ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)
Рассмотрено методической комиссией филиала № 7 ФКП образовательного учреждения № 46. Протокол от « 28 » августа 2019 г. № 8. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения № 46 И.Б. Лисин «___» __________ 20___ г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОСНОВЫ РЕЗАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ
основной программы профессионального обучения
(профессиональной подготовки)
по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков»
г. Владимир, 2019
Программа учебной дисциплины ОП.02. "Основы резания древесины" разработана на основе профессионального стандарта «Станочник для работы на оборудовании универсального назначения в деревообработке и производстве мебели», утверждённого приказом Минтруда России от 26.12.2014 № 1179н.
Организация-разработчик:
Федеральное казённое профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46)
Разработчик:
Григорьев Игорь Александрович, преподаватель, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ФКП образовательного учреждения № 46.
Рецензенты:
Роднев Андрей Вячеславович, старший мастер ФКП образовательного учреждения № 46;
Кочетков Сергей Александрович, начальник производственно-технического отдела ФКУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Владимирской области.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
| |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
| |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы практики
Программа учебной дисциплины ОП.02. "Основы резания древесины" является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков».
1.2. Место дисциплины в структуре ОППО
Учебный цикл: Общепрофессиональный.
Связь с другими дисциплинами: изучение ОП.02. "Основы резания древесины", проводится одновременно с освоением ОП.01. "Деревообрабатывающие станки", ОП.05. "Материаловедение"""".
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять виды резания;
определять характер стружки;
определять угловые и линейные параметры резца;
подбирать инструмент по виду работ;
определять качество подготовки инструмента к работе;
определять виды брака, причины возникновения и способы его устранения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды резания;
геометрию резца и стружки;
режимы резания;
способы резания древесины;
виды, устройство и назначение ручного деревообрабатывающего инструмента, его характеристику.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательные аудиторные занятия (всего) | 18 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические работы | 8 |
контрольные работы | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Промежуточная аттестация в форме зачёта | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. | Основы резания древесины | 18 |
Тема 1.1. Основы резания древесины | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1. Введение. Элементы резания. Основные понятия и определения. Характеристика лезвия. Классификация. Материалы для режущих инструментов | 1 |
2. Изменение точности размеров детали при затуплении лезвий. Шероховатость обработанной поверхности. Взаимодействие лезвия с древесиной. | 2 |
3. Зависимость главной составляющей силы резания от толщины срезаемого слоя и затупления лезвия. Влияние различных факторов на силы резания и качество обработки. Влияние строения древесины на процесс резания | 2 |
4. Анализ и синтез процесса резания древесины. Режим резания. Точность обработки деталей. | 2 |
Тематика учебных занятий | |
Уроки | 6 |
Урок № 1. Введение. Элементы резания. Основные понятия и определения. Характеристика лезвия. Классификация. Материалы для режущих инструментов | 2 |
Урок № 2. Изменение точности размеров детали при затуплении лезвий. Шероховатость обработанной поверхности. Взаимодействие лезвия с древесиной. | 1 |
Урок № 3. Зависимость главной составляющей силы резания от толщины срезаемого слоя и затупления лезвия. Влияние различных факторов на силы резания и качество обработки. Влияние строения древесины на процесс резания | 2 |
Урок № 4. Анализ и синтез процесса резания древесины. Режим резания. Точность обработки деталей. | 1 |
1 | 2 | 3 |
| Лабораторные работы | 8 |
ЛПЗ № 1 Определение элементов резцов и углов резания по натуральным образцам ручных столярных инструментов. Определение геометрических параметров лезвия дереворежущих инструментов | 2 |
ЛПЗ № 2 Определение остроты лезвия дереворежущих инструментов. Наблюдение процесса стружкообразования при различных исходных условия резания | 2 |
ЛПЗ № 3 Изображение видов резания древесины. Исследование силового взаимодействия лезвия с древесиной | 2 |
ЛПЗ № 4 Определение энергетических характеристик резания и шероховатости обработанной поверхности при пилении круглой пилой. Шероховатость фрезерованной поверхности и геометрия срезаемого слоя | 2 |
Контрольные работы | 2 |
Контрольная работа № 1 «Общие сведения о процессах резания» | 1 |
Контрольная работа № 2 «Основы резания древесины» | 1 |
Зачёт | 2 |
Всего: | 18 |
Уровни освоения учебного материала, обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: технологии и оборудования деревообрабатывающего производства;
мастерской слесарной, ручной обработки древесины, механизированной обработки древесины.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия;
комплект учебно-наглядных средств обучения (мультимедийные презентации, видеоуроки, плакаты, альбомы иллюстраций, информационные стенды, наглядные пособия, готовые столярные изделия, образцы пород древесины, пороков древесины, пиломатериалов, видов материалов на основе древесины, демонстрационный комплект инструментов).
