3
Приложение 2.4
к ОП-П по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
Рабочая программа дисциплины
«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
2.2. Содержание дисциплины
2.3. Курсовой проект (работа)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Учебно-методическое обеспечение
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
(наименование дисциплины)
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности»: является освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста.
Дисциплина «Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4 | использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. уметь принимать решения на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования бюджета. определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию. работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. оценивать эффективность и анализировать факторы, влияющие на эффективность осуществления предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. применять разные стратегии и тактики предпринимательского поведения в различных ситуациях. формировать и развивать навыки в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции), навыки работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией. уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. применять теоретические навыки по финансовой грамотности для практической деятельности. | знать базовые понятия, условия и инструменты принятия грамотных решений в финансовой сфере. экономические явления и процессы в профессиональной деятельности и общественной жизни. правила оплаты труда работников. основные виды налогов в современных экономических условиях. страхование и его виды. пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений. правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг. процессы создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. способы действий в рамках предложенных условий и требований. знать практические способы принятия финансовых и экономических решений. |
2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 46 | 41 |
Курсовой проект (работа)2 | - | - |
Самостоятельная работа | - | - |
Промежуточная аттестация | | |
Всего | 46 | 41 |
2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Примерное содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий |
1 | 2 |
Раздел 1. Основы бизнеса (10) |
Тема 1. Предпринимательская деятельность | Содержание учебного материала |
1. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства. |
2.Предпринимательская идея. Организация предпринимательской деятельности. Бизнес-идея. Поиск бизнес-идеи для бизнеса. Источники для бизнеса. Типичные ошибки при поиске бизнес-идей. Подходы к оценке бизнес-идей. |
3.Открытие своего предприятия. Пошаговая инструкция регистрации предприятия ООО и ИП.. |
В том числе практических и лабораторных занятий |
1.Практическое занятие 1. Составление таблицы «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства». 2. Практическое занятие 2.Решение тестового задания входного контроля «Основы предпринимательства» 3. Практическое занятие 3. Отбор перспективной бизнес идеи. Обоснование конкурентных преимуществ бизнес идеи. 4.Практическое занятие 4.Составление резюме бизнес-идеи 5.Практическое занятие 5. «Открытие своего предприятия» 6.Практическое занятие 6. Решение тестового задания |
Тема 1.2 Технология бизнес-планирования | Содержание учебного материала |
1. Понятие технологии бизнес-планирования. Оценка рисков проекта и управление ими |
Период окупаемости инвестиций. Оценка экономической эффективности проекта |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 7. Шаблон для разработки бизнес-плана проекта |
Практическое занятие 8.Пошаговый план открытия предприятия |
Практическое занятие 9 « Расчёт периода окупаемости инвестиций» |
Практическое занятие10. Оценка экономической эффективности проекта |
Раздел 2. Социальные коммуникации (10) |
Тема 2.1 Эффективность социальных коммуникаций | Функции социальных коммуникаций. Виды и средства социальных коммуникаций Презентации и самопрезентации в социальных контактах Психологическое содержание эффективных коммуникаций. Этика и правила эффективных коммуникаций Обратная связь в социальных коммуникациях. Трудности социальных коммуникаций |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 11. Решение тестового задания « «Способности к самоуправлению в общении» Практическое занятие 12. Решение тестового задания «Эмпатические тенденции в межличностных отношениях А. Мехрабиана и Н. Эпштейна» Практическое занятие 13. Решение тестового задания «Опросник коммуникативного контроля м. Шнайдера» Практическое занятие 14. Решение тестового задания «Шкала оценки мотивации одобрения» Практическое занятие 15. Решение тестового задания «Потребность в общении» Практическое занятие 16. Решение тестового задания «Стратегии поведения в конфликте» Практическое занятие 17.Ведение диалога – общения (как говорить) Практическое занятие 18.Эффективное слушание ( как слушать) |
Тема 2.2 Диагностика и развитие коммуникативной компетенции | Диагностика коммуникативной компетенции. Способы развития коммуникативной компетенции |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 19. Тренинг для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения Практическое занятие 20. Тест опросник коммуникативного контроля |
Раздел 3. «Основы финансовой грамотности» (24) |
Тема 1. Личное финансовое планирование. | Содержание учебного материала |
Предмет, содержание и задачи дисциплины. Основные понятия. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. Личный бюджет. |
Оплата труда |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 21. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана. Практическое занятие 22.Решение задач на расчёт заработанной платы |
Тема 2.Долги и кредиты: возможности и риски | Сущность и виды кредита. Займы. Банкротство. |
В том числе практических и лабораторных занятий |
1.Практическое занятие 23.Определение стоимости кредита 2.Практическое занятие 24. Определение величины долговой нагрузки 3. Практическое занятие 25.Решение задач «Покупка в кредит» 4.Практическое занятие 26. Порядок определения банкротства 5. Практическое занятие 27. Решение задач «Займы в микро-финансовых организациях» |
Тема 3. 2. Личные сбережения | Содержание учебного материала |
1.Банковский вклад. 2.Понятие инвестиции, способы инвестирования. Срок и доходность инвестиций. 3.Ценные бумаги |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 28. Определение суммы процентов по депозитам Практическое занятие 29.Изучение депозитного договора Практическое занятие 30.Расчёт доходности ценных бумаг Практическое занятие 31. Расчёт курса акций и дивидендной ставки Практическое занятие 32.Составление таблицы «Виды ценных бумаг» Практическое занятие 33.Решение тестового задания «Вклад. Инвестиции и ценные бумаги» |
