СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Сахалинской области
Долинский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум строительства и жилищно - коммунального хозяйства»
(ДФ СТС и ЖКХ)
ОДОБРЕНА Методической комиссией по ООЦ Протокол № от «___» _____ 20___г. Председатель МК ООЦ ___________ / Хе Чун Су /
|
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора, руководитель ДФ СТС и ЖКХ _____________ /И.С.Кононенко/ «__» ____________20___г. |
РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОУД 03. физика
ПО ПРОФЕССИЯМ СПО: |
|
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Срок освоения: 01.09.2024г.-30.06.2026уч.год.
Форма обучения: очная. 1год 10мес.
Группа: С-24
Долинск, 2024г.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
Организация-разработчик: (ДФ СТС и ЖКХ)
Разработчик:
Хе Чун Су. - преподаватель физики.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Физика» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ПООП СОО);
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
примерной рабочей программы общеобразовательного учебного предмета «Физика» по технологическому профилю;
учебного плана по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
рабочей программы воспитания
по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного среднего общего образования» (в ред. Приказа Минпроса от
12.08.2022 N 732-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (прекращает действие с 01.03.2023 г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (вступает в силу с 01.03.2023);
Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
Содержание рабочей программы по предмету «Физика» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности профессии специальности;
интеграции и преемственности содержания по предмету «Физика» и содержания учебных дисциплин, профессиональных модулей ФГОС СПО.
1.1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:
Учебный предмет «Физика» изучается в общеобразовательном цикле основной образовательной
программы среднего профессионального образования (далее - ООП СПО)
по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.2.1. Цель общеобразовательного учебного предмета
Содержание программы общеобразовательного предмета являются:
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблю-
дение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Особенностью формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной
физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных
процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее
влияние на развитие техники и технологии;
понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;
освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических
процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;
формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;
приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с
учётом профессиональной направленности;
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с
учётом профессиональной направленности;
подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального
цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий /
должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;
подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования,
коммуникации, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охранытруда при работе
с физическими приборами и оборудованием.
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,работа, механическая
энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,средняя кинетическая энергия частиц
вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практически использовать физические знания;
оценивать достоверность естественнонаучной информации;
использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,жидкостей и твердых
тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение светаатомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для
выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики,
термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Организация – разработчик: ДФ СТС и ЖКХ
Разработчик: Хе Чун Су- преподаватель физики СОДЕРЖАНИЕ
стр.
|
|
|
4
|
|
8 |
|
17 |
|
20 |
|
21 |
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии ПОУД 03. 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОУД 03. «Физика»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Личностные результаты
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
употребления алкоголя, наркотиков;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОУД.03 физика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
172 |
в том числе: |
|
Лабораторные работы |
52 |
Проектная работа |
|
Контрольные работы |
7 |
Самостоятельная работа обучающегося |
0 |
|
|
№ п/п |
Нагрузка обучающегося |
Номер семестра |
Всего часов5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося во взаимодействии с преподавателем |
78 |
72 |
22 |
|
|
172 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе |
Теоретические занятия |
|
52 |
50 |
18 |
|
|
120 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические/ лабораторные занятия |
- |
26 |
22 |
4 |
|
|
52 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Самостоятельная работа обучающегося |
|
- |
- |
- |
|
|
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Всего часов в семестре |
|
78 |
72 |
22 |
|
Просмотр содержимого документа
|
ОДОБРЕНА Методической комиссией по ООЦ Протокол № от «___» _____ 20___г. Председатель МК ООЦ ___________ / Хе Чун Су /
| УТВЕРЖДАЮ Зам.директора, руководитель ДФ СТС и ЖКХ _____________ /И.С.Кононенко/ «__» ____________20___г. |
РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОУД 03. физика
ПО ПРОФЕССИЯМ СПО: |
|
| |
|
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Срок освоения: 01.09.2024г.-30.06.2026уч.год.
Форма обучения: очная. 1год 10мес.
Группа: С-24
Долинск, 2024г.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
Организация-разработчик: (ДФ СТС и ЖКХ)
Разработчик:
Хе Чун Су. - преподаватель физики.
