ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.04 Материаловедение
для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
(углубленная подготовка)
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Перечень развиваемых компетенций | 5 |
3. Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
4. Условия реализации учебной дисциплины | 16 |
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 18 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) углубленной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл
Дисциплина «Материаловедение» обеспечивается следующими дисциплинами «Химия», «Физика», «Инженерная графика».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
проводить исследования и испытания материалов;
рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
закономерности процессов кристаллизации структурообразования металлов и сплавов, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
строения и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их область применения;
методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 126 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. Перечень развиваемых компетенций
Дисциплина направлена на развитие следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. |
ПК 1.2 | Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. |
ПК 1.3 | Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
ПК 1.4 | Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. |
ПК 1.5 | Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. |
ПК 2.1 | Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения |
ПК 2.2 | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения |
ПК 2.3 | Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. |
ПК 3.1 | Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей |
ПК 3.2 | Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | - |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
лекционные занятия семинарские занятия | 40 34 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 42 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
решение упражнений подготовка докладов и сообщений расчетно-графическая работа решение ситуационных производственных задач выполнение построений: диаграмм состояния сплавов; кривых охлаждения и нагрева сплавов; циклов термической обработки сплавов работа с нормативно- справочной литературой Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.). | 16 8 - 4 4 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Строение и механические свойства материалов. | | 13 | |
Тема 1.1 Строение металлов | Содержание учебного материала | 4 |
Лекционное занятие. Общие сведения о металлах. Кристаллическое строение металлов. Точечные и линейные дефекты кристаллических структур. Анизотропия металлов. Аллотропия металлов. | | 2 |
Самостоятельная работа студента №1 Подготовка сообщений по теме «Русские учёные- материаловеды и их вклад в науку о материалах» | 2 | |
|
Тема 1.2 Основные механические свойства металлов. | Содержание учебного материала | 9 | |
Семинарское занятие. Свойства материалов и их классификация. Определение прочностных свойств материалов. Способы определения твёрдости материалов. Испытание на ударную вязкость. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | 6 | |
Лабораторная работа №1. Определение твёрдости металлов по методу Бринелля Лабораторная работа №2. Определение твёрдости металлов по методу Роквелла Лабораторная работа №3. Испытание на ударную вязкость | 2 2 2 | |
|
|
Самостоятельная работа студента №2. Упражнения по сравнительному анализу применения способов определения твердости для конкретного материала | 1 | |
|
Раздел 2 Процессы кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов | | 21 | |
Тема 2.1 Кристаллизация металлов. | Содержание учебного материала | 3 | |
Лекционное занятие. Критические точки кристаллизации. Степень переохлаждения. Свободная энергия жидкого и твердого состояния металла Кривые охлаждения металлов. Стадии кристаллизации. Реальное строение кристаллов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента №3. Выполнение упражнений по применению разных способов управления процессом кристаллизации сплавов. | 1 | |
Тема 2.2 Методы исследования структуры металлов | Содержание учебного материала | 4 |
Семинарское занятие. Исследование структуры металлов. Физические методы исследования металлов и сплавов | 2 | 3 |
Самостоятельная работа студента №4. Подготовка сообщений по теме «Новые методы исследования металлов и сплавов» | 2 | |
|
Тема 2.3 Основные сведения из теории сплавов | Содержание учебного материала | 6 | |
Лекционное занятие. Понятие о фазе, компоненте, системе. Взаимодействие | 2 | 2 |
компонентов сплавов в жидком состоянии. Взаимодействие компонентов сплавов в твердом состоянии. Диаграммы состояния двойных сплавов. |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Основные термины теории сплавов. 1.Характер взаимодействия компонентов в твердых сплавах 2.Диаграмма состояния двойных сплавов (четыре типа). | |
Самостоятельная работа студента №5. Упражнения по изучению разных типов диаграмм состояния двойных сплавов. | 2 | |
|
Тема 2.4 Диаграмма состояния «Fe-Fe3C» | Содержание учебного материала | 8 |
