ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №243
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
г. Невьянск
2020 г.
Рабочая программа разработана на основе профессионального стандарта «Слесарь-электрик» (утверждён приказом Министерства труда и РФ от 12 декабря 2016 г. № 727 н).
Профессия согласно Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513): 19861 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №243 ФСИН России
Разработчики:
Сухинин Александр Митрофанович, преподаватель ФКПОУ №243;
Рекомендована Методической комиссией Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №243
Протокол № 14 от «30» июня 2020г.
© Сухинин А.М.; ФКПОУ №243,
.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика, по рабочей профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- пользоваться инструментами и контрольно – измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
- читать кинематические схемы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды износа и деформации деталей и узлов;
- виды слесарных работ и технологию их выполнения и техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
- кинематику механизмов, соединения деталей машин, механических передач, виды и устройство передач;
- назначение и классификацию подшипников;
- основные типы смазочных устройств;
- принципы организации слесарных работ;
- трение, его виды, роль трения в технике;
- устройство и назначение инструментов и контрольно – измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 16 |
в том числе: | |
практические занятия | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.03 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Организация рабочего места. | Роль и место слесарных работ в промышленном производстве. | 3 | 2 |
Рабочее место слесаря: - техническое оснащение рабочего места; - определение рабочего места; - слесарные верстаки, их устройство и виды; - слесарные тиски, их устройство и виды; - требования к организации рабочего места; - правила содержания рабочего места; - общие сведения о безопасности труда при выполнении слесарных работ | |
Контрольно – измерительные инструменты: - точность обработки; - точность измерений; - измерительные и поверочные линейки и кронциркули; - концевые меры длины; - штангенинструменты; - микрометрические инструменты; - средства измерения углов и конусов; - индикаторные инструменты; - калибры. |
| Практическая работа: Приемы работы контрольно – измерительным инструментом. | 1 |
Тема 2. Слесарные работы. | Плоскостная разметка: - определение, область применения; - инструменты и оборудование; - порядок выполнения разметки; - типичные дефекты при выполнении разметки, их причины и способы предупреждения; - правила техники безопасности. | 3 | 2 |
|
Рубка металла: - определение, область применения; - инструменты и оборудование; - технология рубки металла; - типичные дефекты при рубке металла, их причины и способы предупреждения; - механизация процесса рубки металла; - правила техники безопасности. |
Резка металла: - определения, область применения; - инструменты и оборудование; - технология резки металла ножовкой, ручными ножницами; - типичные дефекты при резании металла, их причины и способы предупреждения; - механизация процесса резки металла; - правила техники безопасности. |
Правка металла: - определения, область применения; - инструменты и оборудование; - технология правки металла; - типичные дефекты при правке , их причины и способы устранения; - механизация процесса правки металла; - правила техники безопасности. |
Гибка металла: - определение, область применения; - инструменты и оборудование; - определение длины заготовки; - технология гибки металла; - типичные дефекты при гибке металла, их причины и способы предупреждения; - механизация процесса гибки металла; - правила техники безопасности. |
Опиливание: - определение, область применения; - классификация напильников; - инструменты и приспособления; - приемы опиливания; - типичные дефекты при опиливании, их причины и способы предупреждения; - правила техники безопасности. |
Сверление, зенкование и развертывание: -определения, область применения; - инструменты и приспособления; - основные элементы сверл; - правила выполнения сверления; - типы зенковок и зенкеров; - технология зенкования и зенкерования; - развертывание отверстий, типы разверкок; - правила выполнения развертывания отверстий; - правила заточки сверл; - типичные дефекты при обработке отверстий, их причины и способы предупреждения; - механизация процессов обработки отверстий; - правила техники безопасности. | |
Нарезание резьбы: - основные определения, область применения; - инструменты и приспособления; - виды резьб, их характеристика; - основные параметры резьбв; - правила нарезания резьбы внутренней и наружной; - типичные дефекты, их причины и способы предупреждения; - правила техники безопасности. |
| Клепка: - определение, область применения; - инструменты и приспособления; -технология выполнения клепки; - типичные дефекты , их причины и способы предупреждения; - правила техники безопасности. |
Шабрение: - назначение, область применения; - инструменты и приспособления; - технология выполнения шабрения; - типичные дефекты при шабрении, их причины и способы предупреждения; - механизация процесса шабрения; - техника безопасности. |
