СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Теория и методика социальной работы"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дисциплина ОП.01 «Теория и методика социальной работы» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальност

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Теория и методика социальной работы"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГПОУ «ДОНПЭК»

_______ Е.А. Некрасова

«___»___________ 2021 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01. «Теория и методика социальной работы»


по специальности 39.02.01 «Социальная работа»


















2021

Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.10.2015 г. № 587.




Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий промышленно-экономический колледж»

Разработчик: Подольская Лариса Дмитриевна, преподаватель теории и методики социальной работы, квалификационной категории «специалист первой категории».


Рецензенты: Лох Константин Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Донецкого национального университета

Филатова Ирина Юрьевна, преподаватель правовых дисциплин, квалификационной категории «специалист высшей категории»



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по учебно-

воспитательной работе

_______ Е.А.Некрасова

«____» _______ 2021 г.



Рекомендована с целью

практического применения

методическим советом.

Протокол №__ от «__»______ 2021 г.

Председатель МС _____Н.Н.Любичева


Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии гуманитарных и

социально-экономических дисциплин.

Протокол № __ от «__» 2021 г.

Председатель ЦК ___Ю.Ф.Александрова


Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.

Протокол №__ заседания МС от «__»______ 20___ г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. приложение ___ стр.___)

Председатель МС _____


Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.

Протокол №__ заседания МС от «__»______ 20___ г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. приложение ___ стр.___)

Председатель МС _____


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Cоциальная работа, как общественное явление является своеобразной моделью социальной помощи, которую общество реализует в конкретной исторический период согласно особенностям социальной политики государства, социально-политическо развития общества.

Социальные и экономические изменения в жизни общества вызывают потребность в новом качестве образования. Сегодня в сфере оказания социальной помощи и поддержки требуются люди, умеющие искренне сочувствовать другим. Социальные работники - это специалисты, имеющие веру в социальную справедливость, желающие влиять на жизнь своей страны, работать в команде, интересующиеся личностными и социальными процессами, находящие силы работать в кризисной ситуации, эффективно пользующиеся критикой, имеющие веру в человека, его потенциальные возможности.

Социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Специалисты по социальной работе заняты в различных отраслях социальной сферы общества. Их работа актуальна в социальном обеспечении, в работе с клиентами различных возрастных категорий, и их семьями, а также в работе с инвалидами (как взрослыми, так и детьми), работе с зависимыми от алкоголя и наркотиков и другими.

 Для реализации практической деятельности необходимы знания по предоставлению государственной и негосударственной помощи клиентам с целью обеспечения социальных изменений, решения проблем в человеческих отношениях, расширения потенциала личности и предотвращение дисфункций жизни общества.

Дисциплина ОП.01. «Теория и методика социальной работы» позволяет решать многие из этих проблем, помогает познакомиться с особенностями предоставления помощи лицам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, приобрести навыки выбора оптимального решения, соответствующей техники (метода) решения проблемы. Даная дисциплина является обязательной спецдисциплиной в структуре общей образовательной программы по специальности и направлена на формирование профессионального и личностного роста. 

Цель дисциплины: дать знания об основах теории и методики социальной работы.

Задачи: 

формировать знания теории и методики профессиональной деятельности социального работника;

-  дать понятие этических принципов и норм поведения будущего специалиста;

- раскрыть роль и значение практических навыков осуществления помощи тем клиентам, которые нуждаются в поддержке и защите;

- способствовать осознанию и расширению возможностей и самостоятельности клиентов в преодолении их проблем;

- создать условия для установления связей клиентов с системами, которые имеют необходимые ресурсы и предоставляют услуги;

- способствовать приобретению практического опыта оказания социальной помощи.

Дисциплина ОП.01. «Теория и методика социальной работы» относится к профессиональному учебному циклу, ее содержание может послужить вспомогательным материалом для усвоения и приобретения профессиональных навыком по таким дисциплинам, как ОП.02 Организация социальной работы, ОП.03. Документационное обеспечение управления, МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов, МДК.01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами, МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов, МДК.02.03. Технология социальной работы с семьёй и детьми, МДК.02.04 Социальный патронат различных типов семей и детей, МДК.03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска, МДК.03.03. Социальный патронат лиц из группы риска, МДК.06.01 Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы

Курс строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний, а также на принципах интегративности, доступности и связи с практикой.

