СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности", профессия 08.01.28 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности", профессия 08.01.28 "Масте отделочных строительных и декоративных работ"( профессионалитет")

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности", профессия 08.01.28 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ"»

3


Приложение 2.4

к ОП-П по профессии

08.01.28 Мастер отделочных строительных

и декоративных работ












Рабочая программа дисциплины


«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ»


































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины

2.2. Содержание дисциплины

2.3. Курсовой проект (работа)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

3.2. Учебно-методическое обеспечение

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП. 04 ОСНОВЫ БИЗНЕСА, КОММУНИКАЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ»

(наименование дисциплины)


1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

Цель дисциплины «Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности»: является освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста.

Дисциплина «Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.


1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:



Код ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09

ПК1.1, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.1, ПК 2.2,

ПК 2.3, ПК 2.4,

ПК3.1, ПК 3.2,

ПК 3.3, ПК 3.4

использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

уметь принимать решения на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования бюджета.

определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

оценивать эффективность и анализировать факторы, влияющие на эффективность осуществления предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

применять разные стратегии и тактики предпринимательского поведения в различных ситуациях.

формировать и развивать навыки в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции), навыки работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

применять теоретические навыки по финансовой грамотности для практической деятельности.

знать базовые понятия, условия и инструменты принятия грамотных решений в финансовой сфере.

экономические явления и процессы в профессиональной деятельности и общественной жизни.

правила оплаты труда работников.

основные виды налогов в современных экономических условиях.

страхование и его виды.

пенсионное обеспечение:

государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений.

правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.

процессы создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

способы действий в рамках предложенных условий и требований.

знать практические способы принятия финансовых и экономических решений.


2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины

Наименование составных частей дисциплины

Объем в часах

В т.ч. в форме практ. подготовки

Учебные занятия

46

41

Курсовой проект (работа)2

-

-

Самостоятельная работа

-

-

Промежуточная аттестация



Всего

46

41











2.2. Примерное содержание дисциплины


Наименование разделов и тем

Примерное содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий

1

2

Раздел 1. Основы бизнеса (10)

Тема 1. Предпринимательская деятельность

Содержание учебного материала

1. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.Предпринимательская идея. Организация предпринимательской деятельности. Бизнес-идея. Поиск бизнес-идеи для бизнеса. Источники для бизнеса. Типичные ошибки при поиске бизнес-идей. Подходы к оценке бизнес-идей.

3.Открытие своего предприятия. Пошаговая инструкция регистрации предприятия ООО и ИП..

В том числе практических и лабораторных занятий

1.Практическое занятие 1. Составление таблицы «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

2. Практическое занятие 2.Решение тестового задания входного контроля «Основы предпринимательства»

3. Практическое занятие 3. Отбор перспективной бизнес идеи. Обоснование конкурентных преимуществ бизнес идеи.

4.Практическое занятие 4.Составление резюме бизнес-идеи

5.Практическое занятие 5. «Открытие своего предприятия»

6.Практическое занятие 6. Решение тестового задания

Тема 1.2 Технология бизнес-планирования

Содержание учебного материала

1. Понятие технологии бизнес-планирования. Оценка рисков проекта и управление ими

  1. Период окупаемости инвестиций. Оценка экономической эффективности проекта

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 7. Шаблон для разработки бизнес-плана проекта

Практическое занятие 8.Пошаговый план открытия предприятия

Практическое занятие 9 « Расчёт периода окупаемости инвестиций»

Практическое занятие10. Оценка экономической эффективности проекта

Раздел 2. Социальные коммуникации (10)

Тема 2.1

Эффективность социальных коммуникаций



  1. Функции социальных коммуникаций. Виды и средства социальных коммуникаций

  2. Презентации и самопрезентации в социальных контактах

  3. Психологическое содержание эффективных коммуникаций. Этика и правила эффективных коммуникаций

  4. Обратная связь в социальных коммуникациях. Трудности социальных коммуникаций

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 11. Решение тестового задания « «Способности к самоуправлению в общении»

Практическое занятие 12. Решение тестового задания «Эмпатические тенденции в межличностных отношениях А. Мехрабиана и Н. Эпштейна»

Практическое занятие 13. Решение тестового задания «Опросник коммуникативного контроля м. Шнайдера»

Практическое занятие 14. Решение тестового задания «Шкала оценки мотивации одобрения»

Практическое занятие 15. Решение тестового задания «Потребность в общении»

Практическое занятие 16. Решение тестового задания «Стратегии поведения в конфликте»

Практическое занятие 17.Ведение диалогаобщения (как говорить)

Практическое занятие 18.Эффективное слушание ( как слушать)

Тема 2.2

Диагностика и развитие коммуникативной компетенции

  1. Диагностика коммуникативной компетенции. Способы развития коммуникативной компетенции

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 19. Тренинг для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения

Практическое занятие 20. Тест опросник коммуникативного контроля

Раздел 3. «Основы финансовой грамотности» (24)

Тема 1.

Личное финансовое планирование.

Содержание учебного материала

  1. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Основные понятия. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. Личный бюджет.

  1. Оплата труда

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 21. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана.

Практическое занятие 22.Решение задач на расчёт заработанной платы

Тема 2.Долги и кредиты: возможности и риски

  1. Сущность и виды кредита.

  2. Займы.

  3. Банкротство.