Тема 3.3 Пенсии. Налоги | Содержание учебного материала |
1. Понятие и значение пенсии, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. |
2. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Использование налоговых льгот и налоговых вычетов |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие №34 Заполнение налоговой декларации Практическое занятие №35. Определение величины пенсии Практическое занятие №36.Определение суммы налога для физического лица Практическое занятие №37. Определение величины налогового вычета |
Тема 3.4. Страхование | Содержание учебного материала |
1. Страхование: сущность, функции, риск, классификация Добровольное и обязательное страхование физических лиц. Действия при наступлении страхового случая |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 38. Определение величины суммы страхования |
Практическое занятие 39.Действия при наступлении страхового случая |
Тема 5. Личная финансовая безопасность | Основные признаки и виды финансовых пирамид Правила личной финансовой безопасности. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с наличными. Защита прав потребителей финансовых услуг |
В том числе практических и лабораторных занятий |
Практическое занятие 40. Финансовое мошеничество Практическое занятие 41. Решение кейс -задач |
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачёт)- 2 час. |
Всего:46 |
3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет Общепрофессиональных дисциплин и МДК, оснащенный в соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.
2. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность. Практикум [Текст]: учеб. пособие/ М.Р.Каджаева. – М.: Академия,2020. – 128 с.
4. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность [Текст]: учеб. пособие для СПО/М.Р.Каджаева, В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование).
5. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства [Текст]: учеб.пособие/ Л.Н.Череданова. - 19-е изд., испр. - М.: Академия, 2020. – 224 с.
6. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495710 (дата обращения: 18.07.2022).
7. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность. Практикум [Текст]: учеб. пособие/ М.Р.Каджаева. – М.: Академия,2020. – 128 с. – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5519/486719/
8. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность [Текст]: учеб. пособие для СПО/М.Р.Каджаева, В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5519/599267/
9. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования.- 2-е издание переработанное и доп.-Москва: Издательство Юрайт, 2024.-272 с.- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09111-3- Текст: непосредственный.
10. Фрицлер А.В., Тарханов Е.А. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего профессионального образования- 2-е издание переработанное и доп.-Москва: Издательство Юрайт, 2024.-148 с.- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8- Текст: непосредственный.
11.. ISBN 978-5-507-47563-6
3.2.2. Дополнительные источники
1. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo.
2. Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-082-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052230
3. Бизнес-планирование: учебник / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 296 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0617-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1054014
4. Волков, А. С. Бизнес-планирование: учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 81 с. - (СПО). - ISBN 978-5-369-01764-7. Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099263
5. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf
6. Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т. М. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043215
7. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-012223-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945177
8. Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М. Просвещение, 2017. – 272 с.
9. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru
10. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.ru
11. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
12. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru
13. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru
14. Электронный ученик по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: школа. вашифинансы.рф
15. Ваши финансы. рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashifinancy.ru
16. Федеральный методический центр по финансовой грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru
17. Fincult.info [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fincult.info
4.Контроль и оценка результатов
освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знания: - знать базовые понятия, условия и инструменты принятия грамотных решений в финансовой сфере. - экономические явления и процессы в профессиональной деятельности и общественной жизни. правила оплаты труда педагогических работников. - основные виды налогов в современных экономических условиях. - страхование и его виды. - пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений. - правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг. - процессы создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. - способы действий в рамках предложенных условий и требований. - знать практические способы принятия финансовых и экономических решений. | «Отлично» -теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено | оценка выполнения практического задания. решение ситуационной задачи. проведение дискуссий, мозгового штурма, ролевых игр. решение ситуационных задач, казусов, кейсов. решение творческо-поисковых заданий. составление таблиц и схем. ведение простых расчетов, подсчет издержек, прибыли, доходов. Дифференцированный зачет |
Умения: - использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. уметь принимать решения на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования бюджета. - анализировать и извлекать информацию, касающуюся финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). - уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. анализировать рынок профессиональных услуг, изучать спрос и предложение. - применять полученные знания о страховании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия страхования, страхования имущества и ответственности. - определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию. | -тестирование, - подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией, - составление схемы конспекта, - подготовка терминологического словаря, -тренинг по навыкам планирования и прогнозирования, - работа в малых группах. |
1 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
2 Строка остается, если предусмотрено УП наличие курсового проекта (работы) в структуре дисциплины