5
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 178 от 13.03.2018 г.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик:
преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация к программе учебной дисциплины «Основы экономики строительства» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма промежуточной аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 10 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 11 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 11 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы;
понимать сущность предпринимательской деятельности;
объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости;
использовать полученные знания для определения производительности труда, трудозатрат, заработной платы.
знать:
основные типы экономических систем, рыночное ценообразование, виды конкуренции;
сущность и формы предпринимательства, виды организаций;
понятие основных и оборотных фондов, их формирование;
понятие сметной стоимости строительного объекта;
систему оплаты труда по своей профессии.
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
Код | Наименование компетенции |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 54 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 18 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:
в форме практической подготовки – 6 часов
1.5. Форма итоговой аттестации
Зачет
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Введение. Что такое экономика. | Теоретические занятия: 1. Содержание дисциплины и ее задачи. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 1 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Тема 1. Экономические системы. | Теоретические занятия: 1. Понятие и типы экономической системы 2. Роль государства в экономике. | 2 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Самостоятельная работа: 1. Законспектировать определение Экономика, экономическая система, типы экономической системы. 2. Изучить роль государства в экономике». | 2 | | |
Тема 2. Взаимодействие спроса и предложения. | Теоретические занятия: 1. Спрос. Закон спроса. 2. Предложение. Закон предложения. 3. Правовое поле потребителя в экономике. | 3 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Самостоятельная работа: 1. Изучить, что такое «Спрос. Закон спроса. Предложения. Закон предложения». 2. Потребитель в экономике. | 2 | | |
Тема 3. Предпринимательская деятельность | Теоретические занятия: Сущность и форма предпринимательства. 2. Виды организаций. Конкуренция и монополия. Маркетинг. 3. Финансирование предпринимательства. | 3 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Самостоятельная работа: 1. Сущность и формы предпринимательства. Виды организаций. 2. Конкуренция и монополия, маркетинг; процесс и результаты деятельности. | 2 | | |
Тема 4. Основные фонды. | Теоретические занятия: 1. Основные производственные фонды. Понятие износа основных фондов. 2. Показатели использования основных фондов. | 2 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Самостоятельная работа: 1. Изучить основные производственные фонды. Виды оценок основных фондов. 2. Износ основных фондов. Амортизации основных фондов. 3. Показатели использования основных фондов. | 3 | | |
Тема 5. Оборотные средства предприятий. | Теоретические занятия: 1. Структура и источники оборотных средств предприятий. 2. Оборачиваемость оборотных средств. 3. Источники формирования оборотных средств. | 3 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Самостоятельная работа: 1. Структура оборотных средств. | 1 | | |
Тема 6. Ценообразование в строительной отрасли. | Теоретические занятия: 1. Сущность цены в экономической системе. Особенности ценообразования в строительстве. Порядок составления и виды сметной документации. Издержки производства в строительстве. Особенности определения себестоимости строительно-монтажных работ. | 5 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Самостоятельная работа: Общие положения по определению сметной стоимости строительства. | 1 | | |
Тема 7. Сметная документация. | Теоретические занятия: Виды сметной документации. Система сметного нормирования в строительстве. Разработка и применение элементных сметных норм и расценок. Методы составления сметной документации. Локальные сметные расчеты (сметы). Объектные сметные расчеты (сметы). Сводный сметный расчет стоимости строительства. | 7 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Практические занятия: Определение сметной стоимости материальных ресурсов. Определение стоимости 1 маш-ч. эксплуатации строительных машин. Определение накладных расходов. Начисление сметной прибыли при составлении сметной документации. Определение расходов на комплектацию оборудования. | 5 | 2 |
Самостоятельная работа: Порядок разработки нормативов накладных расходов. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной. документации в зависимости от стадии проектирования. Определение величины сметной прибыли. Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических бытовых организаций. Другие затраты, относимые на стоимость оборудование. Затраты на страхование оборудования. | 6 | | |
Тема 8. Оплата труда в строительстве. | Теоретические занятия: Мотивация труда и рынок. Заработная плата и тарифная система. Формы заработной платы в строительстве. | 3 | 1 | ОК 01 - 03, ОК 09, ОК 11 |
Практические занятия: Определение сметной стоимости затрат на оплату труда рабочих. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных | 1 | | |
Зачет | 1 | | |
Теоретических занятий | 30 | |
Практических занятий | 6 |
Зачет | 1 |
Всего учебных занятий: | 36 |
Самостоятельная работа | 18 |
Всего объем образовательной нагрузки: | 54 |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование
3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение обучения
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: основы правоведения, охрана труда, безопасность жизнедеятельности).
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий по разделу «Экономика»;
Технические средства обучения:
компьютер (для преподавателя);
принтер;
цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
комплект учебно-методической документации;
учебные видеоматериалы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Солодская Н.В. Основы экономики: учебник/Солодкая Н.В. - 4-е изд.,- Москва: КноРус, 2021 – ISBN 978-5-406-02366-2
Соколова С.В. Экономика организации: учебник/ С.В. Соколова - 5-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8641-8
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие/Л.Н. Череданова - 19-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8397-4
Котерова Н.П. Экономика организации: учебное пособие/Н.П. Котерова - 13-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8929-7
Пукалина Н.Н. Экономика отрасли: учебник/Н.Н. Пуклина - 1-е изд.,- Москва: Академия, 2019 – ISBN 978-5-4468-7337-1
Вирина Н.Е. Основы экономики строительства: учебник/ Н.Е. Вирина - 2-е изд.,- Москва: Академия, 2018 – ISBN 978-5-4468-7413-2
Дополнительные источники:
1. Оскорбина С.Н., Лукина И.В. Основы экономических знаний: уч. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
5. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
7. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Интернет ресурсы:
Библиотека экономики - http://www.finansy.ru
Библиотека экономической литературы - http://business.kulichki.net
Литература по экономике - http://www.economka.ru
Экономические игры онлайн на сервере «РосБизнесКонсалтинг» - http://online.rbc.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Мастер общестроительных работ». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: |
основные типы экономических систем, рыночное ценообразование, виды конкуренции; | Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы. «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
сущность и формы предпринимательства, виды организаций; |
понятие основных и оборотных фондов, их формирование; |
понятие сметной стоимости строительного объекта; |
систему оплаты труда по своей профессии. |
Умения: |
различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы; | Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества выполнения практических работ, решение расчетных задач, оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества оформления отчетной документации. «Отлично» - практические и лабораторные работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок. «Хорошо» - практические и лабораторные работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок. «Удовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация заполнена с ошибками. «Неудовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена. |
понимать сущность предпринимательской деятельности; |
объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости; |
использовать полученные знания для определения производительности труда, трудозатрат, заработной платы. |