СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины оп.01 психология делового общения специальность 43.02.10 туризм

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оп.01 психология делового общения специальность 43.02.10 туризм»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДЕНА

Приказ директора ГБПОУ МО

«Ногинский колледж» №___

от «__»___________2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.10 ТУРИЗМ

(базовая подготовка среднего профессионального образования)





























Ногинск 2021 г.



РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

товароведческих и

сервисных дисциплин


СОГЛАСОВАНО

Методист ГБПОУ МО

«Ногинский колледж»

Протокол №1

«27» августа 2021 г.

_____________Н.Д.Габа


_________А.Р. Якупова

«____» ____________ 20__ г.





Программа учебной дисциплины ОП.01. Психология делового общения разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 г. №474, а также в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 № 539н



Организация-разработчик ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

г. Ногинск


Разработчик: Бабич Татьяна Васильевна –преподаватель ГБПОУ МО «Ногинский колледж»






















СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….с.4

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………с.6

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………с.17

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………….с.18





















  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01. Психология делового общения для специальности среднего профессионального образования разработана в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденным Приказом Министерства образования и науки от 07.05.2014 г. №474, а также профессиональным стандартом "Экскурсовод (гид)" (с изменениями и дополнениями), утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 539н.

Программа учебной дисциплины разработана с учетом особенностей организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся инклюзивных групп, включающих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ).

Анализ требований соответствующего профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 № 539н показал , что общие и профессиональные компетенции могут быть дополнены следующими трудовыми и обобщенными функциями данного профессионального стандарта

Код

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

А

Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг

А/01.4 Прием и обработка заказов на экскурсии

А/02.4 Координация работы по реализации заказа

В

Организационное обеспечение экскурсионных услуг

В/01.5 Организация экскурсий

В/02.5 Разработка экскурсионных программ обслуживания


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП. 01. Психология делового общения относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.


В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.

ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах.

ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.

ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.

ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.

ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

ДПК 01. Прием и обработка заказов на экскурсии.

ДПК 02. Координация работы по реализации заказа.

ДПК 03. Организация экскурсий.

 ДПК 04. Разработка экскурсионных программ обслуживания.


Необходимые умения


- Решать практические ситуации, связанных нарушением этических норм профессиональной деятельности;

- Примененять моральные нормы в практике туристической деятельности;

- Реализовывать профессионально-этические модели поведения с различными категориями граждан;

- Пресекать (преодолевать) различные формы неэтичного поведения в профессиональной деятельности.

- Учитывать потребности экскурсионных групп и индивидуальных туристов

- Разрабатывать методические основы для проведения экскурсии

- Разрабатывать новые формы и методы для проведения пешеходной экскурсии, обзорной и тематической автобусной экскурсии, экскурсии по рекам, каналам

- Организовывать протокольные мероприятия в начале и по завершении экскурсии


Необходимые знания


- Этикет делового общения и основы этики партнерских взаимоотношений;

- Основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

- Понятие и сущность девиантного поведения;

- Основные закономерности взаимодействия правового и морального регулирован

- Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма

- Нормативные документы организаций, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности

- Функции структурных подразделений экскурсионного бюро

- Формы и методы проведения экскурсий

- Содержание и правила проведения экскурсий

- Технология компьютерной обработки заказов на экскурсии

- Основы делопроизводства

- Этика делового общения


Изучение учебной дисциплины направлено на формирование всесторонне развитой личности. Сформированные личностные результаты в рамках освоения рабочей программы учебной дисциплины, раскрывающие портрет выпускника учебного заведения среднего профессионального образования, представлены ниже:


ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.

ЛР 18. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 19. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 20. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.

ЛР 21. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.

ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 23. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 24. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.

ЛР 25. Умение реализовать лидерские качества на производстве.

ЛР 26. Стрессоустойчивость, коммуникабельность.

ЛР 29. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины.


Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 93 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 62 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 31 час.;

практической подготовки – 9 час.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

в том числе:


практическая подготовка

9

лабораторные работы


практические занятия

15

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

31

в том числе:


Изучение материала темы по конспекту лекций, основной литературе

Изучение материала темы по конспекту лекций, дополнительной литературе

Подготовить краткие сообщения на темы: «Ощущения», «Восприятие» Подготовить краткие сообщения на темы: «Мышление», «Речь»

Подготовить краткие сообщения на темы: «Память», «Внимание»

Подготовить краткие сообщения на темы: «Воображение», « Воля», « Эмоции и чувства».

