7
Приложение 2.1.
к ППРКС по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.01 «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
2023г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 5.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016 г.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик:
преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация программы учебной дисциплины ОП.01 «Основы инженерной графики» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 9 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
учебной дисциплины
ОП.01 «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
читать чертежи средней сложности и сложных конструкций, изделий, узлов и деталей;
пользоваться конструкторской документацией для выполнения трудовых функций.
знать:
основные правила чтения конструкторской документации;
общие сведения о сборочных чертежах;
основы машиностроительного черчения;
требования единой системы конструкторской документации.
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК), общие (ОК) компетенции и личностные результаты (ЛР):
Код | Наименование компетенции |
ПК 1.1. | Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. |
ПК 1.2. | Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 13 | Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации |
ЛР 14 | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 12 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:
в форме практической подготовки – 2 часа
1.5. Форма аттестации
Дифференцированный зачёт
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Раздел 1. Графическое оформление чертежей |
Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей. | Теоретические занятия: 1. Стандарты. Форматы. 2. Основная надпись. Линии чертежа. 3. Шрифты чертежные. Масштабы. 4. Основные сведения о нанесении размеров. | 4 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ПК 1.2 ЛР7, ЛР9,ЛР13 , ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). | 1 | | |
Тема 1.2. Геометрические построения и аксонометрические проекции. | Теоретические занятия: 1. Построение параллельных прямых, взаимно-перпендикулярных прямых, углов. 2. Деление окружности на равные части. 3. Последовательность выполнения сопряжения. Поверхности вращения. | 3 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ПК 1.2 ЛР7, ЛР14 , |
Практические занятия: 1. Графическая работа № 1. «Геометрические построения». 2. Графическая работа № 1. «Геометрические построения». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: 1. Чертежные материалы. 2. Инструменты и принадлежности. | 2 | | |
Раздел 2 Рабочие машиностроительные чертежи и эскизы деталей. |
Тема 2.1. Изображения: виды, разрезы, сечения. | Теоретические занятия: 1. Основные и дополнительные виды сечения. 2. Разрезы. Условности и упрощения. | 2 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ПК 1.2 ЛР7, ЛР9, ЛР13 |
Самостоятельная работа: Графические обозначения материалов и правила их нанесения на чертежах. Самостоятельно начертить разрез детали по заданному примеру. | 2 | | |
Тема 2.2. Рабочий чертеж, эскиз детали. | Теоретические занятия: 1. Изображение деталей на машиностроительных чертежах. 2. Указание на чертежах шероховатости и покрытий. 3. Нанесение размеров и предельных отклонений. 4. Эскиз детали. 5. Технический рисунок. 6. Правила нанесения обозначений шероховатости на чертежах. 7. Нанесение обозначений допусков, формы и и расположения. | 7 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ЛР7, ЛР9,ЛР13 , ЛР14 , |
Самостоятельная работа: Общие правила выполнения чертежей. Самостоятельное выполнение эскиза детали с натуры. | 2 | | |
Тема 2.3. Правила выполнения некоторых деталей и соединений. | Теоретические занятия: 1. Резьбы. Резьбовые соединения. 2. Крепежные изделия. 3. Шпоночные соединения. 4. Неразъемные соединения. 5. Шлицевые соединения. 6. Зубчатые передачи. 7. Реечные передачи. 8. Червячные передачи. | 8 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ПК 1.2 ЛР7, ЛР9,ЛР13 , ЛР14 , |
Раздел 3. Чертежи общего вида и сборочные чертежи. |
Тема 3.1. Чертежи общего вида и деталирование. | Теоретические занятия: 1. Нумерация позиций. Обозначение чертежа. 2. Деталирование. 3. Размеры укалывающиеся на чертежах. 4. Изображение некоторых изделий и устройств на чертежах общего вида. | 4 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ПК 1.2 ЛР13, ЛР14 , |
Самостоятельная работа: Спецификация. Чтение рабочих чертежей. Чтение сборочного чертежа. | 3 | | |
Раздел 4. Схемы. |
Тема 4.1. Общие сведения о схемах. | Теоретические занятия: 1. Общее понятие о схемах. 2. Кинематические схемы. 3. Гидравлические схемы. 4. Пневматические схемы. 5. Электрические схемы. | 5 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.1, ПК 1.2 ЛР7, ЛР9,ЛР13 , |
Самостоятельная работа: Виды и типы схем. Правила выполнения и чтения схем. | 2 | | |
Дифференцированный зачет. | 1 | | |
Теоретических занятий | 33 | | |
Практических занятий | 2 |
Итого обязательной нагрузки | 36 | | |
Самостоятельная работа | 12 | | |
Всего: | 48 |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально - техническое обеспечение обучения
Реализация программы предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: основы инженерной графики, основы технической механики и слесарных работ).
Основы инженерной графики:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
компьютер (для преподавателя);
принтер;
цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Буланже Г.В. Инженерная графика: учебник/ Г.В.Буланже и др. - Москва: Инфра- М,2022 - ISBN 978-5-16-014817-5
2. Исаев И.А. Инженерная графика. Рабочая тетрадь/учебное пособие/И.А.Исаев - 3 изд. - Москва: Форум, 2021 - ISBN 978-5-00091-477-9
3. Серга Г.В. Инженерная графика: учебник/ Г.В.Серга и др.- Москва: Инфра-М, 2021 - ISBN 978-5-16-015545-6
4. Березина Н.А Инженерная графика: (СПО) учебное пособие/Н.А. Березина - Москва: КноРус, 2021- ISBN 978-5-406-07398-8
5. Чекмарев А.А. Инженерная графика: (СПО) учебное пособие/Чекмарев А.А., Осипов В.К. - Москва: КноРус, 2021- ISBN 978-5-406-07284-4
6. Чумаченко Г.В. Техническое черчение: (СПО) учебник/Чумаченко Г.В. - Москва: КноРус, 2021- ISBN 978-5-406-08313-0
7. Раклов В.П. Инженерная графика: учебник/Раклов В.П. и др., - 2 изд. - Москва: Инфра-М, 2020 - ISBN 978-5-16-015343-8
Павлова А.А. Техническое черчение: учебник/А.А. Павлова - Москва: Академия, 2020- ISBN 978-5-4468-9268-6
9. Бродский А.М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования- 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 400 с.
10. Бродский А.М. Практикум по инженерной графике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования- 13-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 192 с.
11. Бродский А.М. Черчение (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - 14-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 400 с.
Интернет ресурсы.
Справочник конструктора машиностроителя - http://www.prugini-spb.ru
Разработка чертежей - http://www.greb.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: |
основные правила чтения конструкторской документации | Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы. «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
общие сведения о сборочных чертежах |
основы машиностроительного черчения |
требования единой системы конструкторской документации |
Умения: |
читать чертежи средней сложности и сложных конструкций, изделий, узлов и деталей | Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества выполнения практических работ, решение расчетных задач, оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества оформления отчетной документации. «Отлично» - практические и лабораторные работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок. «Хорошо» - практические и лабораторные работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок. «Удовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация заполнена с ошибками. «Неудовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена. |
пользоваться конструкторской документацией для выполнения трудовых функций |
Личностные результаты: |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | Оценивать поступки; прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей; учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; объяснять оценки поступков; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми; объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур; осуществлять добрые дела; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |