СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО - КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ




УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР

___________ Л.И. Пшеунова

«____» ________ 201__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ



ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ





Регистрационный номер _______

«___»___________________ 201__г.

















Черкесск, 201_г.




Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.




Организация-разработчик:


СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА


Разработчики:


Мартюшова Н.В., преподаватель среднепрофессионального колледжа Северо-Кавказской государственной академии





Одобрена на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание»

От ______________201__г. протокол № ___


Председатель цикловой комиссии _____________З.Г. Прядкина



Рекомендована методсоветом колледжа

от _______________201__г. протокол № ___

















СОДЕРЖАНИЕ




1.

Паспорт программы учебной дисциплины

4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

8

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

16

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18









































АННОТАЦИЯ


рабочей программы учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»

для специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

Включает в себя: паспорт учебной программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоение дисциплин); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объём учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации программы дисциплины (требования к минимальному материально- техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка - 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки - 32 часа;

самостоятельной работы и консультаций–14 часов.


Промежуточная аттестация - другая форма контроля.


В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этиче­скими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и це­лесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями русского языка;

  • владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительно­сти;

  • владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

  • находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

  • определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять сло­ва, относимые к авторским новообразованиям;

  • пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребитель­ной, общенаучной и профессиональной лексике;

  • использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

  • употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нор­мой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

  • выявлять грамматические ошибки в тексте;

  • различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

  • пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

  • редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

  • пользоваться правилами правописания;

  • различать тексты по их принадлежности к стилям;

  • продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и

официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям

профессио­нальной подготовки студентов.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально­деловой сферах общения.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает следующие разделы:

  1. Русский язык и культура речи.

  2. Фонетика.

  3. Лексика.

  4. Словообразование.

  5. Морфология.

  6. Синтаксис и пунктуация.

  7. Орфография русского языка.

  8. Стили речи.






РЕЦЕНЗИЯ


на рабочую программу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» преподавателя СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА


Псху Азы Абдул-Керимовны


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

Данная рабочая программа отображает основную задачу курса русского языка и культуры – привить практические навыки грамотной и красивой речи, практически освоить ключевые понятия современного русского литературного языка.

Программой предусмотрено совершенствование практических навыков и в области орфоэпии, произносительных норм, норм всех разделов русского языка на основе углубления и обобщения теоретических знаний, полученных ранее.

Следует отметить, что в программе содержатся теоретическая и практи­ческая части, что дает возможность получить разносторонние знания о нор­мах современного русского языка, о его функциональных стилях и типах тек­стов, о лексическом богатстве современного языка, об особенностях русской фразеологии, об основных лексических и фонетических средствах вырази­тельности языка.

В тематическом плане предусмотрено проведение самостоятельной ра­боты студентов под руководством преподавателя, что значительно повышает интерес студентов к изучению русского языка и стимулирует к дальнейшей работе над культурой своей речи как письменной, так и устной.

Для осмысления разделов и тем программой предусмотрено выполнение всевозможных практических занятий, игровых форм обучения, тестирований, самостоятельных работ под руководством преподавателя.

Для проверки полученных знаний программой предусмотрено проведе­ние стилистических диктантов, контрольных работ.

В заключительной части программы дается весьма объемный библио­графический материал, необходимый для более глубокого изучения русского языка и культуры речи.


Председатель цикловой комиссии

«Литература и языкознание»

СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА З.Г. Прядкина




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Русский язык и культура речи»


1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, базовый уровень, направление подготовки – 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка;

- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- использовать словообразовательные средства в изобразительно­-выразительных целях;

- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять грамматические ошибки в тексте;

- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- пользоваться правилами правописания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;

- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

- основные словари русского языка;

- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;

- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и у пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 46 часов, в том числе: обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося и консультаций - 14 часов.











  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лекционные занятия

15

лабораторные занятия

-

практические занятия

16

контрольные работы

1

курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего) и


консультации

14

в том числе:


-работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической

печати, представленными в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения;


-самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы;


- составление плана текста; графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста;


- работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;


- подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе;


составление резюме; выполнение творческих работ по профессиональным модулям по специальности, учебных проектов, учебно-исследовательских, экспериментально-конструкторских работ, курсовых работ (проектов);


- подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации;


- выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, решение задач и упражнений по образцу;


- составление кроссвордов, моделей-образцов (шаблонов) документов, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетно-графических работ и др.


Итоговая аттестация – другая форма контроля






































2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся и консультации, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Русский язык и куль­тура речи


4



Тема 1.1.

Язык как средство человеческого обще­ния. Понятие куль­туры речи.














Содержание учебного материала

1. Цели и задачи изучения дисциплины, связь с другими дисциплинами. Язык и речь.

2. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, контактоустанавливающая, аккумулятивная, фатическая, эмотивная, эстетическая и др

3. Основ­ные составляющие языка: разговорный и литера­турный языки, главнейшие разновидности разго­ворного языка. Понятие о литературном языке. Формы литературного языка.

4. Отличие письмен­ной речи от устной. Графика. Из истории письма. История знаков препинания. Средства современ­ной графики. Употребление прописных букв.

5. По­нятие культуры речи, ее социальные аспекты. Ортология. Качества хорошей речи (богатство словарного запаса, правильность, точность, ло­гичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Теоретический тест, стилистический диктант, проверочная работа, стилистическая правка текста

2

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

1«Ортология и ее основные качества»

Определение качеств хорошей речи в предложе­ниях. Правка текстов.

2

3


Контрольные работы (не предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся и консультации

Презентация «Типы словарей» Анализ речевых структур; построение ре­чевых высказываний в устной и письмен­ной форме с учетом требований культуры речи. Составление словаря обогащения речи

1

1



Раздел 2.

Фонетика


4



Тема 2.1.

Основные фонетиче­ские средства выра­зительности. Основы русской орфоэпии.

Содержание учебного материала

1.Фонетические единицы языка (фонемы). Фо­ника. Звуки русского языка.

2.Фонетические сред­ства речевой выразительности: благозвучие, ал­литерация, ассонанс, звуковые повторы, звуко­пись. Ритм и интонация, каламбур.

3. Особенности русского ударения (разноместное, подвижное). Виды ударения в зависимости от произносительной интонации (словесное, син­тагматическое и фразовое). Основные средства выделения ударного гласного (длительность, интенсивность звучания). Логическое ударение, темп, тембр.

4. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических и отдельных слов. Ударение в существительных, прилагательных, глаголах, причас­тиях.

Поисковый диктант, орфоэпический тренинг, орфоэпический тест

2















2
















Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

2«Орфоэпические нормы»

Определение орфоэпических норм по орфо­эпическому словарю. Выполнение упражнений по определению ударения в слове. Работа с грамма­тическими формами.

2

3

Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся и консультации

1.Индивидуальные задания:

Составление опорной схемы примеров, раскрывающих особенности русского уда­рения. Выполнение упражнений в рабочей тет­ради. Создание словарика «Трудные слова, используемые на дисциплинах профессио­нального цикла. Их произношение, поста­новка ударения»

2.Реферат

2


1





1


Раздел 3.

Лексика


4



Тема 3.1.

Лексика русского языка. Изобразительно-выразительные сред­ства языка.



Содержание учебного материала

1. Слово в лексической системе языка. Лексиче­ское и грамматическое, прямое и переносное зна­чение слова.

2. Многозначность слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы.

3. Лексика с точ­ки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

4. Функция тропов и фигур - пе­реведение понятие в образ. Использование в речи и характеристика основных тропов и фигур.

Стилистический диктант, редактирование па­родийного текста, стилистическая правка тек­ста, проверочная работа

2












2

Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

3 «Изобразительно-выразительные сред­ства»

Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов. Определение типа выразительного средства в тексте

2

3

Контрольные работы (не предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся и консультации

1. Индивидуальные задания: Лингвостилистический анализ текста, ана­лиз стихотворения; выполнение заданий в тестовой форме; выполнение упражнений в рабочей тетради;

2. Сочинение по определенной тематике, используя изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

2

1



1


Раздел 4.

Словообразование


4


Тема 4.1.

Морфемика и слово­образование русского языка.

Содержание учебного материала

1.Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Понятие производной и непроизводной ос­нов.

2. Способы словообразования.

3. Понятие об эти­мологии.

4.Словообразовательные нормы.

5. Стилистические возможности словообразования.

Блиц-тест, проверочная работа, словообразова­тельный тренинг

2








2

Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

4 «Морфемика и сло­вообразование»

Определение значения приставки, суффикса. Определение способа образования слов. Опреде­ление этимологии слова.

2

3

Контрольные работы (не предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся и консультации

Презентация:

Составление таблицы: «Значение морфем русского языка» и обобщающей таблицы по теме: «Способы образования слов». Выполнение заданий в тестовой форме; анализ этимологии слов в отрывках худо­жественных текстов.


1

1



Раздел 5.

Морфология


4


Тема 5.1.

Самостоятельные и служебные части ре­чи.

Содержание учебного материала

1.Самостоятельные части речи.

2. Нормативное употребление знаменательных форм слова.

3. Сти­листика знаменательных частей речи.

4. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

5. Грамматические нормы существи­тельных, прилагательных, числительных, место­имений речи.

6. Морфологические нормы служеб­ных частей речи и их нарушение.

7. Употребление предлогов в речи, частиц, союзов.

8. Стилистика служебных частей речи.

Стилистический диктант, осложненное списы­вание, слуховой диктант, тренировочные уп­ражнения

2













2


Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

5 «Морфологиче­ские и грамматиче­ские нормы»

Выявление ошибок на употребление форм слова. Склонение простых и сложных числитель­ных. Грамматические ошибки, их исправление.

2

3

Контрольные работы (не предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся и консультации

1.Индивидуальные задания: Выполнение морфологических разборов самостоятельных и служебных частей ре­чи; выполнение упражнений в рабочей тетради.

Составление ответов на контрольные во­просы.

2.Реферат

2

1




1


Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация


4



Тема 6.1.

Синтаксис современ­ного русского лите­ратурного языка. Русская пунктуация

Содержание учебного материала

1.Основные синтаксические единицы: словосо­четание и предложение.

2. Простое предложение, осложненное.

3.Актуальное членение предложения.

5.Выразитель­ные возможности русского синтаксиса: фигуры речи (повторение).

6.Сложносочиненное, слож­ноподчиненное и бессоюзное сложное предложе­ние.

7.Синтаксическая норма. Два типа нарушений нормы и их устранение. Порядок слов в предло­жении.

8.Принципы и особенности русской пунк­туации. Трудные случаи русской пунктуации.

9.Обособленные члены предложения.

Стилистическая правка текста, тренировочные упражнения

2














2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия

6 «Синтаксические нормы»

Синтаксический разбор предложений. Речевые ошибки и их устранение. Определение типа фи­гур речи.

2

3


Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся и консультации

1.Индивидуальные задания:

Составление речи, используя не менее 10 различных

риторических фигур. Выполнение заданий в тестовой форме; вы­полнение упражнений в рабочей тетради.

2.Реферат

2

1




1


Раздел 7.

Орфография русского языка


4


Тема 7.1.

Принципы русской орфографии. Основ­ные орфографиче­ские правила русско­го языка.

Содержание учебного материала

1.Орфография; принципы русской орфографии.

2.Главные принципы орфографии: фонетический, морфологический, идеографический, историче­ский. 3.Орфографическая ошибка. Понятие об ор­фограмме. 4.Основные орфографические правила русского языка

Проверочный тест, осложненное списывание, проверочная работа

2







2

Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

7 «Орфографические нормы»

Орфографические разборы. Трудные случаи орфографии (правка).

2

3


Контрольные работы (не предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся и консультации

1.Индивидуальные задания: Составление алгоритмов орфографических действий; группировка трудных для написа­ния слов и словосочетаний по орфографиче­скому признаку (составление карточек-схем). Выполнение упражнений в рабочей тетра­ди. Выполнение заданий в тестовой форме.

2.Реферат

2

1





1


Раздел 8.

Стили речи



4




Тема 8.1.

Текст и его структура Функциональные стили речи. Контроль­ная работа.


Содержание учебного материала

1.Функционально-смысловые типы речи: описа­ние, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). 2.Описание научное, художественное, деловое.

3.Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенно­сти построения текста разных стилей.

4.Жанры де­ловой и учебно-научной речи.

Тематический тест, творческий диктант, сти­листическая правка текста, редактирование пародийного текста.

1




2

Лабораторные работы (не предусмотрены)



Практические занятия

8 «Функциональные стили речи»

Лингвистический анализ текста. Определение ти­пов текста и стилей речи.

2

3

Контрольные работы

«Текс и его структура»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся и консультации

1.Сочинение.Написание резюме; поиск различ­ных стилей.

2.Индивидуальные задания: Подготовка информационной речи; агита­ционной речи

2

1

1


Всего:

Максимальная учебная нагрузка

46


Обязательная аудиторная учебная нагрузка

32


Самостоятельная работа обучающегося и консультации

14



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных за­дач).



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия:

  • учебного кабинета «Русский язык и культура речи»;

  • лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельно­сти».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • специализированная мебель.

Технические средства обучения:

  • компьютер, сопряженный с ЖК-панелью;

  • технические устройства для аудиовизуального отображения информации (мультимедийный проектор);

  • аудиовизуальные средства обучения: магнитофон, аудио и видеозаписи.

3.2.Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)




Список основной литературы

1

Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-380 с.

2

Русский язык и культура речи [Текст]: учебник/ А.И.Дунев и др.; под ред.В.Д.Черняк.- М.: Юрайт, 2011.- 493 с.

3

Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


Список дополнительной литературы


1

Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-380 с.

2

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: дидактические материалы: учебное пособие для СПО / Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 176 с.

3

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: метод. рекомендации/ Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 144 с.

4

Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для СПО/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – М.: Академия, 2009.- 320 с.

5

Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст].-М.:Эксмо,2010.-688 с.

6

Молоткова, А.И. Фразеологический словарь русского языка [Текст].-М.: Советская энциклопедия,1968.-543 с.

7

Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] .-М.:Рус.яз.,1989.-924 с.





















ъ


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценки результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен уметь:



строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

Оценка в рамках контроля:

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



пользоваться словарями русского языка

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;



  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



находить и исправлять в тексте

лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

пользоваться нормами словообразования примени -

тельно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


использовать словообразова-

тельные средства в изобрази-тельно-выразительных целях

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в тексте

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

официально-делового, учебно-научного стилей

  • результатов выполнения практических домашних заданий;


  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



редактировать собственные тексты и тексты других авторов

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



пользоваться правилами правописания

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



различать тексты по их принадлежности к стилям

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения практических домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен знать:


понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


понятие культуры речи,

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных

основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь

  • опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


основные виды словарей русского языка

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы



способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


самостоятельные и служебные части речи, нормативное

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы




синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения разных стилей

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов устных и письменных опросов;

  • результатов тестирования;

  • результатов самоконтроля в рамках компьютерного тестирования;

  • результатов выполнения заданий для самостоятельной работы


ПЕРЕЧЕНЬ

формируемых компетенций (общие и профессиональные) по дисциплине «Русский язык и культура речи» для специальности

21.02.05 Земельно-имущественные отношения



OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.













ЛИСТ

переутверждения рабочей программы учебной дисциплины


Рабочая программа:


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.


Одобрена на 20 __/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания ЦК

от «___»________20__г.

Преподаватель _____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Председатель ЦК ____________ ______________

подпись Ф.И.О.