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия, технологические карты);
комплект учебно-наглядных средств обучения (плакаты, альбомы иллюстраций, информационные стенды, наглядные пособия, готовые столярные изделия, образцы пород древесины, пороков древесины, пиломатериалов, видов материалов на основе древесины, демонстрационный комплект инструментов);
Оборудование рабочих мест (на одного обучающегося): заготовки из древесины и материалов на основе древесины; нормативно-техническая документация; наладочный, контрольно-измерительный инструмент; приспособления, оснастка деревообрабатывающих станков; ручной деревообрабатывающий и слесарный инструмент.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
Амалицкий, В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / В.В. Амалицкий, В.В. Амалицкий – 6-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 400 с.
Бобиков, П.Д. Изготовление столярно-мебельных изделий: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Пётр Дмитриевич Бобиков. – 2-е изд., стер. ― М.: «Академия», 2003. ― 360 с.
Крейндлин, Л. Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: учебник для учрежд. нач. проф. образования, проф. обучения учащихся сред. общеобразоват. шк. / Крейндлин Л.Н. - М.: Академия: ИРПО, 1999.
Зайцев, С. А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник для начального профессионального образования / С.А. Зайцев, А. Д. Курано, А. Н. Толстов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
Обливин, В.Н., Никитин Л.И., Гренц Н.В. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях: Учеб. Пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Л.И. Никитин, Н.В. Гренц. ― М.: ПрофОбрИздат, 2002. ― 256 с.: ил.
Справочники:
Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. ― М.: Издательский центр «Академия», 2004. ― 304 с.
Дополнительные источники:
Электронные ресурсы:
Любченко, В.И. Резание древесины и древесных материалов: Учебное пособие для вузов. / В.И. Любченко. ― М.: «Лесная промышленность», 1986. ― 296 с.
Глебов, И. Т. Дереворежущий инструмент. / И.Т. Глебов. ― Урал. гос. лесотехн. ун-т, Екатеринбург, 2002. ― 197 с.
Грубе, А.Э. Дереворежущиее инструменты: Учебник для лесотехнических специальностей. / А.Э. Грубе. – 3-е изд., перераб. и доп. М., «Лесная промышленность», 1971. ― 344 с.
Санёв, В.И. Основы резания древесины: Лабораторный практикум. / В.И. Санёв, А.В. Сергеевичев – СПб.: СПбГЛТА, 2007. 87 с.
Любченко, В.И. Резание древесины и дереворежущий инструмент. Методические указания и журналы к лабораторным работам для всех форм обучения. / В.И. Любченко, В.Г. Суханов Части 1, 2. ― М.: МГУЛ, 2002. -24 с.
Ивилян, И.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. Практикум: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / И.А. Ивилян, Л.М. Кидалова. ― 3-е изд., стер. ― М.: Издательский центр «Академия», 2015. ― 256 с.
Касьянов, И.В. Лабораторный практикум. Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Технология и организация деревообрабатывающих производств» для специальности 250403 «Технология деревообработки». / И.В. Касьянов. — Выходных данных нет. — 2012. — 101 с.
Лешкевич, М. Л. Производственное обучение столяров: рабочая тетрадь Л33 / М. Л. Лешкевич, Г. Н. Некрасова. – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. – 95 с.
Ивановский, В.П. Дереворежущие станки и инструменты: лабораторный практикум для студентов по направлению подготовки 250400-Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств и 651600 – технологические машины и оборудование / В. П. Ивановский, О.А. Сафонов; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». - Воронеж, 2014. - 96 с.
