Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 Математические методы решения прикладных профессиональных задач |
для специальности 13.02.07Электроснабжение |
Базовый уровень
профиль обучения: технологический форма обучения: очная |
2024
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе «____» _____________ 2024 г. __________ И.В. Костюченко ОДОБРЕНА на заседании педагогического совета колледжа Протокол от «__»___________ 2024 г. №_ | | РАССМОТРЕНА На заседании УМО преподавателей математики, информатики и инженерной графики Протокол от «__» ________ 2024 г. №_ Председатель УМО _____________ Л.Н. Кравченко |
Организация – разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский технический колледж» (ГБПОУ КК КТК).
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08 Математические методы решения прикладных профессиональных задач разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.07 Электроснабжение (приказ Министерства просвещения России от16 апреля 2024 г. № 255, зарегистрирован в Минюсте России от 28мая 2024 г. № 78292).
Разработчик:
Смирнова Т.С., преподаватель ГБПОУ КК КТК ___________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
Условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «ОП. 08 Математические методы решения прикладных профессиональных задач» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.07 Электроснабжение.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих компетенций:
Общих:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Профессиональных:
ПК 2.3. Оформлять техническую документацию по организации обслуживания и ремонта оборудования подстанций и электрических сетей.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ОК,ПК | Знания | Умения |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | - Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности; - Основные математические методы решения прикладных задач; - Основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел; - Основы интегрального и дифференциального исчисления; - Методики определения параметров технического состояния оборудования. | - Производить операции над матрицами и определителями; - Решать системы линейных уравнений различными методами; - Выполнять действия над комплексными числами; - Выполнять действия над векторами; - Анализировать сложные функции и строить их графики; - Решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений; - Осваивать новые технологии по техническому обслуживанию и ремонту оборудования подстанций электрических сетей (используя математические методы решения прикладных задач). |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
- теоретические занятия | 18 |
- теоретические занятия в форме практической подготовки | 2 |
Практических занятий всего: | 14 |
- практические занятия | 2 |
- практические занятия в форме практической подготовки | 12 |
Самостоятельная работа | 4 |
Консультации | |
Промежуточная аттестация в форме –дифференцированного зачёта | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах, в т.ч. в форме практической подготовки | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | Информационное обеспечение реализации программы (основные печатные источники (ОПИ), основные электронные издания (ОЭИ), дополнительные источники (ДИ)) |
Основное содержание | |
Раздел 1. Основы линейной алгебры | 12 | | |
Тема 1.1 Роль математики в современном мире. Матрицы и определители | | Урок 1. Введение. Роль математики в современном мире. Понятие матрицы. Виды матриц. Основные операции над матрицами | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | ОЭИ 1 с. 192-197 |
| Урок 2. Определители 2-го и 3-го порядка. Свойства определителей. Вычисление определителей | 2 | ОЭИ 1 с. 199-206 |
| Практическое занятие № 1. Действия над матрицами | 2 | Выполнение заданий |
| Практическое занятие № 2. Вычисление определителей 2-го и 3-го порядка (в форме практической подготовки) | 2 | Выполнение заданий |
Тема 1.2 Системы линейных алгебраических уравнений | | Урок 3. Основные понятия системы линейных алгебраических уравнений. Решение системы линейных уравнений методом Крамера. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | ОЭИ 1 с. 217-218, с. 231-234 |
| Практическое занятие № 3. Решение системы линейных уравнений методом Крамера и методом Гаусса (в форме практической подготовки) | 2 | Выполнение заданий |
Раздел 2. Основы теории комплексных чисел | 10 | | |
Тема 2.1 Основные свойства комплексных чисел | | Урок 4. Определение комплексных чисел. Геометрическое изображение комплексных чисел. Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | ОПИ 1 с. 261-267 |
| Урок 5. Тригонометрическая и показательная формы записи комплексного числа. Применение комплексных чисел при расчете физических величин: расчёт различных характеристик электрических цепей переменного тока (в форме практической подготовки) | 2 | ОПИ 1 с. 267-274 |
