
|
| ||
58 | 1 | Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. Основные приёмы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия. |
|
|
| 1 |
|
| ||
59 | 2 | Способы ориентирования на местности и передвижения солдата в бою. |
|
|
| 1 |
|
| ||
60 | 3 | Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа. |
|
|
| 1 |
|
| ||
61 | 4 | Приёмы и правила стрельбы в бою. |
|
|
| 1 |
|
| ||
|
| 4. Прикладная физическая подготовка. |
|
|
| 4 |
|
| ||
62 | 1 | Гимнастика и атлетическая подготовка. |
|
|
| 1 |
|
| ||
63 | 2 | Преодоление препятствий. |
|
|
| 1 |
|
| ||
64 | 3 | Ускоренное передвижение, легкая атлетика. |
|
|
| 1 |
|
| ||
65 | 4 | Комплексное учебно-тренировочное занятие. Сдача норм ГТО. |
|
|
| 1 |
|
| ||
|
| 5.Военно-медицинская подготовка. |
|
|
| 2 |
|
| ||
66-67 | 1 | Правила оказания первой помощи при ранениях. .Правила оказания первой помощи при ранениях верхних и нижних конечностей. |
|
|
| 2 |
|
| ||
|
| 6.Радиационная, химическая и биологическая защита войск. |
|
|
| 3 |
|
| ||
68 | 1 | Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения (ОМП). Способы действий личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях радиационного загрязнения, химического и бактериологического заражения окружающей среды. |
|
|
| 1 |
|
| ||
69-70 | 2 | Отработка нормативов по применению оружия массового поражения (ОМП) № № 1, 3,3а,3б. |
|
|
| 2 |
|
| ||
71-72 | 1 | Дифференцированный зачёт. Контрольная работа. Итоговая аттестация
|
| 2 |
|
| 2 |
| ||
ВСЕГО: | - | 72 | 35 | 35 | 2 |
|
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебно-методическое обеспечение дисциплины ОДБ.09 «Основы безопасности жизнедеятельности», включают в себя презентации учебных курсов, учебно-методических пособий по проведению практических занятий, методические указания по проведению контроля полученных знаний и навыков;
- посадочные места по количеству студентов;
-автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, видеопроектор, экран, принтер);
Комплект учебных наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности», «Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектором;
элементы полосы препятствий;
электронный стрелковый тир;
строевой плац или место для проведения строевых занятий;
телевизор с универсальной подставкой;
экран на штативе или навесной;
средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет);
малогабаритные макеты автомата Калашникова;
тренажёры для оказания первой помощи «Гоша», « Максим-01-3» или «Александр-01-1».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
3.2.1 .Основная литература:
1. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый
уровень:учебник/В.Н.Латчук,М.И.,В.В.Макаров,С.К.Миронов,С.Н.Вангородский;под.В.Н.Латчук.- стерео-тип.-М.:Дрофа,2014.-255с.
2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый
уровень:учебник/В.Н.Латчук,М.И.,В.В.Макаров,С.К.Миронов,С.Н.Вангородский;под.В.Н.Латчук.- стерео-тип.-М.:Дрофа,2014.-239с.
3.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд., стер.-М.:Академия,2014,288с.
3.2.2.Дополнительная литература:
Смирнов А.Т, Основы военной службы: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под ред. А.Т. Смирнова. - М: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000,- 240 с.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т .Смирнов, Литвинов Е.Н.. Фролов М.П.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - 2-е изд. испр., доп. - М.: Издательство «Апрель», 2006. - 352 с.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности Пособие для учителей. Поурочные разработки 10-11 классы.; Под редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Издательство « Просвещение»,2014.-222с.
Н.И.Хромов. Учителю новой школы. Основы безопасности жизнедеятельности.
Методика проведения практических занятий по основам военной службы.
-М.: Издательство «Дрофа», 2011.-128с.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Литвинов Е.Н., Фролов М.П.; под ред. Ю.Л. Воробьева.-2-е изд. испр., доп. - М.: Издательство «Апрель», 2006. - 320 с,
Подолян Ю.П. тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 10 класс: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева/Ю.П. Подолян. - М.: ACT; Апрель, 2008. - 399[1] с.