Вандерер, К.М., Специальный дереворежущий инструмент: Учебное пособие для техникумов. / К.М. Вандерер, Г.А. Зотов ― М.: «Лесная промышленность», 1983. ― 208 с.
Легостаев, В.Г. Дереворежущие станки и инструменты: курс лекций. Часть I: учебное пособие с грифом УМО / В.Г. Легостаев, О.Ф. Токарева. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. – 208 с.
Легостаев, В.Г. Дереворежущие станки и инструменты: курс лекций. Часть II: учебное пособие с грифом УМО / В.Г. Легостаев, О.Ф. Токарева. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. – 260 с.
Интернет – ресурсы:
Курс лекций по проблемам механической обработки древесины. Резание древесины. Автор курса - профессор кафедры станков и инструментов Уральского государственного лесотехнического университета И.Т. Глебов. 2008- 2009 гг. URL: http://www.wood.ru/ru/dorez.html
Видеоуроки: Канал Самоделкин 54.URL: https://www.youtube.com/channel/UCITCgGuOka518g54G9AHffA/featured Видеоуроки: Канал Vоха 54.URL: https://www.youtube.com/channel/UCl7Edd5XBbn1WF3yrFaY-fw/feed Видеоуроки: Столярная мастерская. Григорий Ганжа. Мастерская и оборудование.URL: https://www.youtube.com/channel/UCkE7t5s3n38gJxdPc3LsmYA Видеоуроки: Столярная мастерская Ивана Баева. URL: https://www.youtube.com/channel/UCarXwxVZkAAoqnIPgCpoL5Q
Видеоуроки: Видеоканал портала ТРУДЫ Мастеров. URL: https://www.youtube.com/channel/UCzZB2ZLEtu3zRaekjKXc7Pg
Видеоуроки: Столярная школа Rubankov Сергея Кутузова. URL: https://www.youtube.com/user/Ponza2009
Видеоуроки: HeARTwood. URL: https://www.youtube.com/user/TheVersatileMG Видеоуроки: "Папа Карло" Мастерская Максима Козлова. URL: https://www.youtube.com/channel/UC02-8twxpXD2KPVSR5lmEFQ Видеоуроки: Столярка Андрея Ярмолкевича. Заточка инструмента. URL: https://www.youtube.com/user/yplandrew/playlists Видеоуроки: Любишь ли ты инструмент как люблю его я? Видеоканал Володимира Евдокимова. URL: https://www.youtube.com/channel/UC9q17S1Rc5Z8dAnnze_t5Pg Видеоуроки: Sanderelo. Видеоканал Александра Зигфрида. URL: https://www.youtube.com/channel/UCrHIOi0yPH3JKFEbczTexOw
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять виды резания; определять характер стружки; определять угловые и линейные параметры резца; подбирать инструмент по виду работ; определять качество подготовки инструмента к работе; определять виды брака, причины возникновения и способы его устранения. | 1. Определение видов резания по внешнему виду образца. 2. Определение характера стружки её вида и назначения по технической характеристике. 3. Определение угловых и линейных параметров резцов. 4. Определение вида и назначения станка по кинематической схеме. 5. Правильный выбор инструмента по виду предполагаемых работ. 6. Определение качества подготовки дереворежущего инструмента к работе. 7. Определение дефекта на измерительных инструментах. 8. Определение видов брака, причин их возникновения и способов его устранения. 1. Назвать все возможные виды резания древесины. 2. Знать геометрию резца и стружки. 3. Знать режимы и способы резания древесины. 4. Знать виды, название, устройство и назначение ручного деревообрабатывающего инструмента и его характеристику. 5. Назвать задачи основных операций по обработке древесины. 6. Раскрыть сущность выполнения обработки деталей. 7. Назвать основные методы контроля в процессе обработки деталей. 8. Назвать способы и средства, применяемые при обработке древесины. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: виды резания; геометрия резца и стружки; режимы резания; способы резания древесины; виды, устройство и назначение ручного деревообрабатывающего инструмента, его характеристику. |