стр.
| |
| 4
|
| 8 |
| 17 |
| 20 |
| 21 |
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии ПОУД 03. 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;
освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;
формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;
приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;
подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практически использовать физические знания;
оценивать достоверность естественнонаучной информации;
использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022года по профессии/специальности)
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОУД 03. «Физика»
Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплин
Личностные результаты
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
употребления алкоголя, наркотиков;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОУД.03 физика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 172 |
в том числе: |
|
Лабораторные работы | 52 |
Проектная работа |
|
Контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося | 0 |
|
|
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов5 | ||||||
| |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося во взаимодействии с преподавателем |
| 78 | 72 | 22 |
|
| 172 | |
В том числе | Теоретические занятия |
| 52 | 50 | 18 |
|
| 120 | |
Практические/ лабораторные занятия | - | 26 | 22 | 4 |
|
| 52 | ||
2 | Самостоятельная работа обучающегося |
| - | - | - |
|
| - | |
3 | Всего часов в семестре |
| 78 | 72 | 22 |
|
| 172 | |
4 | Консультации по дисциплине |
|
|
|
|
|
| 2 | |
5 | Промежуточная аттестация в форме |
|
|
| Э |
|
| 6 | |
| Всего |
|
|
|
|
|
| 180 |
2.2. Тематический план
№ п/п | Вид учебной работы Содержание обучения | Кол-во часов |
| Аудиторные занятия |
|
| Введение | 8 |
1 | Механика | 26 |
2 | Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ. | 38 |
3 | Электродинамика | 42 |
4 | Колебания и волны | 24 |
5 | Оптика | 16 |
6 | Элементы квантовой физики | 14 |
7 | Астраномия | 4 |
| Итого | 172 |
8 | Консультации по дисциплине | 2 |
9 | По завершению изучения - экзамен | 6 |
| Всего | 180 |
Таблица 1
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие1 | Дисциплинарные2 | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владеть основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; - владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов; - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | -сформировать умения учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; - сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, уметь использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развить умения критического анализа получаемой информации |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты | - владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств | - сформировать умения распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования |
ПК3… |
|
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
| Второй семестр.(78) |
|
| ||
Тема 1.1 Физика-фундаментальная наука о природе.
| № урока |
Содержание: | 8 | 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1,2
1,2
2
2
1,2
2
2
| |
1. | Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания в природе. Моделирование физических процессов и явлений. | 2 | |||
2. | Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
3. | Значение физики при освоении профессии СПО и специальности СПО | 2 | |||
Контрольные работы | 2 | ||||
1. | Входная контрольная работа №1 | 2 | |||
Раздел 2 | Механика. | 26 | |||
Тема 2.1 Основы Кинематики.
| № урока |
Содержание. |
10 | ||
1 | Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. | 2 | |||
2. | Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. | 2 | |||
Лабораторные работы | 6 | ||||
1. | №1Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 2 | |||
2. | №2Изучение закона сохранения импульса. | 2 | |||
3. | №3Изучение законов сохранения на примере удара шара и баллистического маятника. | 2 | |||
Тема 2.2 Основы Динамики
.
| № урока |
Содержание: | 6 | ||
1. | Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. | 2 | |||
2. | Второй и третий закон Ньютона. Силы в механике. Вес. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
3. | Силы действующие на режущий инструмент. Виды деформации сварочных швов. | 2 | |||
Тема 2.3 Законы сохранения в механике. | № урока | Содержание:
| 10 | ||
1. | Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
2. | Преобразование энергии в металлорежущих станках и различных механизмах. Расчет коэффициентов расплавления, потерь и наплавки. | 2 | |||
Контрольные работы | 1 | ||||
1. | Контрольная работа №2 «Механика.» | 2 | |||
Лабораторные работы | 4 | ||||
1. | №4Сравнение работы силы с изменением кинетической энергией тела. | 2 | |||
2. | №5Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. | 2 | |||
|
| ||||
Раздел 3. | Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ. | 38 | |||
Тема 3.1. Основы молекулярно-кинетической теории.
Тема 3.2 Основы термодинамики.