Значительная часть времени при изучении дисциплины отводится на проведение лекционных и практических занятий: деловых игр, тестирования, выполнение практических заданий по составлению тезисов, рефератов, а также занятий – семинаров. Методическая направленность занятий по теоретическим основам и методике возможных решений проблем клиентов социальной работы, позволяет обеспечить и расширить профессиональную грамотность и кругозор, коммуникативную и процессуальную подготовку будущего специалиста в решении поставленных задач по оказанию социальной помощи и защиты. Данные особенности и формы организации учебного процесса результативны и для очной, и для заочной форм обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся следующие: иметь представление социальной значимости своей будущей профессии, о информационно-коммуникационных технологиях для совершенствования профессиональной деятельности; уметь организовывать собственную деятельность; определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; создавать условия качественного обслуживания клиентов социальной работы; оценивать уровень рисков и принимать ответственность в нестандартных ситуациях оказания помощи лицам, оказавшимся в тяжёлых жизненных обстоятельствах; координировать работу по организации социального обслуживания клиентов; планировать и проводить профилактические мероприятия по возникновению тяжёлых жизненных обстоятельств у клиентов социальной работы; создавать условия для реабилитации и адаптации лиц групп риска; хорошо ориентироваться в методиках и технологиях социальной работы, применять их на практике соотнося с конкретным случаем оказания помощи; проявлять толерантность в отношении исторического наследия и культурных традиций народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия людей; иметь навыки диагностики тяжёлых жизненных обстоятельств клиентов; заниматься самообразованием и планированием своего профессионального роста.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. «Теория и методика социальной работы» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования со специальности 39.02.01 «Социальная работа».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями среднего профессионального образования для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОП.01 «Теория и методика социальной работы» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

− осуществлять профессиональную деятельность в соответствии профессиональными ценностями социальной работы;

− оперировать основными понятиями и категориями специальности;

− использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

− собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

− категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

− традиции международной благотворительности;

− основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

− основные этапы истории развития социальной работы в Республике и за рубежом;

− общие и частные технологии, методы социальной работы;

− особенности объекта и субъекта социальной работы;

− основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и иные);

− принципы деятельности социального работника;

− понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей;

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.



ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.


1.4 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Очная форма обучения

Максимальная учебная нагрузка студента 106 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 71 час;

- самостоятельной работы студента 35 часов.


Заочная форма обучения

Максимальная учебная нагрузка студента 106 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 71 час;

- самостоятельной работы студента 35 часов.


Очная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Максимальная учебная нагрузка студента 54 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 36 час;

- самостоятельной работы студента 18 часов.


Заочная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Максимальная учебная нагрузка студента 54 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 26 час;

- самостоятельной работы студента 28 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

71

в том числе:


лекции

33

лабораторные занятия (работы)(не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

18

курсовые работы/проекты

20

контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

35

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

14

подготовка рефератов

13

составление тезисов

4

подготовка мини-докладов

4

Итоговая аттестация в форме семестрового контроля и дифференцированного зачёта

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лекции

28

лабораторные занятия (работы)(не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

-

курсовые работы/проекты

20

контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

58

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

20

подготовка рефератов

18

составление тезисов

9

подготовка мини-докладов

9

Итоговая аттестация в форме

двух дифференцированных зачетов;

семестрового контроля и экзамена


Очная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лекции

8

лабораторные занятия (работы)(не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

8

курсовые работы/проекты

20

контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

18

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

-

подготовка рефератов

6

составление тезисов

6

подготовка мини-докладов

6

Итоговая аттестация в форме семестрового контроля и комплексного экзамена


Заочная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

26

в том числе:


лекции

6

лабораторные занятия (работы)(не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

