Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Почепский механико-аграрный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР
______________Пыталева А.А.
« » 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДП.11 «Химия»
по профессии СПО
18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства.
2022г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г.
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21. 07. 2015г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015г.).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Почепский механико-аграрный техникум»
Разработчик: Конохова Е.Д., преподаватель
Рассмотрена на заседании методической комиссии естественно-профессионального цикла
«____» ______________2022 года.
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум»
«____» ______________2022 года.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
4-5
6-10
11-12
13-15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12 ХИМИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО
18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая — 136 часов;
теоретическое обучение – 90 часов;
лабораторные и практические занятия - 46 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.11 ХИМИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки (всего) | 136 |
Всего учебных занятий | 136 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 90 |
лабораторные и практические занятия | 46 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.11 Химия |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Введение | 1. Введение | 2 | 2 |
2. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия(56ч.) | | |
1.1. Химия — наука о веществах Состав вещества | 1. Химические элементы. | 1 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1.Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизацией |
1.2. Строение атома | 1. Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома | 3 | 2 |
2. Модели строения атома | 2 |
3. Состав атомного ядра, электронная оболочка | 2 |
1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 1. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников | 5 | 2 |
2. Открытие Периодического закона. | 2 |
3. Периодический закон и строение атома. Современная формулировка Периодического закона. | 2 |
4. Периодическая система и строение атома. | 2 |
5. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.. | 2 |
Практические занятие | 2 | |
Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. |
| Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. |
1.4. Строение вещества | 1 Ковалентная химическая связь. Молекулярные и атомные кристаллические решетки | 4 | 2 |
2. Ионная химическая связь. | 2 |
3. Металлическая химическая связь. | 2 |
4. Водородная химическая связь | 2 |
Практические занятие | 2 | |
Определение видов химической связи и типов кристаллических решеток |
1.5. Полимеры | 1. Неорганические полимеры | 2 | 2 |
2. Органические полимеры. | 2 |
1.6. Дисперсные системы | 1. Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем. | 1 | 2 |
1.7. Химические реакции | 1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. | 4 | 2 |
2 Вероятность протекания химических реакций. Скорость химических реакций | 2 |
3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции | 2 |
| 4. Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. | 2 |
| Практические занятие | | |
Факторы, влияющие на скорость химической реакции | 2 | |
1.8. Растворы | 1. Понятие о растворах. | 4 | 2 |
2.Теория электролитической диссоциации | 2 |
3. Гидролиз как обменный процесс. | 2 |
4. Гидролиз органических веществ | 2 |
Практические занятие | 4 | |
1. Приготовление растворов различных видов концентрации |
2. Приготовление растворов различных видов концентрации. |
3.Гидролиз веществ |
4. Гидролиз веществ |
1.9. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. | 5 | 2 |
2. Окислительно-восстановительные реакции | 2 |
3. Классификация окислительно-восстановительных реакций | 2 |
4. Метод электронного баланса | 2 |
5.Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. | 2 |
Практические занятие | 4 | |
1. Метод электронного баланса |
2.Метод электронного баланса |
3.Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. |
4..Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. |
1.10. Классификация веществ. Простые вещества. | 1. Классификация неорганических веществ | 4 | 2 |
2. Металлы. Положение металлов в периодической системе . | 2 |
3. Неметаллы — простые вещества. Аллотропия | 2 |
4. Химические свойства неметаллов | 2 |
1.11. Основные классы неорганических и орга- нических соединений | 1. Водородные соединения неметаллов | 6 | 2 |
2. Оксиды, их классификация. | 2 |
3. Кислоты органические и неорганические | 2 |
4. Основания органические и неорганические. | 2 |
5. Амфотерные органические и неорганические соединения. | 2 |
6. Соли. Классификация и химические свойства солей . | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
Получение аммиака, его свойства |
Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. |
1.12. Химия элементов | 1. Водород. Элементы IА-группы | 9 | 2 |
2. Щелочные металлы. | 2 |
3. Общая характеристика щелочноземельных металлов. | 2 |
4. Кальций, его получение, физические и химические свойства. | 2 |
| 5. Алюминий. | | 2 |
6. Углерод и кремний | 2 |
7. Галогены Халькогены. | 2 |
8. Химия и производство. Химия в сельском хозяйстве. | 2 |
9. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств. |
Контрольная работа за курс общей химии |
Раздел 2.Органическая химия (52ч) |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. | 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 5 | 2 |
2. Классификация органических соединений. | 2 |
3. Основы номенклатуры органических веществ. | 2 |
4. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. | 2 |
5. Классификация реакций в органической химии. | 2 |
Практические занятия. | 2 | |
| Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. | |
2.2.Предельные углеводороды | 1. Алканы как представители предельных углеводородов. | 3 | 2 |
2. Химические свойства алканов. | 2 |
3. Циклоалканы. | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
Получение метана и изучение его свойств: горения, отношения к бромной воде и раствору перманганата калия |
2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | 1. Гомологический ряд алкенов | 3 | 2 |
2. Химические свойства алкенов | 2 |
3. Алкадиены. | |
Практические занятия | 4 | |
Получение этилена дегидратацией этилового спирта. |
Решение задач на вывод формул веществ по массовой доле химических элементов. |
2.4Алкины. | 1. Гомологический ряд алкинов | 3 | 2 |
2. Химические свойства и применение алкинов | 2 |
3. Получение алкинов. | 2 |
2.5Арены. | 1. Гомологический ряд аренов | 2 | 2 |
2. Химические свойства аренов. | 2 |
2.6. Природные источники | 1. Нефть | 3 | 2 |
2. Природный и попутный нефтяной газы. | 2 |
3.Каменный уголь. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Генетическая связь углеводородов |
| 2 |
2.7. Гидроксильные соединения | 1. Спирты, их строение, номенклатура, классификация. | 6 | 2 |
2. Свойства, получение и применение спиртов | 2 |
3. Отдельные представители алканолов. | 2 |
4. Многоатомные спирты. | 2 |
| | | | | |
| 5. Фенол. | | 2 |
6. Химические свойства фенола как функция его химического строения. |
Практические занятия | 2 | |
Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов различного строения хромовой смесью. |
Получение диэтилового эфира. Получение глицерата меди |
2.8. Альдегиды и кетоны | 1. Гомологические ряды альдегидов и кетонов. | 2 | 2 |
2. Химические свойства альдегидов и кетонов. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Изучение восстановительных свойств альдегидов. |
2.9. Карбоновые кислоты и их производные | 1. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. | 3 | 2 |
2. Химические свойства карбоновых кислот. | 2 |
3.Сложные эфиры. Жиры. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.. |
2.10. Углеводы | 1. Понятие об углеводах. | 4 | 2 |
2. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства | 2 |
3. Дисахариды. | 2 |
4. Полисахариды. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. |
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. |
2.11. Амины, аминокислоты, белки | 1. Понятие об аминах.. Химические свойства аминов. | 3 | 2 |
2. Аминокислоты. | 2 |
3. Белки как природные полимеры. Химические свойства белков. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Образование солей глицина. Получение медной соли глицина. |
Денатурация белка. Цветные реакции белков. |
2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты | 1. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. | 2 | 2 |
2. Генная инженерия и биотехнология. | 2 |
2.13. Биологически активные соединения | 1. Ферменты. Витамины.. | 2 | 2 |
2. Гормоны. Лекарств | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. |
Определение витамина D в курином желтке. Действие амилозы слюны на крахмал. |
Дифференцированный зачет. | 2 | 2 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.11 Химия
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Физика». Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
комплект учебно-методической документации;
приборы для демонстрации физических опытов;
приборы для выполнения лабораторных работ;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Химия», рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по химии.
Технические средства обучения: Интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Для студентов
Основной источник
Лупейко, Т. Г. Химия: учебник для СПО / Т. Г. Лупейко, О. В. Дябло, Е. А. Решетникова. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 308 c. — ISBN 978-5-4488-0433-5, 978-5-4497-0395-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94217.html (дата обращения: 21.06.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/94217
Дополнительная литература
Органическая химия: практикум для СПО / составители Т. А. Родина, Ю. А. Гужель. — Саратов : Профобразование, 2021. — 67 c. — ISBN 978-5-4488-1141-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/105147.html (дата обращения: 01.04.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Стась, Н. Ф. Общая и неорганическая химия : справочник для СПО / Н. Ф. Стась ; под редакцией А. П. Ильин. — Саратов: Профобразование, 2017. — 92 c. — ISBN 978-5-4488-0022-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/66393.html (дата обращения: 22.06.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/66393
Химия: учебное пособие для СПО / сост. Г. Ю. Вострикова, Е. А. Хорохордина. — Электрон.текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2019. — 91 c. — ISBN 978-5-4488-0369-7. —URL: http://www.iprbookshop.ru/87280.html (дата обращения 26.08.2019).
Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6 –е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-272 с.- ISBN 978-5-4468-5991-7.-Текст: непосредственный.
Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб.пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Н.М. Дорофеева; под ред. О.С. Габриеляна. – 6 –е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-304 с.- ISBN 978-5-4468-4807-2.-Текст: непосредственный.
Для преподавателя
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ: принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года - Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт].-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата: обращения 28.08.2019).
2. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413: с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. - Текст: электронный // ГАРАНТ: информационно-правовое обеспечение [сайт].-URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата: обращения 28.08.2019).
3. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования": приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. -Текст: электронный // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт].-URL: http://docs.cntd.ru/document/420248125 (дата обращения: 28.08.2019).
4. Министерство образования и науки Российской Федерации.
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО: Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования: Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259. - Текст: электронный // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт].-URL: http://docs.cntd.ru/document/420269160 (дата обращения: 28.08.2019).
Интернет-ресурсы
1.Громова, Е. Ю. Строение атома. Химическая связь [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Ю. Громова, Л. А. Альметкина, Г. В. Булидорова. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 108 c. — 978-5-7882-2276-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79533.html
2.Маршалкин, М. Ф. Химия [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Ф. Маршалкин, И. С. Григорян, Д. Н. Ковалев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 228 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63225.html
3.Белкина, Е. И. Основные понятия и законы химии, строение атома и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. И. Белкина, К. П. Чуглова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Университет ИТМО, 2015. — 40 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67461.html
4.Химия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Никитина [и др.]под ред. С. Д. Ващенко. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 220 c. — 978-5-321-02442-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68514.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ биология
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; | Тестирование |
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; | Практические работы; Контрольные работы; Зачет. |
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); | Контрольная работа; Практические работы; Лабораторные работы. |
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; | Практическая работа, устный опрос, тестирование. |
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; | Практические работы; Лабораторные работы. |
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; | Практические работы |
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся обучающихся дома (рефераты, презентации, проекты и т.д.) |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; | Контрольные работы; Зачет. |
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; | Устный опрос, тестирование. |
- экологически грамотного поведения в окружающей среде; | Устный опрос |
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; | Устный опрос, тестирование. |
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; | Практические и лабораторные работы |
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценка их последствий; | Практические и лабораторные работы, тестирование |
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; | Практические работы |
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников; | Практические и лабораторные работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать: - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; | Контрольная работа, устный опрос. |
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; | Контрольные работы; Зачет |
- основные законы химии, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; | Практическая работа, Контрольная работа, тестирование. Зачет |
- основные теории химии; строение атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; | Практическая работа, Контрольная работа, тестирование. Зачет. |
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; | Контрольные работы, устный вопрос, зачет. |
- природные источники углеводородов и способы их переработки; | Устный опрос, работа по карточкам. |
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. | Контрольные работы, устный опрос |