| № урока |
Содержание: |
8 | ||
1. | Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия молекулярного взаимодействия. Строение тел. | 2 | |||
2. | Скорости движения молекул и их измерение Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ. | 2 | |||
3. | Газовые законы. Температура и ее измерение. Уравнение состояния идеального газа. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
4. | Отличительные особенности стали и железа. Диффузная сварка. Допустимое остаточное давление в газах. | 2 | |||
№ урока |
Содержание: | 8 | |||
1. | Основные понятия и определения. Работа и теплота как форма передачи энергии. Теплоемкость. Первое начало термодинамики. | 2 | |||
2. | Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Охрана природы. | 2 | |||
Лабораторные работы: | 4 | ||||
1. | №6 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. | 2 | |||
2. | №7 Изучения особенностей сил трения. Скольжения. | 2 | |||
Тема 3.3 Свойства паров. | № урока |
Содержание: | 18 | ||
1. | Испарение и конденсация Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха. Поверхностный слой жидкости. | 2 | |||
2. | Капиллярные явления. Решение задач по теме «Капиллярные явления». | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
3. | Свойства жидких металлов. Влияние газовой сварки на свойства металлов. | 2 | |||
Лабораторные работы | 12 | ||||
1. | №8Измерение влажности воздуха. | 2 | |||
2. | №9 Измерение поверхностного натяжения жидкости. | 2 | |||
3. | №10 Наблюдения процесса кристаллизации 70 | 2 | |||
4. | №11 Изучения деформации растяжения. | 2 | |||
5. | №12 Изучения теплового расширения твёрдых тел. | 2 | |||
6. | №13Изучение особенностей теплового расширения воды. | 2 | |||
Тема 3.4 Свойства твёрдых тел. | № урока |
Содержание: | 4 | ||
1. | Характеристика твёрдого состояния вещества. Упругие свойства твёрдых тел Закон Гука. Плавление и кристаллизация. | 2 | |||
Контрольные работы | 2 | ||||
1. | Контрольная работа № 3 «Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ.» | 2 | |||
|
|
|
| ||
Раздел 4 |
| Электродинамика
| 42 | ||
Тема 4.1 Электрическое поле | № урока |
Содержание: | 4 | ||
1. | Электрические заряды. Закон Кулона . Электрическое поле. Напряженность электрическом поля. | 2 | |||
2. | Потенциал. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. | 2 | |||
Тема 4.2 Законы постоянного тока. | № урока |
Содержание: |
24 | ||
1. | Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, температуры, длины и площади поперечного сечения. | 2 | |||
| Третий семестр (72ч) |
| |||
|
|
| |||
2. | Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность эл. тока. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
3. | Сопротивление контактного провода. Параллельное включение сварочного транспорта. | 2 | |||
Лабораторные работы: | 18 | ||||
1. | №14 Изучение закона полного тока | 2 | |||
2. | №15Изучение закона Ома для участка цепи последовательного и параллельного соединения проводников. | 2 | |||
3. | №16 Изучение явления электромагнитной индукции. | 2 | |||
4. | №17Определения коэффициента полезного действия электрического чайника. | 4 | |||
5. | №18 Определения температуры нити лампы накаливания. | 4 | |||
6. | №19 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. | 4 | |||
Тема 4.3 Электрический ток в полупроводниках. | № урока |
Содержание: | 2 | ||
1. | Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы | 2 | |||
Тема 4.4 Магнитное поле.
| № урока |
Содержание: | 6 | ||
1. | Вектор магнитной индукции магнитного поля. Закон Ампера. | 2 | |||
2. | Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Сила Лоренца. | 2 | |||
3. | Решение задач по теме: «Закон Ампера». | 2 | |||
Тема 4.5 Электромагнитная индукция.
| № урока |
Содержание: |
6 | ||
1. | Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. | 2 | |||
2. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Электродинамика. | 2 | |||
Контрольные работы: | 2 | ||||
1. | Контрольная работа № 4 «Электродинамика.» | 2 | |||
Раздел 5 |
Колебания и волны. |
24 | |||
Тема 5.1. Механические колебания.
| № урока Содержание | 4 | |||
1. | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. | 2 | |||
2. | Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие мех. колебания. Вынужденные мех. колебания. | 2 | |||
Тема 5.2 Упругие волны. | № урока |
Содержание: |
4 | ||
1. | Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция волн. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
2. | Звуковые волны. Ультразвук. Применение ультразвука для определения дефектов сварных швов. | 2 | |||
Тема5.3 Электромагнитные колебания. | № урока |
Содержание: | 8 | ||
1. | Свободные электромагнитные колебания. Переменный ток. | 2 | |||
2. | Вынужденные эл. колебания. Емкостное и индуктивное сопротивление переменного тока. Закон Ома для эл. цепи переменного тока. | 2 | |||
3. | Решение задач по теме «Закон Ома для эл. цепи». | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
4. | Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Сварочные трансформаторы. | 2 | |||
Тема5.4 Электромагнитные Волны.
| № урока |
Содержание: |
8 | ||
1. | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Применение электромагнитных волн. | 2 | |||
Контрольные работы: | 2 | ||||
1. | Контрольная работа №5 по теме «Колебания и волны.» | 2 | |||
Лабораторные работы: | 4 | ||||
1. | №20 Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. | 2 | |||
2. | №21Индуктивное и ёмкостное сопротивления в цепи переменного тока. | 2 | |||
Раздел 6 | Оптика. | 16 | |||
Тема6.1 Природа света.
| № урока |
Содержание: | 4 | ||
1. | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. | 2 | |||
2. | Полное отражение . Линзы. Глаз как оптическая система. | 2 | |||
Тема6.2 Волновые свойства света.
| № урока |
Содержание: |
12 | ||
1. | Интерференция света . Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких плёнках. | 2 | |||
2. | Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Виды спектров. | 2 | |||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
| |||
3. | Спектральный экспресс – анализ химического состава материала сварного шва. Люминесцентный способ обнаружения дефектов. | 2 | |||
Контрольные работы: | 2 | ||||
1. | Контрольная работа №6 по теме «Оптика.» | 2 | |||
Лабораторные работы: | 4 | ||||
1. | №22Изучение изображение предметов в тонкой линзе. | 2 | |||
| Четвертый семестр 22ч |
| |||
2. | №23Изучение интерференции и дифракции света. | 2 | |||
Раздел 7. | Элементы квантовой физики | 14 | |||
Тема7.1 Квантовая оптика.
| № урока |
Содержание. | 4 | ||
1. | Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. | 2 | |||
2. | Решение задач по теме: «Фотоэффект» | 2 | |||
Тема7.2 Физика атома. | № урока |
Содержание. | 4 | ||
1. | Развитие взглядов на строение вещества. Опыты Резерфорда. | 2 |
| ||
2 | Квантовые генераторы. Решение задач по теме «Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект.» | 2 | 2 | ||
Тема7.3 Физика атомного ядра. | № урока | Содержание. | 6 |
| |
1. | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | 2 | 2 | ||
| Профессионально – ориентированное содержание: |
|
| ||
2. | Выявление трещин и коррозий. Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Элементы квантовой физики». | 2 |
| ||
Контрольные работы: | 2 |
| |||
1. | Контрольная работа №7 «Элементы квантовой физики.» | 2 |
| ||
Раздел 8. | Эволюция Вселенной. |
|
| ||
Тема8.1 Введение в астрономию. | № урока |
Содержание. | 2 |
| |
1. | Структура и масштабы Вселенной.Далекие глубины Вселенной.Звездное небо. Небесные координаты. Законы движения планет. | 2 | 2 | ||
Тема8.3 Строение Солнечной системы. | № урока | Содержание. | 2 |
| |
1. | Планета Земля. Планеты земной группы. Планеты гиганты. Малые тела солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звезд. | 2 | 2 | ||
|
| Лабораторная работа |
|
| |
| 2. | Изучение карты звездного неба | 2 |
|
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1. Введение | |
введение | Умение постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Произведение измерения физических величин и оценка границе погрешностей измерений. |
2.механика | |
кинематика | Представление механического движение тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление информации о видах движения в виде таблице. |
Законы сохранение в механике | применение закона сохранение импульса для вычисления изменений скоростей. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткого тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами упругости. Указание границ применимости законов механике. |
3. основы молекулярной физики и термодинамики | |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ. | Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно – кинетической. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости. |
Основы термодинамики | Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел. | Изменение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации. |
электродинамика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Изменение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. |
4. колебания и волны | |
Механические колебания | Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. |
Упругие волны. | Изменение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. |
Электромагнитные колебания | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Изменение индуктивность катушки. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Исследование принципа действий генератора переменного тока. Использование интернета для поиска информации совместных способах передачи электроэнергии. |
Электромагнитные волны | Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физике объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. |
5. оптика | |
Прибора света | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа. |
Волновые свойства света | Наблюдение явление интерференции электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явление интерференции. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. |
6. элементы квантовой физики | |
Квантовая оптика | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Перечисление приборов установки, в которых применяется без инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно – волнового дуализма свойств фотонов. |
7. Элементы квантовой физики | |
Физика атома | Наблюдение линейчатых спектров. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера. |
Физика атомного ядра. | Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии¸ освобождающейся при радиоактивного распада. Вычисление продуктов ядерной реакции. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием. |
8. эволюция вселенной | |
Строение и развитие вселенной | Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции вселенной. |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. | Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияние солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. |
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета физики и электротехники:
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедийный проектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 «Физика для профессий и специальностей технического профиля» под редакцией В.Ф. Дмитриева, 2014 г., Академия.
Дополнительные источники:
В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев, «Физика для профессий и специальностей технического профиля, методические рекомендации.» Академия, 2010г.
2.«Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум.» Академия, 2016г
Интернет ресурсы:
Википедия
Активная физика.
Интернет-библиотека
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты обучения (предметные результаты базового уровня) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. | собеседование; лабораторные работы; контрольные работы; внеаудиторная самостоятельная работа проектная деятельность, экзамен. |
1 Указываются формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)
3 ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности