Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Геленджикский филиал
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Краснодарского края
"Краснодарский торгово-экономический колледж"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Сервисная деятельность в туризме и гостеприимства
для специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство
2023
Рассмотрена Утверждена методической комиссией приказом директора сферы обслуживания № ____________ протокол №____ от "___"_______2023 г. от "____"______2023 г.
председатель __________ Огнянникова Н.А.
Одобрена
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от ___________2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 Сервисная деятельность в туризме и гостеприимстве, разработана на основе по ФГОС СПО специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство (утвержден Минпросвещения России от 12.12.2022 г. № 1100, зарегистрирован в Минюсте России от 24.01.2023 г. рег. № 72111), входящей в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
Организация разработчик: Геленджикский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж".
Разработчик: Михайлова И.В., преподаватель ГФ ГБПОУ КК "КТЭК" Квалификация по диплому: специалист в области гостиничного сервиса | _____________________ |
Рецензенты:
Самсоненко М.В, преподаватель ФГБОУ ВО КубГУ филиал в г. Геленджике Квалификация по диплому: специалист по сервису и туризму | _____________________ |
| |
Яковлева Я.Ю., преподаватель ГБПОУ КК "КТЭК" Квалификация по диплому: специалист по сервису и туризму | _____________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | условия реализации учебной дисциплины | 9 |
4. | Контроль и оценка результатов Освоения | 10 |
| учебной дисциплины | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Сервисная деятельность в туризме и гостеприимстве
1.1. Область применения рабочей программы
Учебная дисциплина ОП. 01 Сервисная деятельность в туризме и гостеприимстве, является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-02,
ОК 04-05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-02, ОК 04-05, ОК 09 | проводить поиск в различных поисковых системах; использовать различные виды учебных изданий; применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины; описывать методы мониторинга рынка услуг; воспроизводить правила обслуживания потребителей услуг | истории и теории в сфере туризма и гостеприимства, классификаций услуг и сервиса; методов мониторинга рынка услуг; правил обслуживания потребителей услуг. |
Личностные результаты реализации программы воспитания |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве. |
ЛР 6 | Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации. |
ЛР 13 | Выполняющий профессиональные навыки в сфере туризма и гостеприимства. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 70 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 32 |
в т. ч.: | |
лабораторные работы | 30 |
практические работы | 32 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Теоретические основы сервисной деятельности | 24 | |
Тема 1.1 Основы теории услуг | Содержание учебного материала | 16 | ОК 01-02, ОК 04-05, ОК 09 |
Понятие услуги. Свойства услуги. Типы услуг: производственные, распределительные, профессиональные, потребительские, общественные. | 8 |
Классификация услуг по принципам: вещественности или невещественности, материальные и нематериальные, стандартизированные и творческие, производственные и непроизводственные, коммерческие и некоммерческие, чистые и смешанные, идеальные и реальные, легитимные и нелегитимные, личностные и безличные, простые и сложные и т.д. |
Услуги в современной экономике и их особенности как товара. |
Рынок услуг и его особенности. Покупательский риск в сфере услуг. Маркетинговая среда предприятия сервиса. Сегментирование рынка услуг. |
Практические занятия | 8 |
ПЗ 1. Характеристика рынка туристских услуг. | 2 |
ПЗ 2. Характеристика основных показателей услуг. | 2 |
ПЗ 3. Процесс разработки услуги. | 2 |
ПЗ 4. Определение целевого сегмента потребителей. | 2 |
Тема 1.2 Сущность системы сервиса | Содержание учебного материала | 8 |
Сервис как деятельность. Основные задачи современного сервиса: консультирование, подготовка персонала и покупателя, передача необходимой технической документации, доставка изделия, приведение изделия в рабочее состояние, оперативная поставка запасных частей, сбор и систематизация информации, формирование постоянной клиентуры рынка. | 4 |
Виды сервисной деятельности. Основные виды: технический, технологический, информационно-коммуникативный, транспортный, гуманитарный. Классификация сервиса: по времени его осуществления, по содержанию работ, по направленности услуг, по степени адаптации к потребителям, по масштабу и т.д. Основные подходы к осуществлению сервиса. Тенденции современного сервиса. Принципы современного сервиса. |
Практические занятия | 4 |
ПЗ 5. Характеристика классификации потребностей в услугах. | 2 |
ПЗ 6. Структура и виды сервисной деятельности, как источника удовлетворения потребностей человека. | 2 |
Раздел 2. Организация сервисной деятельности | 40 | |
Тема 2.1 Предоставление основных видов услуг. Формы, методы, правила обслуживания потребителей. Качество сервисных услуг | Содержание учебного материала | 26 | ОК 01-02, ОК 04-05, ОК 09 |
Основные характеристики материальных и социально-культурных услуг. Специфика предоставления услуг: помещение, оборудование, персонал, организация обслуживания, основные этапы исполнения услуг. Требования по предоставлению услуг: обязательность предложения, необязательность использования клиентом, эластичность сервиса, удобство сервиса, информационная отдача сервиса, разумная ценовая политика, гарантированное соответствие производства сервису. Сервис как потребность. Роль сервиса в удовлетворении потребностей человека. Фазы выбора потребителями товаров и услуг: цель, принятие решения, действия, удовлетворение потребности. | 12 |
Формы и методы обслуживания потребителей. Формы: обслуживание потребителей в стационарных условиях, обслуживание потребителей с выездом на дом, бесконтактное обслуживание по месту жительства потребителя, обслуживание с использованием обменных фондов товаров. Методы: обслуживание специалистом по сервису, самообслуживание, экспресс-обслуживание и т.д. |
Обслуживание потребителей в контактной зоне. Понятие «контактной зоны». Соответствие контактной зоны характеру и содержанию сервисной деятельности; техническая оснащенность; помещения; образцы изделий; описание услуг; стоимость услуг. Показатели профессионального уровня персонала в контактной зоне. Профессиональные качества сотрудника: не причинять потребителю услуги неудобства без крайней необходимости, не допускать возникновения у него болезненных или неприятных ощущений, быть обходительным, любезным. Культура сервиса. |
Правила обслуживания потребителей. Система законодательно-правовых, нормативных, технических документов по регулированию отношений между исполнителями услуг и потребителями, установлению правил конкурентной борьбы, ограничению рисков. Договор как основание для оказания услуг потребителю. Расторжение договора. Ответственность сторон. Возмещение убытков. Недостатки оказанной услуги. Процедура оплаты услуги. |
Качество услуги. Качество обслуживания. Система показателей услуг: назначения, безопасности, надежности, социального назначения услуг, эстетические, информативности услуг, профессионализма персонала. Основные характеристики качественности: своевременность, скорость, комфортность, этика, эстетика, комплексность, информативность, достоверность, доступность, безопасность, экологичность и т.д. (по применению). |
Контроль качества услуг. Система контроля качества. Методы контроля: цели применения, физико-статистические признаки и процедуры, формирование результатов. Нормативно-правовая база: ФЗ, Правила, система ГОСТов. |
Самостоятельная работа | 2 |
СР 1. Инновационный менеджмент в сервисной деятельности. |
Практические занятия | 12 |
ПЗ 7. Уточнение характеристик и специфики предоставление различных услуг. | 2 |
ПЗ 8. Оценка процесса обслуживания потребителей | 2 |
ПЗ 9. Определение качества сервисных услуг. | 2 |
ПЗ 10. Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг. | 2 |
ПЗ 11. Разработка опросного листа для оценки удовлетворенности потребителя услуги | 2 |
ПЗ 12. Проблемы современного сервиса. | 2 |
Тема 2.2 Осуществление услуг | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01-02, ОК 04-05, ОК 09 |
Социально-культурные услуги. Туристические услуги. Экскурсионные услуги. Виды туров. | 6 |
Виды туристского сервиса: внутренний, въездной, выездной, самодеятельный туризм. |
Классификация туристских услуг: услуги туроператора, услуги турагента, услуги при самодеятельном туризме, экскурсионные услуги, услуги предприятия питания. Комплекс услуг. Дополнительные услуги. |
Практические занятия | 8 |
ПЗ 13. Туристские, экскурсионные, гостиничные услуги и услуги предприятия питания. | 2 |
ПЗ 14. Определение номенклатуры услуг. | 2 |
ПЗ 15. Формирование и продвижение новых услуг в сфере туризма и гостеприимства. | 2 |
ПЗ 16. Разработка предложений по повышению уровня обслуживания потребителей. | 2 |
Всего | 64 | |
Экзамен | | 6 | |
Итого | 70 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Предпринимательской деятельности в сфере гостиничного бизнеса», оснащенный оборудованием:
-учебные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- интерактивная доска (учебная доска),
- технические средствами обучения:
- персональные компьютеры;
- профессиональные компьютерные программы;
- дидактические пособия
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская - М.: ИКЦ «МарТ», 2019. -256 c.
2. Бражников М. А. Сервисология: учебное пособие для вузов / М. А. Бражников. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 144 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13343-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/476975
3. Жираткова, Ж. В. Основы экскурсионной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 189 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13031-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/476413
3.2.2. Дополнительные источники
4. Свириденко, Ю. П. Сервисная деятельность в обслуживании населения: учебное пособие для спо / Ю. П. Свириденко, В. В. Хмелев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 192 с. — ISBN 978-5-8114-9455-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195460.
5. Аносова, Т. Г. Технологии комфорта: учебное пособие для СПО / Т. Г. Аносова, Ж. Танчев. – 2-е изд. – Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. – 71 c. – ISBN 978-5-4488-0407-6, 978-5-7996-2813-0. – Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROF образование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/87883
6. Любецкая, Т. Р. Организация обслуживания в индустрии питания: учебник для спо / Т. Р. Любецкая. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-8117-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171862.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | | Текущий контроль: - тестирование; - устный опрос; - оценка подготовленных обучающимися сообщений, докладов, эссе, мультимедийных презентаций. Экспертная оценка выполнения практических заданий. |
знание истории и теории в сфере туризма и гостеприимства, знание классификаций услуг и сервиса; знание методов мониторинга рынка услуг; знание правил обслуживания потребителей услуг; | Описание методов мониторинга рынка услуг; правил обслуживание потребителей. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | |
умение описывать методы мониторинга рынка услуг; умение воспроизводить правила обслуживания потребителей услуг; умение поиска и применения правовых документов. | Описание методов мониторинга рынка услуг; Воспроизведение правил обслуживание потребителей; Подбор нормативно-правовых документов |
ЛР 1, ЛР 6, ЛР 13 | | Педагогическое наблюдение |
1