СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечивает методически правильное планирование выполнения учебной программы по преподаваемой дисциплине.

Данные рабочие программы предназначены для подготовки обучающихся по профессии «Столяр», «Мастер столярного и мебельного производства», «Станочник деревообрабатывающих станков».  В рабочей программе большое внимание уделяется изучению материалов, которые функционируют на участках деревообрабатывающего производства базового предприятия, что позволяет обучающимся легко адаптироваться на рабочих местах.  После изучения каждой темы, программой предусмотрена сдача зачётов в форме контрольного тестирования.  Программа рекомендована для профессиональной подготовки обучающихся без отрыва от производства. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)



Рассмотрено

методической комиссией

филиала № 7 ФКП образовательного учреждения № 46.

Протокол от « 28 » августа 2019 г. № 8.




УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП образовательного учреждения № 46


И.Б. Лисин

«___» __________ 20___ г.

М.П.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

основной программы профессионального обучения

(профессиональной подготовки)

по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков

















г. Владимир, 2019

Программа учебной дисциплины ОП.05. "Материаловедение" разработана на основе профессионального стандарта «Станочник для работы на оборудовании универсального назначения в деревообработке и производстве мебели», утверждённого приказом Минтруда России от 26.12.2014 № 1179н.


Организация-разработчик:

Федеральное казённое профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46)


Разработчик:

Григорьев Игорь Александрович, преподаватель, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ФКП образовательного учреждения № 46.


Рецензенты:

Роднев Андрей Вячеславович, старший мастер ФКП образовательного учреждения № 46;

Кочетков Сергей Александрович, начальник-производственно-технического отдела ФКУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Владимирской области.

























СОДЕРЖАНИЕ




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

7



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

9
































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы практики


Программа учебной дисциплины ОП.05. "Материаловедение" является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков».



1.2. Место дисциплины в структуре ОППО



Учебный цикл: Общепрофессиональный.


Связь с другими дисциплинами: изучение ОП.05. "Материаловедение" , проводится одновременно с освоением ОП.01. "Деревообрабатывающие станки", ОП.02. "Основы резания древесины".



1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



  • различать породы древесины;

  • определять пороки древесины;

  • различать по сортам и сортаментам продукцию лесопильного производства;

  • расшифровывать марки материалов;

  • определять основные свойства материалов;

  • выбирать материалы для профессиональной деятельности по их свойствам.




В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



  • породы древесины;

  • строение древесины;

  • пороки древесины;

  • наименование, маркировку и основные свойства обрабатываемых материалов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:



Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)


Обязательные аудиторные занятия (всего)

18

в том числе:


лабораторные работы


практические работы

8

контрольные работы

2

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)


в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа


Промежуточная аттестация в форме зачёта

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

и формы организации деятельности обучающихся

Объём часов

1

2

3

Раздел 1.

Материаловедение

18

Тема 1.1.

Материаловедение

Содержание

Уровень освоения

6

1. Введение. Строение дерева и древесины. Основные породы древесины

1

2. Пороки древесины и их влияние на её качество. Лесо-пиломатериал и заготовки. Обеспечение долговечности древесины

2

3. Механические дефекты и деформация древесины. Материалы на основе древесины. Клеи и лакокрасочные материалы

2

4. Отделочные материалы, крепёж, фурнитура

2

Тематика учебных занятий


Уроки

6

Урок № 1.

Введение. Строение дерева и древесины. Основные породы древесины

2

Урок № 2.

Пороки древесины и их влияние на её качество. Лесо-пиломатериал и заготовки. Обеспечение долговечности древесины

1

Урок № 3.

Механические дефекты и деформация древесины. Материалы на основе древесины. Клеи и лакокрасочные материалы

2

Урок № 4.

