СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский индустриально-педагогический колледж»

(ГБПОУ Архангельской области «АИПК»)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГБПОУ Архангельской

области «АИПК» по развитию и учебно-производственной работе (УПР) __________________________ Е.А.Башмакова


«23» сентября 2019 года.



Регистрационный номер: ___________






Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины

ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми


по специальности среднего профессионального образования


44.02.01 Дошкольное образование

по программе углубленной подготовки

















Архангельск

2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование.


Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».


Разработчик: Штукальская В.Л., преподаватель информатики ГБПОУ Архангельской области «АИПК».


__________________________

/Подпись разработчика рабочей программы/



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии учебных дисциплин математического и естественнонаучного циклов, здоровьесберегающих технологий.


Протокол заседания ПЦК № 2 от «17 » сентября 2019 г.


Председатель ПЦК: _____________________ / Лукьянова Инна Викторовна /.

/Подпись/ /Расшифровка подписи/



Рецензенты:

Гета Г.И. преподаватель ГБПОУ Арх.обл. «АИПК»

/Ф.И.О. эксперта/ /Должность/ /Место работы/


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.13 Методика использования технических средств обучения и

электронно-вычислительной техники в работе с детьми»


    1. Область применения рабочей программы.


Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» является частью основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальности 44.00.00 Образование и педагогические науки.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.


Учебная дисциплина «ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» относится к учебным дисциплинам профессионального цикла, раздел общепрофессиональные дисциплины.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- работать с компьютерными программами с целью развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе;

- организовывать работу детей дошкольного возраста за компьютерами;

- проводить упражнения для профилактики зрительного утомления;

- использовать компьютер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- планировать компьютерные занятия с опорой на программу дошкольного учреждения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- правила техники безопасности при работе с техническими средствами и в компьютерном зале с детьми;

- санитарно-гигиенические требования к оформлению компьютерного зала;

- принципы, методы, средства, формы работы с детьми с применением компьютерной техники;

- структуру компьютерных занятий и методику их проведения с детьми.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 117 час., в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 82 часа, включая 24 час. практических занятий; 6 час. контрольные работы

- самостоятельная работа обучающегося – 35 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

82

В том числе:


практические занятия

24

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


подготовка сообщения на предложенную тему

30

выполнение домашнего задания с использование компьютера

5

Итоговая аттестация в форме экзамена.


2.2. Тематический план и содержание учебной «ОП.13 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми»


Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе.


6


Тема 1.1. Информатизация образования как веление времени.

Содержание учебного материала

2

1. Пути развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий в образовании.

2. Тенденции и основные изменения в регулятивной политике, достижения и проблемы в реализации национальных программ развития IT-технологий.

3. Опыт внедрения ИКТ в отдельных сферах жизни, формирование инфраструктуры применения ИКТ в образовании.

2


2


2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Работа с конспектами лекций и учебной литературой

Тема 1.2. ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность воспитателя в их использовании.

Содержание учебного материала



2


2

1. Теоретические основы использования технических средств обучения в образовательном процессе.

2. Компетентность учителя в использовании ТСО.

2

Практическое занятие № 1

2


Составление сводной таблицы компетентности учителя в использовании ТСО.


Раздел 2. Основные виды технических средств обучения и их характеристика.


25

Тема 2.1. Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с ТСО в дошкольных учреждениях.

Содержание учебного материала

2

1. Санитарно-гигиенические нормы.

2. Правила общей и электробезопасности при работе с ТСО.

3. Требования пожарной безопасности.

4. Научно-педагогические основы применения современных ТСО и их роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

2

2

2

2

Практическое занятие № 2

2


Санитарно-гигиеническое обеспечение использования компьютеров в дошкольных учреждениях.

Самостоятельная работа обучающихся

2


Разработать буклет на тему «Рекомендации для родителей по ТБ за работой компьютера»

Тема 2.2. Классификация технических средств обучения

Содержание учебного материала

2


1. Классификация В.Оконя, распределяющей ТСО по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

2. Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки.

3. Технические средства передачи информации: музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПК и др.

