Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Протокол №____"___"__________2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1569 от 9 декабря 2016 г.).
Перечень профессиональных компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1. | Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента |
ПК 1.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами |
ВД 2. | Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента |
ПК 2.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ВД 3. | Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента |
ПК 3.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами |
ВД 4. | Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента |
ПК 4.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами |
ВД 5. | Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента |
ПК 5.1. | Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Уровень освоения | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачи дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Роль знаний по охране труда в профессиональной деятельности. Состояние охраны труда в отрасли | 1 | 2 | |
Раздел 1. | Нормативно - правовая база охраны труда | 14 | |
Тема 1.1 Законодательство в области охраны труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
1. Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение. Федеральные законы в области охраны труда: Конституция Российской Федерации, «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 33-36). Основные нормы, регламентирующие этими законами, сферами их применения. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Полномочия органов государственной власти России и субъектов РФ, а также местного самоуправления в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда (Трудовой кодекс РФ, ст. 211). | 1, 2 | 2 |
2. Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты. Межотраслевые правила по охране труда, назначение, содержание, порядок действия. Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях: назначение, содержание | 2,3 | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных занятий | 2 |
Практическое занятие 1. Оформление нормативно-технических документов, в соответствии c действующими Федеральными Законами в области охраны труда | 2 |
Тема 1.2. Обеспечение охраны труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
1. Обеспечение охраны труда: понятие, назначение. Государственное управление охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Органы надзора и контроля за охраной труда. Федеральные инспекции труда: назначение, задачи, функции. Права государственных инспекторов труда. Государственные технические инспекции (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанинспекция, Государственная пожарная инспекция и др.), их назначение и функции | 1, 2 | 2 |
2. Административный, общественный, личный контроль за охраной труда. Права и обязанности профсоюзов по вопросам охраны труда. Правовые акты, регулирующие взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (Коллективный договор, соглашение по охране труда). Ответственность за нарушение требований охраны труда: административная, дисциплинарная, уголовная | 2 | 2 |
Тема 1.3. Организация охраны труда в организациях, на предприятиях | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права, функциональные обязанности. Основание для заключения договоров со специалистами или организациями, оказывающими услугу по охране труда. Комитеты (комиссии) по охране труда: состав, назначение Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Соответствие производственных процессов и продукции требования охраны труда. Обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда. Санитарно-бытовые и лечебно профилактическое обслуживание работников. Обеспечение прав работников на охрану труда. Дополнительные гарантии по охране труда отдельных категорий работников | 2 | 2 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
2. Обеспечение и профессиональная подготовка в области охраны труда. Инструктажи по охране и технике безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий), характеристика, оформление документации. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда | 3 | 2 |
Раздел 2. | Условия труда на предприятиях общественного питания | 14 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
Тема 2.1 Основы понятия условия труда. Опасные и вредные производственные факторы | Содержание учебного материала | 6 |
1. Основные понятия: условия труда, их виды. Основные метеорологические параметры (производственный микроклимат) и их влияние на организм человека. Санитарные нормы условий труда. Мероприятия по поддерживанию установленных норм | 1 | 2 |
2. Вредные производственные факторы: понятие, классификация. Краткая характеристика отдельных видов вредных производственных факторов (шум, вибрация, тепловое излучение, электромагнитные поля и т.д.), и воздействие на человека | 2, 3 | 2 |
3. Допустимые параметры опасных и вредных производственных факторов, свойственных производственным процессам в общественном питании. Понятие о ПДК (предельно-допустимых концентрациях) вредных факторов. Способы и средства защиты от вредных производственных факторов | 2 | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных занятий | 2 |
Практическое занятие 2. Исследование метеорологических характеристик помещений, проверка их соответствия установленным нормам охраны труда | 2 |
Тема 2.2 Производственный травматизм и профессиональные заболевания | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
1. Производственный травматизм и профессиональные заболевания: понятия, причины и их анализ. Травмоопасные производственные факторы в предприятиях общественного питания. Изучение травматизма: методы, документальное оформление, отчетность. Первая помощь при механических травмах (переломах, вывихах, ушибах и д. т.), при поражениях холодильными агентами и др. основные мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний | 2 | 2 |
2. Несчастные случаи: понятия, классификация. Порядок расследования и документального оформления и учета несчастных случаев в организациях. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников в связи с несчастными случаями. Доврачебная помощь пострадавшим от несчастного случая | 2, 3 | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие 3. Анализ причин производственного травматизма на предприятии. Определение коэффициентов травматизма: общего, частоты, тяжести, оформление актов | 2 |
Раздел 3. | Электробезопасность и пожарная безопасность | 22 | |
Тема 3.1 Электробезопас-ность | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
1. Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током. Условия возникновения электротравм, их классификация. Факторы, влияющие на тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия, особенности состояния организма) | 2 | 1 1 1 1 2 |
2. Классификация условий работы по степени электробезопасности. Опасные узлы и зоны машин. Требования электробезопасности, предъявляемые к конструкции технологического оборудования | 2 |
3. Защита от поражения электрическим током. Технические способы защиты (защитное заземление и зануление, защитное отключение, изоляция и ограждение токоведущих частей), понятие, назначение. Порядок и сроки проверки заземляющих устройств, и сопротивление изоляции. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током, их виды, назначение, сроки проверки, правила эксплуатации и хранения | 2 |
4. Статистическое электричество: понятие, способы защиты от его воздействия | 2 |
5. Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности на предприятиях общественного питания | 3 |
Тема 3.2 Пожарная безопасность | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
1. Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения. Правовая база: ФЗ «О пожарной безопасности», стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности. Организация пожарной охраны в предприятиях. Пожарная безопасность зданий и сооружений (СниП 21-01-97). Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-99). Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечением пожарной безопасности в предприятиях. Государственная служба пожарной безопасности: назначение, структура, область компетенции. | 2 | 1 1 2 1 1 |
2. Противопожарный инструктаж: понятие, назначение, виды, порядок, сроки проведения и документальное оформление. Противопожарный режим содержания территории предприятия, его помещений и оборудования. Действия администрации и работников предприятия при возникновении пожаров. Эвакуация людей из помещений, охваченных пожаров. | 2 |
3. Факторы пожарной опасности отраслевых объектов. Основные причины возникновения пожаров в предприятиях, способы предупреждения и тушения пожаров. Огнетушители: назначение, типы, устройство, принцип действия, правила хранения и применения | 2 |
4. Пожарный инвентарь. Противопожарное водоснабжение, его виды, особенности устройства и применения. Средств пожарной сигнализации и связь, их типы, назначение | 2 |
5. Организация эвакуации людей при пожаре на предприятии общественного питания | 3 |
Тематика практических занятий и лабораторных занятий | 6 | |
Практическое занятие 4. Овладения приемами эксплуатации средств тушения пожаров, пожарной сигнализации и связи Практическое занятие 5 Составление плана эвакуации людей при пожаре на предприятии общественного питания | 4
2 |
Тема 3.3 Требования безопасности к производственному оборудованию | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7, 9, 10 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, ПК 5.1 |
1. Нормативная база: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности | 2 | 2 |
2. Общие требования безопасности, предъявляемые к торгово-технологическому оборудованию (к материалам, конструкции, эксплуатации, элементам защиты, монтажу и т.д.). Опасные зоны технологического оборудования | 2 | 1 |
3. Специальные требования безопасности при эксплуатации различных типов торгово-технологического оборудования: механического, торгового, измерительного, холодильного, подъемно-транспортного и др. | 2 | 1 |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего: | 54 | |
Технические средства обучения: компьютер, средства аудиовизуализации, мультимедийный проектор.
Освоение данной учебной дисциплины осуществляется параллельно изучению дисциплин общепрофессионального цикла «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», «Основы товароведения продовольственных товаров», «Техническое оснащение и организация рабочего места» и профессионального модуля ПМ.01 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного;
Реализация программы дисциплины предусматривает выполнение обучающимися заданий для практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы с использованием персонального компьютера с лицензионным программным обеспечением и с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, укомплектованным печатными изданиями по дисциплине из расчета одно печатное издание на одного обучающегося. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
При реализации программы дисциплины проводятся консультации для обучающихся. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются преподавателем.
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации.
Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах «Повар», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии
43.01.09 Повар, кондитер, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: | | |
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; | Полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии. Не менее 70% правильных ответов. Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений (%): 90 ÷ 100 «5» отлично 80 ÷ 89 «4» хорошо 70 ÷ 79 «3» удовлетворительно менее 70 «2» не удовлетворительно Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений (%): 90 ÷ 100 «5» отлично 80 ÷ 89 «4» хорошо 70 ÷ 79 «3» удовлетворительно менее 70 «2» не удовлетворительно | Текущий контроль: -письменный/устный опрос; -тестирование Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -тестирования. |
обязанности работников в области охраны труда; |
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; |
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); |
порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; |
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной |
Умения: | | |
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий. Точность оценки. Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий. Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий. Точность оценки. Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий. | Текущий контроль: - защита отчетов по практическим и лабораторным занятиям; - наблюдение демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических и лабораторных занятий. Промежуточная аттестация: - оценка выполнения практических заданий на зачете |
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; |
участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности; |
проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; |
вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Охрана труда» может быть использована при профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации по профессиям «Повар», «Кондитер».