Лекционные занятия. Фазы в системе «Fe-Fe3C» Процессы первичной и вторичной кристаллизации сплавов Классификация железно-углеродистых сплавов Превращения в сталях и чугунах при нагреве и охлаждении | 4 | 3 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей. | |
Самостоятельная работа студента №6. Упражнения по построению кривых охлаждения и нагрева железно- углеродистых сплавов. | 2 | |
|
Раздел 3 Термическая обработка металлов. | | 19 | |
Тема 3.1 Основы термической обработки металлов. | Содержание учебного материала | 6 | |
Лекционное занятие. Общие сведения о термической обработке стали. Превращения в стали при нагреве. Превращения в стали при охлаждении Образование перлита, сорбита, троостита, бейнита в стали. | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Диаграмма С-образных кривых. 1. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки. 2. Цементация стали. Азотирование стали 3. Хромирование. | |
Самостоятельная работа студента №7. Упражнения по построению диаграммы С-образных кривых. | 2 | |
|
Тема 3.2 Собственно-термическая обработка металлов. | Содержание учебного материала | 6 | |
Лекционное занятие. Назначение и виды отжига стали. Режимы отжига стали. Нормализация стали. | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Виды закалки стали. Режимы закалки стали. 1.Виды отпуска стали и их назначение 2.Старение стали. 3.Обработка холодом. | |
Самостоятельная работа студента №8. 1.Упражнения по построению цикла термической обработки. 2. Подготовка сообщений по теме «Дефекты термической обработки и их классификация». | 2 | |
|
Тема 3.3 Химико-термическая обработка металлов. | Содержание учебного материала | 7 | |
Лекционное занятие. Общие сведения о химико-термической обработке стали. Цементация стали. Азотирование стали. | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Теоретические основы химико-термической обработки. Цементация стали. Азотирование стали. Нитроцементация стали. | |
Лабораторные занятия | 2 | |
Лабораторное занятие № 4. Изучение структуры стали поле термической обработки и химико-термической обработки. | 2 | |
Самостоятельная работа студента №9. Подготовка сообщений по темам: 1. «Техника термической обработки стали» 2. «Термомеханическая обработка стали» | 1 | |
|
Раздел 4 Конструкционные материалы на основе черных металлов. | | 23 | |
Тема 4.1 Чугуны | Содержание учебного материала | 3 | |
Лекционное занятие. Диаграмма «железо-графит». Классификация чугунов. Графитизированные серые чугуны. Высокопрочные чугуны. Ковкие чугуны Легированные чугуны. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа студента №10. Составление опорного конспекта по теме «Специальные чугуны» | 1 | |
|
Тема 4.2 Углеродистая сталь | Содержание учебного материала | 5 | |
Лекционное занятие. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали. Углеродистые конструкционные стали обычного качества Углеродистые конструкционные качественные стали. Углеродистые конструкционные высококачественные стали. | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Стали углеродистые обыкновенного качества. 1.Качественные углеродистые стали 2.Углеродистые стали специального назначения (автоматная, котельная и др.). | |
Самостоятельная работа студента №11. Подготовка личного банка данных по маркам углеродистой стали (работа с нормативно-справочной литературой). | 1 | |
|
Тема 4.3 Легированная конструкционная сталь. | Содержание учебного материала | 8 | |
Лекционное занятие. Влияние легирующих элементов на свойства стали. Классификация легированной стали. Маркировка легированной стали. Цементируемая сталь. | 2 | 3 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Улучшаемая сталь. Пружинно-рессорная сталь. 1.Шарикоподшипниковая сталь. 2.Автоматная сталь |
Лабораторные занятия | 2 |
Лабораторная работа №5. Изучение структуры и свойств легированных сталей (конструкционных, инструментальных и с особыми свойствами) | 2 |
Самостоятельная работа студента №12. Пополнение банка данных марками легированной стали (работа с нормативно-справочной литературой). Выбор материала для конкретного изделия. | 2 |
Тема 4.4 Стали и сплавы с особыми свойствами | Содержание учебного материала | 7 |
Лекционное занятие. Классификация материалов с особыми свойствами. Коррозия металлов. Методы защиты металлов от коррозии. Коррозионно-стойкие стали Жаростойкие стали Жаропрочные стали Износостойкая сталь | 2 | 3 |
|
|
|
|
|
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Жаростойкие стали. Жаропрочные стали. 1.Износостойкая сталь. 2.Магнитные стали и сплавы: магнитомягкие материалы, магнитотвёрдые материалы. | |
Самостоятельная работа студента №13. 1. Подготовка сообщений «Материалы с особыми физическими свойствами» 2. Упражнения по распознаванию материалов по их маркировке; по выбору материала для конкретной детали в зависимости от условий её эксплуатации. | 3 | |
|
Раздел 5 Конструкционные материалы на основе цветных металлов. | | 14 | |
Тема 5.1 Сплавы меди | Содержание учебного материала | 6 | |
Лекционное занятие. Общие сведения о меди. Классификация сплавов меди. Латуни. Бронза. | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Медные сплавы: общая характеристика и классификация, латуни, бронзы | |
