СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования по профессии СПО 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕБАЛЬЦЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР Директор

______________ ________

«____»____________2021 г. «____»____________2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

по профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))











г. Дебальцево

2021

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР  № 121 НП от 07 августа 2020г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 4001 от 13 августа 2020г.) и составлена на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 60 с., рекомендованной решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 3 от 19.08.2021)



Организация-разработчик:


Разработчик:

Рецензенты:

1.

2.


Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

комиссией общеобразовательных дисциплин

протокол № ___ от «___»______2021г.

Председатель МК__________


Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр. ____)

Председатель МК _______________________










СОДЕРЖАНИЕ



пояснительная записка

стр.

4



  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




10

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

25

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

27





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования по профессии СПО.

Программа учебной дисциплины составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

  2. Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 121-НП. с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 80-НП.

  3. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы, начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году (Приказ от 25.08.2020).

  4. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682).

  5. Учебного плана.

Основой для составления рабочей программы является:

  1. Примерная программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 60 с.

Учебно-методическое обеспечение изучения предмета «Русский язык»:

  1. Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Учебная дисциплина «Русский язык» реализуется в пределах программы подготовки специалистов среднего звена, служащих является базовой, относится к общеобразовательному циклу.

Рабочая программа предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время представленный курс русского языка для старшей школы обладает самостоятельностью и целостностью.

Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была чётко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе.

Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Рабочая программа в процессе изучения русского языка гарантирует формирование и совершенствование универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, базирующихся на различных видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной примерной программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение обучающимися основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Рабочая программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей обучающихся, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения русскому языку.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности обучающихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Цели обучения

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Целью реализации примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной примерной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;

6) развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития обучающихся.

Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой (например, изложение с творческим заданием), а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ГИА.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию своей идентичности в поликультурном социуме. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Содержание курса русского языка (базовый уровень) максимально приближено к потребностям студентов, отражает их жизненные ориентиры и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Рабочая программа рассчитана на очную форму обучения.

В процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык» выполняются контрольные работы по предложенным темам.






1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01.РУССКИЙ ЯЗЫК

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования по профессии СПО. Разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР  № 121 НП от 07 августа 2020г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 4001 от 13 августа 2020г.) и составлена на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 60 с., рекомендованной решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 3 от 19.08.2021), является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГПОУ «Дебальцевское профессионально-техническое училище» по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы -дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

У.6.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.


Требования к планируемым результатам освоения
дисциплины «Русский язык»

Студент на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Студент на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 часов;

самостоятельной работы обучающегося 4 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы





Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

140

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

136

в том числе:


лекций, уроков

118

лабораторно-практических занятий

-

контрольных работ

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов.

4

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4


Общие сведения о языке


Содержание учебного материала




Общие сведения о языке. Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Русский язык как один из государственных языков Донецкой Народной Республики.

1/1

1,2


УРР Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребление языковых средств. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и её компоненты.

1/2

2


Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика




Тема 1.1.

Фонетические единицы. Фонетические нормы русского языка

Содержание учебного материала


2


Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

1/3

2


Орфоэпия и орфоэпические нормы. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

1/4

2


Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков. Особенности и свойства ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах и формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения.

1/5

2


Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка.

1/6

2


Чередование звуков. Фонетический разбор

1/7

2


УРР Текст и его место в системе языка и речи. Лингвистический анализ текста. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте.

1/8

2,3


Контрольный диктант

1/9

3


Раздел 2. Лексика и фразеология. Лексикография




Тема 2.1.

Слово и его значение.

Происхождение и употребление лексики

Содержание учебного материала


2


Лексика. Слово и его значение. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (учебно-научного) стиля.

1/10

2


Самостоятельная работа (внеаудиторная). Подготовка рефератов по темам «Жаргонизмы», «Молодежный сленг», «Диалекты» (тема по выбору обучающихся)

1

3


Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

1/11

2


УРР Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.

1/12

2,3


Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

1/13

2


Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

1/14

2


Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1/15

2


Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор слов.

1/16

2


Тематическая контрольная работа (тест) по теме «Лексика».

1/17

3


Раздел 3. Морфемика (состав слова) и словообразование




Тема 3.1.

Морфемика, словообразование, способы словообразования


Содержание учебного материала




Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Основа слова. Обобщающее повторение ранее изученного.

1/18

2


Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Международные словообразовательные элементы.

1/19

2


Выразительные средства словообразования (в тексте). Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

1/20

2


УРР Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка)

1/21

2,3


Раздел 4. Морфология и орфография




Тема 4.1

Орфография.

Принципы русской орфографии

Содержание учебного материала

5



Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Правила переноса слов. Употребление прописных букв.

1/22

2


Правописание Ъ и Ь.

1/23



Правописание гласных в корнях слов.

1/24

2


Правописание приставок. Буквы ы, и после приставок.

1/25



Контрольное изложение. Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения.

1/26



Тема 4.2

Морфология.

Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

1/27

2


Тема 4.3.

Самостоятельные части речи. Имя существительное

Содержание учебного материала




Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

1/28

2


Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Несклоняемые имена существительные. Число имён существительных.

1/29

2,3


Правописание падежных окончаний. Образование форм множественного числа некоторых существительных.

1/30

2


Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

1/31

2


Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор.

1/32

2


Тематическая контрольная работа (тест) № 2 по теме «Имя существительное»

1/33

2


Тема 4.4.

Имя прилагательное



Содержание учебного материала




Имя прилагательное как часть речи.

1/34

2


Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных, их роль в предложении. Особенности образования и употребления кратких имен прилагательных.

1/35

2


Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных

1/36

2


Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

1/37

2


Правописание сложных имён прилагательных. Морфологический разбор.

1/38

2


Контрольное сочинение по прочитанному тексту

1/39

2,3


Тема 4.5.

Имя числительное


Содержание учебного материала




Имя числительное как часть речи. Разряды числительных.

1/40

2


Склонение имен числительных.

1/41

2


Правописание и употребление имен числительных. Морфологический разбор.

1/42

2


Контрольный диктант с грамматическим заданием

1/43

3


Тема 4.6.

Местоимение

Содержание учебного материала




Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

1/44

2


Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

1/45

2


Правописание местоимений.

1/46

2


Морфологический разбор.

1/47

2


УРР Редактирование текста Использование синонимических замен как один из способов редактирования. Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Составление аннотаций, конспектов, тезисов, выписок, рефератов.

1/48



Тема 4.7.

Глагол


Содержание учебного материала




Глагол как часть речи. Инфинитив. Категории времени и вида глагола. Наклонение глагола. Переходность. Возвратные глаголы. Спряжение глаголов.

1/49

2


Две основы глагола. Формообразование глагола.

1/50

2


Правописание глаголов.

1/51

2


Морфологический разбор.

1/52

2


Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

1/53

3


Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

1/54

2


Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Морфологический разбор причастий.

1/55

2


Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

1/56

2


Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

1/57

2


УРР Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению

1/58

2


Контрольное сочинение на морально-этическую тему

1/59

3


Тема 4.8.

Наречие. Слова категории состояния

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий.

1/60

2


Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. Морфологический разбор

1/61

2


Слова категории состояния. Грамматические особенности. Омонимия наречий, прилагательных и слов категории состояния.

1/62

2


Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

1/63

2


Тема 4.9.

Служебные части речи

Предлог. Союз

Содержание учебного материала




Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

1/64

2


Морфологический разбор предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов.

1/65

2


Контрольный диктант

1/66

3


Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

1/67

2


Тема 4.10.

Правописание частиц


Содержание учебного материала




Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

1/68

2


Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи.

1/69

2


Тема 4.11.

Междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала




Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Стилистические особенности употребления междометий.

1/70

2


Тестовая контрольная работа по теме «Морфология».

1/71

3


УРР Редактирование текста. Информационная переработка текстов. Составление аннотаций, конспектов, тезисов, выписок, рефератов.

1/72



Раздел 5 Культура речи. Стилистика и культура речи




Тема 5.1

Стилистика и культура речи как разделы науки о языке.

Содержание учебного материала




Стилистика и культура речи как разделы науки о языке. Классификация стилей. Предмет и задачи стилистики и культуры речи. Качества хорошей речи.

1/73

2


Самостоятельная работа. Сообщение «Качества хорошей речи»

1

3



Тема 5.2

Научный и публицистический стили

Содержание учебного материала




Функциональные стили.

1/74

2


Научный стиль Признаки и разновидности (подстили) научного стиля. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения.

1/75

2


Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1/76

2


Публицистический стиль Особенности языковых средств публицистического стиля. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Нормы публицистического стиля. Использование средств публицистического стиля в собственной речи.

1/77

2


УРР Лингвистический анализ текстов научного и научно-популярного (учебно-научного) стиля.

1/78

2


Тестовая контрольная работа по теме «Стилистика».

1/79

3


Обобщение и повторение

1/80

3


Раздел 6. Синтаксис и пунктуация




Общие сведения о языке.

Содержание учебного материала




Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка

1/81

2


Тема 6.1

Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материала




Основные единицы синтаксиса. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой).

1/82

2

Тема 6.2

Словосочетание


Содержание учебного материала

5


Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Типы подчинительной связи в словосочетании.

1/83

2

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания.

1/84

2

Письменная работа по теме «Словосочетание». Тестирование.

1/85

2,3

Тема 6.3

Простое предложение

Содержание учебного материала




Предложение как единица синтаксиса. Порядок слов в простом предложении. Правильное построение предложений. Грамматическая основа простого предложения.

1/86

2


Подлежащее. Способы его выражения.

1/87



Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым.

1/88

2


Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения) Дефис при приложении.

1/89

3


Второстепенные члены предложения. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива.

1/90

2


Контрольное изложение Сжатое изложение с творческим заданием.

1/91



Тема 6.4

Односоставные и неполные предложения.

Содержание учебного материала




Односоставные предложения как изобразительное средство в речи. Неполные предложения. Использование неполных предложений в речи. Слова-предложения. Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.

1/92

2


Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.

1/93

2


Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них.

1/94

2


Неполные предложения в речи. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

1/95

2


УРР Культура работы с текстом. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров

1/96

3


Контрольный диктант.

1/97

3


Простое осложненное предложение




Тема 6.5

Предложения с однородными членами

Содержание учебного материала




Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

1/98

2


Союзы при однородных членах, их разряды по значению

1/99

2


УРР №9. Слушание-понимание текстов публичных выступлений виднейших ораторов России и мира.

1/100

3


Однородные и неоднородные определения.

1/101

2


Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1/102

2


Устное изложение текстов различных стилей

1/103

3


Тема 6.6

Предложения с обособленными членами предложения.


Содержание учебного материала




Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении

1/104

2


Знаки препинания при обособленных, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

1/105

2


Параллельные синтаксические конструкции. Синтаксический разбор простого предложения

1/106

3


УРР. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения.

1/107

2


Контрольная работа. Тестирование

1/108

3


Тема 6.7

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Вводные слова и предложения


Содержание учебного материала




Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения. Интонация вставки при вставных конструкциях.

1/109

2


Обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

1/110

2


Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

1/111

2


УРР Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях. Публичный диалога дискуссионного характера.

1/112

2,3


Контрольное диктант

1/113

2,3


Тема 6.8

Сложное предложение.

Содержание учебного материала




Классификация сложносочинённых предложений (в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями).

1/114

2


Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

1/115

2


Классификация сложноподчинённых предложений. Особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи в сложноподчинённом предложении.

1/116

2


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним и несколькими придаточными.

1/117

2


Бессоюзное сложное предложение. его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1/118

2


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

1/119

2


Контрольная работа. Тестовые контрольные задания.

1/120

3


УРР. Анализ образцов текстов публичной монологической и диалогической речи; написание подробных, сжатых, выборочных изложений, сочинений-рассуждений по прочитанным текстам различных стилей.

1/121

2,3


Сложные предложения с разными видами связи. Их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого.

1/122

2


Период. Знаки препинания в периоде. Синтаксический разбор сложных предложений разных типов.

1/123

2


Самостоятельная работа (внеаудиторная). Работа с конспектом

1

3


Контрольное изложение.

1/124



Тема 6.10

Способы передачи чужой речи

Прямая косвенная речь. Диалог

Содержание учебного материала




Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1/125

2


Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

1/126

2


Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты

1/127

2


Диалог. Знаки препинания при диалоге. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

1/128

2


Контрольный диктант с грамматическим заданием

1/129

2,3


Тема 6.11

Культура речи.

Содержание учебного материала




Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка нормы. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

1/130

2


Самостоятельная работа (внеаудиторная). Подготовить сообщения о великих ораторах

1

3


Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки. Лексические, морфологические, синтаксические особенности.

1/131

2


Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

1/132

2


Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

1/133

2


УРР Составление резюме, рецензии, отзыва о произведении искусства

1/134

2,3


Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Особенности литературно-художественной речи.

1/135

2


Итоговое занятие. Повторение

1/136

2,3




136(4 )



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3.условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Русский язык»;

Технические средства обучения:

- компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Власенков А.И. Русский язык.10-11 классы:учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. - М., 2016.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

5. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

Словари:

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в

современном русском языке. – СПб., 2000.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –

СПб. 2003.

3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997

5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

6. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2007

7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2001

8. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.


Дополнительные источники:


1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.





















4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Осуществлять речевой самоконтроль;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;


проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

связь языка и истории, культуры русского и других народов;


смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;


орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

Устный опрос, дидактическая игра, защита исследовательских работ;

Ролевые игры, деловая игра, смотр знаний; самостоятельная работа-исследование;


Анализ первоисточников, работа с художественным текстом, работа со словарями и справочниками; графическое изображение структуры текста;


Устный журнал, защита творческих работ, учебно-исследовательская работа, аналогическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование)

Защита творческих работ

Регламентированная дискуссия, устный журнал, ролевая игра

Письменный опрос, работа с контролирующими и обучающими программами, использование компьютерной техники.

Теоретическая или практическая самостоятельная работа, работа с контролирующими и обучающими программами, выполнение упражнений по алгоритму, тестирование, составление таблиц для систематизации учебного материала



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!