Работа с Интернет-источниками

Работа с Интернет-источниками

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Подготовка презентаций на заданные темы

Подготовка презентаций на заданные темы

Работа с Интернет-источниками

Работа с Интернет-источниками

Повторить тему, ответить на вопросы

Повторить тему, ответить на вопросы

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Изучение материалов презентаций

Изучение материалов презентаций

Повторить тему, ответить на вопросы

Повторить тему, ответить на вопросы

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Ответить на вопросы письменно

Ответить на вопросы письменно

Повторить тему

Повторить тему

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Подготовиться к практической работе

Подготовиться к практической работе

Повторить тему

Повторить тему

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Письменно ответить на вопросы по фильму «Жесты: территория лжи»

Письменно ответить на вопросы по фильму «Жесты: территория лжи»

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Ответить на вопросы

Ответить на вопросы

Законспектировать тему

Законспектировать тему

Повторить тему по ДОУ «Служебные письма»

Повторить тему по ДОУ «Служебные письма»

Конспектирование материала на тему «Особенности коммуникативного поведения мужчин»

Конспектирование материала на тему «Особенности коммуникативного поведения женщин»

Повторить тему

Повторить тему

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Конспектирование материала

Конспектирование материала

Эссе: Моя стратегия (тактика) поведения в конфликте

Эссе: Моя стратегия (тактика) поведения в конфликте



0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Промежуточная аттестация проводится в форме итогового занятия



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем часов

Практичес-кая подготовка

Уровень освоения


1

2

3


4


Раздел 1. Психология личности

16



Тема 1.1

Психика человека.

Содержание учебного материала

Понятие психики. Биологическое и социальное в человеке, Сознание, как высшая форма развития психики, Бессознательное. Структура психики, основные формы психического. Функции психики.

Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности.

Ощущения: понятие, виды, значение в жизни каждого человека, Измерение и изменение ощущений. Пороги ощущений. Адаптация.

Восприятие: понятие, виды, свойства, особенности. Особенности восприятия человеком лица другого человека. Использование полученной информации о настроении, характере человека, его отношении к другим лицам в процессе взаимодействия. Наблюдение и наблюдательность, их роль в профессиональной деятельности.

Понятие о представлениях, отличие от восприятия.

Мышление: понятие, виды, основные процессы и операции.

Речь: назначение, виды, функции.

Память: понятие, виды, процессы, индивидуальные особенности. Профессиональная память.

Внимание: понятие, виды, функции, развитие. Роль внимания в профессиональной деятельности.

Воображение: определение, виды. Воображение и органические процессы. Проявление воображения в профессиональной деятельности.

Воля: понятие, волевые качества, волевая регуляция поведения. Воспитание воли.

Эмоции и чувства: понятия, виды чувств, формы проявления эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, стресс, дистресс, страх, боязнь; их характеристика.


6





























1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

Тест Спилбергера-Ханина «Оценка эмоционального состояния».

Групповая дискуссия «Влияние психических свойств личности на профессиональную деятельность»


1

1





1,2

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по конспекту лекций, основной литературе

Изучение материала темы по конспекту лекций, дополнительной литературе

Подготовить краткие сообщения на темы: «Ощущения», «Восприятие» Подготовить краткие сообщения на темы: «Мышление», «Речь»

Подготовить краткие сообщения на темы: «Память», «Внимание»

Подготовить краткие сообщения на темы: «Воображение», « Воля», « Эмоции и чувства».

Работа с Интернет-источниками

Работа с Интернет-источниками

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5


0,5

0,5





Тема 1.2. Психологические свойства личности

















Содержание учебного материала

Личность: понятие, структура, самопознание личности. Психологическая защита личности.

Понятие о способностях и задатках. Влияние способностей на результаты профессиональной деятельности.

Темперамент: понятие, виды (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Свойства темперамента: экстраверсия, интроверсия, нейтротизм, стабильность, реактивность, активность, пластичность.

Характер: определение, типология, формирование. Оценочные уровни характера: интеллектуальный, эмоциональный, нравственный. Темперамент и характер. Влияние характера на процесс и оценку результатов трудовой деятельности. Черты характера, способствующие и препятствующие работе человека в сфере общественного питания.

4


1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

Определение темперамента и его свойств (опросник Русалова и др.).- Диагностика и интерпретация психических свойств (типы темпераментов, формы направленности)

Психологическое тестирование «Ведущая репрезентативная система»

2



2





1,2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Подготовка презентаций на заданные темы

Подготовка презентаций на заданные темы

Работа с Интернет-источниками

Работа с Интернет-источниками

Повторить тему, ответить на вопросы

Повторить тему, ответить на вопросы


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5




1,2,3


Раздел 2. Этика в профессиональной деятельности

6



Тема 2.1. Этикет: понятие, история возникновения и развития


Содержание учебного материала

Этикет: понятие, история возникновения и развития, структура, функции, виды. Основные нормы и правила современного этикета: нравственные (предупредительная забота, уважение, защита и др.), эстетические (красота, изящество форм поведения и т.д.). Социальные, национальные, возрастные особенности этикета. Психологическое состояние людей при соблюдении этикета.

Лабораторные работы

2


1,2

Практическое занятие

-



Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе


0,5

0,5





Тема 2.2.Деловой этикет: понятие, функции, правила, задачи, приемы


Содержание учебного материала

Деловой этикет: понятие, функции, правила, задачи, приемы.

Профессиональный и речевой этикет: понятие, современные требования, задачи, значение. Искусство общения и культура речи. Комплименты в общении.

Повседневный этикет делового человека — культура общения, базирующаяся на четырёх основных правилах: вежливость, тактичность, естественность, достоинство. Внешний вид и поведение служащего. Культура телефонного общения. Визитные карточки в профессиональном общении. Деловой протокол. Поведение за столом. Интерьер рабочего помещения. Сувениры и подарки в деловой сфере. Национальные особенности делового этикета.

Деловые беседы, совещания: понятия, подготовка, требования этикета.

2


1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

Тестирование. Тест «Тактичность».

Ситуационное упражнение «Деловой этикет»

Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему «Этика делового общения»


1






1

1,2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материалов презентаций

Изучение материалов презентаций

Повторить тему, ответить на вопросы

Повторить тему, ответить на вопросы


0,5

0,5


0,5

0,5






Раздел 3. Деловое общение и коммуникация

38



Тема 3.1. Понятие делового общения. Коммуникация

Содержание учебного материала

Общение: понятие, структура процесса, виды. Функции общения: информационная (коммуникативная), взаимодействие (интерактивная сторона), восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона).

Формы и этика общения: вежливость, приличие, корректность, тактичность и т.д. Барьеры общения: понимание, социально-культурные различия, отношения, национальные и др.

Особенности общения межличностного и группового, ролевого и доверительного. Выход за рамки ролевого общения при необходимости индивидуального подхода к посетителю. Социальная роль и ее сущность. Три возможных состояния ролевого "Я" по Э. Берну. Оценка выбора ролевого поведения в профессиональной деятельности. Ролевые ожидания.

Деловое общение: понятие, механизмы (идентификация, эмпатия, аттракция, инсайд, стериотипизация, рефлексация, обратная связь). Восприятие и понимание информации в деловом общении. Установки и стереотипы восприятия. Специфические ошибки восприятия: эффект ореола, порядка, опережения, проекции, средней ошибки.

Формы опосредованного общения в гостиничном деле (реклама, наглядная информация, интерьер, одежда персонала, технический дизайн и т.д.).

Формальное и неформальное общение. Модели и стили общения. Коммуникативный стиль общения. Коммуникативные навыки и умения. Функции коммуникаций

Вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Лабораторные работы



4




1,2

Практическое занятие

- Деловая игра — «Воздушный шар» (даёт возможность посмотреть, как люди ведут себя в кризисной, экстремальной ситуации, какие вербальные и невербальные приёмы используют для решения проблемы)

- Самодиагностика по теме «Общение». Упражнения на взаимодействие.

Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему Потребности экскурсионных групп и индивидуальных туристов. Тест «Групповые роли»

1









1


1,2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Ответить на вопросы письменно

Ответить на вопросы письменно

Повторить тему

Повторить тему


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5





Тема 3.2. Вербальное общение

Содержание учебного материала

Говорение и слушание — навыки вербальной компетенции. Язык. Речь. Речевая деятельность. Речевые средства общения. Слушание в межличностном общении. Обратная связь в говорении и слушании. Помехи слушания. Приёмы эффективного слушания. Техники установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование (вербализация), отражение чувств, резюмирование. Сознательное/бессознательное (ложь) в коммуникации. Вопросы и ответы в коммуникации. Манипуляции в общении Барьеры в общении.

4


1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

- Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли»

- Коммуникативная игра «Колобок и лисица»

Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему Потребности экскурсионных групп и индивидуальных туристов - Игра «Речевые барьеры при общении»



1





1

2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Подготовиться к практической работе

Подготовиться к практической работе

Повторить тему

Повторить тему


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5





Тема 3.3. Невербальные средства взаимодействия





Содержание учебного материала

Понятие невербальной коммуникации. Науки, изучающие невербальные средства общения: кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика и экстралингвистика.

2


1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

- Просмотр и обсуждение фильма «Жесты: территория лжи»

- Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения»

Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему Потребности экскурсионных групп и индивидуальных туристов - Имитационная игра

1






1

2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Письменно ответить на вопросы по фильму «Жесты: территория лжи»

Письменно ответить на вопросы по фильму «Жесты: территория лжи»


0,5

0,5

0,5


0,5





Тема 3.4. Формы и виды устных коммуникаций



















Содержание учебного материала

Основные коммуникативные формы: монологическая, диалогическая, полилогическая. Деловая беседа: начало беседы, передача информации, аргументирование; опровержение доводов собеседника, принятие решений. Партнерская беседа: понятие, сущность, принципы, подготовка, выбор индивидуального стиля с учетом собственных психологических и эмоциональных возможностей. Приемы ведения беседы: определение целей и желаемых результатов; позитивное отношение к партнеру; принятие во внимание интересов партнера; выбор модели поведения; управление своими и чужими чувствами; поиск способов удовлетворения обоюдных интересов; убеждение не собственным давлением, а аргументами; принятие ответственности на себя за все происходящее; поиск не одной, а нескольких альтернатив; исключение субъективности в своих оценках и доводах и т.д.

Запрещенные приемы во время деловой беседы: перебивание речи партнера; негативная оценка личности партнера; подчеркивание разницы между собой и партнером; избежание пространственной близости; непонимание или нежелание понять психическое состояние партнера и т.д.

Деловые совещания: этикет и протокол.

Телефонные переговоры. Общение в Интернете.

Значение выбора модели поведения для установления взаимопонимания и взаимодействия с посетителями и персоналом.

Коммуникативная компетентность: понятие, содержание, прогноз ситуаций. Правила профессионального поведения.

Лабораторные работы

2


1,2,3


Практическое занятие

- Тест «Умеете ли вы выступать?»

-Тест «Умеете ли вы правильно слушать?»

-Тест «Наблюдательны ли вы?»

Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему организации протокольных мероприятий в начале и по завершении экскурсии -- Ситуационно-ролевая игра «Деловая беседа»

1







1

2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Ответить на вопросы

Ответить на вопросы


0,5

0,5


0,5

0,5





Тема 3.5. Письменная коммуникация: свойства и функции













Содержание учебного материала

Характерные особенности эффективных письменных коммуникаций: тактичность, персональность, позитивность, энергичность и активность, цельность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость. Психологические аспекты служебной переписки.

2


1,2,3

Лабораторные работы

-



Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему потребности экскурсионных групп и индивидуальных туристов

Составление делового инициативного письма по заданным реквизитам с использованием этикетных речевых форм.

Составление ответного письма по заданным реквизитам с использованием этикетных речевых форм.



2


2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа студентов

Законспектировать тему

Законспектировать тему

Повторить тему по ДОУ «Служебные письма»

Повторить тему по ДОУ «Служебные письма»


0,5

0,5


0,5

0,5





Тема 3.6.

Гендерный аспект общения















Содержание учебного материала

Понятие и содержание социокультурного пола личности, закономерности и этапы его формирования в течение жизни. Гендер как взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые не предполагают биологического контакта. Различия в общении мужчины и женщины. Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности.

2


1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

Игровой тренинг: упражнение «Вавилонская башня»: отработка умения действовать сплоченно.

Тестирование оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)


1


1




2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа студентов

Конспектирование материала на тему «Особенности коммуникативного поведения мужчин»

Конспектирование материала на тему «Особенности коммуникативного поведения женщин»

Повторить тему

Повторить тему


0,5


0,5


0,5


0,5





Тема 3.7. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации






Содержание учебного материала

Понятие конфликта, конфликтного общения. Виды и типы конфликтов. Источник, причины конфликтов и стадии их протекания Структурные элементы конфликта. Типы социальных конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Конфликт как отсутствие согласия между двумя и более сторонами (отдельными людьми или группой людей). Невозможность удовлетворения требований сторон при отсутствии согласия между ними.

