СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА для специальности СПО: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая актуализированная рабочая программа по электротехнике для одной из специальностей ТОП-50

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА для специальности СПО: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета Заведующий отделением протокол № 1 __________О.М. Ткачёва

от «30» августа 2018г. «01»сентября 2018г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Оп 02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

для специальности СПО: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)





















Краснокамск 2018







Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)




Организация-разработчик:

КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»



Разработчик:

Ткаченко Т.Д.

































СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации учебной дисциплины


14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16






















1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.02.)


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

-подбирать электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

-правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

-рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

-снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

-собирать электрические схемы;

-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

знать:

-методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

-основные законы электротехники;

-основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

-основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

-параметры электрических схем и единицы их измерения;

-принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

-принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических устройств и приборов;

-свойства проводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

-способы получения, передачи и использования электрической энергии;

-устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

-характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.4

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

OK 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.

ПК4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением

ПК4.3.Осуществлять испытание нового сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.

ПК 4.4. Вести отчетную документацию по испытаниям сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.



1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:


Всего во взаимодействии с преподавателем 48 часов, в т.ч. теоретическое обучение 40 часов, лабораторные и практические занятия - 8 часов;




















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Всего во взаимодействии с преподавателем

176

в том числе:


лабораторные работы

32

практические занятия

36

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

(если предусмотрено)

-

Промежуточная аттестация в форме экзамена















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника.


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1


2

3

4

Введение

1

Электрическая энергия ее производство распределение и применение. Роль и развитие электрификации и электроники.

2

1

Раздел 1

Электрическое поле




12


Тема 1.1.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

Содержание учебного материала

4



2

Электрическое поле. Основные характеристики электрического поля. Закон Кулона

2

2

3

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

2

2

Тема 1.2. Электростатические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала

8


4

Электрическая емкость. Конденсаторы, соединение конденсаторов.


2


5

Энергия электрического поля конденсаторов. Расчет конденсаторов.


2

2

6

Практическая работа 1

Расчет цепей с конденсаторами. Определение эквивалентной емкости.

2

2

7

Практическая работа 2

Расчет цепей с конденсаторами.

2

2

Раздел 2.

Электрические цепи постоянного тока





48


Тема 2.1.

Электрический ток


Содержание учебного материала

4


8

Электрический ток в проводниках: величина, направление, плотность тока. Электрический ток в различных средах.

2

2

9

Удельная электрическая проводимость и сопротивление проводников. Зависимость сопротивления от температуры.

2

2


Тема 2.2.

Электрическая цепь

Содержание учебного материала

10


10

Элементы электрических цепей их классификация. Электродвижущая сила. Закон Ома для участка цепи, для всей цепи.

2

2

11

Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Энергия, мощность и КПД источника, потребителя электрической энергии.

2

2

12

Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Режимы работы электрических цепей.

2

2

13

Работа источника на преемник с изменяющимся сопротивлением. Расчет задач.

2

2

14

Практическая работа 3

Применение законов Ома, Джоуля –Ленца для расчетов задач.

2

2


Тема 2.3.

Расчет электрических цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

32


15

Цели и задачи расчета электрических цепей. Законы Кирхгофа.

2

2

16

Способы соединения источников и потребителей электрической энергии: последовательное, параллельное и смешанное. Эквивалентное сопротивление.

2

2

17

Практическая работа 4

Расчет линейных цепей постоянного тока методом свертывания.

2

2

18

Практическая работа 5

Расчет сложных цепей постоянного тока методом свертывания.

2

2

19

Расчет сложных цепей постоянного тока методом преобразования схем.


2

2

20

Практическая работа 6

Расчет сложных электрических цепей постоянного тока методом преобразования схем.

2

2

21

Практическая работа 7

Расчет сложных электрических цепей постоянного тока методом преобразования схем.

2

2

22

Метод наложения токов. Расчет цепей методом наложения токов.

2

2

23

Практическая работа 8

Расчет цепей методом наложения токов.

2

2

24

Практическая работа 9

Расчет цепей методом наложения токов.

2

2

25

Расчет цепей методом узлового напряжения.

2

2

26

Практическая работа 10

Расчет цепей методом узлового напряжения.

2

2

27

Практическая работа 11

Расчет цепей методом узлового напряжения.

2

2

28

Лабораторная работа 1

Техника безопасности. Электрооборудование лабораторных стендов.

2

2

29

Лабораторная работа 2

Опытная проверка метода узлового напряжения.

2

2

30

Лабораторная работа 3

Опытная проверка метода наложения токов

2

2


Тема 2.4

Нелинейные цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

2



31

Нелинейные элементы электрических цепей постоянного тока. Вольтамперные характеристики нелинейных элементов.

2


2

Раздел 3.

