МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский индустриально-педагогический колледж»
(ГБПОУ Архангельской области «АИПК»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГБПОУ Архангельской
области «АИПК» по развитию и учебно-производственной работе (УПР) __________________________ Е.А.Башмакова
«23» сентября 2019 года.
Регистрационный номер: ___________
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
по программе углубленной подготовки
Архангельск
2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».
Разработчик: Штукальская В.Л., преподаватель информатики ГБПОУ Архангельской области «АИПК».
__________________________
/Подпись разработчика рабочей программы/
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии учебных дисциплин математического и естественнонаучного циклов, здоровьесберегающих технологий.
Протокол заседания ПЦК № 2 от «17 » сентября 2019 г.
Председатель ПЦК: _____________________ / Лукьянова Инна Викторовна /.
/Подпись/ /Расшифровка подписи/
Рецензенты:
Гета Г.И. преподаватель ГБПОУ Арх.обл. «АИПК»
/Ф.И.О. эксперта/ /Должность/ /Место работы/
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.13 Методика использования технических средств обучения и
электронно-вычислительной техники в работе с детьми»
Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» является частью основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальности 44.00.00 Образование и педагогические науки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» относится к учебным дисциплинам профессионального цикла, раздел общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- работать с компьютерными программами с целью развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе;
- организовывать работу детей дошкольного возраста за компьютерами;
- проводить упражнения для профилактики зрительного утомления;
- использовать компьютер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- планировать компьютерные занятия с опорой на программу дошкольного учреждения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- правила техники безопасности при работе с техническими средствами и в компьютерном зале с детьми;
- санитарно-гигиенические требования к оформлению компьютерного зала;
- принципы, методы, средства, формы работы с детьми с применением компьютерной техники;
- структуру компьютерных занятий и методику их проведения с детьми.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 117 час., в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 82 часа, включая 24 час. практических занятий; 6 час. контрольные работы
- самостоятельная работа обучающегося – 35 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
В том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
подготовка сообщения на предложенную тему | 30 |
выполнение домашнего задания с использование компьютера | 5 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
2.2. Тематический план и содержание учебной «ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе. | | 6 | |
Тема 1.1. Информатизация образования как веление времени. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Пути развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий в образовании. 2. Тенденции и основные изменения в регулятивной политике, достижения и проблемы в реализации национальных программ развития IT-технологий. 3. Опыт внедрения ИКТ в отдельных сферах жизни, формирование инфраструктуры применения ИКТ в образовании. | 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Работа с конспектами лекций и учебной литературой |
Тема 1.2. ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность воспитателя в их использовании. | Содержание учебного материала | | 2 2 |
1. Теоретические основы использования технических средств обучения в образовательном процессе. 2. Компетентность учителя в использовании ТСО. | 2 |
Практическое занятие № 1 | 2 | |
Составление сводной таблицы компетентности учителя в использовании ТСО. | |
Раздел 2. Основные виды технических средств обучения и их характеристика. | | 25 |
Тема 2.1. Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с ТСО в дошкольных учреждениях. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Санитарно-гигиенические нормы. 2. Правила общей и электробезопасности при работе с ТСО. 3. Требования пожарной безопасности. 4. Научно-педагогические основы применения современных ТСО и их роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. | 2 2 2 2 |
Практическое занятие № 2 | 2 | |
Санитарно-гигиеническое обеспечение использования компьютеров в дошкольных учреждениях. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Разработать буклет на тему «Рекомендации для родителей по ТБ за работой компьютера» |
Тема 2.2. Классификация технических средств обучения | Содержание учебного материала | 2 |
1. Классификация В.Оконя, распределяющей ТСО по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. 2. Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки. 3. Технические средства передачи информации: музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПК и др. | 2 2 2 |
Практическое занятие № 3 | 2 | |
Создание текстового документа. Редактирование, форматирование текстового документа | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Выполнение индивидуального задания по теме « Создание визитной карточки средствами текстового редактора» |
Доп.ист. 1, стр. 8-11. З.1.3-1.7 | |
Тема 2.3. Экранные средства обучения и воспитания. | Содержание учебного материала | 2 |
1. История создания и применения аппаратов статической проекции. Виды световой проекции. Принцип действия современных проекционных аппаратов. 2. Классификация проекционных аппаратов. Методика применения статичных экранных пособий. | 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Подготовка реферата на тему: «Экранные средства обучения и особенности их использования» |
Тема 2.4. Технические устройства экранной статической проекции. | Содержание учебного материала | 2 |
Статические экранные средства обучения и воспитания. Диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. | 2 2 |
Практическое занятие № 3 | 2 | |
Характеристика экранных средств. |
Тема 2.5. Звуковая и экранно-звуковая аппаратура. | Содержание учебного материала | |
1. Аудиоаппаратура и ее характеристики. Кинопроекционная аппаратура и техника киносъемки. Основы учебного телевидения. 2. Видеомагнитофоны и перспективы их использования в учебно-воспитательном процессе. | 2 | 2 2 |
Тема 2.6. Статические средства обучения. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 2 |
1. Виды экранных пособий, их характеристики. 2. Принцип устройства проекционных аппаратов. 3. Типы проекционной аппаратуры. 4. Виды световой проекции. 5. Методика применения экранных средств обучения в работе с детьми. |
Контрольная работа № 1 | 2 | |
Основные виды ТСО и их характеристики |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Подготовка доклада на тему: «Виды световой проекции» |
Раздел 3. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания. | | 22 |
Тема 3.1. Психологические особенности использования ТСО. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Влияние ТСО на эффективность образовательного процесса и повышение познавательного интереса. 2. Повышение продуктивности учебно-воспитательного процесса с использование ТСО. | 2 2 |
Тема 3.2. Дидактические основы использования технических средств | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Дидактические возможности ТСО в учебном процессе. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся, организация сознательного усвоения материала, развитие мышления, пространственного воображения, наблюдательности. | 2 2 |
Практические занятия № 4-5 | 4 | |
Оценка дидактических возможностей ТСО в учебном процессе. |
Анализ возможностей активизации познавательной деятельности учащихся. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Работа с конспектами лекций и учебной литературой |
Тема 3.3. Деятельностный подход в обучении и использование ТСО. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие деятельностного подхода. Принципы деятельностного подхода. Сущность ДП. Условие реализации ДП. | 2 2 2 2 |
Тема 3.4. Интерактивное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода. | Содержание учебного материала | 2 | |
Условия возникновения и становления педагогического опыта. Теоретические основы интерактивного обучения. Основная педагогическая задача. | 1 |
Тема 3.5 Телевидение и учебное кино как средство обучения и воспитания дошкольников. | Содержание учебного материала | 2 | |
Телевидение как средство, синтезирующее технические достижения и различные виды искусства. Учебное кино в системе воспитания. Разновидности учебного кино. | |
Контрольная работа № 2 | 2 | |
Психолого-педагогические основы применения ТСО |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Подготовка к К.Р., повторить 3 раздел | |
Раздел 4. Методика использования традиционных технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе. | | 37 | |
Тема 4.1. Подготовка воспитателя к использованию технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, проявляющиеся при использовании ТСО. | 2 |
Практическое занятие № 6 | 2 | |
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Провести исследование современных методик обучения дошкольников использованию компьютеров |
Тема 4.2. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Экранно-звуковые пособия как средство организации учебно-познавательной деятельности на современном уроке. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Составление ситуационных задач |
Тема 4.3. Визуальные технические средства. | Содержание учебного материала | 2 |
Визуальные технические средства. | |
Тема 4.4. Типы проекционной аппаратуры. | Содержание учебного материала | 2 |
Что такое проекционная аппаратура? Типы проекционной аппаратуры. | 2 2 |
Практическое занятие№7 | 2 | |
Работа с проекционной аппаратурой |
Тема 4.5. Методика использования видеотехники. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Видеотехника и ее эксплуатация. 2. Методика использования видеотехники. | 2 2 |
Тема 4.6. Комплексное использование традиционных технических средств обучения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Создание единой системы использования традиционных технических средств обучения. Комплексное использование ТСО | 2 2 |
Практические занятия №8-9 | 4 | |
Изучение возможностей информационных ресурсов в деятельности учителя начальной школы. |
Создания электронного учебника, структурирование теоретического материала, разработка практических и контролирующих заданий. |
Контрольная работа № 3 | 2 |
Методика использования ТСО в учебно-воспитательном процессе |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 |
Составление ситуационных задач |
Разработка конспекта занятия с использованием ТСО |
Подготовка к К.Р., повторить 4 раздел |
Раздел 5. Компьютер в учебно-воспитательном процессе | | 23 |
Тема 5.1. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе. | Содержание учебного материала | 2 | 2 2 |
1. Классификация компьютерных средств обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы. 2. Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий и ресурсов. |
Практические занятия №10-11 | 4 | |
Составление классификации ЭОР. |
Составление критериев оценки ЭОР. |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Подготовка компьютерной презентации по теме: «Мультимедийные средства обучения и особенности их использования» | |
Тема 5.2. Технические средства во внеурочной деятельности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 2 |
Внеучебная работа. Внеклассная работа. |
Тема 5.3. Использование ИТ в формировании познавательной компетентности детей дошкольного возраста. | Содержание учебного материала | 2 | 2 2 |
Средства ИТ. Использование компьютера и ноутбука с целью приобщения детей к современным средствам передачи и хранения различной информации. |
Тема 5.4. Методика создания сценария обучающих, развивающих и контролирующих компьютерных программ. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 |
Методика создания сценария компьютерных программ. ПМК КИД/Малыш. |
Практическое занятие № 12 | 2 | |
Использование информационных технологий для организации досуга дошкольников. |
Тема 5.5. Возможности использования компьютерных программ в игре, на занятиях, в самостоятельной деятельности, для диагностической работы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 2 2 |
Использование компьютерных программ в игре. Использование компьютерных программ на занятиях. Использование компьютерных программ в самостоятельной деятельности. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Проанализировать компьютерные программы, составить характеристику |
Тема 5.6. Взаимосвязь традиционных и компьютерных игр. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 |
Преимущества и недостатки традиционных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр. |
Тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрены) | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | 0 | |
Всего | 117 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и инфрмационно-комуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочее место обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер преподавателя;
- персональные компьютеры студентов;
- аудиоколонки;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники.
Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Морозов, М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
Дополнительные источники.
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 609.
Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб. / под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Ларин М. В. Управление документацией в организациях проблемы истории и методологии: проблемы истории и методологии учебник / М. В. Ларин – Москва, 2000. – 413 c.
Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях: протоколы, стандарты, интерфейсы, модели / – Москва, 1999. – 309 c.
Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, реализации контрольных работ, проверки результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся, проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | Экзамен. |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | Практическая работа № 2-6, 15-17. Экзамен. |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной | Практическая работа № 7-14 Экзамен. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
| правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | экзамен. |
| основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | экзамен. |
| возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | экзамен. |
| аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности | Практическая работа №1, экзамен. |
Проверку знаний и умений обучающихся, а, следовательно, и степень формирования общих и профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» целесообразно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:
контрольные работы;
практические работы;
экзамен.
Итоговую аттестацию по учебной дисциплине следует проводить в форме экзамена с использованием письменных вопросов и выполнения заданий на ПК.