Самостоятельная работа студента №14. Пополнение банка данных сплавами меди (работа с нормативно-справочной литературой). | 2 | |
|
Тема 5.2 Сплавы алюминия | Содержание учебного материала | 4 |
Семинарское занятие. Общие сведения об алюминии. Деформируемые сплавы алюминия: низкопрочные сплавы, средней прочности сплавы, высокопрочные сплавы, ковочные сплавы. Литейные сплавы алюминия. | | 2 |
|
|
Самостоятельная работа студента №15. Пополнение банка данных сплавами алюминия (работа с нормативно-справочной литературой). | 2 | |
|
Тема 5.3 Сплавы титана и магния | Содержание учебного материала | 4 | |
Лекционное занятие. Общие сведения о титане. Сплавы титана. Общие сведения о магнии. Сплавы магния. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа студента №16. Пополнение банка данных сплавами магния и титана (работа с нормативно-справочной литературой). Упражнения по распознавание цветных материалов по их маркировке Выбор материала для конкретного изделия | 2 | |
|
Раздел 6 Конструкционные материалы на основе неметаллов | | 9 | |
Тема 6.1 Пластические массы | Содержание учебного материала | 6 | |
Лекционное занятие. Свойства материалов на основе высокомолекулярных соединений. Термопластичные пластмассы. Термореактивные пластмассы. Состав и применение пластмасс. | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Неметаллические материалы, их классификация, свойства. Достоинства и недостатки, применение в промышленности. Термопластичные пластмассы. Термореактивные пластмассы. | |
Самостоятельная работа студента №17. Упражнения по теме «Виды и применение пластмасс» | 2 | |
|
Тема 6.2 Резина | Содержание учебного материала | 3 | |
Лекционное занятие. Общие сведения о каучуках. Состав резины. Виды резины Резинотехнические изделия. | 1 | 2 |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа студента №18. Подготовка сообщений по теме « Новые материалы на основе каучука» | 1 | |
|
Раздел 7 Новые конструкционные материалы. | | 10 | |
Тема 7.1 Порошковые материалы | Содержание учебного материала | 4 | |
Лекционное занятие. Свойства и особенности производства порошковых материалов. Конструкционные порошковые материалы. Материалы на основе железа. Материалы на основе меди. Пористые материалы. | 2 | 2 |
|
Самостоятельная работа студента №19. Подготовка докладов по теме «Новые конструкционные материалы» | 2 | |
|
Тема 7.2 Композиционные материалы | Содержание учебного материала | 6 | |
Лекционное занятие. Композиционные материалы, классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. Виды композиционных материалов: «металл-металл», «металл- органическое вещество», «углерод – углерод», карбоволокниты, стеклопластики. | 2 | 2 |
|
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Особенности технологии получения композитов. Композиты типа «металл», «металл – неорганическое вещество», «углерод - углерод», «короволокниты», «бороволокниты». | |
Самостоятельная работа студента №20. Подготовка сообщений по теме: Использование композиционных материалов в современной технике. | 2 | |
|
Раздел 8 Инструментальные материалы. | | 15 | |
Тема 8.1 Сталь для измерительного инструмента и инструмента для деформации материалов. | Содержание учебного материала | 4 | |
Лекционное занятие. Требования к инструментальной стали. Сталь для измерительного инструмента. Сталь для инструмента холодной деформации Сталь для инструмента горячей деформации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента №21. Подготовка опорного конспекта по теме «Углеродистая инструментальная сталь» Упражнения по распознаванию инструментальной стали по маркировке. | 2 | |
|
Тема 8.2 Сталь для режущего инструмента | Содержание учебного материала | 7 | |
Лекционное занятие. Требования к стали для режущего инструмента Легированная инструментальная сталь. Высоколегированная быстрорежущая инструментальная сталь | 2 | 2 |
Семинарское занятие | 2 | |
Тема: Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали. Материалы для режущих инструментов низколегированные стали. | |
Самостоятельная работа студента №22. Пополнение банка данных инструментальными материалами (работа с нормативно-справочной литературой). Выбор материала для конкретного инструмента | 3 | |
|
Тема 8.3 Твёрдые инструментальные сплавы. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинарское занятие. Классификация твердых сплавов. Литые сплавы Порошковые металлокерамические сплавы. Сверхтвердые сплавы. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа студента №23. 1.Пополнение банка данных инструментальными материалами (работа с нормативно-справочной литературой). 2.Упражнение по выбору материала для изготовления инструмента | 2 | |
|
Раздел 9 Коррозия металлов. | | 2 | |
Тема 9.1 Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинарское занятие. Общие сведения о коррозии металлов. Сущность и виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии. Металлические покрытия. Неметаллические покрытия. Диффузионная металлизация. Анодная защита. Катодная защита | 2 | 2 |
| | | | Всего: | 126 часов |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории Материаловедения
Оборудование учебной лаборатории:
Прибор для измерения твёрдости по Бринеллю.
Прибор для измерения твёрдости по Роквеллу.
Разрывная машина модели Р-5.
Стилоскоп «Спектор».
Экспрессанализатор АН-7529.
Переносной твёрдомер МЕТ-У1.
Эмиссионный спектрометр «АРГОН-5».
Копёр маятниковый КМ-0,3.
Микроскоп МИМ-7.
Технические средства обучения: Оверхед проектор, экран, кодотранспаранты, мультимедийный проектор; интерактивная доска; Интернет – ресурс; программные средства обучения; Виртуальный кабинет для самостоятельной работы студентов.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Солнцев Ю.П..Вологжанина С.А.Иголкин А.Ф. Материаловедение: учебник. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2013.- 496с.
Дополнительные источники:
Моряков О.С. Материаловедение. М.: «Академия», 2008-240с.
Заплатин В. Н. Основы материаловедения: Учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 256 с.
Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы. М.: Машиностроение, 1980 год.
Лахтин Ю.М. Основы материаловедения. «Металлургия», 1988год.
Самохоцкий А.И., Кунявский М.И. Лабораторные работы по материаловедению и термической обработке металлов. М.: Машиностроение, 1981год.
Марочник сталей (под редакцией Сорокина В.Г.) М.: Машиностроение, 1989год.
Справочник металлиста (под редакцией Рахштадта А.Г.), Т.2
Марочник сталей (под редакцией Зубченко А.В.) М.: Машиностроение, 2005год.
Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы. М.: Машиностроение, 1984год.
10. Методические указания по выполнению лабораторных работ по материаловедению.
11. Карты отчёта к лабораторным работам по материаловедению.
Журналы
Журнал «Технология машиностроения»
Журнал «Металлообработка»
Интернет – ресурсы
1. http://vsempomogu.ru/tehnika/metal/253-16.html - Особые сплавы металлов
2. http://www.autowelding.ru/publ/1/rezanie_metallov/ - Инструментальные материалы
3. http://yandex.ru/yandsearch?text=+порошковые+материалы&clid
4. http://yandex.ru/yandsearch?text=+материаловедение+курс+лекций&clid
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, письменных опросов, контрольных работ, а также при выполнении обучающимися индивидуальных заданий и решения задач и упражнений производственного содержания
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания. | Методы контроля и оценки результатов обучения: Тестирование. Наблюдение за работой обучающихся. Компьютерное тестирование. Выполнение контрольных работ. Текущий контроль в форме устного и письменного опросов; тестирования; проверки практических заданий; решение задач и упражнений; сообщений. Защита индивидуальной и групповой презентации (представление выполненного задания). Рубежный контроль в форме устного и письменного опросов; тестирования; контрольной работы. Итоговый контроль в форме устного экзамена с использованием экзаменационных материалов в виде набора вопросов для устного опроса обучающихся и практических заданий. |
Усвоенные знания: закономерности процессов кристаллизации структурообразования металлов и сплавов, способы защиты металлов от коррозии; классификацию и способы получения композиционных материалов; принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; строения и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их область применения; методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ. |
6