В том числе практических и лабораторных занятий

1.Практическое занятие 23.Определение стоимости кредита

2.Практическое занятие 24. Определение величины долговой нагрузки

3. Практическое занятие 25.Решение задач «Покупка в кредит»

4.Практическое занятие 26. Порядок определения банкротства

5. Практическое занятие 27. Решение задач «Займы в микро-финансовых организациях»

Тема 3. 2.

Личные сбережения

Содержание учебного материала

1.Банковский вклад.

2.Понятие инвестиции, способы инвестирования. Срок и доходность инвестиций.

3.Ценные бумаги

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 28. Определение суммы процентов по депозитам

Практическое занятие 29.Изучение депозитного договора

Практическое занятие 30.Расчёт доходности ценных бумаг

Практическое занятие 31. Расчёт курса акций и дивидендной ставки

Практическое занятие 32.Составление таблицы «Виды ценных бумаг»

Практическое занятие 33.Решение тестового задания «Вклад. Инвестиции и ценные бумаги»

Тема 3.3

Пенсии. Налоги

Содержание учебного материала

1. Понятие и значение пенсии, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

2. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Использование налоговых льгот и налоговых вычетов

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие №34 Заполнение налоговой декларации

Практическое занятие №35. Определение величины пенсии

Практическое занятие №36.Определение суммы налога для физического лица

Практическое занятие №37. Определение величины налогового вычета

Тема 3.4.

Страхование

Содержание учебного материала

1. Страхование: сущность, функции, риск, классификация

Добровольное и обязательное страхование физических лиц.

Действия при наступлении страхового случая

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 38. Определение величины суммы страхования

Практическое занятие 39.Действия при наступлении страхового случая

Тема 5.

Личная финансовая безопасность

  1. Основные признаки и виды финансовых пирамид

Правила личной финансовой безопасности.

Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с наличными. Защита прав потребителей финансовых услуг

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 40. Финансовое мошеничество

Практическое занятие 41. Решение кейс -задач

Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачёт)- 2 час.

Всего:46




3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Кабинет Общепрофессиональных дисциплин и МДК, оснащенный в соответствии с приложением 3 ПОП-П.


3.2. Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания

1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.

2. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

3. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность. Практикум [Текст]: учеб. пособие/ М.Р.Каджаева. – М.: Академия,2020. – 128 с.

4. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность [Текст]: учеб. пособие для СПО/М.Р.Каджаева, В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование).

5. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства [Текст]: учеб.пособие/ Л.Н.Череданова. - 19-е изд., испр. - М.: Академия, 2020. – 224 с.

6. Купцова, Е. В.  Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495710 (дата обращения: 18.07.2022).

7. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность. Практикум [Текст]: учеб. пособие/ М.Р.Каджаева. – М.: Академия,2020. – 128 с. – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5519/486719/

8. Каджаева, М.Р. Финансовая грамотность [Текст]: учеб. пособие для СПО/М.Р.Каджаева, В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5519/599267/

9. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования.- 2-е издание переработанное и доп.-Москва: Издательство Юрайт, 2024.-272 с.- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09111-3- Текст: непосредственный.

10. Фрицлер А.В., Тарханов Е.А. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего профессионального образования- 2-е издание переработанное и доп.-Москва: Издательство Юрайт, 2024.-148 с.- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8- Текст: непосредственный.

11.. ISBN 978-5-507-47563-6


3.2.2. Дополнительные источники

1. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo.

2. Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-082-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052230

3. Бизнес-планирование: учебник / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 296 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0617-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1054014

4. Волков, А. С. Бизнес-планирование: учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 81 с. - (СПО). - ISBN 978-5-369-01764-7. Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099263

5. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf

6. Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т. М. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043215

7. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-012223-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945177

8. Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М. Просвещение, 2017. – 272 с.

9. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru

10. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.ru

11. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru

12. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru

13. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru

14. Электронный ученик по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: школа. вашифинансы.рф

15. Ваши финансы. рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashifinancy.ru

16. Федеральный методический центр по финансовой грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru

17. Fincult.info [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fincult.info





4.Контроль и оценка результатов
освоения
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Показатели освоенности компетенций

Методы оценки

Знания:

- знать базовые понятия, условия и инструменты принятия грамотных решений в финансовой сфере.

- экономические явления и процессы в профессиональной деятельности и общественной жизни.

правила оплаты труда педагогических работников.

- основные виды налогов в современных экономических условиях.

- страхование и его виды.

- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений.

- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.

- процессы создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

- способы действий в рамках предложенных условий и требований.

- знать практические способы принятия финансовых и экономических решений.

«Отлично» -теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено

оценка выполнения практического задания. решение ситуационной задачи. проведение дискуссий, мозгового штурма, ролевых игр. решение ситуационных задач, казусов, кейсов. решение творческо-поисковых заданий. составление таблиц и схем. ведение простых расчетов, подсчет издержек, прибыли, доходов. Дифференцированный зачет


Умения:

- использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

уметь принимать решения на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования бюджета.

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

анализировать рынок профессиональных услуг, изучать спрос и предложение.

- применять полученные знания о страховании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия страхования, страхования имущества и ответственности.

- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

-тестирование,

- подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией,

- составление схемы конспекта,

- подготовка терминологического словаря, -тренинг по навыкам планирования и прогнозирования,

- работа в малых группах.





1 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.

2 Строка остается, если предусмотрено УП наличие курсового проекта (работы) в структуре дисциплины