СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности» по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности»

 

по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение

управления и архивоведение

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности» по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»




УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора
__________ Е.А.Некрасова

«____»____________ 20____ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности»


по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение

управления и архивоведение



















Донецк

2023 год

Программа учебной дисциплины ОП.06 «Русский язык в профессиональной деятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденного Приказом Министерства просвещения России от 26.08.2022 № 778.

Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий колледж промышленных и социальных технологий»


Разработчик:


Бондарь Наталья Аликовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Донецкий колледж промышленных и социальных технологий», квалификационной категории «специалист»










Рассмотрена и одобрена

на заседании цикловой комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от «____»______2023 г.

Председатель _______ И.Ю.Филатова













СОДЕРЖАНИЕ



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


12
































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП. 06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности. 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2.

ПК 1.7.

ПК 1.8.

владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики;

письменный текст с соблюдением требований официально-делового стиля;

использовать особенности языка документов: стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д.

профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учетом современной практики письма;

пользоваться справочной литературой;

владеть культурой речи при приеме посетителей.

основные жанры официально-делового стиля, содержание и структуру функционально-стилистического пространства
делового языка, композицию документного текста;

традиции письменного речевого
поведения в деловом коммуникативном пространстве;

свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка;

современные нормы устной и письменной речи;

правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма;

правила речевого этикета;

специфику редакторской работы с текстами деловой документации.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

(заочная форма обучения)


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

64

Самостоятельная работа

44

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

12

в том числе:

теоретическое обучение

12

лабораторные работы

-

практические занятия

-

консультации

2

Промежуточная аттестация проводится в форме

семестрового контроля и экзамена

6







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Русский язык в профессиональной деятельности» заочной формы обучения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Стили речи

2/-/-


Тема 1.1.

Стили речи. Официально- деловой стиль речи.

Содержание учебного материала

Современный русский литературный язык и его стили. Общая характеристика официально-делового стиля речи, его подстилей и жанров. История формирования официально-делового стиля. Стилистические особенности языка деловых бумаг.

2

ОК 01;ОК 02;

ОК 04; ОК 05; ОК 09

ПК 1.2.; ПК 1.7.

ПК 1.8.

Раздел 2. Нормы литературного языка в деловой документации

6/-/22


Тема 2.1.

Лексические нормы в деловой документации.


Содержание учебного материала

Употребление заимствований в деловой речи. Использование фразеологических средств в текстах документов.

2

ОК 01; ОК 02

ОК 04; ОК 05

ОК 09; ПК 1.2.

ПК 1.7.; ПК 1.8.

Самостоятельная работа. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Плеоназм. Тавтология. Речевая недостаточность. Паронимы в составе деловой лексики. Редактирование документов: выявление лексических ошибок.

2

Тема 2.2.

Морфологические нормы в деловой документации.


Содержание учебного материала

Глагол как часть речи. Морфологический разбор.

2


ОК 01; ОК 02

ОК 04; ОК 05

ОК 09; ПК 1.2.

ПК 1.7.; ПК 1.8.

Самостоятельная работа. Особенности употребления имен существительных в документах. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода, числа. Склонение имен существительных собственных. Особенности употребления местоимений в документах. Особенности употребления числительных и сочетаний имен числительных с именами существительными.

2

Самостоятельная работа. Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен существительных.

Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен числительных и местоимений.

4

Тема 2.3.

Синтаксические нормы в деловой документации.




Содержание учебного материала

Понятие о предложении. Классификация предложений.



2

ОК 01; ОК 02

ОК 04; ОК 05

ОК 09; ПК 1.2.

ПК 1.7.; ПК 1.8.


Самостоятельная работа. Предложное и беспредложное управление. Выбор предлога и падежной формы. Производные предлоги. Падеж дополнения при глаголах с отрицанием. Нанизывание падежей. Управление при однородных членах предложения. Согласование сказуемого с подлежащим, в том числе и с однородными подлежащими.

2

Самостоятельная работа. Согласование определений с существительными. Употребление причастных и деепричастных оборотов в документах. Трудные случаи обособления определений и обстоятельств. Параллельные синтаксические конструкции. Согласование приложений. Трудные случаи обособления приложений.

4

Самостоятельная работа. Глагольное и именное управление в текстах документов. Согласование сказуемого с подлежащим: стилистические ошибки в текстах документов.

Употребление параллельных синтаксических конструкций в текстах документов. Согласование приложений и определений: стилистические ошибки в текстах документов.

4

Тема 2.4.

Нормы правописания в деловой документации.

Самостоятельная работа. Типичные орфографические ошибки в текстах служебных документов.

Типичные пунктуационные ошибки в текстах служебных документов.

4

ОК 01; ОК 02

ОК 05; ОК 09

ПК 1.7.; ПК 1.8.

Раздел 3. Правила оформления наименований в текстах документов

2/-/8


Тема 3.1.

Правила оформления наименований в текстах документов.

Содержание учебного материала

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и речи. Функциональные стили.



2




ОК 01; ОК 02

ОК 05; ОК 09

ПК 1.7.; ПК 1.8.

Самостоятельная работа. Правила оформления номенклатурных наименований. Правила оформления адресата. Правила оформления наименований вида документа и заголовка. Правила оформления дат, календарных сроков, времени. Правила оформления чисел.



4

Самостоятельная работа. Употребление прописной буквы в деловой документации. Редактирование служебных документов.

4

Раздел 4. Создание текста документа

2/-/14


Тема 4.1.

Композиционные особенности документов.

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа. Композиция документов: логическая, формальная, реквизитная, информационная. Соотнесенность композиции с типом документа. Способы изложения материала в документе. Соразмерность частей документа. Рубрикация.

4

ОК 01; ОК 02

ОК 05; ОК 09

ПК 1.7.; ПК 1.8.

Самостоятельная работа. Редактирование служебных документов.

2

Тема 4.2.

Составление текстов документов. Деловая переписка.

Содержание учебного материала

Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление.

2

ОК 01; ОК 02

ОК 05; ОК 09

ПК 1.7.; ПК 1.8.

Самостоятельная работа. Особенности составления текстов распорядительных, организационно-правовых, информационно-справочных документов. Особенности составления текстов личных деловых бумаг. Деловые письма: разновидности, правила составления, устойчивые языковые конструкции.

4

Самостоятельная работа. Составление и стилистическая правка документов.

Составление и стилистическая правка деловых писем.

2


Самостоятельная работа: Изучить особенности составления текстов личных деловых бумаг. Деловые письма: разновидности, правила составления, устойчивые языковые конструкции.

2

Промежуточная аттестация - экзамен

6


Всего:

18/-/44


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Русского языка в профессиональной деятельности», оснащенный:

оборудованием: рабочие стол и стул по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя;

техническими средствами обучения: персональный компьютер, принтер, проектор, интерактивная приставка к доске или интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6.

  2. Иванова, А. Ю. Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Ю. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13860-3.

  3. Марьева, М.В. Русский язык в деловой документации: учеб. / М.В. Марьева. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 323 с. – (Среднее профессиональное образование).

  4. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб. пособие / Л.В. Рахманин. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2019. – 256 с. – (Стилистическое наследие).

  5. Трофимова, О.В. Основы делового письма: учеб. пособие / О.В. Трофимова, Е.В. Купчик. – 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 304 с.


3.2.2. Основные электронные издания

  1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449718.

  2. Иванова, А. Ю. Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Ю. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13860-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475543.

  3. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469605.

  4. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452346.


3.2.3. Дополнительные источники:

1. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник- практикум / Н.С. Водина [и др.] – 23-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2020. – 320 с.

2. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6.

3. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник- практикум / Н.С. Водина [и др.]–23-е изд. – М.:ФЛИНТА: Наука,2020. – 320 с.

Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. 11-е изд., исправ. и доп. – М.: АЙРИС-пресс, 2020. – 496 с.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

основные жанры официально-делового стиля, содержание и структуру функционально- стилистического пространства делового языка, композицию документного текста;

традиции письменного речевого поведения в деловом коммуникативном пространстве;

свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка;

современные нормы устной и письменной речи;

правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма;

правила речевого этикета;

специфику редакторской работы с текстами деловой документации.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

оценка результатов устного и письменного опроса;

оценка результатов выполнения практических работ;

оценка результатов проверочных работ;

оценка результатов выполнения тестовых заданий;

экзамен

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики;

продуцировать письменный текст с соблюдением требований официально-делового стиля;

использовать особенности языка документов: стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д.

профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учетом современной практики письма;

пользоваться справочной литературой;

владеть культурой речи при приеме посетителей.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

оценка результатов выполнения практических работ;

оценка результатов проверочных работ;

оценка результатов выполнения тестовых заданий;

экзамен.




6