МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. БЕГЛОВА»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (базовая подготовка и углубленная подготовка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «История»
г. Рязань, 2024 год
Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией общего гуманитарного и социально -экономического цикла Председатель методической комиссии Т.А.Кирюхина Протокол №___ от «____» ____________ 20__ г. | Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 08.02 01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая и углубленная подготовка) Министерства образования и науки РФ 2018 года утверждения УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР и КО ______________ О.В. Кузнецова «____» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ИСТОРИЯ» для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая и углубленная подготовка).
Разработчик:
Самойлова О.А., преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова».
Рецензенты:
Согласовано: Согласовано:
__________________________ ____________________________
__________________________ ____________________________
__________________________ ____________________________
«____»______________20___г. «____»_________________20___г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
иСТОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для студентов специальности «08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка)
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебной дисциплины
техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпритации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 4.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате изучения обязательной части учебной дисциплины техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
- Участие в проектировании зданий и сооружений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 12 |
практические занятия | 24 |
| |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
Домашняя работа, подготовка рефератов, презентаций, подготовка к практическим занятиям | |
| |
Итоговая аттестация в форме итоговой оценки | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Послевоенное устройство мира «Холодная война» | | |
Тема 1.1. Россия – наша держава | Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06. ОК 09 |
Практическое занятие 1 по теме: «Тенденции развития международных отношений» Семинар. | 4 | |
Самосоятельная работа 1 по теме: «Советский Союз в послевоенные годы». | 2 | |
Тема 1.2. Истоки и этапы «холодной войны». | Понятие «холодная война». Периодизация «холодной войны». Первый этап (1946 – конец 60-х гг.). Второй этап (начало и завершение 1970-х гг.). Третий этап (конец 1970-х – середина 1980-х гг.). Области противостояния и театры военных действий в период «холодной войны». Четвертый этап (окончание «холодной войны»). | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06. ОК 09 |
Практическое занятие 2 по теме: «СССР после войны». Семинар. | 4 | |
| Самостоятельная работа 2 по теме: «Экономика и общество СССР после Победы». | 2 | |
Раздел 2. | Советское государство в 1946 – 1991 годах | | |
Тема 2.1. В буднях великих строек. | Геополитические результаты Великой Отечественной.. Пути восстановления экономики процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы. | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06. ОК 09 |
Практическое занятие 3 по теме: «Правление Никиты Хрущева и Леонида Брежнева». Семинар. | 4 | |
Самостоятельная работа 3 по теме; «Развитие советского общества в середине 1950-х – начале 1980 – х гг.» | 2 |
Тема 2.2 От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению. | Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06. ОК 09 |
Практическое занятие 4 по теме: « «Перестройка» М.С. Горбачева.». Семинар. | 4 | |
| Самостоятельная работа 4 по теме «Развитие России» | 2 | |
Раздел 3. | Российская Федерация в конце ХХ – первых десятилетиях ХХ1 веков (Современная РФ) | | |
Тема 3.1. Россия ХХ1 век. | Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: От Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06. ОК 09 |
Практическое занятие 5 по теме: «Сценарии развития российского будущего». Семинар. | 4 | |
Самостоятельная работа 5 по теме; «Переход к мультиполярному миру. Создание международных организаций и политических союзов. Конфедеративное устройство мировой политики». | 2 | |
Тема 3.4. История антироссийской пропаганды. | Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого»-антироссийская фальшивка.Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06. ОК 09 |
| Практическая работа 6 по теме: «Глобальные проблемы человечества». | 4 | |
Преподаватель: Самойлова Оксана Анатольевна | | |
Всего | 48 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общестознания, гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Политические карты», «Исторические карты».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
История России. Начало ХХ – ХХ1 вв. Часть 2.- Учебник: базовый уровень . Под ред. О.В. Волобуев; С.П. Карпачев; В.А. Клопов. 2-е изд.- перераб.- М.: Просвещение. 2021 – 368 с.
История России 11 класс. Ч. 2 учебник: углубленный уровень: Под ред. О.В. Волобуев; И.Л. Андреев; Л.М. Ляшенко и др. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.- 320 с.
Загладин Н.В. История. Всеобщая история 11 класс к. Х1Х в.- н. ХХ в.- углубленный уровень.- М.: ООО «Русское слово», 2020. 416 с.
4. Сахаров А.Н.; Загладин Н.В.; Петров Ю.А. История России 10-11 класс. Базовый и углубленный уровень. Ч. 2. М.: ООО «Русское слово». 2020. 448 с.
Дополнительные источники:
Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней. (18-е изд., стер.) учебник (СПО)., ИЦ Академия., 2019., с. 360
Мухаев Р.Т. Геополитика. Учебник для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник", М.: Дрофа. 2021. с. 510
Ресурсы интернета:
1.http://www.marsiada.ru/359/519/4144/4749/ ( дата обращения 08.06.2024)
2.http://www.globalaffairs.ru/numbers/81#Burya-na-Blizhnem-Vostoke ( дата обращения 08.06.2024)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | | |
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. | Демонстрирует понимание проблем культуры и оценивает достижения культуры | практические занятия, опрос, семинары. |
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. | | практические занятия, опрос, семинары. |
Знания: | | |
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) | - владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации | Опрос, тесты. |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв. | | Опрос, тесты. |
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. | | Опрос, тесты. |
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. | | Опрос, тесты. |
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. | | Опрос, тесты. |
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | | Опрос, тесты. |
6