СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА» по профессии СПО 26.01.09 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Зеленодольский механический колледж»
|
Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
Протокол №__ от «___» _______201_ г.
«Утверждаю»
председатель Педагогического Совета
Директор ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
_______________В.С. Муханов
«____»_______________________20____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»
по профессии СПО
26.01.09 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Зеленодольский механический колледж»
Разработчик:
Нуриева А.И. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии по общеобразовательному циклу
Протокол №_____
_______________Г.В. Кузнецова «_____»______________20____ г.
|
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| -4- |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | -7- |
условия реализации учебной дисциплины | -27- |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | -28- |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 26.01.09 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоении учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:
•совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
•формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
•совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
•дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
•воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
•освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
•совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
•метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
•предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося для специальности __282__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __188__часов;
самостоятельной работы обучающегося __94__часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 282 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 188 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 110 |
практические занятия | 78 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 94 |
в том числе: | |
Работа с текстом (анализ, чтение, ответы на вопросы, пересказ) | 54 |
Заучивание стихотворений, отрывков текстов наизусть | 12 |
Написание рефератов, докладов | 10 |
Написание мини-сочинений, эссе | 8 |
Работа по подготовке и написанию индивидуального проекта | 8 |
Составление таблиц | 2 |
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. | Содержание учебного материала: | 2 |
| ||
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы. | 2 | 1 | |||
Раздел 1. Русская литература XIX века. |
|
| |||
Тема 1.1 Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | 16/8 |
| |||
Тема 1.1.1 Русская литература конца XVIII - начала XIX вв. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Основные литературные направления конца XVIII - начала XIX вв. |
|
| |||
Тема 1.1.2 А.С. Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
А.С. Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине. |
|
| |||
Тема 1.1.3 Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Стихотворения: «Вольность», «Погасло дневное светило», «К Чаадаеву» «Воспоминания в Царском селе», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Деревня», «Пророк», «Поэту», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…». Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин - мыслитель. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина |
|
| |||
Тема 1.1.4 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь поэта. Темы, мотивы и образы ранней лирики. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
М. Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Теория литературы: развитие понятия о романтизме. |
|
| |||
Тема 1.1.5 Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», Поэма «Демон», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание», «К», «Журналист, читатель и писатель», «И скучно, и грустно» «Воздушный корабль», «Одиночество», «Я не для ангелов и рая», «Прощай, немытая Россия». Теория литературы: развитие понятия о романтизме. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Анализ стихотворения Лермонтова (на выбор), характеристика лирического героя |
|
| |||
Тема 1.1.6 Н.В. Гоголь. Сведения из биографии | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. Значение творчества Гоголя в русской литературе. |
|
| |||
Тема 1.1.7 Проблематика и художественное своеобразие «Петербургские повестей» Н.В. Гоголя | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. «Нос», «Выбранные места из переписки с друзьями (Глава «Нужно любить Россию»)», «Портрет». |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Сочинение «Образ города в цикле «Петербургские повести» |
|
| |||
Тема 1.1.8 Жизнь и творчество русских поэтов первой половины XIX в.: К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Е.А. Баратынский «Бал». В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море», «Невыразимое», «Эолова арфа» |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Выучить наизусть стихотворение одного их поэтов (на выбор) |
|
| |||
Тема 1.2 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | 52/22 |
| |||
Тема 1.2.1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов "о лишних людях" и "новом человеке" в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово". Газета "Колокол". Общественно-политическая и литературная деятельность А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. |
|
| |||
Тема 1.2.2 А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Статья Н.А Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». |
|
| |||
Тема 1.2.3 Конфликт романтической личности с укладом жизни в драме | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Новизна поэтики Островского. |
|
| |||
Тема 1.2.4 Драма «Бесприданница» А.Н. Островского. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности и сюжетные линии драмы. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Сравнительный анализ главных героинь драм «Гроза» и «Бесприданница» |
|
| |||
Тема 1.2.5 И.А. Гончаров. Сведения из биографии. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Место И.А. Гончарова в литературе. |
|
| |||
Тема 1.2.6 Роман И.А. Гончарова «Обломов». | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Образ Обломов. Противоречивость характера. "Для чего жить? Штольц и Обломов. Решение автором проблемы любви в романе. |
|
| |||
Тема 1.2.7 Роман И.А. Гончарова «Обрыв» | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Проблематика романа. Герои, образы. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Реферат «Вклад И.А. Гончарова в русскую литературу» |
|
| |||
Тема 1.2.8 И.С. Тургенев. Сведения из биографии. «Отцы и дети» | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Временной и всечеловеческий смысл названия, основной конфликт романа «Отцы и дети». Особенности композиции романа. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||
Чтение повестей И.С Тургенева о любви (на выбор: «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» |
|
| |||
Тема 1.2.9 Базаров в системе образов. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. |
|
| |||
Тема 1.2.10 Нравственная проблематика романа «Отцы и дети» и ее общечеловеческое значение. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Базаров и родители. Конфликт "отцов" и "детей". Смерть Базарова. Полемика вокруг романа (Д.И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Сочинение по творчеству И.С. Тургенева. |
|
| |||
Тема 1.2.11 Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского творчества. Роман «Что делать?» (обзор с чтением фрагментов). Нравственные и идеологические проблемы в романе. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. "Женский вопрос" в романе. Образы "новых людей". Теория "разумного эгоизма". Образ "особенного человека" Рахметова. Противопоставление "новых людей" старому миру. Теория "разумного эгоизма". Роль снов Веры Павловны. Смысл финала романа. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Сочинение-рассуждение на тему теории «разумного эгоизма» |
|
| |||
Тема 1.2.12 Н.С. Лесков. Повесть-хроника «Очарованный странник». | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. Повесть-хроника «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. |
|
| |||
Тема 1.2.13 Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение рассказов Н.С. Лескова «Тупейный художник», «Человек на часах», «Одноум» |
|
| |||
Тема 1.2.14 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города». | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Коняга»; «История одного города» (обзор). (Главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина |
|
| |||
Тема 1.2.15 Объекты сатиры Салтыкова-Щедрина и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. |
|
| |||
Тема 1.2.16 Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание». | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. |
|
| |||
Тема 1.2.17 Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. |
|
| |||
Тема 1.2.18 Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. |
|
| |||
Тема 1.2.19 Символические образы в романе «Преступление и наказание» | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Символические образы в романе. Роль пейзажа. Образ "вечной Сонечки". Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. "Правда" Раскольникова и "правда" Сони. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
|
| |||
Тема 1.2.20 Л.Н. Толстой. Биография писателя. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Биография и творчество Л.Н. Толстого. Вклад писателя в русскую литературу. Раннее творчество "Севастопольские рассказы". |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||
Изучение романа «Война и мир» |
|
| |||
Тема 1.2.21 Роман «Анна Каренина». | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Проблематика романа. Главные герои и их судьба. |
|
| |||
Тема 1.2.22 Роман-эпопея «Война и мир». | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Проблематика, образы, жанры. Композиция романа. |
|
| |||
Тема 1.2.23 Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. |
|
| |||
Тема 1.2.24 Творчество Л.Н. Толстого позднего периода. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Обзор творчества позднего периода "Крейцерова соната", "Хаджи-Мурат". |
|
| |||
Тема 1.2.25 А.П. Чехов. Сведения из биографии. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
А.П. Чехов. Сведения из биографии. «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Юмористические рассказы. Новый тип рассказа. Особенности изображения "маленького человека" в прозе А.П. Чехова. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ рассказов А.П. Чехова |
|
| |||
Тема 1.2.26 Комедия «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Комедия «Вишневый сад». Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Жизненная беспомощность героев пьесы. Сочинение по пьесе "Вишневый сад". |
|
| |||
Тема 1.3 Поэзия второй половины XIX века | 12/8 |
| |||
Тема 1.3.1 Ф.И. Тютчев. Основные темы творчества поэта. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Silentium «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…» «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «Тени сизые смесились», «Я помню время золотое» и др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева |
|
| |||
Тема 1.3.2 А.А. Фет. Основные темы творчества поэта. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
А.А. Фет. Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «На заре ты ее не буди...» «Это утро, радость эта…», «Я пришёл к тебе с приветом», др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета |
|
| |||
Тема 1.3.3 Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А. Фета. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета |
|
| |||
Тема 1.3.4 А. К. Толстой. Многожанровость наследия поэта. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