Отделочные материалы, крепёж, фурнитура

1

Лабораторные работы

8

ЛПЗ № 1

Годичные слои. Ранняя и поздняя древесина. Свойства древесины. Определение влажности древесины, усушки и разбухания, плотности и прочности при сжатии

2

ЛПЗ № 2

Определение пороков древесины. Определение размеров, объёмов и сорта лесо- и пиломатериала

2

1

2

3


ЛПЗ № 3

Определение размеров шпона, фанеры и оценка их качества по внешним признакам. Определение дефектов пиления, строгания и долбления на натуральных образцах древесины, причин и способов их устранения. Определение качества клея, его вязкости и прочности

2

ЛПЗ № 4

Определение возможных дефектов при непрозрачной и при прозрачной отделках столярных изделий. Определение причин дефектов при шпонировании

2

Контрольные работы

2

Контрольная работа № 1

«Строение дерева и древесины»

1

Контрольная работа № 2

«Материалы на основе древесины. Отделочные материалы»

1

Зачёт

2

Всего:

18



Уровни освоения учебного материала, обозначения:


1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


3.1. Материально-техническое обеспечение


Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: технологии и оборудования деревообрабатывающего производства;

мастерской слесарной, ручной обработки древесины, механизированной обработки древесины.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия;

комплект учебно-наглядных средств обучения (мультимедийные презентации, видеоуроки, плакаты, альбомы иллюстраций, информационные стенды, наглядные пособия, готовые столярные изделия, образцы пород древесины, пороков древесины, пиломатериалов, видов материалов на основе древесины, демонстрационный комплект инструментов).

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия, технологические карты);

комплект учебно-наглядных средств обучения (плакаты, альбомы иллюстраций, информационные стенды, наглядные пособия, готовые столярные изделия, образцы пород древесины, пороков древесины, пиломатериалов, видов материалов на основе древесины, демонстрационный комплект инструментов);

Оборудование рабочих мест (на одного обучающегося): заготовки из древесины и материалов на основе древесины; нормативно-техническая документация; наладочный, контрольно-измерительный инструмент; приспособления, оснастка деревообрабатывающих станков; ручной деревообрабатывающий и слесарный инструмент.










3.2. Информационное обеспечение


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Учебники:


Степанов, Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева / Б.А. Степанов. Учебник для НПО ― М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2000. ― 328 с.

Степанов, Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для нач. проф. образования / Б.А. Степанов. ― М.: Издательский центр «Академия», 2003. ― 336 с.


Справочники:


Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. ― М.: Издательский центр «Академия», 2004. ― 304 с.


Дополнительные источники:

Электронные ресурсы:


Ивилян, И.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. Практикум: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / И.А. Ивилян, Л.М. Кидалова. ― 3-е изд., стер. ― М.: Издательский центр «Академия», 2015. ― 256 с.

Лешкевич, М. Л. Производственное обучение столяров: рабочая тетрадь Л33 / М. Л. Лешкевич, Г. Н. Некрасова. – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. – 95 с.


Интернет – ресурсы:


Материаловедение. Конспект лекций: кратко, самое главное. URL: http://www.diagram.com.ua/info/konspekti-shpargalki/konspekti-shpargalki145.shtml Материаловедение. Конспекты, лекции. URL: http://www.libma.ru/tehnicheskie_nauki/materialovedenie_konspekt_lekcii/p1.php





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • различать породы древесины;

  • определять пороки древесины;

  • различать по сортам и сортаментам продукцию лесопильного производства;

  • расшифровывать марки материалов;

  • определять основные свойства материалов;

  • выбирать материалы для профессиональной деятельности по их свойствам.

- Определяет породу древесины по ее внешнему виду;

- определять приборами и по внешнему виду основные физико-механические (эксплуатационные) свойства древесины;

- распознаёт и определяет пороки древесины;

- пользуется стандартами и другими справочно-нормативными пособиями на лесоматериалы;

- определяет объём и сорт лесоматериалов, проводит соответст­вующую маркировку;

- определяет конкретные пути рационального использования дре­весного сырья в народном хозяйстве, включая правильный целевой выбор древесной породы, малоотходную лесозаготовку и удлинение эксплуатационного срока изделий из древесины.


- Достоинства и недостатки древесины как материала;

- строение древесины хвойных и лиственных пород;

- физические, механические и технологические свойства древесины;

- классификацию пороков;

- химический состав древесины и возможности её использования в качестве химического сырья;

- виды пороков древесины и причины их появления;

- организационно-правовые основы стандартизации и сертифи­кации продукции;

- товароведческие характеристики лесных материалов; - требования к обмеру, учёту, хранению и реализации лесомате­риалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • породы древесины;

  • строение древесины;

  • пороки древесины;

  • наименование, маркировку и основные свойства обрабатываемых материалов.