ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА ИМЕНИ А.А. ГИЗАЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.08 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
(срок обучения 10 месяцев)
2021
Рассмотрено и согласовано цикловой комиссией дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов
Протокол № ____ от «____» _________ 20___ г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Председатель цикловой комиссии
_____________ Фоменко О.В.
(подпись Ф.И.О.)
Заместитель директора по учебно-производственной работе
_____________ Пронь В.Д.
(подпись Ф.И.О.)
Составитель:
Козакова Любовь Григорьевна, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса имени. А.А. Гизая»
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК __________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК __________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК __________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК __________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…..
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ………………
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………..…………….......
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Основы предпринимательства
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Основы предпринимательства (далее – рабочая программа) является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины ОП.08. Основы предпринимательства обучающийся должен
уметь:
оперировать основными категориями понятиями предпринимательства;
определять объекты и субъекты предпринимательской деятельности;
оформлять основные формы документов по регистрации предпринимательской деятельности;
различать виды предпринимательства и организационно- правовые формы;
применять этические нормы предпринимательства.
знать:
содержание, сущность предпринимательской деятельности;
нормативную базу, регламентирующую предпринимательскую деятельность;
предпринимательские риски и способы их снижения;
понятие культуры предпринимательства.
Использование часов вариативной части в ППКРС
№ п/п | Дополнитель- ные профес-сиональные компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименования темы | Коли-чество часов | Обоснование включения в программу |
| | | | | |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 48 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 32 часа;
самостоятельной работы обучающихся - 16 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видами деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
Код (согласно ГОС СПО ЛНР) | Наименование результата обучения |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК-09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК-10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план учебной дисциплины ОП.08. Основы предпринимательства
Коды компетенций | Наименование разделов | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практичес-кие занятия, часов | В т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОК 1-11 | Раздел 1. Основы предпринимательской деятельности | 12 | 8 | 4 | | 4 | |
ОК 1-11 | Раздел 2. Экономика малого предприятия | 36 | 24 | 10 | | 12 | |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | | | | | | |
Всего часов: | 48 | 32 | 14 | | 16 | |
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.08. Основы предпринимательства
Наименование разделов и тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Основы предпринимательской деятельности. | | 12 |
Тема 1. Предпринимательство и рыночная система экономики. | Содержание учебного материла | 4 |
Понятие и содержание предпринимательской деятельности. Понятие системы предпринимательства, ее структура. Индивидуальное предпринимательство. |
Практические занятия | |
Семинар «Я - предприниматель». Вопросы для обсуждения: 1. Объясните сущность понятия предпринимательской деятельности. 2. Охарактеризуйте структуру системы предпринимательства. 3. Кратко охарактеризуйте составляющие индивидуального предпринимательства. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы: - Составление ответов на вопросы по изученному материалу. - Подбор и изучение научных и информационных источников. - Отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе; - Подготовка к практическому занятию. |
Тема 2. Правовые основы предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материла | 4 |
Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. Виды, формы и методы регулирования предпринимательской деятельности. Административное и уголовное законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Этапы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. |
Практические занятия | |
Определение достоинств и недостатков различных организационно-правовых форм предприятий. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы: - Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме. - Краткий конспект текста учебника. - Поиск ответов на вопросы по пройденному материалу. |
Раздел 2. Экономика малого предприятия. | | 36 |
Тема 3. Налогообложение предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материла | 4 |
Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощенная система налогообложения. НДС, НДФЛ. Единый налог на вмененный доход. |
Практические занятия | |
Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы: - Отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе; - Подготовка к практическому занятию. - Подбор и изучение научных и информационных источников. - Подготовка тематических обзоров. - Работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой. - Конспектирование и реферирование прочитанной информации. |
Тема 4. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана | Содержание учебного материла | 6 |
Маркетинговый анализ. Стратегия продвижения товара. Финансовый план. Анализ рисков проекта. |
Практические занятия | |
1. Отбор перспективной бизнес-идеи и обоснование ее конкурентных преимуществ. 2. Составление бизнес-плана. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тематика самостоятельной работы: - Систематическая проработка конспектов занятий. - Ответы на контрольные вопросы. - Просмотр учебного видеоматериала в интернете. - Составление бизнес-плана. |
Тема 5. Порядок регистрации предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материла | 2 |
Этапы создания предпринимательской деятельности. Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Открытие расчетного счета в банке. Заявление о государственной регистрации. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тематика самостоятельной работы: - Составление ответов на вопросы к пройденному материалу. - Подбор и изучение информационных источников. - Подготовка тематических обзоров. - Выполнение индивидуальных и групповых заданий. |
