ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Согласовано Председатель ПЦК _________Г.В. Монастырева «___»______________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР __________Л.Э. Кильб «___» ________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
по специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
технический профиль
с. Кожевниково, 2019
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ»)
Разработчик: Морозов Игорь Валерьевич, преподаватель
Программа рассмотрена и рекомендована Экспертно-методическим советом Департамента профессионального образования Томской области (протокол от 31 мая 2019 года № 2).
Рассмотрено на заседании ПЦК |
Протокол № _________________ 2019 год |
Председатель ПЦК _______ |
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Содержание
Общая характеристика программы учебной дисциплины………….…..............................4 |
Структура и содержание учебной дисциплины…………………………............................5 |
Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………………..8 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………………………..9 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы предпринимательства» является вариативной и относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих предпринимательскую деятельность;
- обосновывать выбор сферы предпринимательской деятельности, организационно-правовой формы предприятия;
- формулировать цели создания конкретного собственного дела;
- проводить маркетинговые исследования;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные финансово-экономические показатели;
- оформлять бизнес-идеи и представлять ее;
- ориентироваться в актуальных программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- определять виды предпринимательского риска
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- социально-экономическую сущность предпринимательства;
- основные нормативные и правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;
- сущность основных организационно – правовых форм, их различия, порядок процедуры регистрации фирмы;
- основные понятия маркетинга, финансово-экономические показатели;
- структуру и содержание основных разделов бизнес-плана;
- этапы создания бизнеса;
- виды предпринимательского риска при создании собственного дела и методы их предотвращения;
- направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- методологии и процессы развития, методы оценки бизнес-идеи.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 76 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 76 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 52 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Введение в предпринимательство | Содержание учебного материала: История развития предпринимательства. Понятие, виды предпринимательской деятельности. Необходимые условия для предпринимательской деятельности. Факторы, влияющие на результат предпринимательской деятельности. | 1 |
Практическое занятие №1. Анализ видов предпринимательской деятельности. | 1 |
Самостоятельная работа №1 «Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России» | 2 |
Тема 2. Правовые аспекты предпринимательства | Содержание учебного материала: Организационно-правовые формы. Порядок регистрации предприятия. Структура государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственный контроль. | 2 |
Практическое занятие №2. Разработка алгоритм действий по регистрации предприятия. | 2 |
Самостоятельная работа №2 «Российские меценаты» | 2 |
Тема 3. Понятие, структура бизнес-плана | Содержание учебного материала: Понятие, роль, значение бизнес-плана. Структура бизнес-плана, основные разделы и их содержание. | 1 |
Самостоятельная работа №3 «Известные предприниматели России». | 2 |
Тема 4. Генерация идей и разработка бизнес-идеи | Содержание учебного материала: Формирование и развитие бизнес-идей. Методы оценки бизнес-идей. | 1 |
Практическая работа № 3. Формирование бизнес-идеи и оценка их реализуемости. | 1 |
Самостоятельная работа №4 «Государственный контроль предпринимательской деятельности» | 2 |
Тема 5. Описание будущего продукта или услуги | Содержание учебного материала: Описание продукта, услуги, этапы создания продукта. Область применения, отличительные особенности в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов. Теория жизненного цикла товара. | 2 |
Практическая работа № 4. Описание продукта, услуги в соответствии с бизнес-идеей | 2 |
Самостоятельная работа №5 «Хозяйственные договора в предпринимательской деятельности» | 2 |
Тема 6. Анализ рынка. Маркетинговая стратегия | Содержание учебного материала: Понятие, цели, стратегии маркетинговой деятельности. Анализ и определение целевой аудитории. Конкурентная среда. Ценообразование. Теория уникального торгового предложения (УТП). Система продвижения. Бюджет плана маркетинга. | 3 |
Практическая работа № 5. Определение и анализ целевой аудитории | 1 |
Практическая работа№ 6. Разработка маркетингового плана в соответствии с теорией «4P» | 1 |
Практическая работа № 7. Проведение SWOT-анализа | 2 |
Практическая работа № 8. Разработка плана продвижения товара, услуги | 1 |
Самостоятельная работа №6 «Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров» | 2 |
Тема 7. Организационное планирование этапов бизнеса | Содержание учебного материала: Организационная структура фирмы. Сведения о партнерах. Трудовые ресурсы фирмы. Календарный план реализации проекта | 2 |
Практическая работа № 9. Разработка организационной структуры предприятия | 1 |
Практическая работа № 10. Разработка календарного плана реализации проекта (с использованием диаграммы Ганта) | 2 |
Самостоятельная работа №7 «Классификация расходов, их влияние на себестоимость» | 2 |
Тема 8. План производства | Содержание учебного материала: Выбор оборудования, помещения. Необходимое сырье и материалы. Описание технологического процесса. Экология проекта | 2 |
Практическая работа № 11. Разработка плана производства | 2 |
Самостоятельная работа №8 «Основные средства и нематериальные активы» | 2 |
Тема 9. Финансовое планирование | Содержание учебного материала: Основные понятия финансовой деятельности предприятия (доходы, расходы, прибыль, рентабельность, точка безубыточности). План доходов и расходов. Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование). | 4 |
Практическая работа № 12. Расчет основных финансовых показателей деятельности предприятия | 3 |
Практическая работа № 13. Расчет точки безубыточности | 1 |
Самостоятельная работа №9 «Источники финансирования предприятия» | 2 |
Тема 10. Налогообложение | Содержание учебного материала: Понятие и функции налогов. Основные системы налогообложения. Выбор способа и базы налогообложения для предприятия. | 2 |
Практическая работа № 14. Сравнительный анализ систем налогообложения, обоснование выбора оптимальной системы под конкретную бизнес-идею. | 2 |
Самостоятельная работа №10 «Налогообложение индивидуальной предпринимательской деятельности» | 2 |
Тема 11. Предпринимательские риски | Содержание учебного материала: Понятие, виды предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Методы управления рисками. | 2 |
Практическая работа № 15. Разработка основных мероприятий снижения рисков бизнес-идеи. | 1 |
Самостоятельная работа №11 «Основные формы расчетов в предпринимательстве» | 2 |
Тема 12. Стартап и перспективы развития бизнеса | Содержание учебного материала: Понятие о стартапе. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Перспективы развития. | 1 |
Практическая работа № 16. Ориентироваться в актуальных программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса | 1 |
Самостоятельная работа №12 «Система поддержки малого предпринимательства» | 2 |
Тема 13. Оформление и представление бизнес-идеи | Содержание учебного материала: Требования к защите бизнес-идеи. Разработка доклада. Формы презентации бизнес-идеи. Критерии оценивания. | 1 |
Практическая работа № 17. Подготовка презентации и текста доклада защиты бизнес-идеи. | 2 |
| Дифференцированный зачет | 2 |
| ИТОГО: | 76 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов:
Основы предпринимательства, компьютерный класс.
Оборудование учебного кабинета:
мультимедийный проектор;
экран;
рабочие места студентов по количеству студентов;
рабочее место преподавателя.
Оборудование компьютерного класса:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие/С.Д. Резник, И.В. Глухова, К.А. Назарова, А.Б. Черницов – М.: Инфра-М-2018 - 254 с.
Дополнительные источники:
1. Основы предпринимательства: учебное пособие / Н.П. Иващенко, И.В. Савченко, М.С. Шахова, А.А. Энговатова, М.С. Антропов, М.В. Красностанова, Е.В. Груздева, Ф.Ш. Федорова, В.Г. Попова, Е.Б. Тищенко, В.А. Петреченко, М.В. Хомич, И.И. Коростылева, Б. — М.: МГУ, 2018. — 336 с. Режим доступа: https://www.book.ru/book/930157
2. Основы экономики, менеджмента и маркетинга (СПО): учебник / С.М. Пястолов. — Москва: КноРус, 2019. — 246 с. Режим доступа: https://www.book.ru/book/931838
3.Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие / Е.А. Федорова, А.И. Ермоленко, Ф.М. Шелопаев. — М.: КноРус, 2017. — 358 с. Режим доступа: https://www.book.ru/book/922167
4. Особенности учета и налогообложения cубъектов малого предпринимательства : учебное пособие / А.М. Губернаторов и др. — М. : Русайнс, 2018. — 208 с. Режим доступа: https://www.book.ru/book/926274
Интернет-ресурсы:
Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – 2019. Режим доступа: http://smb.gov.ru/
3.3. Организация образовательного процесса
Изучению учебной дисциплины «Основы предпринимательства» предшествует изучение дисциплины «Экономика», относящейся к общеобразовательному циклу.
Изучение учебной дисциплины осуществляется: для групп студентов, обучающихся на базе основного общего образования (9 классов), со второго семестра 2 курса; для групп студентов, обучающихся на базе среднего общего образования (11 классов), на первом курсе.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) проводится в форме дифференцированного зачета (защита бизнес-идеи).
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров: наличие высшего образования.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих предпринимательскую деятельность | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №1 |
- обосновывать выбор сферы предпринимательской деятельности, организационно-правовой формы предприятия | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №2 |
- формулировать цели создания конкретного собственного дела; | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №3-№4 |
- проводить маркетинговые исследования | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №5-№8 |
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №9-№12 |
- рассчитывать основные финансово-экономические показатели | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №12, №13 |
- оформлять бизнес-идеи и представлять ее | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №14, 17 Итоговый контроль: Оценка на дифференцированном зачете |
- ориентироваться в актуальных программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №16 |
- определять виды предпринимательского риска | Текущий контроль: наблюдение в ходе выполнения практической работы №15 |
Знать: - социально-экономическую сущность предпринимательства | Текущий контроль: тестирование |
- основные нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность | Текущий контроль: тестирование |
- особенности различных способов начала осуществления предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм | Текущий контроль: тестирование |
- основные понятия маркетинга, финансово-экономические показатели | Текущий контроль: тестирование |
- структуру и содержание основных разделов бизнес-плана | Текущий контроль: тестирование |
- этапы создания бизнеса | Текущий контроль: тестирование |
- виды предпринимательского риска при создании собственного дела и методы их предотвращения | Текущий контроль: тестирование |
- направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства | Текущий контроль: тестирование |
- методологии и процессы развития, методы оценки бизнес-идеи | Текущий контроль: тестирование |
Показатели оценки результатов на итоговом контроле (защита бизнес-идеи)
Показатели оценки результатов | Количество баллов |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Эффективное использование средств и методов презентации | | | | | |
Эффективное использование времени выступления (не менее 90% от 5 минут выступления) | | | | | |
Логика изложения | | | | | |
Использование терминологии | | | | | |
Грамотность выступления | | | | | |
Командная работа | | | | | |
Внешний вид | | | | | |
Аргументация ответов на вопросы | | | | | |
Отражение в презентации основных разделов бизнес-идеи в соответствии с типовой структурой бизнес-плана | | | | | |
Итого: | |
Критерии оценки результатов на итоговом контроле (защита бизнес-идеи)
45 - 41 баллов (90%) - «5»
40- 35 баллов (80%) - «4»
34 – 30 баллов (70%) - «3»
29 баллов и менее - «2»