Магнитное поле



20



Тема 3.1

Магнитные поле и его характеристики







Содержание учебного материала

6


32

Магнитное поле. Характеристики: МДС. Напряженность, магнитное напряжение, магнитная индукция, магнитная проницаемость, магнитный поток.

2

2

33

Закон Био-Савара. Магнитное поле провода с током, трубчатого провода, кольцевой и цилиндрической катушки.

2

2

34

Электромагнитные силы, проводник в магнитном поле, правило левой руки. Взаимодействие параллельных проводов в магнитном поле.

2

2

Тема 3.2

Расчет магнитных цепей

Содержание учебного материала

6


35

Цели и задачи расчета магнитных цепей. Законы магнитных цепей. Магнитное сопротивление.

2

2

36

Расчет неразветвленной магнитной цепи, расчет разветвленной магнитной цепи.


2

2

37

Практическая работа12.

Расчет магнитной цепи.

2

2

Тема 3.3

Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

8


38

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2

2

39

Закон электромагнитной индукции для проводника, контура, катушки. Правило правой руки.

2

2

40

Применение электромагнитной индукции на практике. Явление и ЭДС самоиндукции.

2

2

41

Явление и ЭДС взаимоиндукции. Индуктивность. Принцип работы трансформатора. Вихревые токи, их использование и способы ограничения.

2

2

Раздел 4.

Электрические цепи

переменного тока




94



Тема 4.1.

Начальные сведения о переменном токе


Содержание учебного материала

6


42

Явление переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Величины характеризующие синусоидальную ЭДС. Фаза и сдвиг фаз.

2

2

43

Среднее и действующее значение переменного тока.

2

2

44

Векторные диаграммы, сложение синусоидальных величин.

2

2

Тема 4.2.

Электрические цепи синусоидального тока.

Содержание учебного материала

6


45

Цепь переменного тока с активным сопротивление: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма.

2

2

46

Цепь переменного тока с идеальной индуктивностью: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма.

2

2

47

Цепь переменного тока с емкостью: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма.

2

2

Тема 4.3.

Неразветвлённые цепи синусоидального тока

Содержание учебного материала

24


48

Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. Треугольники напряжений, сопротивлений и мощностей. Коэффициент мощности.

2

2

49

Цепь с активным сопротивлением и ёмкостью.

2

2

50

Неразветвленная цепь с активным сопротивлением, ёмкостью и индуктивностью.

2

2

51

Колебательный контур. Резонанс напряжений.

2

2

52

Расчет неразветвленной цепи с произвольным числом активных и реактивных элементов.

2

2

53

Практическая работа13.

Расчёт неразветвлённой цепи синусоидального тока.

2

2

54

Лабораторная работа 4

Определение индуктивного сопротивления и индуктивности в цепи с R и L.

2

2

55

Лабораторная работа 5

Исследование цепи переменного тока с активным сопротивлением и индуктивностью.

2

2

56

Лабораторная работа 6

Определение ёмкостного сопротивления и ёмкости в цепи с R и С.

2

2

57

Лабораторная работа 7

Исследование цепи переменного тока с активным сопротивлением и ёмкостью.

2

2

58

Лабораторная работа 8

Исследование цепи переменного тока с активным сопротивлением, ёмкостью и индуктивностью.

2

2

59

Лабораторная работа 9

Исследование резонанса напряжений в цепях переменного тока.


2

2

Тема 4.4.

Разветвлённая цепь синусоидального тока.


Содержание учебного материала

14


60

Активный и реактивный токи. Проводимости.

2

2

61

Расчёт разветвлённых цепей синусоидального тока.

2

2

62

Параллельное соединение индуктивности и ёмкости. Резонанс токов.


2

2

63

Символический метод расчёта однофазной цепи.

2

2

64

Практическая работа14.

Расчет разветвленных цепей синусоидального тока.

2

2

65

Практическая работа15.

Расчёт цепей переменного тока символическим методом.

2

2

66

Лабораторная работа 10

Исследование резонанса токов в цепях переменного тока

2

2

Тема 4.5.

Электрические цепи со взаимной индуктивностью


Содержание учебного материала

4


67

Согласное и встречное соединение элементов со взаимной индуктивностью в электрических цепях. Знаки ЭДС и напряжения, обусловленные взаимной индуктивностью. Взаимно индуктивное сопротивление.

2

2

68

Лабораторная работа 11

Исследование цепи с индуктивно связанными катушками

2

2

Тема 4.6.

Трехфазные цепи при соединении нагрузки в звезду

Содержание учебного материала

12


69

Трехфазные системы. Получение трехфазной э.д.с Линейные и фазные эдс, напряжения, токи.

2

2

70

Расчет трехфазных цепей при соединении потребителей звездой при симметричной нагрузке.

