СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ .16 ГЕОГРАФИЯ, 43.01.09 Повар, кондитер

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ РХ «У(Т)ОР», реализующим образовательную программу СПО на базе основного общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального 43.01.09 Повар, кондитер.        

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ .16 ГЕОГРАФИЯ, 43.01.09 Повар, кондитер»

Министерство спорта Республики Хакасия


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»





УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель директора

______________С.В. Павленко

«____»______________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУДБ .16 ГЕОГРАФИЯ



43.01.09 Повар, кондитер















Абакан, 2023

Рабочая программа «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ РХ «У(Т)ОР», реализующим образовательную программу СПО на базе основного общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального 43.01.09 Повар, кондитер.

.




Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва».




Разработчик:

Трусова О.Г. - преподаватель географии.



ОДОБРЕНО

на заседании МК

председатель

___________Н.В. Дьяченко

(подпись)

от "___" _________ 20__ г."

протокол № ____



СОГЛАСОВАНО

Методист

______________Т.С.Воронкова

(подпись)

«____»_________20___г.





СОДЕРЖАНИЕ









стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ГЕОГРАФИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер.

.

Освоение дисциплины ведется на основе ранее приобретенных знаний по географии.

Дисциплина имеет метапредметные связи с такими дисциплинами и профессиональными модулями как обществознание, основы философии.

Изучение дисциплины начинается на первом курсе/году обучения и продолжается в течение двух семестров.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина по выбору из обязательных предметных областей общеобразовательного учебного цикла.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели изучения дисциплины:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

  • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у  обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

—самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в  себе;

—саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к  эмоциональным изменениям и  проявлять гибкость, быть открытым новому;

—внутренней мотивации, включающей стремление к  достижению цели и  успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; —эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

—социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с  другими людьми, заботиться, проявлять интерес и  разрешать конфликты.


Метапредметные результаты освоения программы среднего

общего образования должны отражать:

овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

—самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;

—устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;

—определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

—разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных

ресурсов;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;

—вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

—координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

—креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты.

2) базовые исследовательские действия:

—владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

—владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

—владеть научным типом мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

—формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

—выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

—анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

—уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

—уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

—выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

3) работа с информацией:

—выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения геосистем и поиска путей решения проблем; для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм

представления, для выявления аргументов, подтверждающих или опровергающих одну и ту же идею;

—выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т.д.);

—оценивать достоверность информации;

—создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

—использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

—владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

—владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;

—развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;

2) совместная деятельность:

—использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

—выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

—оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

—предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

—самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

—самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

—давать оценку новым ситуациям;

—расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

—делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

—оценивать приобретённый опыт;

—способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

2) самоконтроль:

—давать оценку новым ситуациям;

—оценивать соответствие результатов целям, вносить коррективы в деятельность;

—владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

—оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

—принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

3) принятие себя и других:

—принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

—принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

—признавать своё право и право других на ошибки;

—развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Предметные результаты

10 класс

1. Понимание роли и места комплекса географических наук в системе научных дисциплин и в решении современных научных и практических задач:

—приводить примеры, подтверждающие значимую роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука на

региональном уровне, в разных странах, в том числе и России; приводить примеры географических прогнозов изменений геосистем разного ранга;

—определять задачи, возникающие при решении средствами географических наук глобальных проблем, проявляющихся на региональном уровне;

—оценивать возможности и роль географии в решении задач по достижению целей устойчивого развития.

2. Освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений и экологических процессов:

—описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства;

—называть цели устойчивого развития;

—сравнивать особенности компонентов природы, свойств природных процессов и явлений в пределах различных территорий и акваторий мира и России;

—классифицировать стихийные природные явления;

—вычленять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных тезисов; вычленять географические факторы, определяющие сущность и динамику

важнейших природных процессов, в том числе процессов рельефообразования, формирования и изменения климата, изменения уровня Мирового океана, почвообразования, формирования зональных и азональных природных комплексов;

социально-экономических объектов, процессов и явлений, в том числе размещения ведущих предприятий и отраслей экономики России, размещения населения и миграции населения, урбанизации, процесса воспроизводства, экологических процессов;

—использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов, в том числе знания о широтной зональности, форме и размерах Земли

для сравнения продолжительности светового дня на различных территориях, климатических особенностей, высоты приливов и отливов, свойств вод Мирового океана вод суши, показателей гидроэнергетического потенциала рек; оценивать роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике, в производстве других важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции с использованием различных источников географической информации;

—использовать знания об истории развития земной коры для установления последовательности важнейших событий геологической истории Земли;

—объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений, карстовых, мерзлотных, ледниковых, эоловых, флювиальных и береговых форм рельефа в пределах различных территорий мира и России, особенности образования и распространения тропических ураганов; объяснять суточную неравномерность приливов и отливов, географические особенности биоразнообразия; особенности влияния эндогенных и экзогенных рельефообразующих процессов на рельеф отдельных территорий мира; свойства основных типов почв; динамику изменения ресурсообеспеченности стран и регионов различными видами природных ресурсов; географические особенности территориальной структуры хозяйства России; размещение отдельных предприятий;

—оценивать природно-ресурсный капитал регионов России для развития отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства; оценивать изменения отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; возможности России

в развитии прогрессивных технологий;

—характеризовать политико-географическое положение России; конкурентные преимущества экономики России.

3. Сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем:

—использовать географические знания о природе Земли и России, о населении и хозяйстве России, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том числе для установления взаимосвязей между различными элементами геосистем и их изменениями, между особенностями географического положения,

природы, населения и хозяйства России (её регионов); характеризовать связи между нежеланием отдельных стран признавать реальность новой многополярной модели мироустройства и ростом глобальной и региональной нестабильности.

4. Владение географической терминологией и системой географических понятий:

—применять географические понятия: устойчивое развитие, геоинформационные системы, ресурсообеспеченность, азимут, денудация и аккумуляция, флювиальные, карстовые, мерзлотные, ледниковые, эоловые, береговые формы рельефа, радиационный баланс, альбедо земной поверхности, водный баланс территорий, государственная территория и исключительная экономическая зона, континентальный шельф, политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство,

федеративное государство — для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

5. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования и проектирования как метода познания

природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов:

—самостоятельно выбирать тему; определять проблему, цели и задачи наблюдения/исследования; формулировать гипотезу; составлять план наблюдения/исследования; определять инструментарий (в том числе инструменты ГИС) для сбора материалов и обработки результатов наблюдения/исследования;

6. Сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий и акваторий:

—представлять информацию о природе Земли, природе, населении и хозяйстве России в виде карт, картограмм, картодиаграмм.

7. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования в них, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников; работы с геоинформационными системами (ГИС):

—определять и сравнивать по разным источникам информации географические аспекты и тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

—анализировать и интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать выводы;

—оценивать научность аргументации географических прогнозов;

—использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой для изучения особенностей природы Земли; природы, населения и хозяйства России, взаимосвязей между ними;

—представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) информацию об особенностях природы Земли, природы, населения и хозяйства России и отдельных регионов;

—использовать различные источники географической информации для оценивания места и роли России в мире по производству важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

8. Сформированность умений проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов:

—оценивать современное состояние окружающей среды, аргументации географических прогнозов;

—составлять прогноз изменения географической среды под воздействием природных факторов и деятельности человека.

9. Применение географических знаний для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий:

—оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий, в том числе на территории России; влияние последствий изменений в окружающей среде на различные сферы человеческой деятельности на региональном уровне;

—сопоставлять, оценивать и аргументировать различные точки зрения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России.

10. Сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий, готовность к самостоятельному

поиску методов решения практико-ориентированных задач:

—называть цели устойчивого развития; приводить примеры изменений геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

—определять проблемы взаимодействия географической среды и общества в пределах различных природных комплексов Земли, на территории России;

—оценивать различные подходы к решению геоэкологических проблем; интегрировать и использовать географические знания и сведения из источников географической информации для составления географических прогнозов изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов,

положительных и отрицательных эффектов изменения климата на территории России, для решения проблем, имеющих географические аспекты, и для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

11 класс

1. Понимание роли и места комплекса географических наук в системе научных дисциплин и в решении современных научных и практических задач:

—определять аспекты глобальных проблем на региональном и локальном уровнях, которые могут быть решены средствами географических наук;

—оценивать возможности и роль географии в решении глобальных проблем.

2. Освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений и экологических процессов:

—описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве, ареалы распространения основных религий; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства на разных этапах его развития; особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства изученных стран;

—называть составные элементы мирового хозяйства, страны-лидеры по численности населения, по производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных

интеграционных группировок; четыре сектора мирового хозяйства; сегменты мирового рынка;

—классифицировать ландшафты по заданным основаниям; стихийные природные явления;

—вычленять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных тезисов; вычленять географические факторы, определяющие сущность и динамику

важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов и явлений и экологических процессов, в том числе устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения;

показателями суммарного коэффициента рождаемости и типами воспроизводства населения отдельных стран; особенностями хозяйства отдельных стран и регионов мира и факторами производства;

—сравнивать структуру экономики стран с различным уровнем социально-экономического развития, географические аспекты и тенденции развития социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

—объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений: географические особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран и размещение отдельных предприятий; причины этноконфессиональных

конфликтов, особенности демографической ситуации в отдельных странах; различия в темпах, уровнях урбанизации в странах с различным уровнем социально-экономического развития; различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира; направления международных миграций; особенности демографической политики в изученных странах и в России; особенности размещения населения отдельных стран; международную хозяйственную специализацию изученных стран;

—оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран; оценивать природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, международные миграции как фактор, влияющий на демографическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных странах с использованием различных источников географической информации; оценивать изменения направления международных экономических связей России в новых экономических условиях.

3. Сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем:

—использовать географические знания о мировом хозяйстве, населении мира и России, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни,

в том числе для:

—установления взаимосвязей между особенностями географического положения и особенностями природы, населения и хозяйства отдельных стран;

—выделения факторов, определяющих географическое проявление глобальных проблем человечества на региональном и локальном уровнях;

—составления сравнительных географических характеристик регионов и стран мира;

—классификации ландшафтов по заданным основаниям;

—характеристики тенденций развития основных отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры; изменений направления международных экономических связей России в новых экономических условиях;

—объяснения международной хозяйственной специализации изученных стран; места России в международном географическом разделении труда; особенностей проявления глобальных проблем на региональном уровне, в отдельных изученных странах; взаимосвязанности глобальных проблем человечества.

4. Владение географической терминологией и системой географических понятий:

—применять географические понятия: демографический взрыв, демографический кризис, суммарный коэффициент рождаемости; расширенное и суженное воспроизводство населения; демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения, демографическая политика, субурбанизация,

ложная урбанизация, мегалополисы, мировые города, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция; международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика»,

«органическое сельское хозяйство», транспортная система, «контейнерная революция», «контейнерные мосты», информационная инфраструктура, глобализация мировой экономики и деглобализация, энергопереход — для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

5. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования и проектирования как метода познания

природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов:

—самостоятельно выбирать тему; определять проблему, цели и задачи наблюдения/исследования; формулировать гипотезу; составлять план наблюдения/исследования; определять инструментарий (в том числе инструменты ГИС) для сбора материалов и обработки результатов наблюдения/исследования.

6. Сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий и акваторий:

—представлять информацию о численности, составе и структуре населения, об отраслевой структуре и размещении хозяйства отдельных стран, регионов мира, о распространении различных стихийных бедствий, о последствиях глобального

изменения климата, опустынивания территории в виде карт, картограмм, картодиаграмм.

7. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования в них, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников; работы с геоинформационными системами (ГИС):

—определять и сравнивать по разным источникам информации географические аспекты и тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; анализировать и интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать

выводы; использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой для изучения особенностей природы, населения и хозяйства природы, населения и хозяйства, взаимосвязей между ними и особенностей проявления и путей решения глобальных проблем человечества, в том числе:

—определять показатели уровня развития хозяйства и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах; географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с использованием различных

источников географической информации; ведущих поставщиков и потребителей основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг на мировом рынке; основные международные магистрали и транспортные узлы, направления международных туристических маршрутов;

—классифицировать страны по типам воспроизводства населения; по занимаемым ими позициям относительно России, по уровню социально-экономического развития; по особенностям функциональной структуры их экономики с использованием различных источников географической информации;

—сравнивать страны по уровню социально-экономического развития; показатели, характеризующие демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных отраслей в национальных экономиках, энергоёмкость ВВП отдельных стран мира;

—оценивать влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных странах и регионах России; условия отдельных территорий стран мира и России для размещения предприятий

и различных производств; роль ТНК в формировании «цепочек добавленной стоимости»; влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических типов;

—объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран; использовать знания об ареалах распространения мировых религий и их современных изменений для формулирования выводов и заключений о различиях основных культурно-исторических регионов мира, о глобализации мирового хозяйства, транснациональных корпорациях, «сланцевой революции», «водородной энергетике», о современных тенденциях развития сельскохозяйственного производства, «органическом сельском хозяйстве»; международных экономических отношениях для формулирования выводов и заключений;

—представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о составе и структуре населения, географических особенностях развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных стран.

8. Сформированность умений проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов: оценивать современное состояние окружающей среды, научность аргументации географических прогнозов; составлять прогноз изменения географической среды в отдельных странах под воздействием природных факторов и деятельности человека, в том числе:

—оценивать влияние урбанизации на окружающую среду; социально-экономические и экологические последствия урбанизации в странах различных социально-экономических типов;

—использовать знания о конкурентных преимуществах отдельных национальных экономик стран мира и России для поиска путей решения проблем развития их хозяйства; об особенностях природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства отдельных субрегионов и стран, о глобальных проблемах человечества для формирования собственного мнения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России.

9. Применение географических знаний для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий:

—оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий, влияние последствий изменений в окружающей среде на различные сферы человеческой деятельности на региональном уровне;

—сопоставлять, оценивать и аргументировать различные точки зрения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России;

10. Сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий, готовность к самостоятельному

поиску методов решения практико-ориентированных задач:

—определять проблемы взаимодействия географической среды и общества в различных регионах и странах мира; интегрировать и использовать географические знания и сведения из источников географической информации для решения практико-ориентированных задач, решения проблем, имеющих

географические аспекты, в том числе для оценки географических факторов, определяющих остроту глобальных проблем человечества; различных подходов к решению глобальных проблем человечества; объяснения современной демографической ситуации в разных регионах и странах мира географических особенностей проявления проблем взаимодействия географической среды и общества; составления географических прогнозов;

—изменений в окружающей среде под влиянием хозяйственной деятельности человека; изменения возрастной структуры населения отдельных стран с использованием различных источников информации; динамики изменения численности населения и рабочей силы отдельных стран в новой, незнакомой ситуации; изменения демографической ситуации в странах, находящихся на разных этапах демографического перехода.



В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать:

- общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов;






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

25

контрольные работы

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






























Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 семестр

Введение.


Содержание учебного материала

2

1

1

География как наука. Ее роль и значение в системе наук.



2

Источники географической информации и методы работы с ними.



3

Традиционные и новые методы географических исследований.



4

Географические карты различной тематики и их практическое использование.



5

«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их критический анализ)



Раздел I. Общая характеристика мира.


36


Тема 1.1. Страны современного мира.


Содержание учебного материала

2

1,2

1

Уровень социально-экономического развития.



2

Внутренний валовой продукт.



3

Страны развитые и развивающиеся.



4

«Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.



Практические занятия



1

1. Характеристика политико-географического положения страны.

2

2,3

Тема 1.2. Политическая карта мира.

Содержание учебного материала

2

2

1

Современная политическая карта мира и этапы ее развития.



2

Количественные и качественные изменения на политической карте мира.



3

Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ.



4

Дифференциация стран современного мира. Их типология.



5

Внутриконтинентальные, приморские и островные страны.



6

Суверенные и зависимые государства.



7

Государственный строй и государственное устройство.



8

Монархии и республики.



9

Унитарное и федеративное государства.



10

Понятие о регионах мира.



11

Международные организации, их многообразие и виды.



Практические занятия



1

2. Группировка стран по площади территории, численности населения и приморскому положению.

2

2,3

2

3. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

2

2,3

Тема 1.3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.


Содержание учебного материала

2

2

1

Взаимодействие общества и географической среды.



2

Природные ресурсы.



3

Ресурсообеспеченность отдельных стран.



4

Минеральные ресурсы.



5

Связь размещения минеральных ресурсов с тектонисеским строением земной коры.



6

Территориальное сочетание полезных ископаемых.



7

Масштабы использования минеральных ресурсов.



Практические занятия



1

4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

2

2,3

Содержание учебного материала

2

2

1

Земельные ресурсы. Структура мирового земельного фонда.



2

Водные ресурсы. Неравномерное распределение запасов пресной воды на Земле.



3

Лесные ресурсы. Два лесных пояса Земли.



4

Энергетические ресурсы.



5

Рекреационные ресурсы.



Содержание учебного материала

2

2

1

Ресурсы Мирового океана. Биомасса океана.



2

Загрязнение окружающей среды: почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.



Тема 1.4. География населения мира.



Содержание учебного материала

1

2

1

Численность, воспроизводство населения.



2

Демография. Региональные различия в демографической ситуации.



Практические занятия



1

5. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

1

2,3

Содержание учебного материала

1

2

1

Состав населения. Половой и возрастной состав населения.



2

Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества.



Практические занятия



1

6. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

1

2,3

Содержание учебного материала

1

2

1

Размещение и миграций населения. Виды миграций.



2

Контрасты в размещении и плотности населения.



3

Городское и сельское население.



4

Население и окружающая среда.



Практические занятия



1

7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

1

2,3

Тема 1.5. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.


Содержание учебного материала

2

2

1

Научно-техническая революция.



2

Понятие о НТР. Основные черты НТР.



3

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве.



Содержание учебного материала

1

2

1

Воздействие НТР на мировое хозяйство.



2

Движение от индустриального к постиндустриальному обществу.



3

Воздействие НТР на сдвиги в структуре хозяйства.



4

Факторы размещения производства.



Практические занятия



1

8. Составление типологической территориальной структуры хозяйства экономически развивающейся страны.

1

2,3

Тема 1.6. Общая характеристика мира.

Содержание учебного материала

2

2,3

1

Контрольная работа №1.



Всего часов за 1 семестр


32


2 семестр

Тема 1.7. География отраслей мирового хозяйства.


Содержание учебного материала

1

2

1

Промышленность.



2

Энергетика.



3

Металлургия.



4

Машиностроение.



5

Химическая промышленность.



6

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.



Практические занятия



1

9. Составление картосхем размещения основных отраслей энергетической, машиностроительной и химической промышленности.

1

2,3

Содержание учебного материала

1

2

1

Сельское хозяйство. Структура отрасли. АПК. Аграрные отношения в странах разного типа.



2

Влияние НТР на сельское хозяйство.



3

Понятие о «зеленой революции».



4

Рыболовство.



Практические занятия



1

10. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей сельского хозяйства.

1

2,3

Содержание учебного материала

1

2

1

Транспорт.



2

Транспорт в экономически развитых и развивающихся странах.



3

Международные экономические связи.



Практические занятия



1

11. Определение различных видов транспорта в разных регионах.

1

2,3

Раздел IӀ. Региональная характеристика мира.


34


Тема 2.1. Зарубежная Европа.


Содержание учебного материала

1

2

1

Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения Зарубежной Европы.



2

Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства Зарубежной Европы.



3

Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.



Практические занятия



1

12. Составление картосхемы производственных связей стран Зарубежной Европы.

1

2,3

Содержание учебного материала

1

2

1

Субрегионы Зарубежной Европы.



2

Характерные черты ЭГП, география природных ресурсов и населения Восточной и Западной Европы.



3

Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства Восточной и Западной Европы.



Практические занятия



1

13. Составление сравнительной характеристики разных регионов Зарубежной Европы.

1

2,3

Тема 2.2. Зарубежная Азия.


Содержание учебного материала

2

2

1

Характерные черты ЭГП, география природных условий, ресурсов и населения.



2

Промышленность, сельское хозяйство Зарубежной Азии.



3

Природоохранные проблемы Зарубежной Азии и четырех ее субрегионов.



Практические занятия



1

14. Сравнительная экономико-географическая характеристика Китая, Японии и Индии.

2

2,3

Тема 2.3. Австралия.

Содержание учебного материала

2

2

1

«Визитная карточка» региона.



2

Природные условия и ресурсы для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма, рекреаций.



3

Население.



4

Специализация хозяйства.



5

«Географический рисунок» расселения и хозяйства.



Тема 2.4. Океания.

Содержание учебного материала

2

2

1

«Визитная карточка» региона.



2

Природные условия и ресурсы для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма, рекреаций.



3

Население.



4

Специализация хозяйства.



5

«Географический рисунок» расселения и хозяйства.



Тема 2.5. Северная Америка.


Содержание учебного материала

1

2

1

США.



2

Характерные черты географии, природных ресурсов и населения США.



3

Общая характеристика хозяйства США.



4

Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов.



Практические занятия



1

15. Доказательство наличия территориальных диспропорций в экономическом развитии стран и регионов мира.

1

2,3

Содержание учебного материала

2

2

1

Канада.



2

Характерные черты ЭГП, географии природных условий, ресурсов.



3

Население и хозяйство Канады.



Тема 2.6. Латинская Америка.


Содержание учебного материала

1

2

1

Характерные черты ЭГП, географии природных условий и ресурсов.



2

Население.



3

География отраслей и территориальной структуры хозяйства Латинской Америки.



Практические занятия



1

16. Анализ административно-территориального деления региона, анализ социально-экономической классификации стран Латинской Америки.

1

2,3

Содержание учебного материала

2

2

1

Бразилия.



2

Экономико-географическая характеристика страны.



Тема 2.7. Африка.


Содержание учебного материала

1

2

1

Характерные черты ЭГП, географии природных условий, ресурсов.



2

География населения, промышленности, сельского хозяйства Африки.



3

Представление о монокультуре.



Практические занятия



1

17. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

1

2,3

Содержание учебного материала

2

2

1

Субрегионы Африки.



2

Характерные черты ЭГП, географии природных условий, ресурсов.



3

География населения, промышленности, сельского хозяйства.



Тема 2.8. Россия в современном мире.

Содержание учебного материала

2

2

1

Экономико-географическая история России.



2

Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение.



3

Россия на современной политической и экономической карте мира.



4

Отрасли международной специализации России.



5

Международные связи России.



Практические занятия



1

18. Оценка ЭГП России в современном мире.

2

2,3

Тема 2.9. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.



2

Проблемы выживания и проблемы развития.



3

Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем.



4

Возможные пути решения.



5

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.



Практические занятия



1

19. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

2

2,3

Тема 2.10. Дифференцированный зачет.


2


Всего часов за 2 семестр


40


Всего


72






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета География.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «География»;


Технические средства обучения: заявка подана.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Ч 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. ООО «ТИД «Русское слово», 2018

  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Ч 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. ООО «ТИД «Русское слово», 2018

  3. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2019

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл./ Под ред. В.П. Максаковского.-М.: Дрофа-ДиК, 2020.


Дополнительные источники:


  1. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2018

  2. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2015.

  3. Симагин Ю.А., Сиротин В.И.- Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля и самоконтроля по географии. Для учащихся 10-х классов,- М.: СпортАкадем-Пресс,2019.

  4. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. –М.: АРКТИ, 2019.

  5. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл. –М.: Дрофа, 2020.

  6. В.П. Максаковский Методическое пособие по экономической и социальной географии мира М Просвещение 2014 год.

  7. В.М.Смирнова Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы. М.2019 год

  8. Контурные карты «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М: Дрофа ДиК, 2019.

  9. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «Экономическая и социальная география мира». -М.: Дрофа - ДиК, 2020.

  10. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. -М.: Просвещение, 2020.

  11. Карты по темам занятий.

  12. CD-диски из серии «Электронные уроки и тесты» по темам «Европа», «Азия», «Африка», «Австралия и Океания», «Северная и Южная Америка».







4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.д.


    1. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Общая характеристика мира.

Тема 1.1. Введение.



  • Объяснение междисциплинарных связей географии.

  • Название традиционных и новых источников географической информации.

  • Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

Тема 1.2. Страны современного мира.


  • Умение показывать на карте различные страны мира.

  • Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

  • Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития.

  • Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Тема 1.3. Политическая карта мира.


  • Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.

Тема 1.4. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.



  • Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.

  • Выделение различных типов природопользования.

  • Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

  • Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

  • Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

Тема 1.5. География населения мира.


  • Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

  • Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны.

  • Умение называть основные показатели качества жизни населения.

  • Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

  • Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

  • Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

  • Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

  • Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

Тема 1.6. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.



  • Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование».

  • Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

  • Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

  • Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

  • Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития.

Тема 1.7. География отраслей мирового хозяйства.


  • Выделение характерных черт «зеленой революции».

  • Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

  • Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.

  • Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

  • Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

  • Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

  • Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

  • Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

  • Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

  • Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

  • Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

  • Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

  • Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

  • Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

Раздел 2. Региональная характеристика мира.

Тема 2.1. Зарубежная Европа.


  • Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

  • Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

  • Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

  • Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

  • Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.

  • Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.

Тема 2.2. Зарубежная Азия.


  • Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

  • Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

  • Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

  • Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

  • Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

  • Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

  • Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.

Тема 2.3. Австралия.

Тема 2.4. Океания.

  • Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

  • Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Тема 2.5. Северная Америка.


  • Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

  • Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

  • Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

  • Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.

Тема 2.6. Латинская Америка.


  • Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

  • Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

  • Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

  • Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

  • Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

  • Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

  • Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

  • Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.

Тема 2.7. Африка.


  • Умение показывать на карте различные страны Африки.

  • Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

  • Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

  • Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

Тема 2.8. Россия в современном мире.

  • Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

  • Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

  • Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

Тема 2.9. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

  • Выделение глобальных проблем человечества.

  • Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.



    1. Перечень соответствия результатов обучения разделам и темам учебной дисциплины

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


освоенные личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

освоенные общие компетенции

1

2

3

Тема 1.1. Введение.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

метапредметные:

  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметные:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам


Оценка за фронтальный

устный опрос на занятии.


Тема 1.2. Страны современного мира.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

предметные:

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности


ОК 9. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оценка за практическую работу №1. Характеристика политико-географического положения страны.

Тема 1.3. Политическая карта мира.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Оценка за практическую работу№ 2. Группировка стран по площади территории, численности населения и приморскому положению.

3. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 1.4. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

предметные:

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оценка за практическую работу № 4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

Тема 1.5. География населения мира.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оценка за практическую работу № 5. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

6. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Тема 1.6. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

метапредметные:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оценка за практическую работу № 8. Составление типологической территориальной структуры хозяйства экономически развивающейся страны.

Тема 1.7. География отраслей мирового хозяйства.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметные:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оценка за практическую работу № 9. Составление картосхем размещения основных отраслей энергетической, машиностроительной и химической промышленности.

10. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей сельского хозяйства.

11. Определение различных видов транспорта в разных регионах.


Оценка за ВСР №1. Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.


Оценка за контрольную работу №1.

Тема 2.1. Зарубежная Европа.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка за практическую работу № 12. Составление картосхемы производственных связей стран Зарубежной Европы.

13. Составление сравнительной характеристики разных регионов Зарубежной Европы.

Тема 2.2. Зарубежная Азия.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка за практическую работу № 14. Сравнительная экономико-географическая характеристика Китая, Японии и Индии.

Тема 2.3. Австралия. Тема 2.4. Океания.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка за фронтальный

устный опрос на занятии.

Тема 2.5. Северная Америка.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка за практическую работу № 15. Доказательство наличия территориальных диспропорций в экономическом развитии стран и регионов мира.

Тема 2.6. Латинская Америка.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка за практическую работу № 16. Анализ административно-территориального деления региона, анализ социально-экономической классификации стран Латинской Америки.

Тема 2.7. Африка.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметные:

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка за практическую работу № 17. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Тема 2.8. Россия в современном мире.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

метапредметные:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

предметные:

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оценка за практическую работу № 18. Оценка ЭГП России в современном мире.


Оценка за ВСР №2. Обозначение на контурной карте границ регионов и субрегионов мира.

Тема 2.9. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметные:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметные:

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оценка за практическую работу № 19. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».


Оценка за индивидуальный проект


Дифференцированный зачет.














20