© 2025 57 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы строительного черчения", профессия 08.01.28 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ"
4
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к ОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ОГЛАВЛЕНИЕ
«ОП.01 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ» …………………………………………….2
«ОП.02 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» …………………………….10
«ОП.03 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ» …………19
«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ..28
«СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ» 38
«СГ.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 39
«СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 40
«СГ. 04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»………………………………………………………………….41
«СГ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»….…………………………………………42
2024 г.
Приложение 2.1
к ОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Рабочая программа дисциплины
«ОП. 01 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
2.2. Содержание дисциплины
2.3. Курсовой проект (работа)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Учебно-методическое обеспечение
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 01 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»
(наименование дисциплины)
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы строительного черчения»: формирование у обучающихся опыта в выполнении и чтении чертежей; правильном выражении технической мысли с помощью чертежа и эскиза; применении условностей и упрощений на рабочих чертежах; выполнении и чтении технологических схем.
Дисциплина «Основы строительного черчения» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:
Код ОК, ПК | Уметь | Знать |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, | читать рабочие чертежи, инструкции, регламенты, техническую документацию; -читать рабочие чертежи; | правила чтения рабочих чертежей |
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 56 | 54 |
Курсовой проект (работа)2 | - | - |
Самостоятельная работа | - | - |
Промежуточная аттестация | | |
Всего | 56 | 54 |
2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
1 | 2 |
Раздел 1. Правила оформление чертежей (4) | |
Тема 1.1. Нормы, | Содержание учебного материала |
1. Проектно-конструкторская документация. Оформление чертежей по государственным стандартам . Форматы. Рамка. Основная надпись. Линии чертежа. Наименование. Начертание. Назначение. Шрифт чертёжный. 2. Масштабы: числовой и линейный; увеличения и уменьшения; поперечный и угловой. Нанесение размеров на чертежах. Выносные и размерные линии. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 1. Выполнение чертежа формата А 4 со штампом. | |
2. Практическое занятие 2.Изображение схемы построения форматов. | |
3. Практическое занятие 3.Составление таблицы «Линии чертежа» | |
4. Практическое занятие 4.Освоение приёма выполнения надписей на чертежах чертёжным шрифтом. | |
Раздел 2. Геометрические построения на чертежах (6) | |
Тема 2.1. Геометрические построения на чертежах | Содержание учебного материала |
1.Деление отрезков. Построение и деление углов. Деление окружности на равные части. 2. Сопряжения. Использование шаблона для выполнения сопряжений. 3. Чертежи развёрток призмы и пирамиды. Чертежи развёрток цилиндра и конуса. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1.Практическое занятие 5. Разделить отрезок на 2 ,3 части и в отношении m / n. 2.Практическое занятие 6. Разделить угол на 2,3 равные части 3.Практическое занятие 7. Разделить окружность на 2,3,4,5,6,8 частей. 4.Практическое занятие 8. Выполнить сопряжения прямых линий, окружностей 5.Практическое занятие 9. Построение развёрток призмы и пирамиды 6.Практическое занятие 10. Построение развёрток цилиндра и конуса. | |
Раздел 3. Основы построения видов, разрезов и сечений на чертежах (12) | |
Тема 3.1. Проекционные изображения объектов на | Содержание учебного материала |
1. Центральное, параллельное и прямоугольное проецирование. Основные плоскости проекций: горизонтальная, фронтальная, профильная. Расположение изображения на чертежах. Виды проекций: вид спереди (главный вид), вид сверху, вид слева, вид справа, вид снизу, вид сзади. Построение изображения призмы на чертеже. 2. Построение изображения пирамиды на чертеже. Построение изображения цилиндра на чертеже. Построение изображения конуса на чертеже. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1.Практическое занятие 11. Построение изображения призмы по заданным размерам на чертеже. 2.Практическое занятие 12.Построение изображения пирамиды на чертеже по заданным размерам. 3.Практическое занятие 13.Построение изображения цилиндра на чертеже. 4.Практическое занятие 14.Построение изображения конуса на чертеже. | |
Тема 3.2. Сечения и | Содержание учебного материала |
1.Определение понятия «разрез». Назначение разрезов, расположение на чертежах. Виды разрезов в зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций: горизонтальные, вертикальные, наклонные. Виды разрезов в зависимости от числа секущих плоскостей: простые, сложные. Вертикальные фронтальные и профильные разрезы. Ступенчатые и ломаные сложные разрезы. Продольные и поперечные разрезы. Правила оформления и обозначения разрезов на чертежах. Определение понятия «сечение». Назначение сечений, их отличие от разрезов. Вынесенные и наложенные сечения. Правила оформления и обозначение сечений на чертежах. Сечение призмы. 2.Сечение пирамиды. Сечение конуса. Сечение цилиндра. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1.Практическое занятие 15. Построение изображения сечения призмы на чертеже. | |
2.Практическое занятие 16. Построение изображения сечения пирамиды на чертеже. | |
3.Практическое занятие 17. Построение изображения сечения цилиндра на чертеже. | |
4.Практическое занятие 18. Построение изображения сечения конуса на чертеже. | |
Тема 3.3. Аксонометрические проекции | Содержание учебного материала |
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и фронтальная диметрическая. Аксонометрические оси. Показатели искажения. Аксонометрическое изображение окружности. Аксонометрическое изображение куба. Аксонометрическое изображение прямого кругового цилиндра. Аксонометрическое изображение конуса. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1.Практическое занятие 19. Изображение окружности в аксонометрии Изобразить куб в аксонометрии | |
2.Практическое занятие 20. Изображение куба в аксонометрии | |
3. Практическое занятие 21. Изображение прямого кругового цилиндра. | |
4.Практическое занятие 22. Изображение прямого конуса в аксонометрии | |
Раздел 4. Строительное черчение (20 час.) | |
Тема 4.1. Графическое | Содержание учебного материала |
1.Комплекты чертежей в проекте строительного объекта. Использование стандартов графического оформления в строительных чертежах. 2.Маркировка и масштабы строительных чертежей. Конструктивные элементы и схемы зданий 4.Координатные оси на строительных чертежах. 5.Условные графические обозначения строительных материалов. Сопровождающие тексты, таблицы, выноски и ссылки на строительных чертежах. 6.Чертежи планов зданий, сооружений. 7.Чертежи фасадов зданий в изометрии. 8. Чертежи разрезов зданий, чертежи фрагментов, узлов, деталей. 9. Чертежи фасадов в аксонометрии 10.Чертежи строительных генеральных планов. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1. Практическое занятие 23.Составление таблицы «Наименование и марки комплектов строительных чертежей. | |
Практическое занятие 24.Изображение конструктивных элементов на схеме здания с несущими стенами. | |
Практическое занятие 25. Изображение конструктивных элементов на схеме каркасного здания. | |
Практическое занятие 26. Изображение конструктивных элементов на схеме крупнопанельного здания. | |
Практическое занятие 27. Составление таблицы «Элементы конструкции и их маркировка» | |
Практическое занятие 28. Изображение типовых железобетонных изделий. | |
Практическое занятие 29. Изображение схемы маркировки координационных осей. | |
Практическое занятие 30. Изображение схемы простановки координационных осей. | |
Практическое занятие 31.Нанесение размеров на чертежах. Практическое занятие 32 Составление таблицы «Условные изображения окон, дверей, лестниц и санитарно-технических устройств». | |
Практическое занятие 33. Схема последовательности вычерчивания плана здания | |
12.Практическое занятие34. Выполнение чертежа плана здания. | |
13. Практическое занятие 37.Схема последовательности вычерчивания разреза здания. 14. Практическое занятие 38.Схема последовательности вычерчивания фасада здания в изометрии. | |
15. Практическое занятие 39 . Выполнение чертежа фасада здания в прямоугольной проекции | |
16.Практическое занятие 40. Выполнение чертежа фасада здания в аксонометрии | |
17. Практическое занятие 41.Составление таблицы «Условные графические изображения и обозначения на чертежах строительного генерального плана» | |
18.Практическое занятие 42. Чтение чертежа генерального плана | |
Раздел 5. Основы технического рисования (12 час.) | |
Тема 5.1. Техника выполнения рисунков | Содержание учебного материала |
1.Осоенности технического рисунка. Рисование плоских фигур. Рисование геометрических тел. Светотень и штриховка теней.. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1.Практическое занятие 43. Выполнение технических рисунков геометрических тел пирамиды, цилиндра и конуса. | |
Практическое занятие 44. Рисование геометрических тел в прямоугольной изометрии с нанесением штриховки и шрафировки | |
Тема 5.2. Рисование натуры | Содержание учебного материала |
Перспектива. | |
Рисование геометрических тел. | |
Рисование архитектурных деталей и внутреннего вида зданий | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1.Практическое занятие 45. Изображение схемы построения перспективы здания | |
2.Практическое занятие 46. Изображение схемы построения фронтальной перспективы интерьера здания | |
3.Практическое занятие 47.Рисование цилиндра с натуры | |
4.Практическое занятие 48. Рисование куба с натуры. | |
5.Практическое занятие 49.Рисование капители полуколонны | |
6.Практическое занятие 50.Рисунок интерьера и экстерьера. | |
Тема 5.3.Графическое оформление архитектурно- строительных чертежей | Содержание учебного материала |
1.Техника отмывки, и многоцветной покраски. | |
2.Гадации светотени | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
1. Практическое занятие 51.Усвоение приёмов отмывки | |
2. Практическое занятие 52.Отмывка архитектурной детали | |
3. Практическое занятие 53.Схема основных и промежуточных хроматических уветов. | |
4. Практическое занятие 54.Отмывка фасада здания | |
Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачёт )- 2часа | |
Всего: 42 |
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет Общепрофессиональных дисциплин и МДК, оснащенный в соответствии с приложением 3 ОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Гусарова Е.А. , Митина Т.В. , Полежаев Ю.О. , Тельной В.И., Основы строительного черчения [Текст]: учебник/ под редакцией Полежаева Ю.О.. - 3е изд. – М.: Академия, 2021. – 368 с.
2. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение : учебник для среднего профессионального образования / И. С. Вышнепольский. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5337-4.
3.Гусарова Е.А. Основы строительного черчения [Электронный ресурс]: учебник / Е.А.Гусарова. – М.: Академия, 2021. – 4-е изд. стер. – 368 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-4468-9915-9 – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/4930/553017/
4.Основы строительного черчения [Электронный ресурс]: ЭУМК – М.: Академия, 2017. – 319 с. – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5411/347706/
5. Серга, Г. В. Инженерная графика для строительных специальностей : учебник / Г. В. Серга, И. И. Табачук, Н. Н. Кузнецова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 300 с. — ISBN 978-5-8114-3602-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/209000 (дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6.Корниенко, В. В. Начертательная геометрия : учебное пособие для спо / В. В. Корниенко, В. В. Дергач, И. Г. Борисенко. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-8114-6583-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152482 (дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.Леонова, О. Н. Начертательная геометрия в примерах и задачах / О. Н. Леонова, Е. А. Разумнова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 212 с. — ISBN 978-5-507-44823-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/245585 (дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8.Тарасов, Б. Ф. Начертательная геометрия / Б. Ф. Тарасов, Л. А. Дудкина, С. О. Немолотов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 256 с. — ISBN 978-5-507-44831-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/245597 (дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.2. Дополнительные источники
1. ГОСТ 21.101-97, СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.
2. ГОСТ 21.2014 – 93. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов.
3. ГОСТ 21.501 – 93 СПДС. Правило выполнения архитектурно-строительных чертежей.
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знания: правила чтения рабочих чертежей | Знание порядка и правил чтения рабочих чертежей, технической | Оценка результатов изучения содержания учебного материала. |
Умения: читать рабочие чертежи, инструкции, регламенты, техническую документацию | Чтение рабочих, сборочных и строительных чертежей в соответствии с условными обозначениями, правилами изображения, надписями и особенностями, | Наблюдение за ходом выполнения практической работы. Оценка результатов выполнения практической работы. Дифференцированный зачет |
Приложение 2.2
к ОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Рабочая программа дисциплины
«ОП.02 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
2.2. Содержание дисциплины
2.3. Курсовой проект (работа)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Учебно-методическое обеспечение
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.02 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
(наименование дисциплины)
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы строительного материаловедения»: является знакомство с различными видами строительных материалов и их свойствами, особенностями технологии производства и применения, рациональными областями применения. Развитие представлений о решающем влиянии строительных материалов на проблемы повышения эффективности, безопасности, долговечности строительных конструкций, зданий и сооружений, архитектурной выразительности.
Дисциплина «Основы строительного материаловедения» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен3:
Код ПК, ОК | Уметь | Знать |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4. | подбирать материалы для выполнения штукатурных и декоративных работ; использовать различные материалы при окрашивании и оклеивании обоями поверхностей различными способами; использовать различные материалы при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ различными способами. | виды и свойства материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ; виды, свойства и назначение материалов при окрашивании и оклеивании обоями поверхностей различными способами; виды, свойства и назначение материалов при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ различными способами. |
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 42 | 30 |
Курсовой проект (работа)4 | - | - |
Самостоятельная работа | - | - |
Промежуточная аттестация | | |
Всего | 42 | 30 |
2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
1 | 2 |
Раздел 1. Классификация строительных материалов (2) | |
Тема 1.1 Классификация строительных материалов | Содержание учебного материала |
1Строительные материалы по условиям эксплуатации, назначению, состоянию. Классификация строительных материалов по природе компонентов. Отделочные строительные материала в зависимости от назначения помещения. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 1. Выбор вида отделочного материала в зависимости от назначения помещения. | |
Раздел 2. Основные свойства строительных материалов (6) | |
Тем 2.1. Функциональные свойства строительных материалов | Содержание учебного материала |
1.Цвет, рисунок, фактура отделочных материалов. Смешивание цветов. Приборы для определения цвета - колориметры и спектроколориметры. | |
Практическое занятие 2. Смешивание цветов. Практическое занятие 3. Подборка цвета | |
Тема 2.2. Строительно-эксплуатационные свойства отделочных материалов | Содержание учебного материала |
1. Физические свойства: плотность, водопоглощение, водостойкость, влагоотдача, водопроницаемость, гидрофобность и гидрофильность, морозостойкость, атмосферстойкость, теплопроводность, теплоёмкость, огнестойкость, огнеупорность, жаростойкость, газопроницаемость, акустические свойства, звучание. 2. Химические свойства: агдезия, химическая стойкость. Физико-химические свойства: степень дисперсности и удельная поверхность измельченных материалов, пластичность. Механические свойства: прочность, упругость, ползучесть, релаксация, твердость, истираемость, сопротивление удару, износ | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 4. Определение степени водопоглащения по объёму (по массе) материала водой Практическое занятие 5. Определение твёрдости материала | |
Раздел 3. Природные строительные материалы (4) | |
Тема 3.1. Каменные строительные материалы | Содержание учебного материала |
1. Виды строительного камня, его добыча и обработка. Материалы и изделия из горных пород. Коррозия камня и защита его от разрушения. | |
Практическое занятие 6. Нанесение защитного покрытия на поверхность камня | |
Тема 3.2. Древесные строительные материалы | Содержание учебного материала |
1. Физические и механические свойства древесины. Породы дерева и применение их в строительстве. Пороки в строении ствола древесины. Повреждение древесины насекомыми и грибами. Материалы и изделия из древесины. Повышение долговечности деревянных конструкций. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 7. Составление таблицы « Материалы и изделия из древесины» Практическое занятие 8. Составление таблицы способов антисептирования древесины в зависимости от вида антисептика. | |
Раздел 4. Искусственные строительные материалы (30) | |
Тема 4.1. Керамические строительные материалы | Содержание учебного материала |
1. Виды керамических материалов. Сырьевые материалы. Производство керамических материалов. Практическое занятие 9. «Технология производства керамического кирпича и облицовочной керамической плитки » Практическое занятие 10. «Технология производства сантехнических изделий» Практическое занятие 11. Изготовление керамического изделия на гончарном круге | |
Тема 4.2. Стекло, стеклянные изделия и стеклокристалические материалы | Содержание учебного материала |