Тема 6. Определение результатов предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материла | 4 |
Прибыль, ее формирование и распределение. Анализ безубыточности. Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность. |
Практические занятия | |
Экономический анализ расходов предприятия на примере конкретного предприятия строительной отрасли. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы: - Подготовка рефератов, докладов. - Решение ситуационных профессиональных задач. - Конспектирование текста. - Создание мультимедийных презентаций. |
Тема 7. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материла | 2 |
Основные действия по подбору кадров. Повременная и сдельная формы оплаты труда. Виды сдельной и повременной оплаты труда. Тарифная система и ее основные элементы. Система стимулирования труда. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тематика самостоятельной работы: - Отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе; - Составление планов и тезисов ответа. - Ответы на контрольные вопросы. |
Тема 8. Предпринимательский риск. | Содержание учебного материла | 2 |
Сущность и функции предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Виды рисков предпринимательской деятельности. Понятие о банкротстве предприятия. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тематика самостоятельной работы: - Отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе; - Составление кроссвордов и тестов по изучаемой теме. - Просмотр учебного видеоматериала в интернете. - Изучение нормативных материалов. |
Тема 9. Культура предпринимательства. | Содержание учебного материла | 4 |
Культура и этика предпринимательской деятельности. Предпринимательская тайна. |
Практические занятия | |
Ролевая игра с применением кейс-заданий «Этика предпринимательства» Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте понятия культура и этика предпринимательской деятельности. 2. Объясните, что представляет собой предпринимательская тайна. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы: - Подбор и изучение информационных источников. - Выполнение индивидуального задания. - Подготовка к дифференцированному зачету. |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | |
Всего часов: | 48 |
условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.08. Основы предпринимательства обеспечивается в учебном кабинете «Экономика. Управление коллективом исполнителей»; подготовка самостоятельной работы обучающихся осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Экономика. Управление коллективом исполнителей»:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации: рабочая программа, поурочно-тематический план, методические рекомендации для выполнения практических работ, контрольно-оценочные средства (КОС);
наглядные пособия, презентации и видеофильмы;
стенды: экономические потребности; пирамида Маслоу; рыночная экономика; управление персоналом; менеджмент как система управления;
комплект плакатов по экономике;
комплект тестовых заданий.
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением;
мультимедиа комплекс (в методическом кабинете);
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины носит практическую направленность. В процессе практических работ обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы предпринимательства», «Основы материаловедение», «Основы строительного черчения», «Основы технологии отделочных строительных работ», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» предшествует освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.
Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете «Экономика. Управление коллективом исполнителей» согласно Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических и практических занятий и т.д.;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППКРС по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины.
Козакова Л.Г. – преподаватель ГБОУ СПО ЛНР «ЛКА имени А.А. Гизая», высшее образование по специальностям «Горные машины и комплексы» Коммунарский горно-металлургический институт (1987 г.), специалист высшей категории (2021г.), старший преподаватель (2021 г.), повышение квалификации для преподавателей дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов ОО(У) СПО по теме «Реализация государственного образовательного стандарта Луганской Народной Республики» в педагогической деятельности в ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования» (2019 г.).
4.4. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Чеберко Е.Ф. Предпринимательская деятельность. Учебник и практикум для СПО. Научная школа: СпБ. Гос.университет, 2018 (ЭБ).
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для СПО. ПФ Академия, 2014 (ЭБ)
Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений «Академия», 2011г. – 400 с.
Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия). – М.: Финансы и статистика, 2010. – 576с.
Дополнительные источники:
Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005
Мурахтанова Н.М. Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций.-М.:Академия 2007г.-96с.
Семенов А.. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К0, 2009г. – 476с.
Черняк В.З. Бизнес – планирование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. – 519с.
интернет-ресурсы:
http://www.dist-cons.ru/modules/study/index.html Дистанционный консалтинг
http://bishelp.ru/ Помощь бизнесу
www.nauki-online.ru/ekonomika Наука и техника, экономика и бизнес
http://ecsocman.hse.ru/ Экономика инноваций
http://nlr.ru/ Российская национальная библиотека
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
знать: содержание, сущность предпринимательской деятельности; нормативную базу, регламентирующую предпринимательскую деятельность; предпринимательские риски; и способы их снижения; понятие культуры предпринимательства. | демонстрация учебного материала: описание и объяснение определений, условных обозначений и формул для расчета. | текущий промежуточный контроль в форме защиты отчетов по практическим занятиям; защита самостоятельных работ в виде рефератов и сообщений; тестирование |
уметь: определять объекты и субъекты предпринимательской деятельности; оформлять основные формы документов по регистрации предпринимательской деятельности; различать виды предпринимательства и организационно- правовые формы; применять этические нормы предпринимательства; предлагать идею бизнеса на основании выявленных потребностей; обосновывать конкурентные преимущества реализации бизнес-идеи. | выполнение расчетов показателей использования основных средств; выполнение расчетов заработной платы различных категорий работников; использование экономической информации в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда. | оценка выполнения индивидуальных и групповых заданий; защита отчетов по практическим занятиям; тестирование |