| Самостоятельная работа обучающихся № 1. Тригонометрическая и показательная формы записи комплексного числа, переход от одной формы записи в другую | 2 | ДИ 1 с. 104 № 243-№ 247, № 248-№ 253 |
| Самостоятельная работа обучающихся № 2. Действия над комплексными числами в тригонометрической и показательной формах | 2 | ДИ 1 с. 108 № 256-№259, с. № 260-№263 |
| Практическое занятие № 4. Перевод комплексных чисел из одной формы записи в другую. Действия над комплексными числами в различных формах записи (в форме практической подготовки) | 2 | Выполнение заданий |
Раздел 3. Основы векторной алгебры | 4 | | |
Тема 3.1 Векторы на плоскости | | Урок 6. Понятие вектора. Линейные операции над векторами, их свойства. Проекция вектора на ось | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | ОПИ 2 с. 9-19 |
| Практическое занятие № 5. Векторы на плоскости. Операции над векторами (в форме практической подготовки) | 2 | Выполнение заданий |
Раздел 4. Основы математического анализа | 10 | | |
Тема 4.1 Функция одной независимой переменной и ее характеристики | | Урок 7. Функция одной независимой переменной и способы ее задания. Характеристики функции. Основные элементарные функции, их свойства и графики. Сложные и обратные функции | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | ОПИ 1 с. 69-72 |
| Практическое занятие № 6. Построение графиков реальных функций с помощью геометрических преобразований (в форме практической подготовки) | 2 | Выполнение заданий |
Тема 4.2 Дифференциальное и интегральное исчисления одной переменной | | Урок 8. Определение производной, её геометрический и физический смысл. Правила дифференцирования | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.3 | ОПИ 1 с. 109-111, с. 115-116 |
| Урок 9. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл. Основные свойства и методы вычисления определенного интеграла | 2 | ОПИ 1 с. 216-218, с. 234-238 |
| Практическое занятие № 7. Применение производной к решению практических задач. Применение определенного интеграла в практических задачах (в форме практической подготовки) | 2 | Решение задач |
| | Промежуточная аттестация - дифференцированный зачёт | 2 | | |
Всего часов: | 38 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено следующее специальное помещение: Кабинет № 214. Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100.): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания;
материалы экзамена.
Технические средства обучения:
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания:
1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. В 2 частях. Ч. 1: Учебное пособие для СПО – 11 изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2023 г. – 326 с.
2.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. В 2 частях. Ч. 2: Учебное пособие для СПО – 11 изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2023 г. – 251 с.
3.2.2. Основные электронные издания:
1.Гончаренко В.М., Липагина Л.В., Рылов А.А. Элементы высшей математики: учебник – М.: КНОРУС, 2023 г. – 363 с.- URL: https://www.book.ru/book/949361. Текст: электронный
3.2.3. Дополнительные источники:
1.Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика в задачах с решениями: учебное пособие. – 7-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2020. – 464 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности; - Основные математические методы решения прикладных задач; - Основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел; - Основы интегрального и дифференциального исчисления; - Методики определения параметров технического состояния оборудования. Умения: - Производить операции над матрицами и определителями; - Решать системы линейных уравнений различными методами; - Выполнять действия над комплексными числами; - Выполнять действия над векторами; - Анализировать сложные функции и строить их графики; - Решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений; - Осваивать новые технологии по техническому обслуживанию и ремонту оборудования подстанций электрических сетей (используя математические методы решения прикладных задач) | - демонстрирует знание значения математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; - применяет основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; - использует основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел в своей профессиональной деятельности; - демонстрирует знание основы интегрального и дифференциального исчисления. - умеет решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности. | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка выполнения самостоятельных работ. Тестирование. Компетентностно – ориентированные задания. Оценка результатов выполнения практических работ. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы. |