7
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.06. Финансы, денежное обращение и кредит
2018г.
Согласовано на заседании
цикловой комиссии 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
протокол № 1 от 31.08.2018г.
Председатель цикловой
комиссии___________О.В.Добышева
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________И.В.Накладнова
31.08.2018г
Программа учебной дисциплины ОПД.06 «Финансы, денежное обращение и кредит» для специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.01.2018г. № 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018г. № 49797) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Автор: Добышева Ксения Олеговна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 06. Финансы, денежное обращение и кредит
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПД 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Учебная дисциплина ОПД 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04.Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
Программа учебной дисциплины может быть использована при освоении рабочей профессии 23369 «Кассир» в рамках специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Программа учебной дисциплины разработана с учетом требований WorldSkills.
Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися. Адаптированная программа разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха, нарушения двигательной активности, нарушения зрения, соматические заболевания), обучающихся совместно с другими обучающимися в учебной группе по профессии.
Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); соблюдать требования к бухгалтерскому учету; следовать методам и принципам бухгалтерского учета | Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; понятие бухгалтерского учета; сущность и значение бухгалтерского учета; историю бухгалтерского учета; основные требования к ведению бухгалтерского учета; предмет, метод и принципы бухгалтерского учета. |
ОК 2. | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; использовать формы и счета бухгалтерского учета | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; план счетов бухгалтерского учета; формы бухгалтерского учета |
ОК 3. | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; применять нормативное регулирование бухгалтерского учета; ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности | Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; национальную систему нормативного регулирования; международные стандарты финансовой отчетности; |
ОК 4. | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 5. | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке Российской Федерации, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 6. | Описывать значимость своей специальности | Сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности |
ОК 7. | Соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности | Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
ОК 9. | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
ОК 11. | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования | Основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
ПК 3.3. | Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы. | Оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм страховых взносов в ФНС России и государственные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования; |
ПК 3.4. | Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. | Порядок заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды; образец заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды; процедура контроля прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 50 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 28 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 18 |
курсовая работа | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 2 |
Итоговая аттестация | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Финансы и финансовая система Тема 1.1 Сущность и функции денег, денежного обращения | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 03, ОК 06, ОК 09, ОК 11 |
1.Деньги, их необходимость и происхождение. |
2.Функции денег. |
3 Роль денег в современной рыночной экономике. |
4.Виды денег. |
5.Понятие денежного обращения. |
6.Наличное и безналичное обращение, единство и взаимосвязь. |
7.Безналичный денежный оборот в РФ. Закон денежного обращения. |
8.Денежная масса и скорость обращения денег. |
9.Инфляция, ее сущность и формы проявления. |
10.Виды и типы инфляции. |
11.Формы и методы антиинфляционной политики. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 1.2 Финансы, финансовая политика и финансовая система | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05 ОК 09, ОК 11 |
1.Социально – экономическая сущность финансов. |
2.Виды финансовых отношений. |
3.Функции финансов. |
4.Финансовые ресурсы и источники формирования. |
5.Роль финансов в расширенном воспроизводстве. |
6.Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. |
7. Финансовая политика, ее задачи и содержании. |
8.Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. |
9.Финансовые механизмы, его структура и роль в реализации финансовой политики. |
10.Финансовая система ее сферы. |
11.Финансовые потоки и их взаимосвязь. |
12.Общие понятия об управлении финансами. |
13.Органы управления финансами. |
14.Понятие финансового аппарата, его составные части. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 1.3 Государственные финансы, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 03, ОК 07, ОК 08, ОК 11, ПК 3.3. ПК 3.4. |
1.Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. |
2.Основные звенья государственных финансов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. |
3.Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства. |
4.Бюджетная система, ее сущность и составляющие. |
5.Федеральный бюджет, его функции. |
6.Состав и структура доходов федерального бюджета. |
7.Сущность налогов, их роль в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы. |
8.Состав и структура расходов федерального бюджета. |
9.Бюджетный дефицит и методы его финансирования. |
10.Местные бюджеты. |
11.Социально- экономическая сущность внебюджетных фондов. |
12.Порядок формирования и использования фондов социальной защиты граждан. |
13.Прочие внебюджетные фонды. |
14.Ссудный капитал и кредит. |
15.Основные формы кредита и его классификация. |
16.Кредитная система. |
17.Сущность и функции государственного кредита. |
18.Классификация государственных займов. |
19.Управление государственным долгом. |
20.Ипотека, лизинг, кредитные карточки. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1.Практическое занятие «Определение облагаемой базы для расчета отчислений в социальные фонды и расчет суммы отчислений» | 2 |
2.Практическое занятие « Определение облагаемой базы для расчета отчислений в социальные фонды и расчет суммы отчислений» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Раздел 2 Банки и банковская система Тема 2.1. Банковская система РФ | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05 ОК 09, ОК 10 |
1.Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. |
2.Задачи и функции Центрального банка России. |
3.Пассивные и активные операции Центрального банка России. |
4.Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. |
5.Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения. |
6.Функции коммерческих банков. |
7.Виды банковских операций. |
8.Кредитная политика коммерческих банков. |
9.Организация и порядок кредитования. |
10.Принципы кредитования. |
11.Кредитный договор. |
12.Инвестиционная деятельность и политика коммерческих банков. |
13.Комиссионные и трастовые операции банков. |
14.Простые и сложные проценты. |
15.Дисконтирование. |
16.Функции Сберегательного банка и его операции. |
17.Виды вкладов и ценных бумаг Сберегательного банка. |
18.Формирование современной системы ипотечных банков. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1.Практическое занятие «Определение суммы процентов по вкладам» | 2 |
2.Практическое занятие «Определение суммы процентов по займам» | 2 |
3.Практическое занятие «Определение суммы процентов по кредитам» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. Составление кроссворда «Банковская система РФ». | 2 |
2. Конспектирование «Формирование современной системы ипотечных банков». |
Тема 2.2. Рынок ценных бумаг | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05 ОК 08, ОК 09, ОК 10 |
1.Ценные бумаги как элемент новых отношений собственности, новых способов вложения капитала. |
2.Рынок капитала (финансовый рынок) и его структура: денежно-кредитный, фондовый и валютный рынки. |
3.Виды ценных бумаг. |
4.Акции, условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. |
5.Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций |
6.Сберегательные и депозитные сертификаты. |
7.Вексель, его виды и особенности. |
8.Другие виды ценных бумаг. |
9.Необходимость создания рынка ценных бумаг, его структура и функции. |
10.Организационная структура фондовой биржи. |
11.Понятие лизинга. Брокерские и дилерские услуги. |
12.Инвестиционные компании на рынке ценных бумаг. |
13.Деятельность организации на фондовом рынке. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1.Практическое занятие «Расчет рыночной стоимости ценных бумаг» | 2 |
2.Практическое занятие «Определение суммы дивидендов по акциям, процентного дохода по облигациям» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Раздел 3 Финансирование и кредитование капитальных вложений Тема 3.1. Финансирование и кредитование капитальных вложений | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 08, ОК 11, |
1.Капитальные вложения как способ воспроизводства основных средств. |
2.Источники и методы финансирования капитальных вложений. |
3.Краткосрочное и долгосрочное финансирование и кредитование, их принципы. |
4.Условия открытия финансирования •капитальных вложений, необходимая документация. |
5.Понятие инвестиций, их виды. |
6.Роль инвестиционного капитала в формировании основных средств организаций отрасли. |
7.Инвестиционная политика государства как совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления вложений и меры по их концентрации на решающих участках, ее задачи. |
8.Кредитно-банковская система, обеспечивающая инвестиционную политику. |
9.Роль инвестиционных банков в осуществлении капитальных вложений. |
10.Особенности привлечения иностранных инвестиций. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1.Практическое занятие «Определение оптимального варианта вложения капитала». | 2 |
2.Практическое занятие «Определение оптимального варианта вложения капитала». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Промежуточная аттестация | 2 | |
Всего: | 50 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
1 | Кабинеты: |
1.1 | Кабинет аудита, финансов, денежного обращения и кредитов, экономической теории |
2 | Лаборатории: |
2.1 | Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности, учебной бухгалтерии, компьютеризации профессиональной деятельности |
оснащенные оборудованием:
Кабинет аудита, финансов, денежного обращения и кредитов, экономической теории:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
Стол преподавателя
Столы обучающихся
Регистры с методическими указаниями по проведению лабораторных и практических работ по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Регистры с методическими указаниями по составлению бухгалтерских проводок
Регистры с учебным пособием по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Регистры с практическими работами обучающихся
Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности, учебной бухгалтерии, компьютеризации профессиональной деятельности:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
Автоматизированные рабочие места обучающихся;
Локальная сеть
Экран
Проектор
Microsoft Office
Программный продукт (1С:Бухгалтерия);
Программный продукт (1С:Предприятие, сетевая версия, комплексная конфигурация);
Видеокурс «1С:Бухгалтерия»;
Видеокурс «Зарплата + Кадры».
