МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебно-производственной работе
__________ Т. А. Исакова
19 апреля 2022 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК.
основной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
27.02.07 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ И УСЛУГ (В МАШИНОСТРОЕНИИ)
Каменск-Уральский, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (часть 2, 2012 г.) на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (Письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. №6-259) и учебного плана основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (в машиностроении) в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ОУД.01. Русский язык и литература. Русский язык.
Эксперт: М.М. Зарипова, зам. директора ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания ЦК № 10 от «_18_»___апреля____2022 г.
Председатель ЦК ______________/ А.Н. Аркушина
Рекомендована к утверждению на заседании методсовета
Протокол заседания методсовета №5 от 19.04.2022 г.
Председатель методсовета ______________/М.М.Зарипова
Автор:
Балдина Т. И., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 14 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (в машиностроении). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01. Русский язык и литература. Русский язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
-воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
-понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
-осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
-владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
-применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
-сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины:
В рабочей программе представлено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций по квалификации «Контролер» специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (в машиностроении). На уроках русского языка профессиональная направленность отражена также в предлагаемых текстах. Для специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (в машиностроении) подбирается текст профильной направленности, к которому задаются вопросы по теме урока. На занятиях обучающиеся публично анализируют тексты, используя кодифицированные нормы русского языка. В процессе работы обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими профессиональной деятельности.
Развивается лексика студента, связанная с производством и их специальностью. С этой целью составляются мини-словари по специальности. В них записываются наименования программных средств, видов работ, специальные термины. Студенты получают задания на составление текстов со специальными терминами, кроссвордов для закрепления их правописания, пишут диктанты с производственной тематикой, а также сочинения – миниатюры на темы: «Моя специальность», «Мое рабочее место», «Мастер-наставник».
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в коллективе, команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Понимает значимость своей профессии (специальности.) Демонстрирует поведение на основе общечеловеческих ценностей. Соблюдает правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности | Описывать значимость своей Профессии (специальности.). Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности ) Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) | Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Выполняет различные функциональные роли в процессе учебно-производственной деятельности Достигает необходимых результатов при выполнении учебно-производственных задач. | | Применять этические нормы к практике деловых отношений | | Знать профессионально - этические принципы и нормы в профессиональной деятельности. | |
ОК 04. Работать в коллективе, команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Формулирует информационный запрос. Извлекает необходимую информацию из выявленных информационных массивов. Проводит обзор, сортировку информации по определённым основаниям, классифицирует, группирует информацию | Формулировать информационный запрос; пользоваться различными информационно-справочными системами для поиска информации | Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Знать принципы и виды поиска информации в различных поисковых системах; знать правила обработки информации; Знать формы представления информации |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Применяет средства информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение | Современные средства и устройства информатизации |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: 78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | Объем часов |
Обязательная учебная нагрузка | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 78 |
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Фонетика. | 4 | |
Тема 1.1. Фонетика. Фонетический разбор | Практическая работа № 1 Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке | 2 | ОК 2, ОК 4 |
Практическая работа № 2 Выполнение фонетического, орфоэпического и графического анализа слова. | 2 |
Раздел 2. Лексика. | 4 | |
Тема 2.1. Лексика. Лексическое значение слова. Лексические синонимы, антонимы, омонимы | Практическая работа № 3 Изучение лексического значения слова, однозначности и многозначности слов. Исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа | 2 | ОК 2, ОК 4 |
Практическая работа № 4 Выполнение лексического и фразеологического анализа слова. Изучение лексических синонимов, антонимов, омонимов. | 2 |
Раздел 3. Словообразование. | 4 | |
Тема 3.1. Морфема. Состав слова. Разбор словообразовательный и морфемный | Практическая работа № 5 Анализ значения морфем и их функций в тексте. Составление текстов с использованием однокоренных слов, слов одной структуры | 2 | ОК 2 |
Практическая работа №6 Выполнение морфемного, словообразовательного, этимологического анализа слова. | 2 |
Раздел 4. Орфография. | 10 | |
Тема 4.1. Безударные гласные, входящие в чередование | Практическая работа № 7 Выполнение упражнений на правописание безударных гласных, входящих в чередование. | 2 | ОК 01, 0К 04 |
Тема 4.2. Правописание гласных после шипящих и ц | Практическая работа № 8 Выполнение упражнений по теме « Правописание гласных после шипящих и ц». | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 4.3. Правописание приставок | Практическая работа № 9 Выполнение упражнений по теме «Правописание приставок пре-, при-». | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Практическая работа № 10 Выполнение упражнений по теме «Правописание приставок на з- и с-». | 2 | ОК 01, ОК 04 |
Тема 4.4. Правописание Ъ и Ь знака | Практическая работа № 11 Выполнение упражнений по теме «Правописание Ъ и Ь знака». | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Раздел 5. Морфология. | 26 | |
Тема 5.1. Имя существительное | Практическая работа № 12 Изучение морфологических признаков. Выполнение упражнений на правописание не с существительными. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 5.2. Имя прилагательное | Практическая работа № 13 Изучение значения, морфологических признаков. Изучение разрядов прилагательных, суффиксов прилагательных. | 2 | ОК 01, ОК 04 |
Практическая работа №14 Выполнение упражнений на правописание прилагательных. | 2 |
Тема 5.3. Имя числительное | Практическая работа № 15 Изучение значения и признаков числительных. Изучение разрядов, склонений числительных. Выполнение упражнений на правописание числительных. | 2 | ОК 02 |
Тема 5.4. Местоимение | Практическая работа № 16 Изучение значения, разрядов. Написание неопределенных и отрицательных местоимений. Выполнение упражнений на правописание местоимений. | 2 | ОК 04 |
Тема 5.5. Глагол | Практическая работа № 17 Изучение морфологических признаков, синтаксической роли. Выполнение упражнений на правописание глаголов. | 2 | ОК 04 |
Практическая работа № 18 Изучение категории наклонения, лица, числа, рода, времени. Спряжение глаголов. | 2 |
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола | Практическая работа № 19 Изучение морфологических признаков. Изучение синтаксической роли. Изучение суффиксов причастий. Выполнение упражнений на правописание причастий. | 2 | ОК 02, 0К 04 |
Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола | Практическая работа № 20 Изучение значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Вид деепричастия. Правописание деепричастий. | 2 | ОК 02, 0К 03 |
Тема 5.8. Наречие | Практическая работа № 21 Изучение значения, морфологических признаков. Правила написания наречий. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Практическая работа № 22 Выполнение упражнений на правописание наречий. | 2 |
Тема 5.9. Предлог. Союз | Практическая работа № 23 Изучение понятия «Служебные части речи». Изучение перехода в предлоги других частей речи (понятие «производные предлоги»). Правописание союзов. | 2 | ОК 02, ОК 09 |
Тема 5.10. Частица. Междометие | Практическая работа № 24 Изучения понятия о частицах, отличие от других частей речи, написание. Изучение роли междометий в речи, знаки препинания. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 24 | |
Тема 6.1. Словосочетание и предложение | Практическая работа № 25 Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. Выполнение упражнений по теме. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.2. Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение | Практическая работа № 26 Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения. Выполнение упражнений по теме. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.3. Односоставное предложение. Неполное предложение | Практическая работа № 27 Односоставное предложение. Виды предложений. Полные и неполные предложения. Выполнение упражнений по теме. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.4. Синтаксис осложненного предложения. Однородные члены | Практическая работа № 28 Синтаксис осложненного предложения. Предложения с однородными членами, знаки препинания. Выполнение упражнений по теме. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.5. Предложения с обособленными членами | Практическая работа № 29 Изучение понятий об обособлении. Обособление согласованных и несогласованных определений, приложений, обстоятельств. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.6. Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями | Практическая работа № 30 Изучение обращения, вводных слов, вводных предложений. Знаки препинания. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.7. Синтаксис сложного предложения. Сложносочиненные предложения | Практическая работа № 31 Изучение понятия о сложном предложении. Выполнение разбора предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.8. Сложноподчиненные предложения | Практическая работа № 32 Изучение понятия о сложноподчиненном предложении. Знаки препинания. Виды придаточных предложений. Выполнение разбора предложений. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.9. Бессоюзное сложное предложение | Практическая работа № 33 Изучение понятия о бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания. Выполнение упражнений. | 2 | ОК 02, ОК 04 |
Тема 6.10. Прямая и косвенная речь | Практическая работа № 34 Изучение понятия о прямой и косвенной речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. | 2 | ОК 01 |
Тема 6.11. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания. | Практическая работа № 35 Изучение синтаксической основы русской пунктуации. Изучение основных правил употребления знаков препинания. | 2 | ОК 04, ОК 02 |
Практическая работа № 36 Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения | 2 |
Раздел 7. Практическая стилистика. | 6 | |
Тема 7.1. Практическая стилистика. Понятие речевых стилей | Практическая работа № 37 Изучение понятий о стилистике и основных видах речи. | 2 | ОК 06, ОК 05 |
Тема 7.2. Повторительно-обобщающие упражнения по морфологии, синтаксису, пунктуации | Практическая работа № 38 Выполнение упражнений по морфологии. | 2 | ОК 04, ОК 06, ОК 03 |
Практическая работа № 39 Выполнение упражнений по синтаксису, пунктуации. | 2 |
Итого | | 78 | |
Экзамен | | | |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы (№ 405).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Ноутбук ASUS K73E – 1 шт.
Доска аудиторная – 1 шт.
Технические средства обучения:
Проектор View Sonic PJD5234 – 1 шт.
Экран ScreenMedia Economy – R – 1 шт.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Печатные издания
Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык (2-е изд., стер.) учебник. 2017 г.
Дополнительные источники
Печатные издания :
Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 2013.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знает: - связь языка и истории, культуры русского языка и других народов - смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи -основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь -орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Текущий контроль педагога в форме оценки устного ответа в текущем контроле. Промежуточная аттестация: в форме экзамена по дисциплине. |
Умеет: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | 91-100% правильных действий - оценка 5 (отлично) 71-90% правильных действий - оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных действий - оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных действий - оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических работ. Промежуточная аттестация: в форме экзамена по дисциплине. |
6