2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Дисциплина «Инженерная графика» обеспечивается дисциплиной общеобразовательного цикла «Математика».
Дисциплина направлена на развитие следующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Геометрическое черчение | | 18 | |
Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей | Содержание учебного материала | 8 |
Лекционное занятие. Основные сведения по оформлению чертежей. Форматы. Типы и размеры линий чертежа. Форма, содержание и размеры граф основной надписи чертежа. Сведения о стандартных шрифтах. Конструкция букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах. | 2 | 1,2 |
Практические занятия | 4 | |
Практическая работа №1. Выполнение линий чертежа. | 2 |
Практическая работа №2. Выполнение титульного листа портфолио. | 2 |
Самостоятельная работа студента №1.Изучение ГОСТов 2.301-68, 2.304-81. Выполнение упражнений по отработке практических навыков на построение линий чертежа и нанесение надписей. | 2 |
Тема 1.2 Геометрические построения | Содержание учебного материала | 4 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №3. Геометрические построения. Масштабы, определение, применение и обозначение. Правила нанесения размеров на чертеж. Понятие об уклоне и конусности, построение и обозначение. Правила деления углов, отрезка прямой, окружности. | 2 |
Самостоятельная работа студента №2. Изучение ГОСТа 2.302-68, ГОСТа 2.307-68. | 2 |
Тема 1.3 Правила вычерчивания контуров технических деталей | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №4.Приемы построения сопряжений. Понятие сопряжения, виды сопряжений. | 2 |
Практическая работа №5.Вычерчивание контура технических деталей. | 2 |
Самостоятельная работа студента №3. Выполнение расчетно-графической работы с использованием правил построения сопряжений. | 2 |
Раздел 2 Проекционное черчение (основы начертательной геометрии) | | 52 |
Тема 2.1 Метод проекций. Эпюр Монжа. | Содержание учебного материала | 6 |
Лекционное занятие. Метод проекций. Эпюр Монжа. Методы проецирования. Проецирование точки на 3 плоскости проекций. Понятие о координатах точки. Комплексный чертеж точки. Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное положение точки и прямой в пространстве. | 2 | 1,2 |
Практические занятия | 2 | |
Практическая работа №6. Выполнение комплексных чертежей точек и отрезков прямых. | 2 |
Самостоятельная работа студента №4. Решение метрических задач. | 2 |
Тема 2.2 Плоскость. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №7. Плоскость. Плоскости общего и частного положения. Взаимное расположение плоскостей. Взаимное расположение прямых и плоскостей. | 2 |
Практическая работа №8. Выполнение комплексных чертежей плоских фигур. | 2 |
Самостоятельная работа студента №5. Решение метрических задач. | 2 |
Тема 2.3 Способы преобразования проекций. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №9. Способы преобразования проекций. Способ вращения. Способ перемены плоскостей проекций. | 2 |
Практическая работа №10. Нахождение натуральной величины отрезка прямой и плоской фигуры. | 2 |
Самостоятельная работа студента №6. Решение метрических задач. | 2 |
Тема 2.4 Поверхности и тела. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №11. Поверхности и тела. Проекции геометрических тел. Комплексные чертежи многогранников и тел вращения. Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям многогранников и тел вращения. | 2 |
Практическая работа №12. Выполнение комплексных чертежей многогранников и тел вращения. | 2 |
Самостоятельная работа студента №7.Выполнение упражнений по отработке практических навыков построения проекций точек, принадлежащих поверхностям многогранников и тел вращения. | 2 |
Тема 2.5 Аксонометрические проекции. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №13.Аксонометрические проекции. Назначение и виды аксонометрических проекций. Расположение осей и коэффициенты искажения. | 2 |
Практическая работа №14.Выполнение аксонометрических проекций плоских фигур и геометрических тел. | 2 |
Самостоятельная работа студента №8.Выполнение упражнений по отработке практических навыков построения аксонометрических проекций геометрических тел. | 2 |
Тема 2.6 Сечение поверхностей геометрических тел плоскостями. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №15.Сечение поверхностей геометрических тел плоскостями. Понятие о сечении. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение развертки поверхностей усеченного тела. Построение аксонометрии усеченного тела. | 2 |
Практическая работа №16.Комплексный чертеж призмы, натуральная величина фигуры сечения, развертка поверхности тела, аксонометрия усеченного тела. | 2 |
Самостоятельная работа студента №9.Выполнение упражнений по отработке практических навыков построения сечений геометрических тел. | 2 |
Тема 2.7 Взаимное пересечение поверхностей тел. | Содержание учебного материала | 10 |
Практические занятия | 8 |
Практическая работа №17.Взаимное пересечение поверхностей тел. Понятие о линиях пересечения и перехода геометрических тел и их построение. | 2 |
Практическая работа №18.Построение линий пересечения поверхностей многогранников, тел вращения. | 2 |
Практическая работа №19.Комплексный чертеж и аксонометрия пересекающихся тел вращения. | 2 |
Практическая работа №20.Комплексный чертеж и аксонометрия пересекающихся многогранников. | 2 |
Самостоятельная работа студента №10.Выполнение упражнений по отработке практических навыков построения пересечения поверхностей тел. | 2 |
Тема 2.8 Проекции моделей. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №21.Проекции моделей. Построение комплексного чертежа модели по натурным образцам и по аксонометрии | 2 |
Контрольная работа №1.Построение третьей проекции модели по двум заданным с нанесением размеров. | 2 |
Самостоятельная работа студента №11.Выполнение упражнений по построению проекций моделей. | 2 |
Раздел 3. Техническое рисование и элементы технического конструирования. | | 6 |
Тема 3.1 Технический рисунок модели. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №22.Технический рисунок модели. Отличие технического рисунка от аксонометрической проекции. Техника зарисовки геометрических тел и придание им объема. | 2 |
Практическая работа №23.Выполнение технического рисунка модели. | 2 |
Самостоятельная работа студента №12.Выполнение упражнений на построение технических рисунков геометрических тел. | 2 |
Раздел 4 Машиностроительное черчение | | 70 |
Тема 4.1 Правила разработки и оформления конструкторской документации. | Содержание учебного материала | 4 |
Лекционное занятие. Правила разработки и оформления конструкторской документации. Назначение машиностроительного чертежа. Виды конструкторских документов. Виды изделий. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа студента №13.Изучение ГОСТ 2.004-88 ЕСКД; ГОСТ 3.1105-84 ЕСТД. | 2 | |
Тема 4.2 Изображения - виды, разрезы, сечения. | Содержание учебного материала | 10 |
Практические занятия | 8 |
Практическая работа №24.Изображения - виды, разрезы, сечения. Виды (основные, дополнительные, местные). Классификация разрезов и их обозначение. | 2 |
Практическая работа №25.Построение третьего вида по двум заданным с выполнением необходимого разреза. | 2 |
Практическая работа №26.Сечения: вынесенные и наложенные. Построение сечений технических деталей. | 2 |
Практическая работа №27.Выносные элементы. Построение выносных элементов. | 2 |
Самостоятельная работа студента №14.Изучение ГОСТ 2.305-68 | 2 |
Тема 4.3 Винтовые поверхности и изделия с резьбой. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №28.Винтовые поверхности и изделия с резьбой. Резьба (виды и типы). Условное изображение и обозначение резьбы. | 2 |
Практическая работа №29.Стандартные резьбовые крепежные детали. Изображение крепежных изделий. | 2 |
Самостоятельная работа студента №15.Изучение ГОСТ 2.311-68. Работа со справочниками. | 2 |
Тема 4.4 Эскизы деталей и рабочие чертежи. | Содержание учебного материала | 10 |
Практические занятия | 6 |
Практическая работа №30.Эскизы деталей и рабочие чертежи. Форма детали и ее элементы, последовательность выполнения эскиза. Измерительные инструменты и приемы измерения деталей. | 2 |
Практическая работа №31.Выполнение эскиза детали с применением разреза и технического рисунка. | 2 |
Практическая работа №32.Выполнение рабочего чертежа детали. Обозначение шероховатости на чертежах. Допуски и посадки. | 2 |
Самостоятельная работа студента №16.Выполнение эскизов и рабочих чертежей. | 2 |
Самостоятельная работа студента №17.Изучение ГОСТ 2.309-73, ГОСТ 25347-82 ЕСДП. | 2 |
Тема 4.5 Разъемные и неразъемные соединения деталей. | Содержание учебного материала | 8 |
Практические занятия | 6 |
Практическая работа №33.Разъемные и неразъемные соединения деталей. | 2 |
Практическая работа №34.Выполнение чертежей болтового и шпилечного соединений. | 2 |
Практическая работа №35.Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. | 2 |
Самостоятельная работа студента №18.Изучение ГОСТ 2.312-72. | 2 |
Тема 4.6 Зубчатые передачи. | Содержание учебного материала | 6 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №36.Зубчатые передачи. Основные виды передач. Конструктивные разновидности зубчатых колес их параметры. Условные изображения зубчатых колес на чертежах. | 2 |
Практическая работа №37.Выполнение эскиза зубчатого колеса. | 2 |
Самостоятельная работа студента №19.Выполнение расчетно-графической работы. | 2 |
Тема 4.7 Чертеж общего вида и сборочный чертеж. | Содержание учебного материала | 16 |
Практические занятия | 12 |
Практическая работа №38.Чертеж общего вида, назначение и содержание. | 2 |
Практическая работа №39.Сборочный чертеж, назначение и содержание. Порядок сборки и разборки сборочных единиц. | 2 |
Практическая работа №40.Выполнение эскизов деталей сборочной единицы. | 2 |
Практическая работа №41.Выполнение сборочного чертежа по эскизам деталей сборочной единицы. | 2 |
Практическая работа №42.Обозначение изделия и его составных частей. | 2 |
Практическая работа №43.Спецификация. Порядок заполнения спецификаций. | 2 |
Самостоятельная работа студента №20. Чтение чертежей общего вида. | 2 |
Самостоятельная работа студента №21.Чтение сборочных чертежей. | 2 |
Тема 4.8 Чтение и деталировка чертежей. | Содержание учебного материала | 10 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №44.Чтение и деталировка чертежей. Назначение конкретной сборочной единицы. Принцип работы. Порядок деталирования сборочного чертежа. Габаритные, установочные и монтажные размеры. | 2 |
Практическая работа №45.Выполнение рабочих чертежей отдельных деталей по сборочному чертежу с определением размеров. | 2 |
Контрольная работа №2. Выполнение рабочего чертежа по сборочному чертежу. | 2 |
Самостоятельная работа студента №22.Чтение сборочных чертежей. | 2 |
Самостоятельная работа студента №23. Выполнение рабочих чертежей. | 2 |
Раздел 5 Чертежи и схемы по специальности | | 8 |
Тема 5.1 Чтение чертежей схем по специальности. | Содержание учебного материала | 8 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №46.Чтение чертежей схем по специальности. Схемы: назначение, виды, типы. Условные и графические обозначения в схемах | 2 |
Практическая работа №47.Выполнение кинематической схемы. | 2 |
Самостоятельная работа студента №24.Изучение ГОСТ 2.703-68, ГОСТ 2.704-76. | 2 |
Самостоятельная работа студента №25.Чтение схем по специальности. | 2 |
Раздел 6 Машинная графика. | | 40 |
Тема 6.1. Автоматизация инженерно-графических работ. | Содержание учебного материала | 12 |
Практические занятия | 8 |
Практическая работа №48. Виды и назначение графических редакторов | 2 |
Практическая работа №49.Представление и обработка графической информации. | 2 |
Практическая работа №50.Типы документов, создаваемых в графическом редакторе. | 2 |
Практическая работа №51. Технические возможности системы КОМПАС. | 2 |
Самостоятельная работа студента №26.Выполнение упражнений на ПК | 2 |
Самостоятельная работа студента №27. Выполнение упражнений на ПК | 2 |
Тема 6.2. Основы проектирования в графической среде КОМПАС. | Содержание учебного материала | 28 |
Практические занятия | 18 |
Практическая работа №52. Изучение рабочего экрана КОМПАС. Запуск программы. | 2 |
Практическая работа №53. Панель управления. Создание и сохранение документа. | 2 |
Практическая работа №54.Управление экраном. Настройка под конкретного пользователя. | 2 |
Практическая работа №55.Построение геометрических примитивов. | 2 |
Практическая работа №56.Принцип построения простых геометрических фигур. | 2 |
Практическая работа №57. Понятие привязок. Точное черчение. | 2 |
Практическая работа №58.Построение контуров технических деталей. | 2 |
Практическая работа №59.Редактирование объектов чертежа | 2 |
Практическая работа №60.Особенности нанесения размеров. | 2 |
Самостоятельная работа студента №28.Выполнение упражнений по построению простых объектов. | 2 |
Самостоятельная работа студента №29.Выполнение упражнений на редактирование объектов чертежа. | 2 |
Самостоятельная работа студента №30.Выполнение чертежей деталей с нанесением размеров. | 2 |
Самостоятельная работа студента №31.Выполнение чертежей технических деталей. | 2 |
Самостоятельная работа студента №32. Выполнение чертежей технических деталей. | 2 |
Всего: | 194 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Инженерной графики, читального зала с выходом в сеть Интернет.
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;
- программные средства обучения.