2

2

71

Расчет трехфазных цепей при соединении потребителей звездой при несимметричной нагрузке.

2

2

72

Практическая работа16.

Расчет трёхфазных цепей при соединении нагрузки в звезду.

2

2

73-74

Лабораторная работа 12,13

Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду при симметричной и несимметричной нагрузке (четырехпроводная цепь).

4

2

Тема 4.7.

Трехфазные цепи при соединении нагрузки в треугольник


Содержание учебного материала

12


75

Соединение обмоток генератора в треугольник. Расчет трехфазных цепей при соединении потребителей в треугольник при симметричной нагрузке.

2

2

76

Расчет трехфазных цепей при соединении потребителей в треугольник при несимметричной нагрузке. Мощность трёхфазного тока.

2

2

77

Символический метод расчёта трёхфазных цепей.

2

2

78

Практическая работа 17. Расчет трехфазных цепей.

2

2

79-80

Лабораторная работа 14,15

Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником при симметричной и несимметричной нагрузке

4

2

Тема 4.8.

Электрические цепи с несинусоидальным током.

Содержание учебного материала

8


81

Основные понятия. Гармоники. Свойства периодических кривых. Несинусоидальный ток в линейных электрических цепях.

2

2

82

Действующее значение несинусоидальных величин. Мощность несинусоидального тока.

2

2

83

Расчёт электрических цепей с несинусоидальным напряжением и током.

2

2

84

Практическая работа 18

Расчет электрических цепей несинусоидального тока.

2

2

Тема 4.9.

Переходные процессы в электрических цепях.

Содержание учебного материала

8


85

Основные понятия о переходных процессах в электрических цепях. Включение катушки индуктивности на постоянное напряжение.

2

2

86

Отключение и замыкание RL-цепи. Зарядка, разрядка и саморазрядка конденсатора.

2

2

87

Лабораторная работа 16

Исследование переходных процессов зарядки и разрядки конденсаторов

2

2

88

Расчёты переходных процессов

2

2

Самостоятельная работа


Оформление отчётов по лабораторным работам, расчёт практических задач, подготовка к экамену.

6




176+6



3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено следующее специальное помещение:

лаборатория «Электротехники и электроники»,

оснащенная оборудованием:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;

  • техническая документация, методическое обеспечение;

  • стенды и оборудование для выполнения лабораторных занятий;

  • электроизмерительные приборы для выполнения лабораторных работ;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, которые используются в образовательном процессе


3.2.1. Печатные издания

Основная литература:


1. Е.А.Лоторейчук Теоретические основы электротехники-М ИД Форум-Инфра –М. 2012

2. Бутырин П.А. Электротехника : учеб. – М. : ИЦ Академия, 2012

3. Шандриков А.С. Электротехника с основами электроники [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.С. Шандриков. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 320 c. — 978-985-503-577-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67801.html 4. Лихачев В.Л. Электротехника [Электронный ресурс] : практическое пособие / В.Л. Лихачев. — Электрон. текстовые данные. — М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2016. — 608 c. — 978-5-91359-175-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65130.html


Дополнительная литература:

1. Лапынин Ю.Г. Контрольные задания по электротехнике и электронике. – М. : ИЦ Академия, 2011

2. М.Ю.Зайчик. Сборник задач и упражнений по теоретической электротехнике. - М. Энергоатомиздат .2010



3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Электронный ресурс книг по теоретическим основам электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html

  2. Электронный ресурс «Электронная электротехническая библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/

  3. Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика». Форма доступа: http://www.electrik.org/

  4. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа: http://news.elteh.ru/

  5. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа: http://netelectro.ru/

  6. Электронный ресурс «Псоледние автоновости России ». Форма доступа: http://www.informelectro.ru/

  7. Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm





































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;


основные законы электротехники;


основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;


основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;


основы физических процессов в проводниках и диэлектриках;


параметры электрических схем и единицы их измерения;


принципы выбора устройств и приборов;


принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических устройств и приборов;


свойства проводников, электроизоляционных, магнитных материалов;


способы получения, передачи и использования электрической энергии;


устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;


характеристики и параметры электрических и магнитных полей

Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований

обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике,

знает оборудование

правильно выполняет технологические операции

владеет приемами самоконтроля

соблюдает правила безопасности

Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач

Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ

Умения:

подбирать электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;


эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;


рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;


снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;


собирать электрические схемы;


читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;


Успешность освоения умений и умений соответствует выполнению следующих требований:

Обучающийся умеет готовить оборудование к работе

выполнять лабораторные и практические работы в соответствии с методическими указаниями к ним

правильно организовывать свое рабочее место и поддерживать его в порядке на протяжении выполняемой лабораторной работы

умеет самостоятельно пользоваться справочной литературой




Оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ






6