Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК КПК «Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.11 СОЛЬФЕДЖИО
Специальность 44.02.03
Педагогика дополнительного образования
(углубленная подготовка)
Срок обучения 2023-2027 гг
2023
Одобрено Научно-методическим советом Протокол № ___ от «_ _» ____2023г. | Утверждено На заседании педагогического совета колледжа от « ___» _____ 2023г. протокол №____ Директор ГБПОУ КК КПК _____________ Решетняк О.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 Сольфеджио разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2014 № 33825).
Укрупненная группа
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Краснодарский педагогический колледж
Разработчик:
Литовченко Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ КК КПК
Согласовано
ЦМК музыкального отделения ГБПОУ КК КПК
Протокол № 1 от «_29__»___августа__2023 г.
Председатель ЦМК __________ Литовченко Т.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 СОЛЬФЕДЖИО
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 Сольфеджио является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 12,12/1,16,58);
- Федеральным Законом от 31.07.2020 No 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
- Приказом Минобрнауки России №885 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);
- Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 No 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- ППССЗ по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с включением Рабочей программы воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД;
- Локальными актами ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.11 Сольфеджио относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
- развитие музыкального слуха, формирование исполнительских навыков будущих педагогов дополнительного образования (в области музыкальной деятельности).
Задачи:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у студентов музыкальной памяти, чистоты интонирования, чувства метроритма, художественного вкуса для свободного применения полученных знаний в практической работе;
- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- развитие музыкального слуха в его мелодическом и гармоническом проявлениях.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны уметь:
- работать с нотным материалом;
- чисто интонировать гаммы, ступени, аккорды, мелодии;
- анализировать и корректировать интонационные и метроритмические ошибки;
- сольфеджировать a capella и с аккомпанементом одноголосные мелодии с тактированием.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:
- закономерности музыкального синтаксиса;
- особенности нотной письменности,
- элементы музыкальной речи, лады, интервалы, аккорды.
1.4. Использование часов вариативной части ОП:
- учебная дисциплина ОП.11 Сольфеджио изучается за счет использования вариативной части ОПОП: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе в форме практической подготовки - 2 часа.
1.5 Содержание профильной практической подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 Сольфеджио предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).
1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(на 2024-2025 учебный год):
максимальной учебной нагрузки обучающегося _108_часов, в том числе:
в форме практической подготовки _2 часа,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___72__часов,
часов вариативной части учебных циклов (если предусмотрено) 72 _часа,
самостоятельной работы обучающегося _36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего | В т. ч. в форме практ. подг. |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 | |
в том числе: | | |
практические занятия | 42 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 | |
Промежуточная аттестация (форма, семестр) |
Экзамен – 3 семестр, экзамен - 4 семестр | | |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Оп.11. СОЛЬФЕДЖИО
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Сольфеджирование | | Всего | В т.ч. в форме практической подготовки | |
Тема 01. Метроритм. Гаммовый комплекс, ступени. | Содержание | 30 | | |
| | | |
1 | Диатоника. Ладовые тяготения. Приёмы настройки по камертону | 2 | | 2 |
2 | Особенности нотной письменности. | 2 | |
3 | Элементы музыкальной речи: лады, интервалы, аккорды | 2 | |
4 | Закономерности музыкального синтаксиса. Сольфеджирование | 2 | |
5 | Параллельные тональности | 2 | |
6 | Правила опевания устойчивых ступеней | 2 | |
7 | Ритмические формулы: половинные, четверти, восьмые на 2/4,3/4, 4/4 | 2 | |
8 | Ритмические формулы: восьмые, шестнадцатые на 2/4,3/4, 4/4 | 2 | |
9 | Ритмические формулы: пунктирный ритм на 2/4,3/4, 4/4 | 2 | |
10 | Мажор, 3 вида минора | 2 | |
11 | Мажор (до 2-х знаков): трезвучия Т, S, D | 2 | |
12 | Минор (до 2-х знаков): трезвучия Т, S, D | 2 | |
13 | Т53 , S53 , D53 с обращениями | 2 | |
14 | D7 с обращениями | 2 | |
15 | Характерные интервалы | 2 | |
| Практические занятия | 42 | |
1 | Пение гаммы C dur: главные, устойчивые ступени, тоническое трезвучие | 2 | |
2 | Сольфеджировать a capella и с аккомпанементом одноголосные мелодии с тактированием: Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 1-10 | 2 | |
3 | Анализировать и корректировать интонационные и метроритмические ошибки при сольфеджировании | 2 | |
4 | Работать с нотным материалом: Калмыков Б. «Сольфеджио», № 11-20) | 2 | |
5 | Чисто интонировать гаммы, ступени, аккорды, мелодии в С,G, D, a, e, h. | 2 | |
6 | Сольфеджирование: Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио», № 21-50 | 2 | |
7 | Сольфеджирование: Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио», № 61-90 | 2 | |
8 | С-а, G-e: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 | |
9 | Сольфеджирование: Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио», № 91-110 | 2 | |
10 | Четверти, восьмые, половинные. Ритмические диктанты | 2 | |
11 | Ритмический диктант на 2/4 - 8 тактов с простым рисунком без пунктира | 2 | |
12 | Шестнадцатые. Ритмические диктанты с пунктирным ритмом | 2 | |
13 | Выполнить ритмические диктанты на 3/4 - 8 тактов без пунктира | 2 | |
14 | Слуховой диктант: интервалы, интервальные цепочки в пределах октавы, лады | 2 | |
15 | Выполнить ритмические диктанты на 4/4 – 4, 8 тактов | 2 | | |
16 | a moll, e moll, h moll: пение главных, устойчивых ступеней, трезвучия Т, S, D | 2 | |
17 | Выполнить диктанты – по 4 такта с восьмыми и шестнадцатыми | 2 | |
18 | A, Е: пение главных, устойчивых ступеней, трезвучия Т, S, D | 2 | |
19 | F-d, B –g: пение главных, устойчивых ступеней, трезвучия Т, S, D | 2 | |
20 | Es - c: пение главных, устойчивых ступеней, трезвучия Т, S, D | 2 | |
| Практическая работа №1 | | |
21 | Сольфеджирование: Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио», № 128-140 | | 2 |
Самостоятельная работа: | 36 | | 3 |
1 | Петь гаммовый комплекс С | 3 | |
2 | Петь гаммовый комплекс G, F | 3 | |
3 | Петь гаммовый комплекс a, e | 3 | |
4 | Петь гаммовый комплекс Е, сis, fis | 3 | |
5 | Петь гаммовый комплекс d, D, h. | 3 | |
6 | Петь и записывать интервальные цепочки в пределах октавы от белых клавиш | 3 | |
7 | Петь и записывать интервальные цепочки до октавы от черных клавиш | 3 | | |
8 | Петь характерные интервалы в тональностях до 3-х знаков | 3 | | |
9 | Петь №№ 65-120, Калмыков-Фридкин (1ч) «Сольфеджио» | 3 | | |
10 | Петь №№ 3-27, Калмыков-Фридкин (2ч) «Сольфеджио» | 3 | | |
11 | Петь аккорды главных ступеней с обращениями в тональностях до 3-х знаков | 3 | | |
12 | Петь септаккорды в тональностях до 3-х знаков | | | |
| | Всего по дисциплине | 108 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению (в соответствии с ФГОС)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; доска с нотоносцами, пульт, фортепиано; ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, УМК по учебно-методический комплект по дисциплине.
.Технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением; выход в Интернет для проведения занятий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Учебники:
1. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО /отв.ред. А.В. Золотарева. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 353 с.
3. И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов «Учебник Гармонии» - М.:Музыка: htttp://ldn-knigi.lib.ru Nina & Leon Dotan - с. 436
4.Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для СПО /под ред. Л.В. Байбородовой. – 2- е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт,2018. – 241 с.
3.2.2 Дополнительная литература:
1.Способин, И. Музыкальная форма - М.: Планета музыки, 2020. - 141 с.
2.Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио, ч I, 2 М.: «Планета Музыки», 2019
3.Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М.: «Планета Музыки», 2019
4.Рубец А.И. Одноголосное сольфеджио. М.: «Планета Музыки», 2018
5.Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: «Планета Музыки», 2018
3.2.3 Интернет-ресурсы и электронные издания
1.Нотный архив профессора Б. Тараканова: http://notes.tarakanov.net
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Личностные результаты | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | | |
закономерности музыкального синтаксиса | ЛР –7: Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности ЛР-О3 (ЛР 15): Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, экзамене |
особенности нотной письменности | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, экзамене |
элементы музыкальной речи; лады, интервалы, аккорды | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, экзамене |
уметь: | | |
работать с нотным материалом | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, дифференцированном зачёте |
чисто интонировать гаммы, ступени, аккорды, мелодии | ЛР-О3 (ЛР 15): Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, экзамене |
анализировать и корректировать интонационные и метроритмические ошибки | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, экзамене |
сольфеджировать a capella и с аккомпанементом одноголосные мелодии с тактированием | ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Устный опрос Экспертная оценка на практических занятиях, экзамене |
.