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной аудитории предусмотрены:
-увеличение зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов,
-индивидуальное (отдельное) рабочее место студента (ученический стол),
-регулируемые парты с источником питания для индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов;
-дверной проем (без порога) 1000 мм;
-дополнительный источник освещения-настольная лампа;
-дополнительный комплект батареек.
Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видео увеличителей для удаленного просмотра.
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебно-методической документацией по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит».
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплины. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Образовательная организация обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине на одного обучающегося. В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ООП.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья. Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по учебной дисциплине.
3.2.1. Печатные издания
1. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для СПО / Д. В. Бураков [и др.] ; под ред. Д. В. Буракова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 329 с.
2.Чалдаева, Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для СПО / А. В. Дыдыкин ; под ред. Л. А. Чалдаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 381 с.
3. Звонова, Е. А. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для СПО / Е. А. Звонова, В. Д. Топчий ; под общ. ред. Е. А. Звоновой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 455 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Финансы организаций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Г. Колпина [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 332 c. — 978-985-503-567-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67782.html
3.2.3. Дополнительные источники
1. Финансы и кредит: практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина. – М. : Изд. центр «Академия», 2017. – 224 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для осуществления мероприятий итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и преподаватель смежной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: -сущность финансов, их функции и роль в экономике; -принципы финансовой политике и финансового контроля; -законы денежного обращения; -сущность, виды и функции денег; -основные типы и элементы денежных систем; -виды денежных реформ; -структуру кредитной и банковской системы; -функции банков и классификацию банковских операций; -цели, типы и инструменты денежно- кредитной политики; -структуру финансовой системы; -принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; - виды и классификация ценных бумаг; - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. | Устный ответ: «Отлично» - студент полностью раскрывает основные понятия, оперирует терминами, успешно применяет формулы к данному заданию, приводит примеры. «Хорошо» - студент раскрывает основные понятия, оперирует терминами, успешно применяет формулы к данному заданию, но не может привести примеры. «Удовлетворительно» - студент раскрывает основные понятия, оперирует терминами, но не может применить формулу к данной теме, привести примеры. «Неудовлетворительно» - фрагментарные знания. При выполнении практических, лабораторных работ: «Отлично» - успешное и систематическое применение знаний, сформированное умение использовать полученные знания. «Хорошо» - в целом успешное, но содержащее не существенные пробелы применения знаний. «Удовлетворительно» - студентам необходима помощь преподавателя при выполнении работ, возможность пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д. «Неудовлетворительно» - студенту не хватает знаний для выполнения задания, не умеет пользоваться учебником, справочной литературой. При выполнении теста: «Отлично» - от 91 до 100% правильных ответов; «Хорошо» - от 71 до 90%; «Удовлетворительно» - от 60 до 70%; «Неудовлетворительно» - менее 60%. | Входной, текущий контроль в форме тестирования Анализ первоисточников и общей экономической ситуации Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
Умения: -оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия различных сегментов финансового рынка; - проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; - проводить анализ структуры государственного бюджета, источниками финансирования дефицита бюджета; - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | При выполнении практических, лабораторных работ: «Отлично» - успешное и систематическое применение навыков, сформированное умение использовать полученные знания при овладении умениями, владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. «Хорошо» - в целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков, студент совершает незначительные ошибки, погрешности, и после замечаний может самостоятельно их исправить. «Удовлетворительно» - в целом успешное, но не систематическое применение навыков, при выполнении работ студенту необходима помощь преподавателя, возможность пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д. «Неудовлетворительно» - фрагментарные умения, навыки; студент не может выполнить задание, не умеет пользоваться учебником, справочной литературой. | Экспертная оценка выполнения практической работы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практических работ |