министерство образования и науки пермского края
Государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение "ЧУСОВСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
оп.03Экология. здоровый образ жизни.
для профессии
16675 Повар
2017 г.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель ЦК Зам. директора по УР
____________________________ __________________________
«_____»_______________2017г. «____»______________2017г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образованияпо профессии 16675 Повар.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчик: Журавлева Нэлля Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум», первойкатегории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиисреднего профессионального образования16675 Повар.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательногоцикла основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть вышеперечисленными умениями и знаниями как элементами компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−−готовность к продолжению образования: повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания:
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя доступные для этого источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося106часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа
обязательных аудиторных практических работ 5 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников, конспектом лекций, заполнение таблиц, письменные ответы на вопросы, собственные наблюдения, подготовка сообщений и презентаций, поиск информации в сети Интернет, выполнение индивидуальных заданий, подготовка материала для исследовательской деятельности) | 32 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2. 2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология. Здоровый образ жизни.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
2 | Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Роль экологии в формировании современной картины мира, практической деятельности людей и создании условий для здорового образа жизни. Значение экологии в освоении профессии. |
Раздел 1.Экология как научная дисциплина. | 17 | |
Тема 1. 1.Общая экология | Содержание учебного материала | | 2 |
2 | Предмет экологии. Экологические законы. Среды обитания. Пути приспособления организмов к среде обитания. Пути воздействия организмов на среду обитания. Экологические факторы и ресурсы среды. | 8 |
2 | Экосистемы. Типы экосистем. Структура биоценоза. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме. |
2 | Практическая работа «Описание структуры биоценоза одной из экосистем». Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. |
2 | Устойчивость и смена экосистем. Контрольная работа по теме «Общая экология» |
Самостоятельная работа обучающихся: «Составление цепей питания» | 3 |
Тема 1. 2.Социальная экология | Содержание учебного материала: | | 1 |
2 | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демографическая ситуация планеты Земля и ее роль в экологии. | 4 |
2 | Природные ресурсы, используемые человеком. Природные ресурсы Пермского края. |
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме: «Природные ресурсы Пермского края» | 3 |
Тема 1. 3.Прикладная экология.
| Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Понятие «Загрязнение среды». Практическая работа «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности (города, поселка) | 5 |
2 | Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. |
1 | Контрольная работа по темам; «Социальная и прикладная экология» |
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме: «Экологические проблемы города Чусовой» | 3 |
Раздел 2. Биосфера, ее загрязнения, последствия загрязнения | 9 | |
Тема 2. 1. Биосфера. | Содержание учебного материала: | | 1 |
1 | Биосфера как глобальная экосистема. Атмосфера, гидросфера, литосфера. Ноосфера.Распространение организмов в биосфере и ее границы. | 1 |
Тема 2. 2. Загрязнение биосферы
| Содержание учебного материала: | | 2 |
1 | Воздействие человека на биосферу как компонента биоты. Загрязнители среды и их виды. | 8 |
2 | Естественное и техногенное загрязнение атмосферы и гидросферы. Последствия загрязнения. |
2 | Значение почвы. Воздействие на почвы: эрозия, загрязнение, опустынивание. Последствия загрязнения почвы. Антропогенное воздействие на недра. |
2 | Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Практическая работа «Основные загрязнители воды, воздуха, почвы» |
1 | Контрольная работа по темам: «Биосфера. Загрязнение биосферы» |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по теме: «Основные источники загрязнения гидросферы своего города, поселка». | 3 |
Раздел 3.Природоохранные мероприятия и их роль в защите окружающей среды и здоровья человека. | 12 | |
Тема 3. 1.Понятия природоохранной деятельности. | Содержание учебного материала: | | 1 |
1 | Понятия природоохранной деятельности и ее необходимость на современном этапе. Основные направления природоохранной деятельности. | 3 |
2 | Экономико-правовые аспекты природоохранной деятельности. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам и их охрана. |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по теме: «Правила поведения людей в окружающей природной среде» | 3 |
Тема3.2. Охрана окружающей среды. | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Охрана атмосферы, гидросферы и здоровье человека. | 4 |
2 | Проблема твердых отходов в быту и промышленности. «Парниковый эффект», разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог. |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по одной из тем: «Парниковый эффект», «Кислотные дожди», «Разрушение озонового слоя» | 4 |
Тема 3.3 . Особо охраняемые территории. | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении экологического равновесия. Виды особо охраняемых природных территорий. | 5 |
2 | Охрана растений и животных. Международные объекты охраны окружающей среды. |
1 | Контрольная работа по темам раздела: «Природоохранные мероприятия и их роль в защите окружающей среды и здоровья человека» |
Самостоятельные работы обучающихся: Примеры растений или животных, занесенных в Красную книгу. | 3 |
Раздел 4. Здоровый образ жизни. | 16 | |
Тема 4. 1. Понятие здоровья и его аспекты. | Содержание учебного материала: | 3 | 1 |
1 | Здоровье как состояние и свойство организма. Здоровье индивидуальное и общественное. |
2 | Физическое здоровье. Социальные и психические аспекты здоровья. |
Тема 4. 2.Компоненты здорового образа жизни | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Факторы здоровья. | 10 |
2 | Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня» |
2 | Гигиена и здоровье. Здоровое питание |
2 | Двигательная активность. Вредные привычки и их влияние на здоровье. |
2 | Качество медицинского обеспечения. Контрольная работа по теме «Компоненты здорового образа жизни» |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка к практической работе: «Обсуждение с членами семьи своего режима дня» | 3 |
Тема 4. 3. Факторы риска здоровья человека. | Содержание учебного материала: | | 1 |
2 | Табакокурение и его последствия. Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека и развитие плода. | 8 |
2 | Использование наркотических и химических средств и их влияние на организм человека |
2 | Болезни века (сердечно-сосудистые, онкологические, аллергические заболевания, психические расстройства). СПИД. Опасности заражения вирусом иммунодефицита человека и профилактика заболевания. |
2 | Чрезвычайные ситуации в природных экологических процессах и их влияние на здоровье человека |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по одной из тем: «Влияние табакокурения на организм человека», «Влияние наркотических средств на организм человека», «Опасности заражения вирусом иммунодефицита человека и профилактика» | 4 |
Тема 4. 4. Влияние природно- экологических факторов на здоровье человека. | Содержание учебного материала: | | 2 |
1 | Природные очаговые болезни и здоровье человека. Сбалансированность и стабильность климатических и ландшафтных условий и их влияние на здоровье человека. | 5 |
1 | Влияние водного компонента окружающей среды на здоровье человека. |
1 | Автомобильный транспорт и его влияние на здоровье человека. |
1 | Шумовое, радиационное и электромагнитное влияние на здоровье человека. |
1 | Контрольная работа по теме: «Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека» |
Тема 4. 5. Влияние социально- экологических факторов на здоровье человека. Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала: | | 1 |
1 | Особенности городской (урбанизированной) среды. Растения в городе и их роль в жизни человека. | 6 |
2 | Экология квартиры, дома. Практическая работа: «Описание жилища человека как искусственной экосистемы» |
2 | Безопасное поведение в быту. |
1 | Биологические ритмы и их роль в жизни человека. Влияние условий учебы и работы на здоровье человека. |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка к практической работе «Описание жилища человека как искусственной экосистемы» по предложенному плану. | 3 |
2 | Дифференцированный зачет | 2 |
| ВСЕГО: | 106 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Введение
Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании научной картины мира и практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении специальности среднего образования.
1. Экология как научная дисциплина
Общая экология.
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.
Социальная экология
Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выявлять основные черты среды, окружающей человека.
Прикладная экология
Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения воздействия на окружающую среду.
2. Биосфера, ее загрязнения, последствия загрязнения
Биосфера
Знать учение В. И. Вернадского о биосфере, круговороте веществ в биосфере. Умение анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности. |
Загрязнение биосферы
Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.
3. Природоохранные мероприятия и их роль в защите окружающей среды и здоровья человека.
Понятия природоохранной деятельности
Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.
Охрана окружающей среды.
Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.
Особо охраняемые территории.
Знакомство с видами и ролью особо охраняемых природных территорий в сохранении экологического равновесия.
Умение находить примеры растений или животных, занесенных в Красную книгу.
4. Здоровый образ жизни.
Понятие здоровья и его аспекты.
Знакомство с социальными и психическими аспектами здоровья человека.
Умение различать понятия здоровья индивидуального, общественного, физического.
Компоненты здорового образа жизни.
Знание компонентов здорового образа жизни.
Умение составлять режим дня.
Факторы риска здоровья человека.
Знание факторов риска здоровья человека.
Умение объяснять влияние табакокурения, наркотических средств, на организм человека. Понимать опасности заражения вирусом иммунодефицита человека.
Влияние природно-
экологических факторов на
здоровье человека.
Знакомство с влиянием природно-экологических факторов на здоровье человека.
Умение оценивать влияние автотранспорта, водного шумового, радиационного и электромагнитного компонентов окружающей среды на здоровье человека.
Влияние социально-
экологических факторов на
здоровье человека.
Знакомство с влиянием социально-экологических факторов на здоровье человека.
Умение описывать особенности городской среды, экологию квартиры, биологические ритмы человека и безопасное поведение человека в быту.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- Наглядные пособия: комплекты учебных таблиц, плакатов, динамические пособия,
иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи, и микропрепараты
биологических объектов;
- Информационно-коммуникативные средства;
- Экранно-звуковые пособия.
3.2. Информационное обеспечение:
Основные источники:
1. Валова В. Д. Экология. – М:, 2012
2. Константинов В.М., Челидзе Б, Ю. Экологические основы природопользования. –М: Издательский центр «Академия», 2014
3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень) 10-11кл. – М: «Просвещение», 2014
4. Чернова Н. М., Галушин В.М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень) 10-11кл. – М: «Просвещение», 2014
5.Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. -М.: «Агадема», 2013.
6. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М: Просвещение, 2013
Дополнительные источники: 1. Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012
2. Пивоваров Ю. П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека6 учебник для студ. Учреждений сред. Прф. Образования. – М:, 2013
Интернет-ресурсы:
1.www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов)
2. www.ecoсulure.ru (Сайт экологического просвещения)
3.www. ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения дисциплины «Экология. Здоровый образ жизни» | |
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора ифункциональной грамотности для решения практических задач | Текущий контроль: стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу биологии; выявление мотивации к изучению нового материала. устный фронтальный и индивидуальный опрос |
−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос. Тематический контроль: проведение практической работы проведение лабораторной работы описание экосистем по плану сообщения по предложенной теме проведение контрольных работ по темам разделов дисциплины; тестирование; проверка выполнения домашней работы; |
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос Тематический контроль: проведение практической работы. |
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическимпроблемам и путям их решения. | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос Тематический контроль: сообщения по предложенной теме Рубежный контроль: проверка и оценка докладов, рефератов, презентаций, проектов. |
Разработчики:
преподаватель | _________________________ | ___________________ |
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |