СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа разработана для студентов СПО по специальности " Технология прдукции общественного питания".
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАПОУ СО « Режевской политехникум»
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании ЦК Директор:________С.А. Дрягилева
протокол №_______ от «___»___________20____г.
от «___»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01.03. «Родной язык»
по основной профессиональной образовательной программе
среднего профессионального образования
программы подготовки специалистов среднего звена
г. Реж ,2019
Рабочая программа по учебной дисциплине «Родной язык» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», в соответствии с учебным планом ГАПОУ СО « Режевской политехникум» на 2019-2020 учебный год.
Организация -разработчик: | ГАПОУ СО « Режевской политехникум» |
Разработчики: | Чепчугова Наталья Викторовна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО « Режевской политехникум»
|
Рекомендована: Протокол: | Экспертной группой ГАПОУ СО «Режевской политехникум» №____________ от «____»__________20____ г.
|
| стр. |
| 4-11 |
| 12-28 |
| 29-30 |
| 31-36 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины « Родной язык»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина « Родной язык» является частью учебного предмета «Родной язык и родная литература». В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам технического профиля.
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина « Родной язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку,
-отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений;
-постижение языковых способов создания художественного мира произведений;
-- овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения среднего общего образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
метапредметных:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
предметных:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК | умения | знания |
| - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; различать разговорную речь и язык художественной литературы; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом; извлекать информацию из различных источников; находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями; находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами; производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
| роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; |
| аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
|
|
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - Сущность гражданско-патриотической позиции - Общечеловеческие ценности - Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| - Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. - Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
|
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| - Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. - Методы работы в профессиональной и смежных сферах. - Структура плана для решения задач. - Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
|
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| - Содержание актуальной нормативно-правовой документации - Современная научная и профессиональная терминология - Возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| - Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности - Приемы структурирования информации - Формат оформления результатов поиска информации
|
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| - Психология коллектива - Психология личности - Основы проектной деятельности |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
| - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы - основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения - правила чтения текстов профессиональной направленности |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины « Родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося , развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру обучающегося. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми общеобразовательными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других общеобразовательных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающегося в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений обучающихся о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения родному языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
1.5. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
1. Язык - душа народа.
2. Русский язык - мой родной язык.
3.Из истории русских имен.
4. Как быть вежливым?
5. Мы живем в мире знаков.
6. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
7. Язык и юмор.
8. Происхождение фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
9. Календарь пословиц о временах года.
10. Интересные названия городов моего края/России.
11. Образ человека в языке: слова-концепты.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, контрольные работы — 36 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: |
|
практические занятия | 7 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
| 2
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Формируемые компетенции | |
Раздел 1 Язык и речь
| 1 | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | 1 | ОК3,4,5 |
2 | Речь. Культура речи. | 1 | ОК 2,4 | |
| 3 | Орфография. Повторение. | 1 | ОК3,4,5 |
Раздел 2. Лексика и лексическая стилистика.
|
Содержание учебного материала | 4 |
| |
4 | Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. | 1 | ОК 3,4 | |
5 | Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. | 1 | ОК 3,4 | |
6 | Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | 1 | ОК.2,3,4 | |
7 | Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы. Эссе «Лексическое богатство русского языка». | 1 | ОК 3,4 | |
|
| Самостоятельная работа: работа с лингвистическими словарями
| 2 |
|
Раздел 3. Состав слова и словообразование.
|
|
Содержание учебного материала
|
1 |
|
| 8 | Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари. | 1 | ОК.2,3,4 |
|
| Самостоятельная работа: работа с этимологическими словарями
| 2 |
|
Раздел 4. Грамматика и грамматическая стилистика.
|
| Содержание учебного материала
| 2 |
|
| 9 | Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 10 | Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение. | 1 | ОК.2,3,4 |
|
| Самостоятельная работа: подготовить сообщение о ученых –лингвистах; подготовить сообщение «Применение научного стиля в моей будущей профессиональной деятельности», «Невербальные средства общения. | 4 |
|
Раздел 5 Имя существительное.
|
| Содержание учебного материала
|
4 |
|
| 11 | Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 12 | Р.р. «Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 13 | Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 14 | Р.р. Сочинение-описание. | 1 | ОК.2,3,4 |
|
| Самостоятельная работа: написание сочинения-описания по рассказам Рубцова, Гамзатова (чтение рассказов) | 4 |
|
Раздел 6 Имя прилагательное
|
| Содержание учебного материала
| 2 |
|
| 15 | Трудности в употреблении имен прилагательных. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 16 | Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И. Бунина. | 1 | ОК.2,3,4 |
|
| Самостоятельная работа: работа со словарем, лингвистический анализ стихотворения И.Бунина | 2 |
|
Раздел 7 Имя числительное.
|
| Содержание учебного материала
| 1 |
|
| 17 | Употребление числительных в речи и художественной литературе. | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 8 Местоимение |
| Содержание учебного материала
| 1 |
|
| 18 | Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 9 Глагол |
| Содержание учебного материала
| 4 |
|
| 19 | Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 20 | Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | 1 | ОК.2,3,4 |
|
| Самостоятельная работа: сообщение о частях речи, и их значении | 2 |
|
| 21 | Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 22 | Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 10 Причастие |
| Содержание учебного материала
| 2 |
|
| 23 | Употребление причастий в речи и в художественной литературе. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 24 | Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В. Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 11 Деепричастие |
| Содержание учебного материала
| 2 |
|
| 25 | Деепричастие как часть речи. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 26 | Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 12 Наречие |
| Содержание учебного материала
| 2 |
|
| 27 | Правила написания наречий. | 1 | ОК.2,3,4 |
| 28 | Употребление наречий. ( Текст В. Короленко «Все-таки впереди – огни!») | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 12 Служебные части речи |
| Содержание учебного материала | 2 |
|
| 29 | Предлог. Употребление предлогов в речи. (Текст «Какой продукт едят все народы?») | 1 | ОК.2,3,4 |
| 30 | Употребление частиц и междометий в литературе. | 1 | ОК.2,3,4 |
Раздел 13 Язык и культура речи |
| Содержание учебного материала | 2 |
|
| 31 | Языковая картина мира. К.Д. Ушинский. «О родном языке». | 1 | ОК.2,3,4 |
| 32 | Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро». | 1 | ОК.2,3,4 |
|
| Самостоятельная работа: написание сочинения о Родном крае | 2 |
|
| 33-34 | Дифференцированный зачет | 2 | ОК.2,3,4 |
3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и литературе;
- лингвистические и литературоведческие словари.
Технические средства обучения:
- компьютер (информационный кабинет).
3.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требование к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине: наличие высшего образования, с обязательным прохождением стажировки повышением квалификации не реже одного раза в 3 года.
Педагогические работники, участвующие в реализации АОП ППССЗ, знакомятся с психофизическими особенностями обучающихся, и учитывают их при организации образовательного процесса
3.3 . Особенности организации образования для лиц с ОВЗ и инвалидов
Программа разработана с учетом требований профессионального стандарта и в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц ОВЗ с учетом возможностей их психофизического развития и их возможностями. Программа разработана на основе методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015г. №06-830.
Для обучающихся из числа лиц с ОВЗ (инвалидов, детей-инвалидов) реализация программы учебной дисциплины «Родной язык» проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:
- проведение учебных занятий, промежуточной аттестации по дисциплине для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов, детей-инвалидов) в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем);
- пользование необходимыми обучающимся технически средствами на учебных занятиях с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.
Материально-техническое обеспечение.
Студенты обучаются в кабинетах с доступом к компьютеру и ресурсам Интернет, при необходимости пользуются библиотекой. Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете с выделением специальных мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инфраструктура образовательной организации, материальная база соответствует современным требованиям и достаточна для создания требуемых условий для обучения и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов, детей-инвалидов).
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее педагогическое образование соответствующее преподаваемой дисциплине с обязательным прохождением стажировок и повышения квалификации не реже одного раза в 3 года, а так же и курсы повышения квалификации для педагогов по инклюзивному образованию для обучения лиц с ОВЗ (инвалидов, детей-инвалидов). Преподаватели должны знать порядок реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Обучение организовано с использованием специальных методов обучения и дидактических материалов, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. В освоении учебной дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебно-методические материалы для самостоятельной работы предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: в печатной форме или в форме электронного документа.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Содействие в обучении реализуется через индивидуальную работу с обучающимися (консультации). Комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по преподаваемой дисциплине.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем как традиционными, так инновационными методами, включая компьютерные технологии. Формы контроля для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов, детей-инвалидов) устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, тестирование). При подготовке к ответу обучающимся при необходимости предоставляется дополнительное время. При прохождении промежуточной аттестации возможно установление индивидуальных графиков.
Особенности реализации программы для обучающихся с нарушением слуха.
Учебный материал представляется в письменном и электронном вариантах, с подробным разъяснением новых терминов. На лекционных и практико-ориентированных занятиях визуальный материал в ходе его представления четко проговаривается, после объяснения какого-либо вопроса необходимо делать небольшие паузы. Широко используется иллюстративный материал: обучающимся предъявляются карточки, схемы, плакаты, глоссарий, видеоматериалы и др.
Прорабатывание исторических текстов направлено на развитие устной и письменной речи, обогащение и активизацию словаря, формирование умения понимать словесные инструкции, переводить их в самоинструкции, формулировать и планировать решение различных интеллектуальных задач. Целесообразно регулировать соотношение вербальных и невербальных компонентов при осуществлении интеллектуальных операций.
В процессе обучения лиц с нарушением слуха преподавателем учитывается, что основным способом восприятия речи глухими обучающимися является чтение с губ, слабослышащими – слухо-зрительное восприятие. Осуществляется контроль за тем, чтобы обучающиеся с нарушением слуха пользовались индивидуальными слуховыми аппаратами, обеспечивающими более точное слухо-зрительное восприятие речи.
На дифференцированном зачете по дисциплине таким обучающимся предоставляется возможность ответа в письменной форме.
Особенности реализации программы для обучающихся с нарушением зрения.
При освоении учебной дисциплины предоставляются тифлотехнические средства: при необходимости – комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением; при необходимости предоставляется увеличивающее устройство, возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
Учебные пособия и материалы для самостоятельной работы должны быть представлены в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля.
Активно используются современные компьютерные технологии. Компьютеры оснащены специальным программным обеспечением: программа экранного доступа JAWS (фирма Freedom Scientific), VIRGO или COBRA (Baum Retek AG). Программа NVDA позволяет обучающимся с нарушением зрения через речевой вывод считывать информацию с экрана компьютера, вводить текст, получать и отправлять почтовые сообщения, пользоваться интернет-ресурсами и т.д. Для слабовидящих обучающихся с остротой зрения от 0,05 до 0,3 D, у которых зрительный анализатор является ведущим при восприятии окружающего мира используется программа увеличения экрана Magic Screen Magnification, увеличивающее изображение от 3-х до 72-х и от 3-х до 52-х раз соответственно.
Тифлоинформационные средства: диктофон, ноутбук со специализированным программным обеспечением для незрячих. Компьютеры со специальными программами и тифлотехнические средства позволяют обучающимся оперативно получать информацию в удобной для восприятия форме: тактильной, аудио, или в увеличенном формате, получать доступ к печатным литературным источникам, имеющимся в библиотеке (учебникам, учебным пособиям, журналам и др.).
На дифференцированном зачете по дисциплине для слабовидящих обеспечивается достаточное освещение, допускается использование собственных увеличительных устройств, незрячим вопросы зачитываются преподавателем или ассистентом.
Особенности реализации программы для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Перемещение людей с выраженными НОДА затруднено, для таких обучающихся разрабатывается индивидуальный график посещения занятий в сочетании с дистанционными формами обучения (вебинары, связь преподавателя с обучающимся по скайпу, по электронной почте, по телефону и др. способы взаимодействия). Обучающимся с поражением верхних конечностей предоставляется возможность пользоваться диктофоном для записи лекционного материала.
Учебные материалы (учебники, пособия, лекционный материал, презентации, списки рекомендуемой литературы, глоссарий, задания для самостоятельной работы) должны быть представлены в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в форме видеоматериалов.
Необходимо использование альтернативных устройств ввода информации, специальных возможностей операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши.
3. 4 .Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М: «Академия», 2013.
2.Е.Д. Ващенко. Русский язык и культура речи.- Ростов на Дону: Феникс,2015г.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.
6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2014.
7. Учебник риторики для 10-11 кл., под руководством Т.А. Ладыженской.
Словари:
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.М., 2015.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2015.
3. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2015.
4. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2011.
5. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В. В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2015.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2015.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2015.
8. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2014.
9 Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.
10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2015.
Интернет-ресурсы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: – https://nsportal.ru/ – https://www.prodlenka.org – www.pedsovet.ru – сайт «Сеть творческих учителей».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
|
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
| Устные сообщения обучающихся (доклад, реферат) Устный опрос обучающихся: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения; учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. |
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; - различать разговорную речь и язык художественной литературы;
| Выборочный диктант с языковым разбором. Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | Карточки с заданиями. Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
| Аудирование. Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося). Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. |
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
| Работа со словарями. Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля). Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. Фронтальный опрос. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | Построение диалогов разговорного стиля. Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство). Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | Орфоэпический анализ слова. Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися. Пунктуационный анализ предложения. Орфографический диктант.
|
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | Участие в дискуссии. Речеведческий анализ текста.
|
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; | Участие в дискуссии. Выступление обучающихся с докладом, рефератом. Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка). Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ. Беседа с обучающимися. |
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; | Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).
|
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; | Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.). Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; | Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. |
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. | Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
|
Знания: |
|
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
| Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). |
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
| Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
- основные единицы языка, их признаки; -основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
| Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий). |
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
| Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Рецензирование. Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
Признаки проявления общих компетенций при изучении учебной дисциплины « Родной язык»
Результаты (освоенные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию | Участие в НПК, дистанционных, учебных олимпиадах, конкурсах. |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей Находит способы и методы выполнения задачи | Контрольные работы, тесты, практические работы ( сочинение, изложение). |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Оценивает причины возникновения ситуации Находит пути решения | Выполнение практических работ ( сочинение, изложение). |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами Сопоставляет информацию из различных источников Определяет соответствие информации поставленной задаче Классифицирует и обобщает информацию Оценивает полноту и достоверность информации | Внеаудиторная работа студентов: подготовка и защита докладов, сообщений, рефератов. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях Использует средства ИКТ для обработки и хранения информации Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения Создает презентации в различных формах
| Рефераты, проекты. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Устанавливает позитивный стиль общения Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией Оформляет документы в соответствии с нормативными актами Выполняет письменные и устные рекомендации руководства
| Защита рефератов, выступления на диспутах, семинарах, деловых играх. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями Организует деятельность по выявлению ресурсов команды
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Анализирует собственные возможности
|
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Определяет методы, используемые при решении задач Определяет источники информации о методах решения задач Анализирует ситуацию и называет методы и приемы
|
|
.