СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечивает методически правильное планирование выполнения учебной программы по преподаваемой дисциплине.

Данные рабочие программы предназначены для подготовки обучающихся по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков. 

В рабочей программе большое внимание уделяется изучению материалов, которые функционируют на участках деревообрабатывающего производства базового предприятия, что позволяет обучающимся легко адаптироваться на рабочих местах.  После изучения каждой темы, программой предусмотрена сдача зачётов в форме контрольного тестирования. 

Программа рекомендована для профессиональной подготовки обучающихся без отрыва от производства. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)



Рассмотрено

методической комиссией

филиала № 7 ФКП образовательного учреждения № 46.

Протокол от « 28 » августа 2019 г. № 8.




УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП образовательного учреждения № 46


И.Б. Лисин

«___» __________ 20___ г.

М.П.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

основной программы профессионального обучения

(профессиональной подготовки)

по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков

















г. Владимир, 2019

Программа учебной дисциплины ОП.04. "Электротехника" разработана на основе профессионального стандарта «Станочник для работы на оборудовании универсального назначения в деревообработке и производстве мебели», утверждённого приказом Минтруда России от 26.12.2014 № 1179н.


Организация-разработчик:

Федеральное казённое профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46)


Разработчик:

Григорьев Игорь Александрович, преподаватель, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ФКП образовательного учреждения № 46.


Рецензенты:

Роднев Андрей Вячеславович, старший мастер ФКП образовательного учреждения № 46;

Кочетков Сергей Александрович, начальник производственно-технического отдела ФКУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Владимирской области.

























СОДЕРЖАНИЕ




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

7



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

10
































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы практики


Программа учебной дисциплины ОП.04. "Электротехника" является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков».



1.2. Место дисциплины в структуре ОППО



Учебный цикл: Общепрофессиональный.


Связь с другими дисциплинами: изучение ОП.04. "Электротехника", проводится одновременно с освоением ОП.03. "Графика», ОП.06 "Экономические основы производства", ОП.07 "Технические измерения", ОП.08 "Охрана труда", ОП.09. "Безопасность жизнедеятельности".



1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



  • объяснять все явления, сопровождающие действия электрического тока;

  • составлять электрические и магнитные цепи;

  • применять оборудование с электроприводом;

  • подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками.




В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • названия электротехнических приборов и электротехнических машин, устройство, область их применения;

  • условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

  • буквенные обозначения электрических величин;

  • правила составления электрических схем;

  • правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;

  • основы электроники, механики, гидравлики, автоматики в пределах выполняемой работы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:



Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)


Обязательные аудиторные занятия (всего)

18

в том числе:


лабораторные работы


практические работы

8

контрольные работы

2

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)


в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа


Промежуточная аттестация в форме зачёта

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

и формы организации деятельности обучающихся

Объём часов

1

2

3

Раздел 1.

Электротехника

18

Тема 1.1.

Электротехника

Содержание

Уровень освоения

6

1. Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока

1

2. Магнитные цепи. Электромагнитная индукция

2

3. Переменный ток. Трёхфазный ток. Электрические измерения

2

4. Трансформаторы. Электрические машины. Электронные приборы и устройства

2

Тематика учебных занятий


Уроки

6

Урок № 1.

Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока

2

Урок № 2.

Магнитные цепи. Электромагнитная индукция

1

Урок № 3.

Переменный ток. Трёхфазный ток. Электрические измерения

2

Урок № 4.

Трансформаторы. Электрические машины. Электронные приборы и устройства

1

Лабораторные работы

8

ЛПЗ № 1

Электризация тел. Закон Ома

2

ЛПЗ № 2

Применение электромагнитов. Применение индуктивности

2

ЛПЗ № 3

Мощность переменного тока. Соединение фаз нагрузки звездой. Соединение фаз нагрузки треугольником. Измерения мультиметром

2

ЛПЗ № 4

Разновидности трансформаторов. Электрические машины переменного тока. Полупроводниковые приборы. Электропроводность полупроводников

2

1

2

3


Контрольные работы

2

Контрольная работа № 1

«Электрические цепи постоянного тока»

1

Контрольная работа № 2

«Электрические цепи переменного тока»

1

Зачёт

2

Всего:

18



Уровни освоения учебного материала, обозначения:


1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


3.1. Материально-техническое обеспечение


Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: технологии и оборудования деревообрабатывающего производства;

мастерской слесарной, ручной обработки древесины, механизированной обработки древесины.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия;

комплект учебно-наглядных средств обучения (мультимедийные презентации, видеоуроки, плакаты, альбомы иллюстраций, информационные стенды, наглядные пособия, готовые столярные изделия, образцы пород древесины, пороков древесины, пиломатериалов, видов материалов на основе древесины, демонстрационный комплект инструментов).

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия, технологические карты);

комплект учебно-наглядных средств обучения (плакаты, альбомы иллюстраций, информационные стенды, наглядные пособия, готовые столярные изделия, образцы пород древесины, пороков древесины, пиломатериалов, видов материалов на основе древесины, демонстрационный комплект инструментов);

Оборудование рабочих мест (на одного обучающегося): заготовки из древесины и материалов на основе древесины; нормативно-техническая документация; наладочный, контрольно-измерительный инструмент; приспособления, оснастка деревообрабатывающих станков; ручной деревообрабатывающий и слесарный инструмент.










3.2. Информационное обеспечение


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


Учебники:


1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. «Электротехника», Москва Издательский центр «Академия», 2007.

2. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. «Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий», Москва Издательский центр «Академия», 2008.


Дополнительные источники:


Афанасьева Н.А., Булат Л.П. Электротехника и электроника для неэлектрических специальностей. Учеб. пособие. СПб.: СПбГУНиПТ, 2009.

Китаев В.Е. «Электротехника с основами промышленной электроники», Москва Издательство «Высшая школа», 1985.

Ярочкина Г. В., Володарская А. А. Электротехника. Рабочая тетрадь для учащихся учреждений начального профессионального образования, — М.: Изд. центр «Академия», 1998.

Пёрышкин А.В. «Физика», М. Издательство «Дрофа», 2008.

Денисова А.В. Электрические цепи «на ладони»: Методическое пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2014.

Попов В.С., Николаев С.А. «Электротехника», Москва-Ленинград Издательство «Энергия», 1965.

Расовский Э.И. Электротехника в рисунках и чертежах. Часть I Основы электротехники. Государственное энергетическое издательство Москва-Ленинград, 1952.

Расовский Э.И. Электротехника в рисунках и чертежах. Часть II Электрические машины, аппараты и установки. Издательство «Энергия» Москва-Ленинград, 1966.

Маслов М.Ю., Ружников В.А., Скачков Д.В. Контрольные задания и рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Электротехника и электроника». Самара, 2011.

Пискунова Ж.Г., Трубникова В.Н. Методические указания для самостоятельной работы и контрольные вопросы по курсу «Теоретические основы электротехники» Часть I, Оренбург, 2000.

Акулинин И. Н., Кирьянов А. В., Моторина Н. П. Электротехника (часть 1). Электрические цепи: Лабор. раб., Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.

Акулинин И. Н., Набатов К.А., Моторина Н. П. Электротехника (часть 2). Электрические машины: Лабор. раб., Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.

Маслов М.Ю., Ружников В.А., Скачков Д.В. Методическая разработка к лабораторному практикуму по курсу «Электротехника и Электроника». Самара, 2011.

Усольцев А.А. Общая электротехника: Учебное пособие для неэлектротехнических специальностей. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2009.




Интернет-ресурсы:


1. Электротехника (часть I). Линейные электрические цепи. Нелинейные электрические и магнитные цепи – http://ets.ifmo.ru/usolzev/SEITEN/u1/

2. Электрические измерения: Методические указания к лабораторным работам – http://ets.ifmo.ru/shalin/list.htm

3. Испытания электрических машин: Лабораторный практикум – http://elmech.mpei.ac.ru/books/lab/EMtest/index.html

4. Школа для электрика: устройство, проектирование, монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования – http://electricalschool.info/

5. "Основы электротехники". Часть I. – http://old.exponenta.ru/educat/systemat/1006/2_tutorials/et_1.asp

6. "Основы электротехники". Часть II. – http://old.exponenta.ru/educat/systemat/1006/2_tutorials/et_2.asp

7. ToeHelp.Ru: решение задач по электротехнике – http://www.toehelp.ru/

8. Электротехника (часть 1): Конспект лекций – http://ets.ifmo.ru/tolmachev/et1/et1.htm

9. Электротехника в доступной форме – http://electrono.ru/

10. Электротехнологические процессы и оборудование: Электронный учебно-методический комплекс – http://de.dstu.edu.ru/CDOCourses/10.06.2018open/631/316/index.htm

11. Лабораторный практикум в Интернет – http://learning.itsoft.ru/coding/index.html

12. Новости электротехники – http://news.elteh.ru/arh/










4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • объяснять все явления, сопровождающие действия электрического тока;

  • составлять электрические и магнитные цепи;

  • применять оборудование с электроприводом;

  • подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками.


Умение читать структурные, монтажные и простые

электрические схемы:

- перечисление элементов электрических цепей;

- соединение элементов и источников последовательно и параллельно;

- составление схем замещения эл. цепей.


Умение рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических,

магнитных и электронных цепей:

- снятие точных показаний измеряемых величин

- расчёт погрешностей измерений;

- расчёт цены деления приборов.


Умение пускать и останавливать электродвигатели,

установленные на эксплуатируемом оборудовании:

- перечисление двигателей постоянного тока;

- описание устройства и принципа действия

асинхронных двигателей;

- представление основных характеристик;

- снятие рабочих характеристик электродвигателей;

- регулирование частоты вращения асинхронных

двигателей;

- реверсирование и торможение двигателей

постоянного тока;

- устранение неисправностей в процессе работы

электрических машин.


Знание свойств постоянного и переменного электрического тока:

- представление отличий постоянного и переменного токов;

- представление преимуществ переменного перед

постоянным током;

- сравнение источников, приемников, приборов

постоянного и переменного токов.


Знание электроизмерительных приборов (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь:

- перечисление электроизмерительных приборов, их класса точности;

- классификация электроизмерительных приборов;

- обозначение на шкалах электроизмерительных приборов;

- описание устройства и принципа действия;

- включение приборов (параллельно, последовательно) в электрическую цепь.


Знание двигателей постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия:

- перечисление основных элементов и узлов;

электрических машин

- получение электродвижущей силы и электромагнитного момента машин;

- характеристика режимов работы асинхронных машин и машин постоянного тока;

- характеристика режимов работы генератора

- характеристика режимов работы электродвигателя.


Знание аппаратуры и методов защиты электродвигателей от токов короткого замыкания,

заземления, зануления:

- применение аппаратуры защиты электродвигателей;

- использование методов защиты от короткого замыкания;

- применение заземления, зануления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • названия электротехнических приборов и электротехнических машин, устройство, область их применения;

  • условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

  • буквенные обозначения электрических величин;

  • правила составления электрических схем;

  • правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;

  • основы электроники, механики, гидравлики, автоматики в пределах выполняемой работы.