1.Технологические основы получения стекол. Стеклянные изделия, применяемые в строительстве. Технология сборки стеклопакета. Практическое занятие 12.Составление таблицы «Стеклянные изделия, применяемые в строительстве» Практическое занятие 13. Составление инструкционной карты технологии сборки стеклопакета | |
Тема 4.3. Строительные материалы на основе полимеров | Содержание учебного материала |
1. Конструктивные материалы: древесно - волокнистые плиты, древесно – стружечные плиты Отделочные полимерные материалы: облицовочные плитки, рулонные отделочные материалы. Материалы для покрытия полов: линолеумы, кварцвинил. Практическое занятие 14. Разновидности, свойства и технология производства древесно - волокнистых плит, древесно – стружечных плит Практическое занятие 15. Разновидности, свойства и технология производства листовых материалов, облицовочной плитки, рулонных и листовых отделочных материалов на основе полимеров. | |
Тема 4.4. Строительные растворы | Содержание учебного материала |
Материалы для растворных смесей. Состав раствора и его свойства.Вяжущие, технология получения и их свойства Заполнители для растворов. Добавки Приготовление раствора.Оборудование для приготовления раствора Строительные растворы и их свойства строительных растворов. Штукатурные растворы и их свойства. Обычные растворы и их свойства. Специальные растворы. 6. Декоративные растворы. Сухие растворные смеси. | |
В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 16. Составить таблицу «Состав раствора» Практическое занятие 17. Вяжущие, технология получения и их свойства Практическое занятие 18. Заполнители для растворов и их свойства Практическое занятие 19. Добавки: назначение и классификация Практическое занятие 20. Приготовление раствора Практическое занятие 21. Виды оборудование для приготовления раствора Практическое занятие 22. Классификация обычных штукатурных растворов, назначение, состав и их свойства Практическое занятие 23. Виды специальных штукатурных растворов, назначение, состав и их свойства Практическое занятие 24. Виды декоративных штукатурных растворов, назначение, состав и их свойства Практическое занятие 25. Классификация сухих строительных смесей, назначение, состав и их свойства | |
Тема 4. 5. Лакокрасочные материалы. | Содержание учебного материала |
1.Классификация лакокрасочных материалов. Пигменты: неорганические и органические. Свойства пигментов. 2. Связующие вещества и растворители: олифы, лаки, клеи, растворители. Водные окрасочные составы 3.Неводные окрасочные составы. Смывки 4. Вспомогательные материалы: шпаклёвки, грунтовки. Обои: бумажные, моющиеся, звукопоглащающие (ворсовые), виниловые, текстильные, стекловолокнистые, обои на основе целлюлозного флизелина. | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 26. Составление таблицы «Классификация связующих веществ по составу и назначению» Практическое занятие 27. Маркировка окрасочных составов Практическое занятие 28. Маркировка обоев | |
Тема 4.6. Теплоизоляционные материалы. | Содержание учебного материала |
1.Основные свойства теплоизоляционных материалов: пористость, теплопроводность, плотность. Минеральные теплоизоляционные материалы: минеральная вата, теплоизоляционная керамика, теплоизоляционные материалы на основе асбеста. ГКЛ. Органические теплоизоляционные материалы: на основе древесного волокна, пенопласт, пенополистирол, пеноплекс. 2 Дифференцированный зачёт. | |
Практическое занятие 29. Выбор теплоизоляционного материала для отделки стен фасада Практическое занятие 30. Определение толщины теплоизоляционного материала | |
Промежуточная аттестация | |
Всего: 42 |
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет Общепрофессиональных дисциплин и МДК, оснащенный в соответствии с приложением 3 ОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Парикова, Е.Н., Фомичёва, Г. Н. Материаловедение для каркасно – обшивных конструкций [Текст]: учебное пособие/ Е.Н.Парикова, Г.Н. Фомичёва. – 1-е изд., – М.: Академия, 2019. – 144 с.
2. Черноус, Г.Г. Выполнение штукатурных и декоративных работ [Текст]: учебник/ Г.Г.Черноус. - 4-е изд. – М.: Академия, 2020. – 240 с.
3. Прекрасная, Е.П. Технология малярных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – 3-е изд. - М.: Академия, 2019. - 320 с. - (Профессиональное образование).
4. Прекрасная, Е.П. Выполнение мозаичных и декоративных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – М.: Академия, 2019. – 144 с.
5. Прекрасная, Е.П. Технология декоративно-художественных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
6. Черноус, Г.Г. Выполнение облицовочных работ синтетическими материалами [Текст]: учебник/ Г.Г.Черноус. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
7. Красовский, П.С. Строительные материалы [Текст]: учебное пособие/ П.С. Красовский, - ИНФА – М, 2021, - 256с.
8.Выполнение штукатурных и декоративных работ [Электронный ресурс]: ЭУМК. – М.: Академия, 2020 – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5411/347633/
9.Выполнение облицовочных работ плитками и плитами [Электронный ресурс]: ЭУМК. – М.: Академия, 2020 – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5411/478885/
10.Сапунов, С. В. Материаловедение / С. В. Сапунов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 208 с. — ISBN 978-5-507-44886-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/248963 (дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11.Степин, П. А. Сопротивление материалов : учебное пособие для спо / П. А. Степин. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-6768-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152479 (дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.2. Дополнительные источники
1. СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия».
2. СНиП 111-4-80* Техника безопасности в строительстве (с изменениями и дополнениями от 21 января 2002г.).
3. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020года № 883 (зарегистрировано в министерстве юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г. регистрационный № 61787).
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знания: виды и свойства материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ; виды, свойства и назначение материалов при окрашивании и оклеивании обоями поверхностей различными способами; виды, свойства и назначение материалов при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ различными способами. | Знание классификации строительных материалов, основных свойства строительных материалов, естественных строительных материалов, искусственных строительных материалов; знание видов и свойств материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ; знание видов, свойств и назначение материалов при окрашивании и оклеивании обоями поверхностей различными способами; знание видов, свойств и назначение материалов при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ различными способами. | Оценка результатов изучения содержания учебного материала. |
Умения: подбирать материалы для выполнения штукатурных и декоративных работ; использовать различные материалы при окрашивании и оклеивании обоями поверхностей различными способами; использовать различные материалы при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ различными способами. | Подбор материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ в соответствии с технологической картой и инструкцией; использование различных материалов при окрашивании поверхностей различными способами в соответствии с технологической картой; использование различных материалов при оклеивании обоями поверхностей различными способами в соответствии с технологической картой; использование различных материалов при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ различными способами в соответствии с технологической картой. | Наблюдение за ходом выполнения практической работы. Оценка результатов выполнения практической работы. Дифференцированный зачет |
Приложение 2.3
к ОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Рабочая программа дисциплины
«ОП.03 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
2.2. Содержание дисциплины
2.3. Курсовой проект (работа)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Учебно-методическое обеспечение
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ»
(наименование дисциплины)
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Строительные машины и средства малой механизации»: приобретение знаний о электрифицированном и ручном оборудовании и инструментах при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ.
Дисциплина «Строительные машины и средства малой механизации» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен5:
Код ОК, ПК | Уметь | Знать |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4 | применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент при проведении штукатурных работ; применять электрифицированное, ручное оборудование и инструменты при проведении малярных работ; применять электрифицированное, ручное оборудование и инструменты при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ. | виды, назначение и принцип действия электрифицированного и ручного оборудования и инструмента; назначение и правила применения используемых электрифицированного, ручного оборудования, инструментов и инвентаря при проведении штукатурных работ; виды, назначение и прицеп действия электрифицированного, ручного оборудования и инструмента при проведении малярных работ; виды, назначение и прицеп действия электрифицированного, ручного оборудования и инструмента при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ. |
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 40 | 32 |
Курсовой проект (работа)6 | - | - |
Самостоятельная работа | - | - |
Промежуточная аттестация | | |
Всего | 40 | 32 |
2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
1 | 2 |
Раздел 1. Классификация строительных машин (4) | |
Тема 1.1. Общие требования к строительным машинам и механизмам | Содержание учебного материала |
1.Общие требования к строительным машинам: конструктивные, технологические, эксплуатационные, экономические, патентно- правовые, социальные. Практическое занятие 1.Составление таблицы «Общие требования к строительным машинам» | |
В том числе самостоятельная работа обучающихся Необходимость и тематика определяются образовательной организацией | |
Тема 1.2. Классификация строительных машин | Содержание учебного материала |
2.Принципы классификации строительных машин, индексация машин, технико- экономические показатели строительных машин: производительность, степень механизации, механовооруженность труда. Практическое занятие 2.Составление таблицы «Классификация строительных машин» | |
В том числе самостоятельная работа обучающихся Необходимость и тематика определяются образовательной организацией | |
Раздел 2. Строительные машина и средства малой механизации для выполнения штукатурных и декоративных работ (12) | |
Тема 2.1. Машины и механизмы для штукатурных работ | Содержание учебного материала |
1. Вибросито. Растворосмесители. 2.Растворонасос. Растворопроводы 3. Затирочные машины. Штукатурные станции. 4. Торкет-установка | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 3. Составление таблицы используемых средств малой механизации для выполнения штукатурных работ на строительной площадке. Практическое занятие 4. Сравнение технических характеристик, конструктивных особенностей растворосмесителей Практическое занятие 5. Сравнение технических характеристик, конструктивных особенностей затирочных машин Практическое занятие 6. Сравнение технических характеристик, конструктивных особенностей вибросито Практическое занятие 7. Сравнение технических характеристик, конструктивных особенностей растворонасосов Практическое занятие 8.Составлене схемы сборки растворопровода Практическое занятие 9. Сравнение технических характеристик штукатурных станций Практическое занятие 10.Составлене схемы торкет -установки | |
Тема 2.2 Инструмент и приспособления для подготовки поверхностей и контроля к отделочным работам | Содержание учебного материала Перфоратор.Дрель аккумуляторная и электрическая. Электролобзик. Дисковая пила по металлу Лазерный уровень. Нивелир |
Практическое занятие 11.Освоение безопасного приёма работы с перфоратором Практическое занятие 12.Освоение безопасного приёма работы с дрелью Практическое занятие 13.Освоение безопасного приёма работы с электролобзиком Практическое занятие 14.Настройка лазерного уровня Практическое занятие 15. Настройка нивелира | |
Раздел 3. Машины и оборудование для малярных и декоративных работ (10) | |
Тема 3.1. Окрасочные машины и оборудование | Содержание учебного материала |
Электрический миксер, устройство и принцип действия. Пескоструйный, дробеструйный и гидропескоструйный аппарат Виброшлифовальная и эксцентриковая шлифовальная машина, дельташлиователь Ручной краскопульт, устройство и принцип действия Пистолет-краскораспылитель, электрокраскопульт. Окрасочные агрегаты пневматического распыления, окрасочные агрегаты низкого давления для нанесения составов нагретым воздухом, окрасочные агрегаты высокого давления. Агрегаты для окраски фасадов зданий Передвижные малярные агрегаты на базе винтовых насосов: агрегат шпаклевочный, малогабаритный малярный агрегат. Малярный агрегат станции и его комплектность, универсальная малярная удочка. Передвижные малярные станции, состав основного технологического оборудования малярной станции. 5. Обоеобрезная машина. Аэрограф | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 16. Составление классификации оборудования для окрасочный работ Практическое занятие 17. Изучение конструкции и освоение приёма работы электрического миксера. Практическое занятие 18. Изучение конструкции и освоение приёма работы шлифовальной машины Практическое занятие 19. Изучение конструкции и освоение приёма работы краскопульта ручного действия Практическое занятие 20. Изучение конструкции и освоение приёма работы электрокраскопульта Практическое занятие 21. Изучение конструкции и сравнение технических характеристик аэрографов и компрессоров к ним | |
