СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «основы экономики строительства»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики строительства" разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.07. "Мастер общестроительных работ".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «основы экономики строительства»»

5















Рабочая ПРОГРАММа

учебной дисциплины

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА»


































Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 178 от 13.03.2018 г.



Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)


Разработчик:

преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.








































СОДЕРЖАНИЕ


1.

Аннотация к программе учебной дисциплины «Основы экономики строительства»


4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы

4

1.3.

Требование к результатам освоения учебной дисциплины

4

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

5

1.5.

Форма промежуточной аттестации

5

2.

Содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

9

3.1.

Материально-техническое обеспечение обучения

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения

10

3.3.

Общие требования к организации образовательного процесса

11

3.4.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

11

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11





































1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ

учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА»


1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.


1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.


В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы;

  • понимать сущность предпринимательской деятельности;

  • объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости;

  • использовать полученные знания для определения производительности труда, трудозатрат, заработной платы.

знать:

  • основные типы экономических систем, рыночное ценообразование, виды конкуренции;

  • сущность и формы предпринимательства, виды организаций;

  • понятие основных и оборотных фондов, их формирование;

  • понятие сметной стоимости строительного объекта;

  • систему оплаты труда по своей профессии.


Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:


Код

Наименование компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.


ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки – 54 часов в том числе:

самостоятельной работы обучающихся – 18 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:

в форме практической подготовки – 6 часов


1.5. Форма итоговой аттестации

Зачет







2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала учебного материала

и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1.

2.

3.

4.

5.

Введение.

Что такое экономика.

Теоретические занятия:

1. Содержание дисциплины и ее задачи. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных

форм собственности.

1

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Тема 1.

Экономические системы.

Теоретические занятия:

1. Понятие и типы экономической системы

2. Роль государства в экономике.

2

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Самостоятельная работа:

1. Законспектировать определение Экономика, экономическая система, типы экономической системы.

2. Изучить роль государства в экономике».

2



Тема 2.

Взаимодействие спроса и предложения.


Теоретические занятия:

1. Спрос. Закон спроса.

2. Предложение. Закон предложения.

3. Правовое поле потребителя в экономике.

3

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Самостоятельная работа:

1. Изучить, что такое «Спрос. Закон спроса. Предложения. Закон

предложения».

2. Потребитель в экономике.

2



Тема 3.

Предпринимательская деятельность

Теоретические занятия:

  1. Сущность и форма предпринимательства.

2. Виды организаций. Конкуренция и монополия. Маркетинг.

3. Финансирование предпринимательства.

3

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Самостоятельная работа:

1. Сущность и формы предпринимательства. Виды организаций.

2. Конкуренция и монополия, маркетинг; процесс и результаты деятельности.

2



Тема 4.

Основные фонды.


Теоретические занятия:

1. Основные производственные фонды. Понятие износа основных фондов.

2. Показатели использования основных фондов.

2

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Самостоятельная работа:

1. Изучить основные производственные фонды. Виды оценок основных фондов.

2. Износ основных фондов. Амортизации основных фондов.

3. Показатели использования основных фондов.

3



Тема 5.

Оборотные средства предприятий.


Теоретические занятия:

1. Структура и источники оборотных средств предприятий.

2. Оборачиваемость оборотных средств.

3. Источники формирования оборотных средств.

3

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Самостоятельная работа:

1. Структура оборотных средств.

1



Тема 6. Ценообразование в строительной отрасли.


Теоретические занятия:

1. Сущность цены в экономической системе.

  1. Особенности ценообразования в строительстве.

  2. Порядок составления и виды сметной документации.

  3. Издержки производства в строительстве.

  4. Особенности определения себестоимости строительно-монтажных работ.

5

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Самостоятельная работа:

Общие положения по определению сметной стоимости строительства.

1



Тема 7.

Сметная документация.


Теоретические занятия:

  1. Виды сметной документации.

  2. Система сметного нормирования в строительстве.

  3. Разработка и применение элементных сметных норм и расценок.

  4. Методы составления сметной документации.

  5. Локальные сметные расчеты (сметы).

  6. Объектные сметные расчеты (сметы).

  7. Сводный сметный расчет стоимости строительства.

7

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Практические занятия:

  1. Определение сметной стоимости материальных ресурсов.

  2. Определение стоимости 1 маш-ч. эксплуатации строительных машин.

  3. Определение накладных расходов.

  4. Начисление сметной прибыли при составлении сметной документации.

  5. Определение расходов на комплектацию оборудования.

5

2

Самостоятельная работа:

  1. Порядок разработки нормативов накладных расходов.

  2. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной. документации в зависимости от стадии проектирования.

  3. Определение величины сметной прибыли.

  4. Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических бытовых организаций.

  5. Другие затраты, относимые на стоимость оборудование.

  6. Затраты на страхование оборудования.

6



Тема 8.

Оплата труда в строительстве.


Теоретические занятия:

  1. Мотивация труда и рынок.

  2. Заработная плата и тарифная система.

  3. Формы заработной платы в строительстве.

3

1

ОК 01 - 03,

ОК 09, ОК 11

Практические занятия:

  1. Определение сметной стоимости затрат на оплату труда рабочих.

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных

1



Зачет

1



Теоретических занятий

30


Практических занятий

6

Зачет

1

Всего учебных занятий:

36

Самостоятельная работа

18

Всего объем образовательной нагрузки:

54


Примечание к таблице:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование

3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение обучения


Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: основы правоведения, охрана труда, безопасность жизнедеятельности).


Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий по разделу «Экономика»;


Технические средства обучения:

  • компьютер (для преподавателя);

  • принтер;

  • цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;

  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;

  • комплект учебно-методической документации;

  • учебные видеоматериалы


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Солодская Н.В. Основы экономики: учебник/Солодкая Н.В. - 4-е изд.,- Москва: КноРус, 2021 – ISBN 978-5-406-02366-2

  2. Соколова С.В. Экономика организации: учебник/ С.В. Соколова - 5-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8641-8

  3. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие/Л.Н. Череданова - 19-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8397-4

  4. Котерова Н.П. Экономика организации: учебное пособие/Н.П. Котерова - 13-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8929-7

  5. Пукалина Н.Н. Экономика отрасли: учебник/Н.Н. Пуклина - 1-е изд.,- Москва: Академия, 2019 – ISBN 978-5-4468-7337-1

  6. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства: учебник/ Н.Е. Вирина - 2-е изд.,- Москва: Академия, 2018 – ISBN 978-5-4468-7413-2


Дополнительные источники:

1. Оскорбина С.Н., Лукина И.В. Основы экономических знаний: уч. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.

3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.

4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

5. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.

7. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.



Интернет ресурсы:

  1. Библиотека экономики - http://www.finansy.ru

  2. Библиотека экономической литературы - http://business.kulichki.net

  3. Литература по экономике - http://www.economka.ru

  4. Экономические игры онлайн на сервере «РосБизнесКонсалтинг» - http://online.rbc.ru


3.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Мастер общестроительных работ». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также зачёта.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:

основные типы экономических систем, рыночное ценообразование, виды конкуренции;

Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы.

«Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок.

«Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.


сущность и формы предпринимательства, виды организаций;

понятие основных и оборотных фондов, их формирование;

понятие сметной стоимости строительного объекта;

систему оплаты труда по своей профессии.

Умения:

различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы;

Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества выполнения практических работ, решение расчетных задач, оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества оформления отчетной документации.

«Отлично» - практические и лабораторные работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок.

«Хорошо» - практические и лабораторные работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок.

«Удовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация

заполнена с ошибками.

«Неудовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена.

понимать сущность предпринимательской деятельности;

объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости;

использовать полученные знания для определения производительности труда, трудозатрат, заработной платы.