2


2


2

Практическое занятие № 3

2


Создание текстового документа. Редактирование, форматирование текстового документа


Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение индивидуального задания по теме « Создание визитной карточки средствами текстового редактора»

Доп.ист. 1, стр. 8-11. З.1.3-1.7


Тема 2.3. Экранные средства обучения и воспитания.

Содержание учебного материала

2

1. История создания и применения аппаратов статической проекции. Виды световой проекции. Принцип действия современных проекционных аппаратов.

2. Классификация проекционных аппаратов. Методика применения статичных экранных пособий.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Подготовка реферата на тему: «Экранные средства обучения и особенности их использования»

Тема 2.4. Технические устройства экранной статической проекции.

Содержание учебного материала

2

  1. Статические экранные средства обучения и воспитания.

  2. Диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты.

2

2

Практическое занятие № 3

2


Характеристика экранных средств.

Тема 2.5. Звуковая и экранно-звуковая аппаратура.

Содержание учебного материала


1. Аудиоаппаратура и ее характеристики. Кинопроекционная аппаратура и техника киносъемки. Основы учебного телевидения.

2. Видеомагнитофоны и перспективы их использования в учебно-воспитательном процессе.

2

2


2

Тема 2.6. Статические средства обучения.

Содержание учебного материала

2


1

1

1

1

2

1. Виды экранных пособий, их характеристики.

2. Принцип устройства проекционных аппаратов.

3. Типы проекционной аппаратуры.

4. Виды световой проекции.

5. Методика применения экранных средств обучения в работе с детьми.

Контрольная работа № 1

2


Основные виды ТСО и их характеристики

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка доклада на тему: «Виды световой проекции»

Раздел 3. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания.


22

Тема 3.1. Психологические особенности использования ТСО.

Содержание учебного материала

2

1. Влияние ТСО на эффективность образовательного процесса и повышение познавательного интереса.

2. Повышение продуктивности учебно-воспитательного процесса с использование ТСО.

2


2

Тема 3.2. Дидактические основы использования технических средств

Содержание учебного материала

2


1. Дидактические возможности ТСО в учебном процессе.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся, организация сознательного усвоения материала, развитие мышления, пространственного воображения, наблюдательности.

2

2

Практические занятия № 4-5

4


Оценка дидактических возможностей ТСО в учебном процессе.

Анализ возможностей активизации познавательной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Работа с конспектами лекций и учебной литературой

Тема 3.3. Деятельностный подход в обучении и использование ТСО.

Содержание учебного материала

2


  1. Понятие деятельностного подхода.

  2. Принципы деятельностного подхода.

  3. Сущность ДП.

  4. Условие реализации ДП.

2

2

2

2

Тема 3.4. Интерактивное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода.

Содержание учебного материала

2


  1. Условия возникновения и становления педагогического опыта.

  2. Теоретические основы интерактивного обучения.

  3. Основная педагогическая задача.

1


Тема 3.5 Телевидение и учебное кино как средство обучения и воспитания до­школьников.

Содержание учебного материала

2


  1. Телевидение как средство, синтезирующее технические достижения и различные виды искусства.

  2. Учебное кино в системе воспитания. Разновидности учебного кино.


Контрольная работа № 2

2


Психолого-педагогические основы применения ТСО

Самостоятельная работа обучающихся


Подготовка к К.Р., повторить 3 раздел


Раздел 4. Методика использования традиционных технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе.


37


Тема 4.1. Подготовка воспитателя к использованию технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе.

Содержание учебного материала

2

1. Познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, проявляющиеся при использовании ТСО.

2

Практическое занятие № 6

2


Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Провести исследование современных методик обучения дошкольников использованию компьютеров

Тема 4.2. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе.

Содержание учебного материала

2

1. Экранно-звуковые пособия как средство организации учебно-познавательной деятельности на современном уроке.

2

Самостоятельная работа обучающихся

3


Составление ситуационных задач

Тема 4.3. Визуальные технические средства.

Содержание учебного материала

2

  1. Визуальные технические средства.


Тема 4.4. Типы проекционной аппаратуры.

Содержание учебного материала

2

  1. Что такое проекционная аппаратура?

  2. Типы проекционной аппаратуры.

2

2

Практическое занятие№7

2


Работа с проекционной аппаратурой

Тема 4.5. Методика использования видеотехники.

Содержание учебного материала

2

1. Видеотехника и ее эксплуатация.

2. Методика использования видеотехники.

2

2

Тема 4.6. Комплексное использование традиционных технических средств обучения.

Содержание учебного материала

2


  1. Создание единой системы использования традиционных технических средств обучения.

  2. Комплексное использование ТСО

2


2

Практические занятия №8-9

4


Изучение возможностей информационных ресурсов в деятельности учителя начальной школы.

Создания электронного учебника, структурирование теоретического материала, разработка практических и контролирующих заданий.

Контрольная работа № 3

2

Методика использования ТСО в учебно-воспитательном процессе

Самостоятельная работа обучающихся

9

Составление ситуационных задач

Разработка конспекта занятия с использованием ТСО

Подготовка к К.Р., повторить 4 раздел

Раздел 5. Компьютер в учебно-воспитательном процессе


23

Тема 5.1. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе.

Содержание учебного материала

2


2


2

1. Классификация компьютерных средств обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы.

2. Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий и ресурсов.

Практические занятия №10-11

4


Составление классификации ЭОР.

Составление критериев оценки ЭОР.

Самостоятельная работа обучающихся


Подготовка компьютерной презентации по теме: «Мультимедийные средства обучения и особенности их использования»


Тема 5.2. Технические средства во внеурочной деятельности.

Содержание учебного материала

2


2

2

  1. Внеучебная работа.

  2. Внеклассная работа.

Тема 5.3. Использование ИТ в формировании познавательной компетентности детей дошкольного возраста.

Содержание учебного материала

2


2

2

  1. Средства ИТ.

  2. Использование компьютера и ноутбука с целью приобщения детей к современным средствам передачи и хранения различной информации.

Тема 5.4. Методика создания сценария обучающих, развивающих и контролирующих компьютерных программ.

Содержание учебного материала

2


1

1

  1. Методика создания сценария компьютерных программ.

  2. ПМК КИД/Малыш.

Практическое занятие № 12

2


Использование информационных технологий для организации досуга дошкольников.

Тема 5.5. Возможности использования компьютерных программ в игре, на занятиях, в самостоятельной деятельности, для диагностической работы.

Содержание учебного материала

2


2

2

2

  1. Использование компьютерных программ в игре.

  2. Использование компьютерных программ на занятиях.

  3. Использование компьютерных программ в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Проанализировать компьютерные программы, составить характеристику

Тема 5.6. Взаимосвязь традиционных и компьютерных игр.

Содержание учебного материала

2


1

1

  1. Преимущества и недостатки традиционных игр.

  2. Преимущества и недостатки компьютерных игр.

Тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрены)

0


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

0


Всего

117





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.


Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и инфрмационно-комуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- рабочее место обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ».


Технические средства обучения:

- персональный компьютер преподавателя;

- персональные компьютеры студентов;

- аудиоколонки;

- мультимедийный проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.



Основные источники.

    1. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

    2. Морозов, М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.



Дополнительные источники.

  1. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 609.

  2. Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб. / под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  3. Ларин М. В. Управление документацией в организациях проблемы истории и методологии: проблемы истории и методологии учебник / М. В. Ларин – Москва, 2000. – 413 c.

  4. Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях: протоколы, стандарты, интерфейсы, модели / – Москва, 1999. – 309 c.

  5. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, реализации контрольных работ, проверки результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся, проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Экзамен.

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Практическая работа № 2-6, 15-17.

Экзамен.

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной

Практическая работа № 7-14

Экзамен.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2


правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

экзамен.


основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

экзамен.


возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

экзамен.


аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности

Практическая работа №1, экзамен.


Проверку знаний и умений обучающихся, а, следовательно, и степень формирования общих и профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» целесообразно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:

  • контрольные работы;

  • практические работы;

  • экзамен.

Итоговую аттестацию по учебной дисциплине следует проводить в форме экзамена с использованием письменных вопросов и выполнения заданий на ПК.