А.К. Толстой. Многожанровость наследия поэта. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет и сияет…». Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Не ветер, вея с высоты…», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Земля цвела. В лугу, весной одетом…». Роман «Князь Серебряный». Драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Выучить наизусть стихотворение А.К. Толстого |
|
| |||
Тема 1.3.5 Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Основные темы творчества поэта. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Гражданская позиция поэта. Журнал "Современник». Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». |
|
| |||
Тема 1.3.6 Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Анализ эпизода поэмы Н.А. Некрасова |
|
| |||
Раздел 2. Литература XX века. |
| ||||
Тема 2.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | 16/10 |
| |||
Тема 2.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). |
|
| |||
Тема 2.1.2 И.А. Бунин. Сведения из биографии. Основные темы творчества писателя. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
И.А. Бунин. Сведения из биографии. Своеобразие поэтического мира И.А Бунина. Стихотворения*: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Проза Бунина. "Живопись словом" - характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьба мира и цивилизации в творчестве. Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» и др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Реферат «Творчество И.А. Бунина» |
|
| |||
Тема 2.1.3 А.И. Куприн Сведения из биографии. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Повести "Гранатовый браслет", "Олеся". Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И. Куприна. Трагизм любви. Тема "естественного человека". Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И. Куприна. Осуждение пороков современного общества. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ повестей А.И. Куприна |
|
| |||
Тема 2.1.4 Поэзия начала ХХ века. Серебряный век русской поэзии. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
Поэзия начала ХХ века. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Габдулла Тукай и др.; Новокрестьянская поэзия Н.А. Клюев. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из тёмных углов» и др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Составление таблицы «Литературные направления Серебряного века русской поэзии» |
|
| |||
Тема 2.1.5 М. Горький. Сведения из биографии. Ранние рассказы. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
М. Горький. Сведения из биографии. М. Горький как ранний образец социалистического реализма. «На дне». Герои пьесы. Спор о назначении человека. Правда жизни в пьесе, и ее философский смысл. Публицистика М. Горького «Несвоевременные мысли». Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль». |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ рассказов М. Горького |
|
| |||
Тема 2.1.6 М. Горький «На дне». Герои пьесы. Спор о назначении человека. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
«На дне». Герои пьесы. Спор о назначении человека. Правда жизни в пьесе, и ее философский смысл. |
|
| |||
Тема 2.1.7 А.А. Блок. Сведения из биографии. Основные темы творчества поэта. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
А.А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия» и др. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение мирового пожара. Образ Христа в поэме. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» |
|
| |||
Тема 2.2 Особенности развития литературы 1920-х годов | 14/8 |
| |||
Тема 2.2.1 В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Особенности развития литературы 1920-х годов. Литературные группировки и журналы. В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное» поэма «Во весь голос», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. |
|
| |||
Тема 2.2.2 Сатира Маяковского. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма "Во весь голос". Образ поэма-гражданина. |
|
| |||
Тема 2.2.3 С.А. Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
С.А. Есенин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ» и др. Поэтизация русской природы, развитие темы родины как выражение любви к России |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Сравнительный анализ творчества С.А. Есенина и В.В. Маяковского |
|
| |||
Тема 2.2.4 Поэма «Анна Снегина» | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Поэма о судьбе человека и Родины. |
|
| |||
Тема 2.2.5 А.А. Фадеев. Сведения из биографии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
А.А. Фадеев. Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Полемика вокруг романа. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Реферат «Главные герои романа «Разгром»» |
|
| |||
Тема 2.2.6 Индивидуальный проект по литературе | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
Понятие индивидуального проекта. Организация проектной деятельности: структура и план проекта. Рекомендации по написанию индивидуального проекта. Правила успешной проектной деятельности по литературе. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||
Подготовка к написанию индивидуального проекта по литературе, выбор темы |
|
| |||
Тема 2.3 Особенности развития литературы 1930-х – начала 1940-х годов | 26/20 |
| |||
Тема 2.3.1 Становление новой культуры в 30-е годы. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор). Становление новой культуры в 30-е годы. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве В. Катаева, М. Шолохова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. |
|
| |||
Тема 2.3.2 Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой
| Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое — птица в руке…» и др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Реферат «Основные мотивы в лирике М.И. Цветаевой» |
|
| |||
Тема 2.3.3 О.Э Мандельштам. Сведения из биографии. Особенности поэзии. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии. Теория поэтического слова. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Стихотворения: «Selentium», «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Адмиралтейство», «Айа-София», «На площадь выбежав, свободен…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале» и др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Выучить наизусть стихотворение О.Э. Мандельштама |
|
| |||
Тема 2.3.4 А.П. Платонов. Сведения из биографии. Творчество. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
А. Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ произведения А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». |
|
| |||
Тема 2.3.5 И. Э. Бабель Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение фрагментов рассказов И. Бабеля «Конармия» |
|
| |||
Тема 2.3.6 М.А. Булгаков. Сведения из биографии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
М.А. Булгаков. Сведения из биографии. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||
Чтение и анализ повестей М.А. Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца» |
|
| |||
Тема 2.3.7 Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. |
|
| |||
Тема 2.3.8 А. Н. Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Сведения из биографии. Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ эпизодов романа «Петр Первый» А.Н. Толстого |
|
| |||
Тема 2.3.9 М.А. Шолохов. Мир и человек в произведениях М. Шолохова. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение «Донских рассказов» М.А. Шолохова |
|
| |||
Тема 2.3.10 Роман-эпопея «Тихий Дон». | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. |
|
| |||
Тема 2.3.11 Патриотизм и гуманизм романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. |
|
| |||
Тема 2.3.12 А.А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Поэма «Реквием». | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
А.А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Лирика Ахматовой. Поэма "Реквием". Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы героини и поэтессы. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Выучить наизусть стихотворение А.А. Ахматовой (на выбор) |
|
| |||
Тема 2.3.13 Б.Л. Пастернак. Биография. Роман «Доктор Живаго». | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Проблематика романа «Доктор Живаго». |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение фрагментов романа «Доктор Живаго» |
|
| |||
Тема 2.4 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 6/4 |
| |||
Тема 2.4.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). |
|
| |||
Тема 2.4.2 Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. |
|
| |||
Тема 2.4.3 Произведения первых послевоенных лет. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||
Продолжение работы над индивидуальным проектом по литературе |
|
| |||
Тема 2.5 Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | 22/10 |
| |||
Тема 2.5.1 Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя): М. Карим. «Помилование». |
|
| |||
Тема 2.5.2 Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Изображение жизни советской деревни. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ (по выбору): В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик». В. Кондратьев. «Сашка». |
|
| |||
Тема 2.5.3 Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова, Р. Гамзатова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского: своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений поэтов. Для чтения и изучения (по выбору преподавателя) |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Анализ тематики стихотворений 1950-1980-х гг. |
|
| |||
Тема 2.5.4 Драматургия 1950—1980-х годов. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Драматургия 1950—1980-х годов. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной(социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Литература народов России. Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей!» |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ (по выбору): А. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры». Л. Петрушевская. Драмы по выбору. |
|
| |||
Тема 2.5.5 А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». |
|
| |||
Тема 2.5.6 Поэма «Василий Теркин». | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Народный характер поэмы «Василий Теркин». Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Сочинение-описание «Герой поэмы – Василий Теркин» |
|
| |||
Тема 2.5.7 Поэма «По праву памяти». | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Художественное своеобразие творчества А. Твардовского. |
|
| |||
Тема 2.5.8 А.И. Солженицын. Сведения из биографии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
А.И. Солженицын. Сведения из биографии. Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына |
|
| |||
Тема 2.5.9 Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича». | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Реферат «Лагерная проза» А.И. Солженицына |
|
| |||
Тема 2.5.10 А.В. Вампилов. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова. Для чтения и изучения. Драма «Утиная охота». |
|
| |||
Тема 2.6 Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов. | 4/2 |
| |||
Тема 2.6.1 Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции). Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя): И. С. Шмелев. «Лето Господне», «Солнце мертвых». И. Бродский. Произведения по выбору. А. Синявский. «Прогулки с Пушкиным». |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ произведения В. Набокова «Машенька». |
|
| |||
Тема 2.7. Особенности развития литературы 1980-2000-х годов | 10/2 |
| |||
Тема 2.7.1. Особенности развития литературы 1980-2000-х годов. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. |
|
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Чтение и анализ произведений (по выбору): С. Довлатов. Рассказы, Т. Толстая, В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами».
|
|
| |||
Тема 2.7.2 Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. |
|
| |||
Тема 2.7.3 Развитие разных традиций в поэзии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Татьяны Бек, Н. Горбаневской, Анатолия Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. |
|
| |||
Тема 2.7.4 Драматургия постперестроечного времени. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Драматургия постперестроечного времени. Обзор творчества В. Соколова, Б. Ахмадулиной, В. Корнилова, О. Чухонцева, Ю. Кузнецова, А. Кушнера (по выбору). |
|
| |||
Тема 2.7.5 Духовная поэзия. Развитие рок-поэзии. | Тематика практических занятий: | 2 | 2 | ||
Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. |
|
| |||
Тема 2.8. Индивидуальный проект по литературе ХХ века | 6 |
| |||
Тема 2.8.1 Защита индивидуального проекта по литературе ХХ века | Тематика практических занятий: | 6 | 2 | ||
Защита индивидуального проекта по литературе XX века |
|
| |||
Дифференцированный зачёт |
| 2 |
| ||
Итого: |
| 188/94 |
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
Маркерная доска;
Наглядные пособия (учебники, словари разных типов, опорные конспекты, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература).
Учебно-методический комплекс по предмету.
Технические средства обучения:
Ноутбук;
Мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания:
Литература:
Литература. 10 класс в 2 частях. 1 часть. Сахаров В.И., Зинин С.А. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2014
Литература. 11 класс в 2 частях. 2 часть. Сахаров В.И., Зинин С.А. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2014
Литература. В 2 частях. 1, 2 часть. Под редакцией Обернихиной Г.А. Учебник для начального и среднего профессионального образования, 2015
Лебедев Ю.В. «Литература» 10 кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В2 ч.Ч 1/Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение, 2014
Электронные издания (электронные ресурсы):
1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2. www. window, edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
3. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
4. www. school, edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
5. www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Русский язык и литература).
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
личностных: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов
метапредметных: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
Умение работать с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
Участие в беседе, ответы на вопросы; комментированное чтение;
Подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника;
Аналитическая работа с текстами литературных произведений;
Подготовка компьютерных презентаций
Конспектирование; написание сочинения;
Реферирование текста;
Проводит параллель между историко-культурным контекстом и контекстом творчества писателя
Умело использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов
Верно осознаёт художественную картину жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуальном понимании
Подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций)
Находит необходимый материал из дополнительной литературы: энциклопедий, словарей, в том числе интернет-источников;
Владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем
Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применяет различные методы познания;
Воспринимает и понимает художественные произведения;
Анализирует и интерпретирует художественный текст;
Грамотно выражает свои мысли устно и письменно;
Целостно воспринимает текст произведения и понимает её основную мысль;
Грамотно составляет тезисы к текстам, конспекты, рефераты;
Верно понимает тему, проблемы текста и выражает свое отношение к ним;
Учитывает исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
Владеет навыками анализа текста, не нарушает стиль текста сочинения
Анализирует текст с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики;
Осмысливает картины жизни, созданные в литературном произведении, конфликты героев с обществом, раскрывает своеобразие внутренней жизни героев; При написании эссе демонстрирует знания о системе стилей языка художественной литературы |
Подготовка сообщений, работа с текстами
Проверка на занятиях
Проверка на занятиях
Написание тезисов, составление устной и письменной речи
Проверка на занятиях, учебном проекте и дифференцированном зачёте
Текущий контроль на уроке, учебном проекте и дифференцированном зачёте
Проверка на практическом занятии
Проверка на практическом занятии
Проверка на уроке
Проверка на дифференцированном зачёте, учебном проекте
Проверка на практическом занятии
Проверка на уроке
Вопросы на дифференцированном зачёте
Защита рефератов, индивидуальных проектов
Проверка на дифференцированном зачёте
Проверка на практическом занятии
Проверка на уроке
Проверка на уроке
Проверка на практическом занятии, индивидуальном проекте
Проверка на уроке
Проверка на дифференцированном зачёте учебном проекте
Проверка на практическом занятии
Проверка на уроке
Проверка на практическом занятии
Проверка на практическом занятии
Проверка на уроке
|
8