Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Утверждаю
Заместитель директора по УР
/Захарчук С.А./
« » августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06. Физическая культура
для профессии СПО
23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)»
Карасук
2020
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей »
Разработчики:
Сусленкова Лилия Ивановна - руководитель физического воспитания первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла
Протокол № 1 от .08.2019 г.
Председатель ПЦК / Жалнина О.Н./
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..........................................................…….……4
Тематический план и содержание учебной дисциплины …….……..5
Виды самостоятельных работ……………………………………..… 12
Требования к результатам обучения……………...………………… 13
Характеристика основных видов учебной деятельности…...…..… 16
Критерии оценки знаний, умений и навыков…………………… ….20
Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физическая культура ….……....21
Рекомендуемая литература……….………….…………….…………22
Приложения……………………………………………………..……..23
Приложение 1. Оценка уровня физических способностей студентов…..24
Приложение 2. Оценка уровня физической подготовленности
юношей основного и подготовительного учебного отделения………......25
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, осваиваемой профессии.
2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Физическая культура»
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
по профессии СПО технического профиля профессионального образования — 268 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 179 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов —89 часов;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 268 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 179 |
В том числе: | |
практические занятия | 175 |
Зачет | 3 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 89 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
Тематический план
по учебной дисциплине «Физическая культура»
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессии СПО |
Теоретическая часть | 4 |
Ведение. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. | 1 |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль. | 1 |
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. | 1 |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. | 1 |
Практическая часть | 175 |
Лёгкая атлетика | 51 |
Лыжная подготовка | 17 |
Гимнастика | 18 |
Спортивные игры: | |
Баскетбол | 28 |
Волейбол | 41 |
Футбол | 15 |
Зачёт | 3 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
Всего | 179 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего) |
Подготовка докладов, рефератов по заданным темам с использованием информационных технологий, освоение физических упражнений различной направленности; занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов (ГТО). | 89 |
Максимальная учебная нагрузка | 268 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
«Физическая культура» | 1 курс 1 семестр | 34 | |
Раздел Теория | Введение. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. | 1 | |
| Практическая часть | | |
Раздел Лёгкая атлетика | | 11 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. | Техника безопасности на уроках легкой атлетики. | 1 | 2 |
Тема 2. Бег на короткие дистанции. | Высокий и низкий старт. Стартовый разгон и финиширование. Бег 100 м. | 3 | 2 |
Тема 3. Прыжки в длину с разбега | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». | 2 | 2 |
Тема 4. Эстафетный бег. | Техника выполнения передачи и приёма эстафетной палочки. | 2 | 2 |
Тема 5. Бег на длинные дистанции. | Бег без учёта времени на длинную дистанцию. Бег 3000 м. | 3 | 2 |
Раздел Баскетбол | | 12 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках баскетбола. | Техника безопасности на уроках баскетбола. | 1 | 2 |
Тема 2. Ведение мяча. | Ведение мяча на месте, в движении. | 1 | 2 |
Тема 3. Ловля и передачи мяча. | Ловля и передачи мяча. | 2 | 2 |
Тема 4. Броски мяча | Боски мяча в корзину | 2 | 2 |
Тема 5. Тактика игры | Тактика игры в баскетбол | 3 | 2 |
Тема 6. Учебная игра в баскетбол. | Учебная игра. | 3 | 2 |
Раздел Гимнастика | | 9 | |
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | 1 | 2 |
Тема 2. Общеразвивающие упражнения. | Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики. Освоение техники общеразвивающих упражнений для профилактики профессиональных заболеваний. Разучивание комплекса ОРУ в парах. Выполнение комплекса упражнений с набивными мячами. | 4 | 2 |
Тема 3. Работа с собственным весом | Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Подтягивание на перекладине. Поднимание туловища. Наклон вперёд. | 4 | 2 |
| Зачёт | 1 | |
| 1 курс 2 семестр | 60 | |
| Теоретическая часть | | |
Раздел. Теория | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль. | 1 | |
| Практическая часть | | |
Раздел. Лыжная подготовка | | 10 | |
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовке | Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовке. | 1 | 2 |
Тема 2. Техника лыжных ходов | Овладение техникой лыжных ходов. Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. | 5 | 2 |
Тема 3. Тактика лыжных гонок | Тактика лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. Прохождение дистанции до 5 км. | 4 | 2 |
Раздел Волейбол | | 21 | |
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола. | Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола. | 1 | 2 |
Тема 2. Приём и передача мяча | Приём и передача мяча сверху, снизу двумя руками. Передачи мяча в парах. | 10 | 2 |
Тема 3 Верхняя прямая подача | Изучение техники верхней прямой подачи, нижней прямой подачи. | 3 | 2 |
Тема 4 Нападающий удар | Изучение техники нападающего удара | 4 | 2 |
Тема 5. Учебная игра. | Учебная игра в волейбол. | 3 | 2 |
Раздел Футбол | | 15 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках футбола. | Техника безопасности на уроках футбола. | 1 | 2 |
Тема 2. Удары по мячу. | Удары по мячу внутренней и внешней стороной стопы. | 2 | 2 |
Тема 3. Остановка мяча. | Остановка катящегося, летящего мяча. | 2 | 2 |
Тема 4. Прием и передачи мяча | Прием и передачи мяча в одно касание. | 2 | 2 |
Тема 5. Тактика игры | Тактика игры в защите, нападении. | 7 | 2 |
Тема 6. Учебная игра в футбол. | Учебная игра. | 1 | 2 |
Раздел Лёгкая атлетика | | 12 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. | Техника безопасности на уроках легкой атлетики. | 1 | 2 |
Тема 2. Бег на короткие дистанции. | Стартовый разгон и финиширование. Бег 100 м. | 1 | 2 |
Тема 3. Эстафетный бег. | Техника выполнения передачи и приёма эстафетной палочки в коридоре. Эстафета 4х100м. Эстафета 4х400м. | 5 | 2 |
Тема 4. Прыжки в длину с разбега | Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». | 3 | 2 |
Тема 5. Бег на длинные дистанции. | Бег без учёта времени на длинную дистанцию. Бег 3000 м. | 2 | 2 |
| Зачёт | 1 | |
| Итого за 1 курс | 94 | |
| 2 курс 3 семестр | 42 | |
Раздел Теория | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. | 1 | |
| Практическая часть | | |
Раздел Лёгкая атлетика | | 15 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. | Техника безопасности на уроках легкой атлетики. | 1 | 2 |
Тема 2. Бег на короткие дистанции. | Повторение и совершенствование техники низкого старта. Стартовый разгон и финиширование. Бег 100 м. Челночный бег 3х10. | 4 | 2 |
Тема 3 Прыжки в длину с | Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». | 4 | 2 |
Тема 4. Эстафетный бег. | Эстафетный бег. | 2 | 2 |
Тема 5. Бег на длинные дистанции. | Бег без учёта времени. Бег на 3000 м. | 4 | 2 |
Раздел Баскетбол | | 16 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках баскетбола. | Техника безопасности на уроках баскетбола. | 1 | 2 |
Тема 2. Броски баскетбольного мяча в кольцо. | Совершенствование техники броска кольцо. | 6 | 2 |
Тема 3. Тактика игры в баскетбол. | Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. | 2 | 2 |
Тема 4. Учебная игра в баскетбол. | Учебная игра. | 7 | 2 |
Раздел Гимнастика. | | 9 | |
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | 1 | 2 |
Тема 2. Общеразвивающие упражнения. | Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики. Общеразвивающие упражнения для профилактики профессиональных заболеваний. Разучивание комплекса ОРУ в парах с сопротивлением партнёра. Выполнение комплекса упражнений с набивными мячами. | 4 | 2 |
Тема 3. Работа с собственным весом | Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Подтягивание на перекладине. Поднимание туловища. Наклон вперёд. | 4 | 2 |
| Зачёт | 1 | |
| 2 курс 4 семестр | 43 | |
Раздел Теория | Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. | 1 | |
| Практическая часть | | |
Раздел Лыжная подготовка | | 7 | |
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовке | Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовки. | 1 | 2 |
Тема 2. Техника лыжных ходов | Овладение техникой лыжных ходов. Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. | 4 | 2 |
Тема 3. Тактика лыжных гонок | Прохождение дистанции до 5 км. | 2 | 2 |
Раздел Волейбол | | 20 | |
Тема 1. Инструктаж по техники безопасности на уроках волейбола. | Инструктаж по техники безопасности на уроках волейбола. | 1 | 2 |
Тема 2. Приём и передача мяча | Приём и передача мяча сверху, снизу двумя руками. | 6 | 2 |
Тема 3. Верхняя прямая подача | Совершенствование техники верхней прямой подачи. | 3 | 2 |
Тема 4. Нападающий удар | Изучение техники нападающего удара | 3 | 2 |
Тема 5. Блокирование нападающего удара | Изучение техники блокирования нападающего удара. | 4 | 2 |
Тема 6. Учебная игра. | Учебная игра в волейбол. | 3 | 2 |
Раздел Лёгкая атлетика | | 13 | |
Тема 1. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. | Техника безопасности на уроках легкой атлетики. | 1 | 2 |
Тема 2. Бег на короткие дистанции. | Комплекс упражнений на развитие скоростных способностей. Бег 100 м. | 1 | 2 |
Тема 3. Эстафетный бег. | Эстафетный бег. | 5 | 2 |
Тема 4. Прыжки в длину с разбега | Комплекс прыжковых упражнений. Прыжки в длину с разбега способом согнув ноги. | 3 | 2 |
Тема 5. Бег на длинные дистанции. | Бег без учёта времени. Бег на 3000 м. | 3 | 2 |
| Дифференцированный зачёт | 2 | |
| Итого за 2 курс | 85 | |
3.Виды самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Реферат «Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста» | 4 |
2 | Реферат «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями» | 4 |
3 | Реферат «Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья» | 4 |
4 | Реферат «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки» | 4 |
5 | Составление комплекса утренней гимнастики с профессиональной направленностью | 4 |
6 | Составление комплекса утренней гимнастики с общей направленностью | 4 |
7 | Презентация «Профессионально значимые физические качества «Слесаря-электрика»» | 5 |
8 | Презентация «История развития баскетбола в России» | 4 |
9 | Презентация «История развития волейбола в России» | 4 |
10 | Презентация «История развития лыжных гонок в России» | 4 |
11 | Презентация «Олимпийские чемпионы г. Новосибирска» | 4 |
12 | Презентация «Легкая атлетика» | 4 |
13 | Правила игры и жестикуляция в волейболе | 5 |
14 | Правила проведения соревнований по волейболу | 4 |
15 | Правила игры и жестикуляция в баскетболе | 5 |
16 | Правила проведения соревнований по баскетболу | 5 |
17 | Правила проведения соревнований по легкой атлетике | 5 |
18 | Правила оказания первой помощи при спортивных травмах | 5 |
19 | Выполнение комплекса утреней гимнастики различной направленности | 19 |
| Итого | 89 |
4.Требования к результатам обучения
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
предметных:
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
5. Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Теоретическая часть |
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО. | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). |
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены |
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля |
3. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности |
4. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования |
Практическая часть |
Учебно-методические занятия | Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности. |
Учебно-тренировочные занятия |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4´ 100 м, 4´ 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 3 000 м (юноши). Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». |
2. Лыжная подготовка | Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Сдача на оценку техники лыжных ходов. Прохождение дистанции до 5 км (юноши). Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях |
3. Гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с набивными мячами, выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики |
4. Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временны х и силовых параметров движения. Развитие личностно -коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности. |
6. Критерии оценки знаний, умений и навыков о дисциплине «Физическая культура»
В отличие от других образовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются:
необходимость более полного и глубокого учёта не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья студентов;
более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно оздоровительной деятельности, способности использовать знания и физические упражнения, изученные в учебном заведении, в нестандартных условиях;
наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и подготовленности.
Критерии оценки успеваемости по разделам программы. При оценке знаний студентов по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором студент демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками:
«5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; учащиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях;
«4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений;
«3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Студент по заданию преподавателя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях;
«2» двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.
В число методов оценки техники владения двигательными действиями входят методы наблюдения, вызова, упражнения и комбинированный.
Подобными-методами оценивается и владение способами и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Студенты должны самостоятельно организовать места занятий, подобрать средства и инвентарь, применять их в конкретных условиях, контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.
Чтобы правильно и точно оценить уровень физической подготовленности студента, преподавателю следует учитывать два показателя. Первый - исходный уровень подготовленности в соответствии с ныне действующей комплексной программой.
7.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программы учебной дисциплины
«Физическая культура»
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической подготовкой, которые необходимы для реализации учебной дисциплины «Физическая культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья, гимнастический козёл, гимнастический мостик) маты гимнастические, скакалки, координационная лестница, мячи набивные, мячи для метания, гири 16, 24, 32 кг, мячи баскетбольные, волейбольные мячи, футбольные мячи, палочки эстафетные, шиповки, гранаты учебные, нагрудные номера, рулетка металлическая, секундомеры, свисток.
Универсальная спортивная площадка:
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, сетки баскетбольные, сетка волейбольная, ворота для футбола.
Открытый стадион широкого профиля:
турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Решетников Н.В. «Физическая культура», 2017г
Для преподавателей
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2018
Решетников Н.В. «Физическая культура», 2017г
Лях В.И. «Физическая культура» 2011 г.
Жилкин А.И. «Лёгкая атлетика» 2003 г.
Петров П.К. «Методика преподавания гимнастики» 2000 г.
Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта» 200 г.
Кофман Л.Б. «Настольная книга учителя физической культуры»1998 г.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая2012 г. N413Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ”».Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
Приложения
Приложение 1
Оценка уровня физических способностей студентов
| | | | | | Оценка | | | | |
| Физические | | Возраст, | | | | | | | | |
№ п/п | Контрольное упражнение (тест) | | Юноши | | | | Девушки | | |
способности | лет | | | | | | |
| | | | 5 | 4 | 3 | | 5 | 4 | 3 | |
| | | | | | | | | | | |
1 | Скорост- | Бег 30 м, с | 16 | 4,4 | 5,1—4,8 | 5,2 | | 4,8 | 5,9—5,3 | 6,1 | |
| ные | | | и выше | | и ниже | | и выше | | и ниже | |
| | | 17 | 4,3 | 5,0—4,7 | 5,2 | | 4,8 | 5,9—5,3 | 6,1 | |
| | | | | | | | | | | |
2 | Координа- | Челночный бег 3×10 м, с | 16 | 7,3 | 8,0—7,7 | 8,2 | | 8,4 | 9,3—8,7 | 9,7 | |
| ционные | | | и выше | | и ниже | | и выше | | и ниже | |
| | | 17 | 7,2 | 7,9—7,5 | 8,1 | | 8,4 | 9,3—8,7 | 9,6 | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
3 | Скоростно- | Прыжки в длину с места, см | 16 | 230 | 195—210 | 180 | | 210 | 170—190 | 160 | |
| силовые | | | и выше | | и ниже | | и выше | | и ниже | |
| | | 17 | 240 | 205—220 | 190 | | 210 | 170—190 | 160 | |
| | | | | | | | | | | |
4 | Выносли- | 6-минутный бег, м | 16 | 1 500 | 1 300—1 400 | 1 100 | | 1 300 | 1 050—1 200 | 900 | |
| вость | | | и выше | | и ниже | | и выше | | и ниже | |
| | | 17 | 1 500 | 1 300—1 400 | 1 100 | | 1 300 | 1 050—1 200 | 900 | |
| | | | | | | | | | | |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, | 16 | 15 | 9—12 | 5 | | 20 | 12—14 | 7 | |
| | см | | и выше | | и ниже | | и выше | | и ниже | |
| | | 17 | 15 | 9—12 | 5 | | 20 | 12—14 | 7 | |
| | | | | | | | | | | |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекла- | 16 | 11 | 8—9 | 4 | | 18 | 13—15 | 6 | |
| | дине из виса, количество раз (юно- | | и выше | | и ниже | | и выше | | и ниже | |
| | ши), на низкой перекладине из виса | 17 | 12 | 9—10 | 4 | | 18 | 13—15 | 6 | |
| | лежа, количество раз (девушки) | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Приложение 2
Оценка уровня физической подготовленности юношей основного и подготовительного учебного отделения
| Тесты | Оценка в баллах | |
| | | | |
| 5 | 4 | 3 | |
| | |
| | | | | |
1. | Бег 3 000 м (мин, с) | 12,30 | 14,00 | б/вр | |
| | | | | |
2. | Бег на лыжах 5 км (мин, с) | 25,50 | 27,20 | б/вр | |
| | | | | |
3. | Плавание 50 м (мин, с) | 45,00 | 52,00 | б/вр | |
| | | | | |
4. | Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз | 10 | 8 | 5 | |
на каждой ноге) | | | | |
| | | | | |
5. | Прыжок в длину с места (см) | 230 | 210 | 190 | |
| | | | | |
6. | Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) | 9,5 | 7,5 | 6,5 | |
| | | | | |
7. | Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (коли- | 13 | 11 | 8 | |
чество раз) | | | | |
| | | | | |
8. | Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество | 12 | 9 | 7 | |
раз) | | | | |
| | | | | |
9. | Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) | 7,3 | 8,0 | 8,3 | |
| | | | |
10. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество | 7 | 5 | 3 | |
раз) | | | | |
| | | | |
11. Гимнастический комплекс упражнений: | До 9 | До 8 | До 7,5 | |
- утренней гимнастики; | | | | |
- производственной гимнастики; | | | | |
- релаксационной гимнастики (из 10 баллов) | | | | |
| | | | | |
Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом специфики профессий (специальностей) профессионального образования.
4