-

курсовые работы/проекты

20

контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

28

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

10

подготовка рефератов

6

составление тезисов

6

подготовка мини-докладов

6

Итоговая аттестация в форме семестрового контроля и экзамена



2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по очно форме обучения

на базе основного общего образования

ОП.01 «Теория и методика социальной работы»

Второе полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

4-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Предмет и задачи социальной работы

1. Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика социальной работы», её место в профессиональной подготовке социального работника

2

2






1

1с.51-56,

2с.14-19

2. Профессиональные ценности и принципы в социальной работе

2

2






1

3с.30-36

3. Клиенты социальной работы

2

2






1

1с.297-311

4. СЗ №1. Парадигмы философии социальной работы

2


2





2

1с.73-76

С.Р. Составление тезисов по теме «Институционализация социальной работы»

4





4


3


Итого по разделу:

12

6

2



4




Раздел 2 Психологические теории в социальной работе

5. Теоретические модели социальной работы

2

2






1

1с.134-140

6. СЗ №2 Психодинамическая модель социальной работы

2


2





2

6с. 127-128

7. Когнитивно-бихевиористская модель социальной работы

2

2






1

6 с.129-130

8. СЗ №3 Гуманистически - экзистенциальный подход в социальной работе

2


2





2

6с. 128-129

9. СЗ №4. Гуманистический подход к личности клиента

2


2





2

1с. 279-281

С.Р. Составление мини-докладов по теме «Преимущества и ограничения психологических моделей социальной работы».

4





4


3


Итого по разделу

14

4

6



4




Раздел 3. Социологические модели социальной работы

10. Системно-экологическая модель социальной работы

2

2






1

2с. 45-46

11. СЗ №5. Клиент в подходе системного подхода

2


2





2

1с.292-297

12. Социально-радикальная модель социальной работы

2

2






1

2с.48-49

С.Р. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Ролевая теория и социальная работа»

4





4


3


Итого по разделу

10

4

2



4




Раздел 4. Комплексные модели социальной работы

13. Кризисное вмешательство.

2

2






1

3с.60-64

14. СЗ №6. Сосредоточенная на задании модель социальной работы.

2


2





2

247-48с

15 Клиент в парадигме метода решения проблем.

2

2






1

1с.284-288

16. Социально-педагогическая модель социальной работы.

2

2






1

2с.197-204

С.Р. Подготовка рефератов по темам «Семейная терапия», «Психосоциальная терапия».

4





4


3


Итого по разделу

12

6

2



4




Всего за семестр

48

20

12



16




Первое полугодие третьего года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

5-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 5. Методы социальной работы

1.Психосоциальная терапия.

1

1






1

Конспект

2. СЗ №7. Клиент в психосоциальной модели социальной работы.

2


2





2

1с.281-284

3.Методы и технологии социальной работы.

2

2






1

3с.36-46,

64-68

4. СЗ №8 Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

2


2





1

1с.419-422

5. Общая модель индивидуальной работы со случаем.

2

2






1

1с.424-432

6. Теоретические подходы к социальной работе с группой.

2

2






1

1с.444-450

7. Этические принципы социального группового работника.

2

2






1

1с.450-451

8. Общая модель социальной работы с группой.

2

2






1

1с.451-458

9. СЗ №9 Направления работы с группой в практике социальной работы.

2


2





2

1с.459-464

С.Р. Составление реферата «Направления клинических моделей групповой работы в практике социальной работы»

9





9



1с.464-473

Итого по разделу:

26

11

6



9




Раздел 6. Написание курсовой работы

10. Выбор темы курсовой работы.

2




2



2,3

Определить тему работы

11. Требование к составлению плана курсовой работы.

2




2



2,3

Составить план курсовой работы

12. Подбор литературы к работе.

2




2



2,3

Обработать и систематизировать литературу

13. Требование к оформлению, написанию и содержанию практического материала курсовой работы.

2




2



2,3

Систематизировать практический материал

14. Требование к оформлению, написанию и содержанию вступительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить вступительную часть

15. Требование к оформлению, написанию и содержанию теоретической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить теоретическую часть

16. Требование к оформлению, написанию и содержанию практической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить практическую часть

17. Требование к оформлению, написанию и содержанию заключительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить заключительную часть

18. Требование к оформлению, написанию и содержанию рекомендаций по проблемным вопросам курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить

рекомендации

19. Оформление курсовой работы.

2




2



2,3

Завершить

работу

20. Дифференцированный зачет.

2

2






3


С.Р. Самостоятельная обработка материала для курсовой работы.

10





10


3


Итого по разделу

32

2



20

10




Всего за семестр

58

13

6


20

19




Объем часов по дисциплине

106

33

18


20

35





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.3. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по очно форме обучения

на базе среднего общего образования

ОП.01 «Теория и методика социальной работы»

Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Предмет и задачи социальной работы

1. Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика социальной работы», её место в профессиональной подготовке социального работника

2

2






1

1с.51-56,

2с.14-19

2. Профессиональные ценности и принципы в социальной работе

2

2






1

3с.30-36

3. Клиенты социальной работы

2

2






1

1с.297-311

4. СЗ №1. Парадигмы философии социальной работы

2


2





2

1с.73-76

С.Р. Составление тезисов по теме «Институционализация социальной работы»

4





4


3


Итого по разделу:

12

6

2



4




Раздел 2 Психологические теории в социальной работе

5. Теоретические модели социальной работы

2

2






1

1с.134-140

6. СЗ №2 Психодинамическая модель социальной работы

2


2





2

6с. 127-128

7. Когнитивно-бихевиористская модель социальной работы

2

2






1

6 с.129-130

8. СЗ №3 Гуманистически - экзистенциальный подход в социальной работе

2


2





2

6с. 128-129

9. СЗ №4. Гуманистический подход к личности клиента

2


2





2

1с. 279-281

С.Р. Составление мини-докладов по теме «Преимущества и ограничения психологических моделей социальной работы».

4





4


3


Итого по разделу

14

4

6



4




Раздел 3. Социологические модели социальной работы

10. Системно-экологическая модель социальной работы

2

2






1

2с. 45-46

11. СЗ №5. Клиент в подходе системного подхода

2


2





2

1с.292-297

12. Социально-радикальная модель социальной работы

2

2






1

2с.48-49

С.Р. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Ролевая теория и социальная работа»

4





4


3


Итого по разделу

10

4

2



4




Раздел 4. Комплексные модели социальной работы

13. Кризисное вмешательство.

2

2






1

3с.60-64

14. СЗ №6. Сосредоточенная на задании модель социальной работы.

2


2





2

247-48с

15 Клиент в парадигме метода решения проблем.

2

2-2




2+2


1

1с.284-288

16. Социально-педагогическая модель социальной работы.

2

2






1

2с.197-204

С.Р. Подготовка рефератов по темам «Семейная терапия», «Психосоциальная терапия».

4





4


3


Итого по разделу

12

4

2



6




Всего за семестр

48

18

12



18




Первое полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

3-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 5. Методы социальной работы

1.Психосоциальная терапия.

1

1






1

Конспект

2. СЗ №7. Клиент в психосоциальной модели социальной работы.

2


2





2

1с.281-284

3.Методы и технологии социальной работы.

2

2






1

3с.36-46,

64-68

4. СЗ №8 Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

2


2





1

1с.419-422

5. Общая модель индивидуальной работы со случаем.

2

2






1

1с.424-432

6. Теоретические подходы к социальной работе с группой.

2

2






1

1с.444-450

7. Этические принципы социального группового работника.

2

2






1

1с.450-451

8. Общая модель социальной работы с группой.

2

2






1

1с.451-458

9. СЗ №9 Направления работы с группой в практике социальной работы.

2


2





2

1с.459-464

С.Р. Составление реферата «Направления клинических моделей групповой работы в практике социальной работы»

9





9



1с.464-473

Итого по разделу:

26

11

6



9




Раздел 6. Написание курсовой работы

10. Выбор темы курсовой работы.

2




2



2,3

Определить тему работы

11. Требование к составлению плана курсовой работы.