Притирка и доводка: - назначение, область применения; - материалы используемые при притирке; - инструменты и приспособления; - технология притирки и доводки; - типичные дефекты при доводке и притирке, их причины и способы предупреждения; - механизация притирочных и доводочных работ; - техника безопасности. |
Паяние и лужение: - определения, область применения; - инструменты и приспособления; - припои и флюсы; - технология паяния; - технология лужения; - типичные дефекты при паянии, их причины и способы предупреждения; - техника безопасности. |
Склеивание: - назначение, область применения; - марки клеев; - технология процесса склеивания; - техника безопасности. |
Типовые соединения: - назначения, область применения; - методы сборки; - инструменты и оборудование. |
Практические работы: Расчет длины заготовки при гибке металла. | 1 |
Тема 3. Основы технической механики. | Машины и их основные элементы: - основные понятия и определения; - условные обозначения элементов кинематических схем. | 5 | 2 |
Основные критерии работоспособности машин: - работоспособность; - прочность; - точность; - жесткость; - износостойкость; - стойкость к тепловым воздействиям; - виброустойчивость; -надежность. | |
Машиностроительные материалы: - конструкционные материалы; - инструментальные материалы; - композиционные материалы. |
Детали вращательного движения: ось, вал. |
Корпусные детали: - назначение и характеристика деталей; - материалы корпусных деталей. |
Пружины и рессоры: назначение, область применения, виды. |
Неразъемные соединения деталей: - сварные соединения; - расчет сварных соединений; - условное изображение и обозначение сварных швов; - паянные соединения; - заклепочные соединения; - клеевые соединения; - посадка с натягом. |
Разъемные соединения деталей: - резьбовые соединения; - клиновые соединения; - соединения штифтами; - шпоночные соединения; - шлицевые соединения. |
Муфты: - назначение; - нерасцепляемые муфты; - управляемые или сцепляемые муфты; - автоматические ( самодействующие) муфты. |
Фрикционные передачи. |
Ременные передачи. |
Зубчатые передачи: - назначение, область применения; - основные элементы зубчатого колеса; - материалы для изготовления зубчатых колес. |
Передача винт – гайка: - винт – гайка скольжения: назначение, типы резьб; - конструктивные особенности винта и гайки; - винт – гайка качения. |
Дифференцированный зачет | 1 |
Всего часов ( максимальная учебная нагрузка) | 14 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: «Технической механики», мастерской слесарно-механической
Оборудование учебного кабинета:
- доска аудиторная;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные учебные пособия;
- стенд мастера производственного обучения.
Технические средства обучения:
- Системный блок ПК с лицензионным программным обеспечением; - Мультимедиа проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Покровсий Б.С., Слесарное дело: учеб./Б.С.Покровский, В.А. Скакун,- М.: Академия,2015. Веригин Л.И., Техническая механика.- М.: АКАДЕМИЯ, 2015. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: учеб, книга 1 и 2/ Ю.Д.Сибикин. М., АКАДЕМИЯ, 2014. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий.: учеб., Ю.Д.Сибикин, М.Ю.Сибикин.-М.: АКАДЕМИЯ, 2015. Дополнительные источники: Сибикин,Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: учеб, / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин, М. АКАДЕМИЯ: 2002. Макаров Е.Ф., Обслуживание и ремонт электрооборудования электростанций и сетей., М., АКАДЕМИЯ, 2004. |
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования; | расчетно - практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; |
- пользоваться инструментами и контрольно – измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; | контрольные работы; расчетно- практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; индивидуальное проектное задание; |
- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; | внеаудиторная самостоятельная работа |
- читать кинематические схемы; | внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
- виды износа и деформации деталей и узлов; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования; | контрольная работа; расчетно-практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа; |
- виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов; | контрольная работа ; внеаудиторная самостоятельная работа |
- кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; | контрольная работа; расчетно- практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- назначение и классификацию подшипников; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- основные типы смазочных устройств; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- принципы организации слесарных работ; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа; индивидуальные проектные задания |
- трение, его виды, роль трения в технике; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- устройство и назначение инструментов и контрольно – измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; | контрольная работа; практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
6