Составляющие конфликта: конфликтная ситуация, инцидент. Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Эмоциональное реагирование в конфликтах.

Методы преодоления конфликта.

4


1,2

Лабораторные работы

-




Практическое занятие

-.Исследование личности на выявление реакции на конфликтную ситуацию. -----Упражнение «Анализ конфликта»; тест на оценку уровня конфликтности личности, тест «Самооценка конфликтности», тест на оценку агрессивности в отношениях.

-Тест «Самооценка конфликтности» (по Емельянову); тест «Оценка глубины конфликта»; тест агрессивности Басса — Дарки.

.Деловая игра. «Конфликтные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности».

Практическая подготовка

Отработка ситуаций на тему «Этика делового общения» - Психологический анализ, отработка приемов по выходу из конфликта.



1











1

2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа студентов

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Конспектирование материала

Конспектирование материала

Эссе: Моя стратегия (тактика) поведения в конфликте

Эссе: Моя стратегия (тактика) поведения в конфликте


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5





Тема 3.8. Имидж делового человека








Содержание учебного материала

Профессиональная этика и создание собственного имиджа. Имиджелогия: понятие, составляющие имиджа. Биоэнергетика имиджа. Искусство самопрезентации: понятие и техника. Правила «говорения» и «слушания».

Имидж делового человека.

2


.1,2

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

Самодиагностика «Мой имидж»; Тренинг — «Мой имидж»: оценить составляющие собственного имиджа.

Практическая подготовка

Разработка элементов корпоративного имиджа и имиджа делового человека. Отработка ситуаций на тему «Этика делового общения»


1





1


2,3

Контрольные работы

-



Самостоятельная работа студентов

Изучение материала темы по основной литературе

Изучение материала темы по дополнительной литературе

Самодиагностика «Мой имидж»

Самодиагностика «Мой имидж»

Подготовка к итоговому занятию

Подготовка к итоговому занятию



0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5






Итоговая аттестация в форме итогового занятия

2



Всего часов: 93 Аудиторных: 62 Теория: 38 Практика: 15, практической подготовки: 9 ч Самостоятельных:31



9















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Психологии»,

техническими средствами обучения: компьютер, оргтехника, мультимедийная доска, проектор.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе


3.2.1. Печатные издания


  1. Психология общения [Текст] : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. Н. Жарова. - М. : Издательский центр "Академия", 2014. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-6755-1.

  2. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/17E15D39-446E-4D42-9C60-E5345C07660A#page/1

  3. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 437 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/58574FAE-8EC8-4A02-A773-AF6F1BC2147B#page/1

  4. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 468 с.  https://www.biblio-online.ru/viewer/CEDDEA43-487E-4BDB-B4AA-D1F6CE06FF8D#page/1

  5. Лавриненко, В. Н. Психология общения : учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 350 с.  https://www.biblio-online.ru/viewer/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291#page/1

  6. Панфилова А.П. Психология общения. учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М. : Издательский центр "Академия", 2018. - 365 с.

  7. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для СПО / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 209 с.  https://www.biblio-online.ru/viewer/5D5ABB2E-892A-4A9B-B894-3AC2FC97A471#page/1



3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие / Ефимова Наталия Сергеевна. - Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 192 с. - для учащихся ПТУ и студентов средних специальных учебных заведений. - ISBN 978-5-8199-0249-http://znanium.com/go.php?id=410246


3.2.3. Дополнительные источники

(при необходимости).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований


Результаты обучения

Методы оценки

Уметь:

- Планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение;

- Применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- Использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- Устанавливать деловые контакты с учётом особенностей партнёров по общению и соблюдением делового этикета;

- Использовать эффективные приёмы управления конфликтами.


Знать:

-Цели, функции, виды и уровни общения;

-Механизмы взаимопонимания в общении;

-Техники и приёмы общения, правил слушания, ведения беседы, убеждения;

-Этические принципы общения;

-Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

-Специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта;

-Нормы и правила профессионального поведения и этикета;

-Влияние индивидуальных особенностей партнёров на процесс общения

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;


-оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)


Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде:

-письменных/ устных ответов,

-тестирования



н