6
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________ Л.А.Виноградова
«___29___» 08 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Техническая механика
Специальность среднего профессионального
образования
07.02.01 Архитектура
базовой подготовки
форма обучения очная
Согласовано с представителем работодателя
Общество с ограниченной ответственностью
«Партнер Проект»
(Организация, должность, Ф.И.О.)
_____________________________________________
Генеральный директор И.Н. Романова
«____» _________ 2018 год
М.П.
г.о.Электросталь, 2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Техническая механика разработана на основе:
1. 1 Учебного плана по специальности 07.02.01 Архитектура (базовая подготовка), утвержденного «15» июня 2018 г., приказ № 155-о.
3. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 Архитектура, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 850, (регистрационный номер № 33633 от 19 августа 2014 г.)
Автор программы: Балакин Владимир Викторович, преподаватель__________________
Фамилия И.О., должность, подпись
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии архитектурных дисциплин
Протокол заседания № 1 от «29» __августа___ 2018 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии архитектурных дисциплин
Балакин Виктор Константинович _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Техническая механика»
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 07.02.01 Архитектура (базовая подготовка), входящим в состав укрупненной группы специальностей Архитектура и строительство, по направлению подготовки Архитектура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для дополнительного профессионального образования в программах повышения квалификации и переподготовки специалистов в области строительства и архитектуры. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав профессионального цикла, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;
- пользоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другой нормативной информацией;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды деформаций и основные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.01 «Техническая механика»
обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.01 «Техническая механика»
обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения.
ПК 2.1. Участвовать в авторском надзоре при выполнении строительных работ в соответствии с разработанным объемно-планировочным решением.
ПК 2.2. Осуществлять корректировку проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
теоретические занятия - 40 часов;
практические занятия - 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 40 |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - работа с основными и дополнительными источниками информации (учебная литература, справочники, нормативные документы, интернет-ресурсы); - решение познавательных и проблемных задач; - подготовка устных сообщений по темам, предложенным преподавателем; - подготовка обзорных материалов по темам. | 33 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 «Техническая механика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретическая механика | | 39 | |
Введение | Роль и значение механики в строительстве. Материя и движение. Механическое движение. Равновесие. Теоретическая механика и её разделы: статика, кинематика, динамика. Краткий обзор развития теоретической механики. Материальная точка. Абсолютно твёрдое тело. | 2 | |
Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики | 1. | Сила как вектор. Единица силы. Система сил. Эквивалентная система сил. Равнодействующая и уравновешивающая системы сил. Внешние и внутренние силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Степень свободы. Связи. Реакции связей. Система сходящихся сил. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил | 1. | Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Теорема о равновесии трёх непараллельных сил. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим образом. Определение усилий в двух шарнирно-соединённых стрежнях. Проекция силы на оси координат. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы. Методика решения задач на равновесие плоской системы сходящихся сил с использованием геометрического и аналитического условий равновесия. | 2 | 2 |
2. | Практическое занятие №1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим и аналитическим способами. | 2 |
3. | Практическое занятие №2. Определение усилий в стержнях ферм. Определение усилий в стержнях ферм методом вырезания углов (графическим и аналитическим способами). | 2 |
4. | Самостоятельная работа: Определение неизвестных усилий плоской системы сходящихся сил графическим способом. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил графическим способом. Определение усилий в стержнях кронштейна графическим и аналитическим способами. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил графическим и аналитическим способами. Решение задач по образцу. | 5 |
Тема 1.3. Пара сил | 1. | Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары сил, величина, знак. Свойства пар. Условие равновесия пар сил. | 2 | 2 |
Тема 1.4 Плоская система произвольно расположенных сил | 1. | Момент силы относительно точки; величина, знак, условие равенства нулю. Приведение силы и системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент. Частные случаи приведения плоской системы сил. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской системы произвольно расположенных сил (три вида). Равновесие плоской системы параллельных сил (два вида). Классификация нагрузок – сосредоточенные силы, моменты, равномерно распределённые нагрузки и их интенсивность. | 2 | 2 |
2. | Балки, плоские фермы, рамы. Опоры: шарнирно-подвижная, шарнирно-неподвижная, жёсткое защемление (заделка) и их реакции. Аналитическое определение опорных реакций балок, рам, ферм. Определение усилий в стрежнях плоских ферм методом сквозного сечения. Сила трения, угол и коэффициент трения. Условие самоторможения. | 2 |
3. | Практическое занятие №3. Определение опорных реакций. Определение опорных реакций консольных и однопролётных балок, ферм, рам. | 2 |
4. | Практическое занятие №4. Определение усилий в стержнях фермы. Определение опорных реакция фермы; Определение усилий в стержнях фермы методом сквозного сечения. | 2 |
5. | Самостоятельная работа: Определение опорных реакций в консольных и однопролётных балках. Определение опорных реакций в ферме, раме. Определение усилий в стержнях фермы методом сквозного сечения. | 2 |
Тема 1.5. Пространственная система сил | 1. | Параллелепипед сил. Равнодействующая пространственной системы сходящихся сил. Проекция силы на три взаимно-перпендикулярные оси. Геометрические и аналитические условия равновесия пространственной системы сходящихся сил. Момент силы относительно оси; его величина, знак, свойства. Приведение пространственной системы произвольно-расположенных сил к главному вектору. Аналитические условия равновесия пространственной системы произвольно-расположенных сил без вывода. | 2 | 2 |
Тема 1.6 Центр тяжести тела. Центр тяжести плоских фигур | 1. | Центр параллельных сил и его свойства. Координаты центра параллельных сил. Сила тяжести. Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры, тонкой однородной пластины. Статический момент площади плоской фигуры относительно оси; определение, единицы измерения, способ вычисления, свойства. Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений стандартных профилей проката | 2 | 2 |
2. | Практическое занятие №5. Определение центра тяжести плоских фигур. Определение положения центра тяжести сложных плоских фигур, с одной осью симметрии. | 2 |
3. | Самостоятельная работа: Определение положения центра тяжести сложных плоских фигур, составленных из простых геометрических фигур. Определение положения центра тяжести сложных плоских фигур, составленных из профилей стандартного проката. | 6 |
Тема 1.7 Устойчивость равновесия | 1. | Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие твёрдого тела. Условие равновесия твёрдого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условие равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости. | 2 | |
Раздел 2. Сопротивление материалов | | 60 | |
Тема 2.1. Основные положения | 1. | Краткие сведения об истории развития “Сопротивления материалов”. Упругие и пластические деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах материалов и характере деформирования. Нагрузки и их классификация. Геометрическая схематизация элементов сооружений. | 2 | 2 |
2. | Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения. | 2 |
Тема 2.2. Растяжение и сжатие | 1. | Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Эпюра нормальных напряжений по длине стержня. Гипотеза плоских сечений. Понятие о концентрации напряжения. Продольные и поперечные деформации при растяжении- сжатии. Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль продольной упругости. Формула Гука. Определение перемещений поперечных сечений стрежня. Напряжение в наклонных площадках. Закон парности касательных напряжений. Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов, их механические характеристики. Понятие о наклёпе. | 2 | 2 |
3. | Понятие о предельном напряжении. Коэффициент запаса прочности пластичных и хрупких материалов. Расчёты на прочность по допускаемым напряжениям и предельным состояниям. Коэффициенты надёжности по нагрузке, по материалу, по назначение и условиям работы. Нормальные и расчётные нагрузки и сопротивления. Условия прочности по предельному состоянию и допускаемым напряжениям. Три типа задач при расчёте из условия прочности по предельному состоянию. Расчёты на прочность. | 2 |
4. | Практическое занятие №6. Построение эпюр продольных сил, напряжений и перемещений. Построение эпюр продольных сил, напряжений и перемещений для ступенчатого бруса, защемлённого одним концом, при осевом растяжении (сжатии). | 2 |
5. | Практическое занятие №7. Испытание материалов на растяжение. Растяжение образца из низкоуглеродистой стали с целью определения пределов пропорциональности, текучести и прочности, а так же относительного остаточного удлинения и относительного остаточного изменения поперечного сечения при разрыве. | 2 |
6. | Практическое занятие №8. Испытание материалов на сжатие. Испытание на сжатие стали, чугуна, дерева и бетона. | 2 |
7. | Самостоятельная работа: Построение эпюр продольных сил, напряжений и перемещений. Расчёт на прочность стержня, работающего на растяжение (сжатие). | 6 |
Тема 2.3. Практические расчёты на срез и смятие | 1. | Срез и смятие: основные расчётные предпосылки и расчётные формулы, условности расчёта. Расчётное сопротивление на срез и смятие. Примеры расчёта заклёпочных, болтовых, сварных соединений и сопряжений на деревянных врубках по предельному состоянию. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | 1. | Понятие о геометрических характеристиках плоских сечений бруса. Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные центральные моменты инерции. Момент инерции простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого. Определение главных центральных моментов инерции сложных сечений, составленных их простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей. | 2 | 2 |
2. | Практическое занятие №9. Определение моментов инерции сложных фигур. Определение моментов инерции сложных фигур, составленных из простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей. | 2 | |
Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса | 1. | Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. Дифференциальные зависимости между интенсивностью распределённой нагрузки, поперечной силой и изгибающим моментом. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся статически определимых балок. Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе, осевой момент сопротивления; единицы измерения. Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского для касательных напряжений в поперечных сечениях балок. Эпюры касательных напряжений для балок прямоугольного и двутаврового поперечных сечений по высоте сечения. Моменты сопротивления для простых сечений. | 2 | 2 |
2. | Расчёты балок на прочность по нормальным, касательным, эквивалентным напряжениям. Расчёт балок на жёсткость. Понятие о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе. Формула Мора для определения перемещений. Правило Верещагина для вычисления интеграла мора. | 2 |
3. | Практическое занятие №10. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине балки. | 2 |
4. | Практическое занятие №11. Расчёт балок на прочность. Расчёт балок на прочность по нормальным, касательным, эквивалентным напряжениям. | 2 |
5. | Самостоятельная работа: Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Расчёт балок на прочность. | 6 |
Тема 2.6. Сдвиг и кручение | 1. | Чистый сдвиг. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Модуль сдвига. Зависимость между тремя упругими постоянными. Кручение прямого бруса круглого сечения. Крутящий момент. Эпюра крутящих моментов. Напряжение в поперечном сечении бруса при кручении. Эпюра касательных напряжений по высоте сечения бруса. Угол закручивания. Условия прочности и жёсткости при кручении. | 2 | 2 |
Тема 2.7. Сложное сопротивление | 1. | Понятие о напряжённом состоянии в точке упругого тела. Главные напряжения. Понятие о гипотезах прочности. Эквивалентные напряжения. Проверка прочности. Косой изгиб, основные понятия и определения. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии. Свойства нулевой линии. Построение эпюр нормальных напряжений. Определение прогиба. Внецентренное сжатие бруса большой жёсткости. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии; свойства нулевой линии. Ядро сечения и его свойства. Расчёт на прочность по предельному состоянию. | 2 | 2 |
2. | Практическое занятие №12. Построение эпюр нормальных напряжений. Построение эпюр нормальных напряжений по сечению при косом изгибе и внецентренном сжатии. Расчёты на прочность при косом изгибе и внецентренном сжатии. | 2 |
3. | Самостоятельная работа: Расчёты на прочность при косом изгибе | 4 |
Тема 2.8. Устойчивость центрально-сжатых стержней | 1. | Устойчивые и неустойчивые формы равновесия центрально-сжатых стержней. Продольный изгиб. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня. Пределы применимости формулы Эйлера. Предельная гибкость. Эмпирическая формула Ясинского-Тетмайера. Расчёт центрально-сжатых стержней . Условие устойчивости. Три типа задач при расчёте на устойчивость. | 2 | 2 |
2. | Практическое занятие №13. Расчёт на устойчивость и подбор сечений. Расчёт на устойчивость с использованием коэффициента продольного изгиба, подбор сечений. | 2 |
3. | Самостоятельная работа: Расчёт центрально-сжатого стержня на устойчивость | 4 |
Тема 2.9. Понятие о действии динамических и повторно-переменных нагрузок | 1. | Основные понятия о действии динамических нагрузок. Расчёт при известных силах инерции. Приближённый расчёт на удар. Понятие об усталости. Прочность при переменных напряжениях. | 2 | 2 |
| | Всего: | 99 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета Техническая механика;
лаборатории «Технической механики».
Оборудование учебного кабинета:
- стенды;
- плакаты;
- макеты.
Технические средства обучения:
- компьютерные средства.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: учеб. пособие. М.: Форум - Инфра-М, 2017. 349 стр.
2. Мовнин М.С., Израелит А.Б., Рубашкин А.Г. Основы технической механики: учебник. М.: Политехника, 2017. 286 с.
3. Вереина Л.И., Краснов М.М. Техническая механика: учеб. пособие. М.: Академия, 2018. 288 с.
4. В.И. Сетков. Техническая механика для строительных специальностей. - М.: Академия, 2017.
Дополнительные источники:
1. Сетков В.И. Сборник задач по технической механике: учеб. пособие. М.: Академия, 2017. 224 с.
2. Марченко С.И., Логинова Н.В., Марченко Е.П. Прикладная механика: учеб. пособие. М.: Феникс, 2017. 541 с.
3. Аркуша А.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов: учебник. М.: Высшая школа, 2018. 352 с.
4. Шинкаренко А.А., Киреева А.И. Сопротивление материалов. Учебное пособие. Феникс, 2017. 263 стр.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения. ПК 2.1. Участвовать в авторском надзоре при выполнении строительных работ в соответствии с разработанным объемно-планировочным решением. ПК 2.2. Осуществлять корректировку проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика. | - Экспертная оценка выполнения Практического задания; - Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экзамен |
Умения: | |
Нахождение опорных реакций различных строительных конструкций; виды нагружения строительных конструкций; основы расчета деформаций и подбора поперечных сечений элементов строительных конструкций. | - Экспертная оценка выполнения Практического задания; - Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экзамен |
Знать: | |
виды деформаций и основные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость. | - Экспертная оценка выполнения Практического задания; - Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экзамен |
Критерии оценки знаний и умений обучающихся по технической механике.
Нормы оценок при устной проверке знаний:
Оценка «5» ставится, когда учащийся: а) полностью овладел программным материалом, твердо знает теорию; может прочитать и выполнить решение по предложенным схемам; б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе технической механики терминологии; в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при решении задач, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик: а) полностью овладел программным материалом, но при решении задач возникают небольшие затруднения, вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, правила изображения и условные обозначения знает; б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности; в) при решении задач допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, когда ученик: а) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса; в) задачи решает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, когда ученик: а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя.
Нормы оценок умения выполнять практические работы.:
Оценка «5» Оценка «5» ставится, когда ученик: а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь; решения производит свободно; б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в)ошибки в расчетах не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, когда ученик: а) практические работы выполняет самостоятельно, но с небольшими затруднениями и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь; б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом; в) при выполнении практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Оценка «3» ставится, когда ученик: а) практические работы выполняет неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не вполне своевременно; рабочую тетрадь ведет небрежно; б) в процессе практической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, когда ученик: а) не выполняет обязательные практические работы, не ведет рабочую тетрадь; б) самостоятельные работы выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.