МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО - КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР
___________ Л.И. Пшеунова
«____» ________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Регистрационный номер _______
«___»___________________ 201__г.
Черкесск, 201_г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Организация-разработчик:
СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА
Разработчики:
Мартюшова Н.В., преподаватель среднепрофессионального колледжа Северо-Кавказской государственной академии
Одобрена на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание»
От ______________201__г. протокол № ___
Председатель цикловой комиссии _____________З.Г. Прядкина
Рекомендована методсоветом колледжа
от _______________201__г. протокол № ___
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 8 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 16 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 18 |
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
для специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Включает в себя: паспорт учебной программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоение дисциплин); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объём учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации программы дисциплины (требования к минимальному материально- техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка - 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки - 32 часа;
самостоятельной работы и консультаций–14 часов.
Промежуточная аттестация - другая форма контроля.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка;
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
выявлять грамматические ошибки в тексте;
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться правилами правописания;
различать тексты по их принадлежности к стилям;
продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и
официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям
профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает следующие разделы:
Русский язык и культура речи.
Фонетика.
Лексика.
Словообразование.
Морфология.
Синтаксис и пунктуация.
Орфография русского языка.
Стили речи.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» преподавателя СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА
Псху Азы Абдул-Керимовны
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Данная рабочая программа отображает основную задачу курса русского языка и культуры – привить практические навыки грамотной и красивой речи, практически освоить ключевые понятия современного русского литературного языка.
Программой предусмотрено совершенствование практических навыков и в области орфоэпии, произносительных норм, норм всех разделов русского языка на основе углубления и обобщения теоретических знаний, полученных ранее.
Следует отметить, что в программе содержатся теоретическая и практическая части, что дает возможность получить разносторонние знания о нормах современного русского языка, о его функциональных стилях и типах текстов, о лексическом богатстве современного языка, об особенностях русской фразеологии, об основных лексических и фонетических средствах выразительности языка.
В тематическом плане предусмотрено проведение самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, что значительно повышает интерес студентов к изучению русского языка и стимулирует к дальнейшей работе над культурой своей речи как письменной, так и устной.
Для осмысления разделов и тем программой предусмотрено выполнение всевозможных практических занятий, игровых форм обучения, тестирований, самостоятельных работ под руководством преподавателя.
Для проверки полученных знаний программой предусмотрено проведение стилистических диктантов, контрольных работ.
В заключительной части программы дается весьма объемный библиографический материал, необходимый для более глубокого изучения русского языка и культуры речи.
Председатель цикловой комиссии
«Литература и языкознание»
СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА З.Г. Прядкина
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка;
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- выявлять грамматические ошибки в тексте;
- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться правилами правописания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям;
- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;
- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;
- основные словари русского языка;
- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;
- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;
- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;
- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;
- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и у пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 46 часов, в том числе: обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося и консультаций - 14 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 15 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) и | |
консультации | 14 |
в том числе: | |
-работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати, представленными в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения; | |
-самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы; | |
- составление плана текста; графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста; | |
- работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; | |
- подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; | |
составление резюме; выполнение творческих работ по профессиональным модулям по специальности, учебных проектов, учебно-исследовательских, экспериментально-конструкторских работ, курсовых работ (проектов); | |
- подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации; | |
- выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, решение задач и упражнений по образцу; | |
- составление кроссвордов, моделей-образцов (шаблонов) документов, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетно-графических работ и др. | |
Итоговая аттестация – другая форма контроля |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся и консультации, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Русский язык и культура речи | | 4 | |
Тема 1.1. Язык как средство человеческого общения. Понятие культуры речи. | Содержание учебного материала 1. Цели и задачи изучения дисциплины, связь с другими дисциплинами. Язык и речь. 2. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, контактоустанавливающая, аккумулятивная, фатическая, эмотивная, эстетическая и др 3. Основные составляющие языка: разговорный и литературный языки, главнейшие разновидности разговорного языка. Понятие о литературном языке. Формы литературного языка. 4. Отличие письменной речи от устной. Графика. Из истории письма. История знаков препинания. Средства современной графики. Употребление прописных букв. 5. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Ортология. Качества хорошей речи (богатство словарного запаса, правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств). Теоретический тест, стилистический диктант, проверочная работа, стилистическая правка текста | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №1«Ортология и ее основные качества» Определение качеств хорошей речи в предложениях. Правка текстов. | 2 | 3 |
| Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации Презентация «Типы словарей» Анализ речевых структур; построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. Составление словаря обогащения речи | 1 1 | |
Раздел 2. Фонетика | | 4 | |
Тема 2.1. Основные фонетические средства выразительности. Основы русской орфоэпии. | Содержание учебного материала 1.Фонетические единицы языка (фонемы). Фоника. Звуки русского языка. 2.Фонетические средства речевой выразительности: благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Ритм и интонация, каламбур. 3. Особенности русского ударения (разноместное, подвижное). Виды ударения в зависимости от произносительной интонации (словесное, синтагматическое и фразовое). Основные средства выделения ударного гласного (длительность, интенсивность звучания). Логическое ударение, темп, тембр. 4. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических и отдельных слов. Ударение в существительных, прилагательных, глаголах, причастиях. Поисковый диктант, орфоэпический тренинг, орфоэпический тест | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №2«Орфоэпические нормы» Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Выполнение упражнений по определению ударения в слове. Работа с грамматическими формами. | 2 | 3 |
Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
| Самостоятельная работа обучающихся и консультации 1.Индивидуальные задания: Составление опорной схемы примеров, раскрывающих особенности русского ударения. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Создание словарика «Трудные слова, используемые на дисциплинах профессионального цикла. Их произношение, постановка ударения» 2.Реферат | 2 1 1 | |
Раздел 3. Лексика | | 4 | |
Тема 3.1. Лексика русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка. | Содержание учебного материала 1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова. 2. Многозначность слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. 3. Лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. 4. Функция тропов и фигур - переведение понятие в образ. Использование в речи и характеристика основных тропов и фигур. Стилистический диктант, редактирование пародийного текста, стилистическая правка текста, проверочная работа | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №3 «Изобразительно-выразительные средства» Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов. Определение типа выразительного средства в тексте | 2 | 3 |
Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации 1. Индивидуальные задания: Лингвостилистический анализ текста, анализ стихотворения; выполнение заданий в тестовой форме; выполнение упражнений в рабочей тетради; 2. Сочинение по определенной тематике, используя изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | 2 1 1 | |
Раздел 4. Словообразование | | 4 | |
Тема 4.1. Морфемика и словообразование русского языка. | Содержание учебного материала 1.Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Понятие производной и непроизводной основ. 2. Способы словообразования. 3. Понятие об этимологии. 4.Словообразовательные нормы. 5. Стилистические возможности словообразования. Блиц-тест, проверочная работа, словообразовательный тренинг | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №4 «Морфемика и словообразование» Определение значения приставки, суффикса. Определение способа образования слов. Определение этимологии слова. | 2 | 3 |
Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации Презентация: Составление таблицы: «Значение морфем русского языка» и обобщающей таблицы по теме: «Способы образования слов». Выполнение заданий в тестовой форме; анализ этимологии слов в отрывках художественных текстов. | 1 1 | |
Раздел 5. Морфология | | 4 | |
Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. | Содержание учебного материала 1.Самостоятельные части речи. 2. Нормативное употребление знаменательных форм слова. 3. Стилистика знаменательных частей речи. 4. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. 5. Грамматические нормы существительных, прилагательных, числительных, местоимений речи. 6. Морфологические нормы служебных частей речи и их нарушение. 7. Употребление предлогов в речи, частиц, союзов. 8. Стилистика служебных частей речи. Стилистический диктант, осложненное списывание, слуховой диктант, тренировочные упражнения | 2 | 2 |
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №5 «Морфологические и грамматические нормы» Выявление ошибок на употребление форм слова. Склонение простых и сложных числительных. Грамматические ошибки, их исправление. | 2 | 3 |
Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации 1.Индивидуальные задания: Выполнение морфологических разборов самостоятельных и служебных частей речи; выполнение упражнений в рабочей тетради. Составление ответов на контрольные вопросы. 2.Реферат | 2 1 1 | |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | | 4 | |
Тема 6.1. Синтаксис современного русского литературного языка. Русская пунктуация | Содержание учебного материала 1.Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. 2. Простое предложение, осложненное. 3.Актуальное членение предложения. 5.Выразительные возможности русского синтаксиса: фигуры речи (повторение). 6.Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. 7.Синтаксическая норма. Два типа нарушений нормы и их устранение. Порядок слов в предложении. 8.Принципы и особенности русской пунктуации. Трудные случаи русской пунктуации. 9.Обособленные члены предложения. Стилистическая правка текста, тренировочные упражнения | 2 | 2 |
| Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
| Практические занятия №6 «Синтаксические нормы» Синтаксический разбор предложений. Речевые ошибки и их устранение. Определение типа фигур речи. | 2 | 3 |
| Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
| Самостоятельная работа обучающихся и консультации 1.Индивидуальные задания: Составление речи, используя не менее 10 различных риторических фигур. Выполнение заданий в тестовой форме; выполнение упражнений в рабочей тетради. 2.Реферат | 2 1 1 | |
Раздел 7. Орфография русского языка | | 4 | |
Тема 7.1. Принципы русской орфографии. Основные орфографические правила русского языка. | Содержание учебного материала 1.Орфография; принципы русской орфографии. 2.Главные принципы орфографии: фонетический, морфологический, идеографический, исторический. 3.Орфографическая ошибка. Понятие об орфограмме. 4.Основные орфографические правила русского языка Проверочный тест, осложненное списывание, проверочная работа | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №7 «Орфографические нормы» Орфографические разборы. Трудные случаи орфографии (правка). | 2 | 3 |
| Контрольные работы (не предусмотрены) | | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации 1.Индивидуальные задания: Составление алгоритмов орфографических действий; группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку (составление карточек-схем). Выполнение упражнений в рабочей тетради. Выполнение заданий в тестовой форме. 2.Реферат | 2 1 1 | |
Раздел 8. Стили речи | | 4 | |
Тема 8.1. Текст и его структура Функциональные стили речи. Контрольная работа. | Содержание учебного материала 1.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). 2.Описание научное, художественное, деловое. 3.Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. 4.Жанры деловой и учебно-научной речи. Тематический тест, творческий диктант, стилистическая правка текста, редактирование пародийного текста. | 1 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия №8 «Функциональные стили речи» Лингвистический анализ текста. Определение типов текста и стилей речи. | 2 | 3 |
Контрольные работы «Текс и его структура» | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации 1.Сочинение.Написание резюме; поиск различных стилей. 2.Индивидуальные задания: Подготовка информационной речи; агитационной речи | 2 1 1 | |
Всего: | Максимальная учебная нагрузка | 46 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 32 | |
Самостоятельная работа обучающегося и консультации | 14 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия:
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
Технические средства обучения:
компьютер, сопряженный с ЖК-панелью;
аудиовизуальные средства обучения: магнитофон, аудио и видеозаписи.
3.2.Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
| Список основной литературы |
1 | Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-380 с. |
2 | Русский язык и культура речи [Текст]: учебник/ А.И.Дунев и др.; под ред.В.Д.Черняк.- М.: Юрайт, 2011.- 493 с. |
3 | Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
| Список дополнительной литературы |
1 | Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-380 с. |
2 | Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: дидактические материалы: учебное пособие для СПО / Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 176 с. |
3 | Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: метод. рекомендации/ Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 144 с. |
4 | Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для СПО/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – М.: Академия, 2009.- 320 с. |
5 | Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст].-М.:Эксмо,2010.-688 с. |
6 | Молоткова, А.И. Фразеологический словарь русского языка [Текст].-М.: Советская энциклопедия,1968.-543 с. |
7 | Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] .-М.:Рус.яз.,1989.-924 с. |
ъ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценки результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения дисциплины | обучающийся должен уметь: |
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; | Оценка в рамках контроля: |
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи | Оценка в рамках текущего контроля: |
пользоваться словарями русского языка | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; |
| |
находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
пользоваться нормами словообразования примени - тельно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
использовать словообразова- тельные средства в изобрази-тельно-выразительных целях | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в тексте | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов | Оценка в рамках текущего контроля: |
официально-делового, учебно-научного стилей | |
редактировать собственные тексты и тексты других авторов | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
пользоваться правилами правописания | Оценка в рамках текущего контроля: результатов работы на практических занятиях; результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
различать тексты по их принадлежности к стилям | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения практических домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
В результате освоения дисциплины | обучающийся должен знать: |
понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
понятие культуры речи, | Оценка в рамках текущего контроля: |
основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь | опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
основные виды словарей русского языка | Оценка в рамках текущего контроля: результатов выполнения домашних заданий; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
самостоятельные и служебные части речи, нормативное | Оценка в рамках текущего контроля: |
употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи | результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов выполнения домашних заданий; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения разных стилей | Оценка в рамках текущего контроля: результатов устных и письменных опросов; результатов тестирования; результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования; результатов выполнения заданий для самостоятельной работы |
ПЕРЕЧЕНЬ
формируемых компетенций (общие и профессиональные) по дисциплине «Русский язык и культура речи» для специальности
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ЛИСТ
переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК
от «___»________20__г.
Преподаватель _____________ ______________
подпись Ф.И.О.
Председатель ЦК ____________ ______________
подпись Ф.И.О.