Раздел 4. Машины и оборудование при выполнении облицовочных и мозаичных работ. (10) | |
Тема 4.1. Машины и оборудование для облицовочных работ | Содержание учебного материала |
1.Плиткорез ручной рычажный. Плиткорез с электроприводом 2. Станок для резки плит из гранита и мрамора. Машина угловая шлифовальная 3.Станок точильно-шлифовальный .Коронки для сверления отверстий в плитке | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 22. Составление классификации машин для облицовочных работ по принципу действия, по режиму работы, по конструктивному исполнению, по области применения. Практическое занятие 23. Изучение конструкции и освоение приёма работы с плиткорезом ручным рычажным Практическое занятие 24. Изучение конструкции и освоение приёма работы с плиткорезом электрическим Практическое занятие 25. Изучение конструкции и сравнение технических характеристик станков для резки плит из гранита и мрамора Практическое занятие 26. Изучение конструкции и освоение приёма работы с машиной угловой шлифовальной. Практическое занятие 27. Изучение конструкции и освоение приёма работы на станке точильно-шлифовальном. Практическое занятие 28.Освоение приёма сверления отверстия в плитке с помощью коронки. | |
Тема 4.2. Мозаично- шлифовальные машины | Содержание учебного материала |
1.Мозаично- шлифовальная машина: разновидности, классификация. Ручная мозаично-шлифовальная машина. 2. Самоходная мозаично-шлифовальная машина. Гравёр электрический | |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 29. Изучение конструкции и сравнение технических характеристик мозаично- шлифовальных машин Практическое занятие 30. Освоение приёма работы с ручной мозаично-шлифовальной машиной | |
Раздел 5. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ НА ВЫСОТЕ (4) | |
Тема 5. Механизмы для работы на высоте | 1.Люльки. Телескопические вышки, леса. Подъёмники. Организация труда и Техника безопасности при работе на высоте 2.Дифференцированный зачёт. |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие 31. Изучение конструкции и сравнение технических характеристик люлек и телескопических вышек. Практическое занятие 32. Освоение приёма сборки-разборки лесов | |
Промежуточная аттестация | |
Всего: 40 |
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет Общепрофессиональных дисциплин и МДК, оснащенный в соответствии с приложением 3 ОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Доценко, А.И., Дронов, В.Г. Строительные машины [Текст]: учебник/ А.И. Доценко, В.Г. Дронов - 1-е изд. – МОСКВА: ИНФА - М, 2021. – 532 с.
2. Черноус, Г.Г. Выполнение штукатурных и декоративных работ [Текст]: учебник/ Г.Г.Черноус. - 4-е изд. – М.: Академия, 2020. – 240 с.
3. Прекрасная, Е.П. Технология малярных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – 3-е изд. - М.: Академия, 2019. - 320 с. - (Профессиональное образование).
4. Прекрасная, Е.П. Выполнение мозаичных и декоративных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – М.: Академия, 2019. – 144 с.
5. Прекрасная, Е.П. Технология декоративно-художественных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
6. Черноус, Г.Г. Выполнение облицовочных работ синтетическими материалами [Текст]: учебник/ Г.Г.Черноус. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
7. Красовский, П.С. Строительные материалы [Текст]: учебное пособие/ П.С. Красовский, - ИНФА – М, 2021, - 256с.
8. Выполнение штукатурных и декоративных работ [Электронный ресурс]: ЭУМК. – М.: Академия, 2020 – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5411/347633/
9. Выполнение облицовочных работ плитками и плитами [Электронный ресурс]: ЭУМК. – М.: Академия, 2020 – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5411/478885/
10. Белецкий, Б. Ф. Технология и механизация строительного производства : учебное пособие для спо / Б. Ф. Белецкий. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 752 с. — ISBN 978-5-8114-8101-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171844 (дата обращения: 15.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие для спо / Б. Ф. Белецкий. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-8114-8100-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171843 (дата обращения: 15.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.2. Дополнительные источники
1. СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия».
2. СНиП 111-4-80* Техника безопасности в строительстве (с изменениями и дополнениями).
3. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020 года № 883 (зарегистрировано в министерстве юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г. регистрационный № 61787).
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знания: - виды, назначение и принцип действия электрифицированного и ручного оборудования и инструмента для выполнения штукатурных работ; - виды, назначение и принцип действия электрифицированного, ручного оборудования и инструмента при проведении малярных работ; - виды, назначение и принцип действия электрифицированного, ручного оборудования и инструмента при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ. | - общих требований к строительным машинам и механизмам; - классификацию строительных машин; - видов, назначение и принцип действия машин и механизмов для штукатурных работ; - видов, назначение и принцип действия штукатурных агрегатов, машин и установок; -видов, назначение и принцип действия окрасочных машин и оборудования; - видов, назначение и принцип действия малярных станций; - видов, назначение и принцип действия машин и оборудования для облицовочных работ; - видов, назначение и принцип действия мозаично- шлифовальных машин. | Оценка результатов изучения содержания учебного материала. |
Умения: - применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент; - применять электрифицированное, ручное оборудование и инструменты при проведении малярных работ; - применять электрифицированное, ручное оборудование и инструменты при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ | Подбор и применение требуемого электрифицированного и ручного оборудования и инструмента для штукатурных работ в соответствии с техническим заданием и технологической картой; выбор инструмента, приспособлений и инвентаря, машин и механизмов для малярных работ в соответствии с техническим заданием и технологической картой; применение электрифицированного, ручного оборудования и инструмента при проведении облицовочных, мозаичных и декоративных работ в соответствии с инструкцией и с соблюдением правил техники безопасности; | Наблюдение за ходом выполнения практической работы. Оценка результатов выполнения практической работы. Дифференцированный зачет |
Приложение 2.4
к ОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Рабочая программа дисциплины
«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
2.2. Содержание дисциплины
2.3. Курсовой проект (работа)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Учебно-методическое обеспечение
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
(наименование дисциплины)
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности»: является освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста.