Подолян Ю.П. тематическое и поурочное планирование по ОБЖ:11 класс: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» под ред. Ю.Л, Воробьева/Ю.П. Подолян. - М.: ACT; Апрель, 2008. - 336 с.
8.Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.
9. Уставы Вооружённых Сил РФ, Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изм. и доп. 2013г.
3.2.3. Интернет - ресурсы:
1.Юридическая Россия: Информационный портал (Электронный ресурс).
Режим доступа:
http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookld=1212788.
2.ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности, Информационно- методическое издание для преподавателей: информационный портал (Электронный ресурс).- Режим доступа:
http://www.school-obz.org/
3.3. Организация образовательного процесса
Общие компетенции, формируемые в рамках освоения программы |
Оцениваемые знания и умения, действия
|
Методы оценки |
Критерии оценки |
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
| Знать - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основные военные службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;** - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО; - области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе
Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Правильное решение ситуационных задач ; Демонстрация правильного использования средств индивидуальной защиты; Правильное решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты; Демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения; Правильный выбор родственных полученной профессии в перечне военно-учётных специальностей; Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий; Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь; Выполнение всех действий по организации и содержанию точность распознавания сложных проблемных ситуаций в различных контекстах; Адекватность анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности; Оптимальность определения этапов решения задачи; Адекватность определения потребности в информации; Эффективность поиска; Адекватность определения источников нужных ресурсов; Разработка детального плана действий; Правильность оценки рисков на каждом шагу; Точность оценки плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его реализации, предложение критериев оценки и рекомендаций по улучшению плана;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе решения ситуационных задач. Интерпретация результатов анкетирования студентов.
Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля
Демонстрация подготовленности к военной службе Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля
|
Уметь -организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения,*** - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим.
| |||
Действовать
| |||
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе; - выполнения тестовых заданий ;
Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Оптимальность планирования информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач; Адекватность анализа полученной информации, точность выделения в ней главных аспектов; Точность структурирования отобранной информации в соответствии с параметрами поиска; -Адекватность интерпретации полученной информации в контексте профессиональной деятельности; Оценка работы обучающихся , связанной с поиском информации по теме 2.2. Анализ результатов наблюдения ( по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий по теме 2.3. |
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Актуальность используемой нормативно-правовой документации по профессии; Точность, адекватность применения современной научной профессиональной терминологии |
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Эффективность участия в деловом общении для решения деловых задач; Оптимальность планирования профессиональной деятельность; Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий по теме 2.1;2.3;3.3. |
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения:
- практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Грамотность устного и письменного изложения своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке; Толерантность поведения в рабочем коллективе ;
|
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
|
Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля; Толерантность поведения в рабочем коллективе ; Понимание значимости своей профессии; Оценка обучающегося во время практической работы по теме 3.3
|
ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
|
Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь Оценка обучающегося во время практической работы по теме 2.1, 2.2 и 2.3. Точность соблюдения правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Эффективность обеспечения ресурсосбережения на рабочем месте; |
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения:
- практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Адекватность, применения средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности; Оценка работы обучающихся , связанной с поиском и составлением тезисов по найденному материалу по теме 3.1.
|
ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
| Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических занятий; - заданий по самостоятельной работе, - выполнения тестовых заданий ; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на дифференцированном зачете; - выполнения тестовых заданий ;
| Адекватность понимания общего смысла четко произнесенных высказываний на известные профессиональные темы); Адекватность применения нормативной документации в профессиональной деятельности; Точно, адекватно ситуации обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); Правильно писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Пояснения:
* - требования ФГОС СПО,
** - требования WSI/WSR,
*** -требования профстандартов
5. Возможности использования данной программы
для других ПООП
(64)
Разработчик:
ГПОУ ЯО ЯрКИП преподаватель – организатор В.П.Россиков.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
9