МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Заведующий отделением протокол № 1 __________О.М. Ткачёва
от «30» августа 2018г. «01»сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оп 09. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И СХЕМОТЕХНИКИ
для специальности СПО: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Краснокамск 2018
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Ткаченко Т.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И СХЕМОТЕХНИКИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.09.)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей;
снимать показания и пользоваться электронными измерительными приборами и приспособлениями;
собирать электрические схемы;
-проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования
знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения
методы расчета и измерения основных параметров цепей;
основы физических процессов в полупроводниках;
параметры электронных схем и единицы их измерения;
принципы выбора электронных устройств и приборов;
принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов;
свойства полупроводниковых материалов;
способы передачи информации в виде электронных сигналов;
устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов;
-математические основы построения цифровых устройств
- основы цифровой и импульсной техники:
- цифровые логические элементы
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
OK 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.
ПК4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
ПК4.3.Осуществлять испытание нового сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Всего во взаимодействии с преподавателем 54 часов, в т.ч. теоретическое обучение 40 часов, лабораторные и практические занятия -20 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего во взаимодействии с преподавателем | 54 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические занятия | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И СХЕМОТЕХНИКИ
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Основы электроники | Содержание учебного материала | 24 | |
1 | Введение. История развития электроники | 2 | 1 |
2 | Собственная проводимость и способы образования примесных проводимостей полупроводников. Физические свойства электронно-дырочного перехода. | 2 | 2 |
3 | Р-n переход полупроводникового диода. Прямое и обратное включение. Вольтамперная характеристика. Полупроводниковые диоды их типы и применение. | 2 | 2 |
4 | Полупроводниковый триод. Биполярные транзисторы: устройство. Принцип действия, характеристики, параметры, условные обозначения, схемы включения. | 2 | 2 |
5 | Характеристики, параметры триодов, условные обозначения, схемы включения. | 2 | 2 |
6 | Классификация тиристоров их условное обозначение. Устройство, принцип действия тиристоров, их характеристики и параметры. | 2 | 2 |
7 | Вакуумные и ионные фотоэлементы их характеристики параметры. | 2 | 2 |
8 | Полупроводниковые фотоэлектронные приборы. Фотоэлектронный умножитель. Применение фотоэлектронных приборов | 2 | 2 |
9 | Лабораторная работа 1 Проверка исправности радиоэлементов, конденсаторов, диодов, транзисторов | 2 | 2 |
10 | Лабораторная работа 2 Снятие вольтамперной характеристики диода | 2 | 2 |
11 | Лабораторная работа 3 Снятие характеристик и определение параметров транзистора | 2 | 2 |
12 | Лабораторная работа 4 Снятие и исследование характеристик тиристора | 2 | 2 |
Тема 2 Электронная техника и схемотехника. | Содержание учебного материала | 30 | |
13 | Выпрямители переменного тока. Однофазные однополупериодные, двухполупериодные выпрямители, временные диаграммы токов и напряжений. | 2 | 2 |
14 | Электронные фильтры. Сглаживающие фильтры: Г- и П –образные. | 2 | 2 |
15 | Стабилизаторы напряжения и тока. Принцип работы параметрического и компенсационного стабилизаторов напряжения и тока. | 2 | 2 |
16 | Электронные усилители напряжения. Классификация усилителей , их параметры и характеристики, режимы работы. | 2 | 2 |
17 | Электронные усилители на транзисторах. | 2 | 2 |
18 | Электронные осциллографы. Устройство, принцип работы, назначение. | 2 | 2 |
19 | Усилители мощности. Однотактные и двухтактные усилители мощности. | 2 | 2 |
20 | Усилители мощности с бестрансформаторным выходом и в интегральном исполнении. | 2 | 2 |
21 | Импульсные усилители. | 2 | 2 |
22 | Лабораторная работа 5 Изучение работы осциллографа. | 2 | 2 |
23 | Лабораторная работа 6 Исследование маломощных выпрямителей | 2 | 2 |
24 | Лабораторная работа 7 Исследование работы компенсационного стабилизатора напряжения | 2 | 2 |
25 | Лабораторная работа 8 Исследование работы усилителя на транзисторе | 2 | 2 |
26 | Лабораторная работа 9 Исследование генератора LC типа | 2 | 2 |
27 | Лабораторная работа 10 Исследование схем генератора LC типа. | 2 | 2 |
| 54 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующее специальное помещение:
лаборатория «Электротехники и электроники»,
оснащенная оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
техническая документация, методическое обеспечение;
стенды и оборудование для выполнения лабораторных занятий;
электроизмерительные приборы для выполнения лабораторных работ;
компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основная литература:
1. Водовозов A.M. Основы электроники [Электронный ресурс] : учебное пособие / A.M. Водовозов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Инфра-Инженерия, 2016. — 140 c. — 978-5-9729-0137-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51731.html 2. Шандриков А.С. Электротехника с основами электроники [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.С. Шандриков. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 320 c. — 978-985-503-577-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67801.html 3. Максина Е.Л. Электроника [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Л. Максина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6270
Дополнительная литература:
1. Лапынин Ю.Г. Контрольные задания по электротехнике и электронике. – М. : ИЦ Академия, 2011
2. М.В. Гальперин. Электронная техника. - М ФОРУМ-ИНФРА 2010.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Электронный ресурс «Электронная электротехническая библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/
Электронный ресурс «Электрик. Электричество и энергетика». Форма доступа: http://www.electrik.org/
Электронный ресурс «Паяльник». Форма доступа: http://cxem.net/
Электронный ресурс «Практическая электроника». Форма доступа: https://www.ruselectronic.com/
Электронный ресурс «Сайт по схемотехнике промышленной электроники ». Форма доступа: http://pgurovich.ru/
Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: классификацию электронных приборов, их устройство и область применения методы расчета и измерения основных параметров цепей; основы физических процессов в полупроводниках; параметры электронных схем и единицы их измерения; принципы выбора электронных устройств и приборов; принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов; свойства полупроводниковых материалов; способы передачи информации в виде электронных сигналов; устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов; -математические основы построения цифровых устройств - основы цифровой и импульсной техники: - цифровые логические элементы | Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, знает оборудование правильно выполняет технологические операции владеет приемами самоконтроля соблюдает правила безопасности | Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ |
Умения: подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей; снимать показания и пользоваться электронными измерительными приборами и приспособлениями; собирать электрические схемы; -проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования | Успешность освоения умений и умений соответствует выполнению следующих требований: Обучающийся умеет готовить оборудование к работе выполнять лабораторные и практические работы в соответствии с методическими указаниями к ним правильно организовывать свое рабочее место и поддерживать его в порядке на протяжении выполняемой лабораторной работы умеет самостоятельно пользоваться справочной литературой | Оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ |
6