2




2



2,3

Составить план курсовой работы

12. Подбор литературы к работе.

2




2



2,3

Обработать и систематизировать литературу

13. Требование к оформлению, написанию и содержанию практического материала курсовой работы.

2




2



2,3

Систематизировать практический материал

14. Требование к оформлению, написанию и содержанию вступительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить вступительную часть

15. Требование к оформлению, написанию и содержанию теоретической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить теоретическую часть

16. Требование к оформлению, написанию и содержанию практической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить практическую часть

17. Требование к оформлению, написанию и содержанию заключительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить заключительную часть

18. Требование к оформлению, написанию и содержанию рекомендаций по проблемным вопросам курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить

рекомендации

19. Оформление курсовой работы.

2




2



2,3

Завершить

работу

20. Дифференцированный зачет.

2

2






3


С.Р. Самостоятельная обработка материала для курсовой работы.

10





10


3


Итого по разделу

32

2



20

10




Всего за семестр

59

13

6


20

20




Объем часов по дисциплине

106

31

18


20

37





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.4. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по заочно форме обучения

на базе среднего общего образования

ОП.01 «Теория и методика социальной работы»

Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Предмет и задачи социальной работы

1. Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика социальной работы», её место в профессиональной подготовке социального работника

2

2






1

1с.51-56,

2с.14-19

2. Профессиональные ценности и принципы в социальной работе

2





2


1

3с.30-36

3. Клиенты социальной работы

2

2






1

1с.297-311

4. СЗ №1. Парадигмы философии социальной работы

2





2


2

1с.73-76

С.Р. Составление тезисов по теме «Институционализация социальной работы»

4





4


3


Итого по разделу:

12

4




8




Раздел 2 Психологические теории в социальной работе

5. Теоретические модели социальной работы

2

2






1

1с.134-140

6. СЗ №2 Психодинамическая модель социальной работы

2





2


2

6с. 127-128

7. Когнитивно-бихевиористская модель социальной работы

2





2


1

6 с.129-130

8. СЗ №3 Гуманистически - экзистенциальный подход в социальной работе

2





2


2

6с. 128-129

9. СЗ №4. Гуманистический подход к личности клиента

2





2


2

1с. 279-281

10. Дифференцированный зачет

2

2








С.Р. Составление мини-докладов по теме «Преимущества и ограничения психологических моделей социальной работы».

2





2


3


Итого по разделу

14

4




10




Всего за семестр

26

8




18






Первое полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма

3-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 3. Социологические модели социальной работы

1. 10. Системно-экологическая модель социальной работы

2

2






1

2с. 45-46

2. 11. СЗ №5. Клиент в подходе системного подхода

2





2


2

1с.292-297

3. 12. Социально-радикальная модель социальной работы

2





2


1

2с.48-49

С.Р. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Ролевая теория и социальная работа»

4





4


3


Итого по разделу

10

2




8




Раздел 4. Комплексные модели социальной работы

4. 13. Кризисное вмешательство.

2

2






1

3с.60-64

5. 14. СЗ №6. Сосредоточенная на задании модель социальной работы.

2





2


2

247-48с

6. 15 Клиент в парадигме метода решения проблем.

2





2


1

1с.284-288

7. 16. Социально-педагогическая модель социальной работы.

2





2


1

2с.197-204

С.Р. Подготовка рефератов по темам «Семейная терапия», «Психосоциальная терапия».

4





4


3


Итого по разделу

12

2




10




Раздел 5. Методы социальной работы

9. 1.Психосоциальная терапия.

2

2






1

Конспект

10. Дифференцированный зачет

2

2








Итого по разделу

4

4








Всего за семестр

26

8




18






Второе полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма

4-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 5. Методы социальной работы

1.Психосоциальная терапия.

2

2






1

Конспект

2. СЗ №7. Клиент в психосоциальной модели социальной работы.

2





2


2

1с.281-284

3.Методы и технологии социальной работы.

2

2






1

3с.36-46,

64-68

4. СЗ №8 Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

2





2


1

1с.419-422

5. Общая модель индивидуальной работы со случаем.

2

2






1

1с.424-432

6. Теоретические подходы к социальной работе с группой.

2

2






1

1с.444-450

7. Этические принципы социального группового работника.

2

2






1

1с.450-451

8. Общая модель социальной работы с группой.

2

2






1

1с.451-458

9. СЗ №9 Направления работы с группой в практике социальной работы.

2





2


2

1с.459-464

С.Р. Составление реферата «Направления клинических моделей групповой работы в практике социальной работы»

8





8



1с.464-473

Итого по разделу:

26

12




14




Всего за семестр

26

12




14




Первое полугодие третьего года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма

5-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 6. Написание курсовой работы

1. Выбор темы курсовой работы.

2




2



2,3

Определить тему работы

2. Требование к составлению плана курсовой работы.

2




2



2,3

Составить план курсовой работы

3. Подбор литературы к работе.

2




2



2,3

Обработать и систематизировать литературу

4. Требование к оформлению, написанию и содержанию практического материала курсовой работы.

2




2



2,3

Систематизировать практический материал

5. Требование к оформлению, написанию и содержанию вступительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить вступительную часть

6. Требование к оформлению, написанию и содержанию теоретической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить теоретическую часть

7. Требование к оформлению, написанию и содержанию практической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить практическую часть

8. Требование к оформлению, написанию и содержанию заключительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить заключительную часть

9. Требование к оформлению, написанию и содержанию рекомендаций по проблемным вопросам курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить

рекомендации

10. Оформление курсовой работы.

2




2



2,3

Завершить

работу

С.Р. Самостоятельная обработка материала для курсовой работы.

8





8


3


Итого по разделу

28




20

8




Всего за семестр

28




20

8




Объем часов по дисциплине

106

28



20

58





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.5. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по очной форме обучения

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

ОП.01 «Теория и методика социальной работы»

Первое полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма (ускоренная)

1-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Методы социальной работы

1.Психосоциальная терапия.

2

2






1

Конспект

2. СЗ №1. Клиент в психосоциальной модели социальной работы.

2


2





2

1с.281-284

3. СЗ №2. Методы и технологии социальной работы.

2


2





2

3с.36-46,

64-68

4. СЗ №3 Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

2


2





2

1с.419-422

5. Общая модель индивидуальной работы со случаем.

2

2






1

1с.424-432

6. Теоретические подходы к социальной работе с группой.

2

2






1

1с.444-450

7. Этические принципы социального группового работника. Общая модель социальной работы с группой.

2

2






1

1с.450-451

1с.451-458

8. СЗ №4 Направления работы с группой в практике социальной работы.

2


2





2

1с.459-464

С.Р. Составление реферата «Направления клинических моделей групповой работы в практике социальной работы»

8





8


3

1с.464-473

Итого по разделу:

24

8

8



8




Всего за семестр

24

8

8



8






Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма (ускоренная)

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 2. Написание курсовой работы

1. Выбор темы курсовой работы.

2




2



2,3

Определить тему работы

2. Требование к составлению плана курсовой работы.

2




2



2,3

Составить план курсовой работы

3. Подбор литературы к работе.

2




2



2,3

Обработать и систематизировать литературу

4. Требование к оформлению, написанию и содержанию практического материала курсовой работы.

2




2



2,3

Систематизировать практический материал

5. Требование к оформлению, написанию и содержанию вступительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить вступительную часть

6. Требование к оформлению, написанию и содержанию теоретической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить теоретическую часть

7. Требование к оформлению, написанию и содержанию практической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить практическую часть

8. Требование к оформлению, написанию и содержанию заключительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить заключительную часть

9. Требование к оформлению, написанию и содержанию рекомендаций по проблемным вопросам курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить

рекомендации

10. Оформление курсовой работы.

2




2



2,3

Завершить

работу

С.Р. Самостоятельная обработка материала для курсовой работы.

10





10


3


Итого по разделу

30




20

10




Всего за семестр

30




20

10




Объем часов по дисциплине

54

8

8


20

18




2.6. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по заочной форме обучения

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

ОП.01 «Теория и методика социальной работы»

Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма (ускоренная)

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Методы социальной работы

1.Психосоциальная терапия.

2

2






1

Конспект

2. СЗ №1. Клиент в психосоциальной модели социальной работы.

2





2


2

1с.281-284

3. СЗ №2. Методы и технологии социальной работы.

2





2


2

3с.36-46,

64-68

4. СЗ №3 Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

2





2


2

1с.419-422

5. Общая модель индивидуальной работы со случаем.

2

2






1

1с.424-432

6. Теоретические подходы к социальной работе с группой.

2

2






1

1с.444-450

7. Этические принципы социального группового работника. Общая модель социальной работы с группой.

2





2


1

1с.450-451

1с.451-458

8. СЗ №4 Направления работы с группой в практике социальной работы.

2





2


2

1с.459-464

С.Р. Составление реферата «Направления клинических моделей групповой работы в практике социальной работы»

8





8


3

1с.464-473

Итого по разделу:

24

6




18




Всего за семестр

24

6




18






Первое полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма (ускоренная)

3-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 2. Написание курсовой работы

1. Выбор темы курсовой работы.

2




2



2,3

Определить тему работы

2. Требование к составлению плана курсовой работы.

2




2



2,3

Составить план курсовой работы

3. Подбор литературы к работе.

2




2



2,3

Обработать и систематизировать литературу

4. Требование к оформлению, написанию и содержанию практического материала курсовой работы.

2




2



2,3

Систематизировать практический материал

5. Требование к оформлению, написанию и содержанию вступительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить вступительную часть

6. Требование к оформлению, написанию и содержанию теоретической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить теоретическую часть

7. Требование к оформлению, написанию и содержанию практической части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить практическую часть

8. Требование к оформлению, написанию и содержанию заключительной части курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить заключительную часть

9. Требование к оформлению, написанию и содержанию рекомендаций по проблемным вопросам курсовой работы.

2




2



2,3

Оформить

рекомендации

10. Оформление курсовой работы.

2




2



2,3

Завершить

работу

С.Р. Самостоятельная обработка материала для курсовой работы.

10





10


3


Итого по разделу

30




20

10




Всего за семестр

30




20

10




Объем часов по дисциплине

54

6



20

28




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Теории и методики социальной работы»

Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • доска.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов /М. В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. 4-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009.- 512с.

2. Технологии социальной работы: Учебник/Под. общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М. ИНФРА-М, 2007 – 400с.

3. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М. ИНФРА-М, 2008 – 427с.

4. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. – 6-е изд., испр. и доп.- М. ИНФРА-М, 2007 – 395с.

5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2009. – 496с.

6. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е издание., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480с


Дополнительные источники:

1. Кабаченко Л.С. Методические рекомендации к изучению курса «Теория и методика социальной работы» для специальности 39.02.01 «Социальная работа». – Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2016.






4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения


Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии профессиональными ценностями социальной работы

Оценка и анализ тестирования.

Оперировать основными понятиями и категориями специальности

Проведение и анализ опроса.


Использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента

Оценка практических умений.

Анализ результатов решение ситуационных задач.

Собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Знания


Категории и понятия социальной работы, специфику профессии

Анализ решения конкретных ситуаций.

Традиции международной благотворительности

Оценка проведения тестирования. Анализ решение конкретных ситуаций.

Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания

Анализ проведения опроса.

Основные этапы истории развития социальной работы в Республике и за рубежом

Мониторинг усвоения раздела.

Общие и частные технологии, методы социальной работы

Проверка и анализ тестирования. Решение практических задач и их анализ.

Особенности объекта и субъекта социальной работы

Проведение тестирования и анализ результатов.

Основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и иные)

Оценка результативности проектирования рабочей ситуации. Оценка практических умений.

Принципы деятельности социального работника

Оценка практических умений.

Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей

Проведение тестирования и анализ результатов.




14