Дисциплина «Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен7:
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4 | использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. уметь принимать решения на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования бюджета. определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию. работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. оценивать эффективность и анализировать факторы, влияющие на эффективность осуществления предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. применять разные стратегии и тактики предпринимательского поведения в различных ситуациях. формировать и развивать навыки в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции), навыки работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией. уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. применять теоретические навыки по финансовой грамотности для практической деятельности. | знать базовые понятия, условия и инструменты принятия грамотных решений в финансовой сфере. экономические явления и процессы в профессиональной деятельности и общественной жизни. правила оплаты труда работников. основные виды налогов в современных экономических условиях. страхование и его виды. пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений. правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг. процессы создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. способы действий в рамках предложенных условий и требований. знать практические способы принятия финансовых и экономических решений. |
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 32 | 32 |
Курсовой проект (работа)8 | - | - |
Самостоятельная работа | - | - |
Промежуточная аттестация | | |
Всего | 32 | 32 |
2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Примерное содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий | |
1 | 2 | |
Раздел 1. Основы бизнеса (8) | ||
Тема 1. Бизнес-планирование как инструмент управления бизнесом | Содержание учебного материала | |
1. Бизнес-идея: понятие и классификация.Понятие бизнес-планирования и его основные цели | ||
2.. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 1 «Источники инновационных бизнес-идей» Практическое занятие 2 «Общая типовая структура бизнес-плана» Практическое занятие 3 «Инфраструктура поддержки МСП в регионах РФ» Упражнение по составлению -«Справочника инфраструктуры поддержки МСБ на территории г.(по выбору студента) Практическое занятие 4 «Поиск бизнес-идеи на основе доработки существующей услуги» | ||
Тема 1.2 Технология бизнес-планирования | Содержание учебного материала | |
1. Понятие технологии бизнес-планирования. Оценка рисков проекта и управление ими | ||
Период окупаемости инвестиций. Оценка экономической эффективности проекта | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 5. Разработка канвы бизнес-модели компании «Мета Бета» | ||
Практическое занятие 6.Заполнение таблицы « Процесс проверки гипотез». | ||
Практическое занятие 7 « Расчёт периода окупаемости инвестиций» | ||
Практическое занятие 8. Шаблон для разработки бизнес-плана проекта | ||
Раздел 2. Социальные коммуникации (6) | ||
Тема 2.1 Эффективность социальных коммуникаций | Функции социальных коммуникаций. Виды и средства социальных коммуникаций Психологическое содержание эффективных коммуникаций. Этика и правила эффективных коммуникаций | |
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 9. Механизмы воздействия в социальных коммуникациях Практическое занятие 10. Презентации и самопрезентации в социальных контактах Практическое занятие 11. Трудности социальных коммуникаций Практическое занятие 12. Обратная связь в социальных коммуникациях | ||
Тема 2.2 Диагностика и развитие коммуникативной компетенции | Диагностика коммуникативной компетенции. Способы развития коммуникативной компетенции | |
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 13. Тренинг для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения Практическое занятие 14. Тест опросник коммуникативного контроля | ||
Раздел 3. «Основы финансовой грамотности» (18) | ||
Тема 1. Личное Финансовое планирование. | Содержание учебного материала | |
1. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Основные понятия. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. Правила оплаты труда работников. Личный бюджет | ||
2.Сущность и виды кредита. Займы. Банкротство | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 15. Расчёт зарплаты Практическое занятие 16. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана. Практическое занятие 17.Определение стоимости кредита Практическое занятие 18. Определение величины долговой нагрузки Практическое занятие 19. Порядок определения банкротства | ||
Тема 3. 2. Личные сбережения | Содержание учебного материала | |
1.Банковский вклад. Понятие инвестиции, способы инвестирования. Срок и доходность инвестиций. Ценные бумаги | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 20. Определение суммы процентов по депозитам Практическое занятие 21.Расчёт доходности ценных бумаг | ||
Тема 3.3 Пенсии. Налоги | Содержание учебного материала | |
1. Понятие и значение пенсии, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. | ||
2. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Использование налоговых льгот и налоговых вычетов | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие №22 Заполнение налоговой декларации Практическое занятие №23. Определение величины пенсии Практическое занятие №24.Определение суммы налога для физического лица Практическое занятие №25 Определение величины налогового вычета | ||
Тема 3.4. Страхование | Содержание учебного материала | |
1. Страхование: сущность, функции, риск, классификация | ||
2. Добровольное и обязательное страхование физических лиц. Действия при наступлении страхового случая | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 26. Определение величины суммы автострахования | ||
Практическое занятие 27. Определение величины суммы страхования от несчастного случая | ||
Практическое занятие 28. Определение суммы страхования жилища | ||
Тема 5. Личная финансовая безопасность | Основные признаки и виды финансовых пирамид Правила личной финансовой безопасности. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с наличными. Защита прав потребителей финансовых услуг | |
Дифференцированный зачёт | ||
В том числе практических и лабораторных занятий | ||
Практическое занятие 29. Решение кейс -задач Практическое занятие 30. Решение кейс -задач Практическое занятие 31. Решение кейс -задач Практическое занятие 32. Решение кейс -задач | ||
Промежуточная аттестация | ||
Всего: 32 |
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет Общепрофессиональных дисциплин и МДК, оснащенный в соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.
2. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность. Практикум [Текст]: учеб. пособие/ М.Р.Каджаева. – М.: Академия,2020. – 128 с.
4. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность [Текст]: учеб. пособие для СПО/М.Р.Каджаева, В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование).
5. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства [Текст]: учеб.пособие/ Л.Н.Череданова. - 19-е изд., испр. - М.: Академия, 2020. – 224 с.
6. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495710 (дата обращения: 18.07.2022).
7. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность. Практикум [Текст]: учеб. пособие/ М.Р.Каджаева. – М.: Академия,2020. – 128 с. – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5519/486719/
8. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность [Текст]: учеб. пособие для СПО/М.Р.Каджаева, В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5519/599267/
9. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования.- 2-е издание переработанное и доп.-Москва: Издательство Юрайт, 2024.-272 с.- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09111-3- Текст: непосредственный.
10. Фрицлер А.В., Тарханов Е.А. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего профессионального образования- 2-е издание переработанное и доп.-Москва: Издательство Юрайт, 2024.-148 с.- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8- Текст: непосредственный.
11. Пушинина Н.В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум: учебное пособие для СПО/ Пушинина Н.В., Бандура Г.А.- 2-е изд., стер. -Санкт-Петербург :Лань, 2024.-288 с.- Текст: непосредственный. ISBN 978-5-507-47563-6
3.2.2. Дополнительные источники
1. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo.
2. Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-082-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052230
3. Бизнес-планирование: учебник / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 296 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0617-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1054014
4. Волков, А. С. Бизнес-планирование: учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 81 с. - (СПО). - ISBN 978-5-369-01764-7. Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099263
5. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf
6. Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т. М. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043215
7. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-012223-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945177
8. Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М. Просвещение, 2017. – 272 с.
9. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru
10. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.ru
11. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
12. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru
13. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru
14. Электронный ученик по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: школа. вашифинансы.рф
15. Ваши финансы. рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashifinancy.ru
16. Федеральный методический центр по финансовой грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru
17. Fincult.info [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fincult.info
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знания: - знать базовые понятия, условия и инструменты принятия грамотных решений в финансовой сфере. - экономические явления и процессы в профессиональной деятельности и общественной жизни. правила оплаты труда педагогических работников. - основные виды налогов в современных экономических условиях. - страхование и его виды. - пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений. - правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг. - процессы создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. - способы действий в рамках предложенных условий и требований. - знать практические способы принятия финансовых и экономических решений. | «Отлично» -теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено | оценка выполнения практического задания. решение ситуационной задачи. проведение дискуссий, мозгового штурма, ролевых игр. решение ситуационных задач, казусов, кейсов. решение творческо-поисковых заданий. составление таблиц и схем. ведение простых расчетов, подсчет издержек, прибыли, доходов. Дифференцированный зачет |
Умения: - использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. уметь принимать решения на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования бюджета. - анализировать и извлекать информацию, касающуюся финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). - уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. анализировать рынок профессиональных услуг, изучать спрос и предложение. - применять полученные знания о страховании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия страхования, страхования имущества и ответственности. - определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию. | -тестирование, - подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией, - составление схемы конспекта, - подготовка терминологического словаря, -тренинг по навыкам планирования и прогнозирования, - работа в малых группах. |
Приложение 2.5
к ПОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Примерная рабочая программа дисциплины
«СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ»
Рабочая программа формируется образовательной организацией на основе примерной рабочей программы, размещенной в реестре ПОП-П
https://spolab.firpo.ru/npdv2/category-doc/get/4879
Приложение 2.6
к ПОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Примерная рабочая программа дисциплины
«СГ.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Рабочая программа формируется образовательной организацией на основе примерной рабочей программы, размещенной в реестре ПОП-П
https://spolab.firpo.ru/npdv2/category-doc/get/5133
Приложение 2.7
к ПОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Примерная рабочая программа дисциплины
«СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Рабочая программа формируется образовательной организацией на основе примерной рабочей программы, размещенной в реестре ПОП-П
https://spolab.firpo.ru/npdv2/category-doc/get/4877
Приложение 2.8
к ПОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Примерная рабочая программа дисциплины
«СГ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Рабочая программа формируется образовательной организацией на основе примерной рабочей программы, размещенной в реестре ПОП-П
https://spolab.firpo.ru/npdv2/category-doc/get/5138
Приложение 2.9
к ПОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Примерная рабочая программа дисциплины
«СГ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Рабочая программа формируется образовательной организацией на основе примерной рабочей программы, размещенной в реестре ПОП-П
https://spolab.firpo.ru/npdv2/category-doc/get/5135
1 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
2 Строка остается, если предусмотрено УП наличие курсового проекта (работы) в структуре дисциплины
3 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
4 Строка остается, если предусмотрено УП наличие курсового проекта (работы) в структуре дисциплины
5 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
6 Строка остается, если предусмотрено УП наличие курсового проекта (работы) в структуре дисциплины
7 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
8 Строка остается, если предусмотрено УП наличие курсового проекта (работы) в структуре дисциплины