7
Приложение 2.1.
к ППРКС по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)»
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
СГ.01 «История россии»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2023 № 863.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчики:
преподаватель филиала № 2
ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В. Д.
мастер производственного обучения филиала № 2
ФКП образовательного учреждения № 142 Лейдеров Н.М.
Работодатель: ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общая характеристика рабочей программы СГ.01 «История России» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 6 |
1.5. | Форма промежуточной аттестации | 6 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
2.1. | Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 6 |
2.2. | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 7 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 9 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 «История россии»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 «История России» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», срок обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входящей в состав укрупненной группы 15.00.00 Машиностроение.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области машиностроения, строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 «История России» может быть использована при освоении профессии: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы:
учебная дисциплина относится к социально-гуманитарному циклу ППКРС СПО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-09 | самостоятельно ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в Российской Федерации и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; отстаивать активную гражданскую позицию | истории России, её значение в общем историческом процессе; современной исторической науки, её специфики, методах исторического познания и его роли в решении задач прогрессивного развития Российской Федерации; основных направлений развития России в разные исторические эпохи; содержания и назначения важнейших нормативно-правовых актов мирового и регионального значения |
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся общие компетенции (ОК) и личностные результаты (ЛР):
Код | Наименование |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 9. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 14 | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 16 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 32 часа
1.5. Форма промежуточной аттестации
Зачёт
2. содержание учебной дисциплины
СГ.01 «ИСТОРИЯ РОССИИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего), в том числе: | 48 |
самостоятельная работа обучающихся | 16 |
обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 32 |
практические занятия | – |
Промежуточная аттестация (зачет) | 1 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч | Код компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 5 |
Тема 1. С древнейших времен до начала XX века. | Содержание учебного материала: | 11 / 0 | |
1 | Древнерусское государство. Владимир 1. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. | 11 / 0 | ОК 1 – ОК 9. |
2 | Александр Невский. Иван Калита. Дмитрий Донской. |
3 | Категории населения в 15-16 веках. Иван Грозный. |
4 | Борис Годунов. Смутное время. Первые Романовы. |
5 | Россия в системе международных отношений 17 века. Реформы Петра I. |
6 | Екатерина II. Павел I. |
7 | Александр I. Николай I. |
8 | Присоединение Кавказа. Крымская война. |
9 | Александр II. «Великие реформы». Александр III. «Антиреформы». |
10 | Войны и полководцы 17-19 веков. |
11 | Наука и культура России 17 – 19 веков. Исторические личности. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 6 / 0 | |
1 | Россия в системе международных отношений 17 века. Реформы Петра I. | 6 / 0 | |
2 | Екатерина II. Павел I. |
3 | Александр I. Николай I. Присоединение Кавказа. Крымская война. |
4 | Александр II. «Великие реформы». Александр III. «Антиреформы». |
5 | Войны и полководцы 17-19 веков |
6 | Наука и культура России 17 – 19 веков |
Тема 2. XX век | Содержание учебного материала: | 11 / 0 | |
1 | Русско-Японская война. | 11 / 0 | ОК 1 – ОК 9. |
2 | Первая русская революция. Николай II. |
3 | Первая мировая война. Провозглашение советской власти. В.И. Ленин. |
4 | Гражданская война 1918-1924. Образование СССР. |
5 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. |
6 | Холодная война 1946 — 1991 гг. «Оттепель». (1953-1964). Н.С. Хрущев |
7 | «Застой». (1964 - 1982 г.) Л.И. Брежнев |
8 | «Перестройка» (1985-1991). М.С. Горбачёв. Августовский путч. |
9 | Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации |
10 | Политический кризис 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Б.Н. Ельцин |
11 | Исторические личности 20 века. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 6 / 0 | |
1 | Гражданская война 1918-1924. Образование СССР. | 6 / 0 | |
2 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. |
3 | «Перестройка» (1985-1991). М.С. Горбачёв. Августовский путч. |
4 | Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации |
5 | Политический кризис 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Б.Н. Ельцин |
6 | Исторические личности 20 века. |
Тема 3 Новейшая Россия | Содержание учебного материала: | 10 / 0 | |
1 | Российская Федерация в 2000-2014 гг. Границы, регионы, население. | 10 / 0 | ОК 1 – ОК 9. |
2 | Башкирия в составе России. |
3 | Воссоединение Крыма с Россией. |
4 | Международные отношения РФ. |
5 | Украина. Специальная военная операция. Борьба с неонацизмом. |
6 | Внутренняя политика РФ. |
7 | Российская Федерация в 2014-2024 гг. |
8 | Путин В.В. |
9 | Исторические личности 21 века. |
10 | Россия сегодня. Россия завтра. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 4 / 0 | |
1 | Башкирия в составе России. | 4 / 0 | |
2 | Украина. Специальная военная операция. Борьба с неонацизмом. |
3 | Внутренняя политика РФ. |
4 | Российская Федерация в 2014-2024 гг. |
| Теоретические занятия | 32 | |
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа | 16 | |
Всего | 48 | |
Промежуточная аттестация (зачет) | 1 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Эффективность преподавания курса зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь, его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд кабинета (учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные).
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
Технические средства обучения:. персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; интерактивная доска, выход в локальную сеть);
3.2. Информационное обеспечение реализации программы обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основные печатные издания
1. Фирсов С.Л. История России: учебник для среднего профессионального образования/ С.Л. Фирсов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 380с. – (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный
ISBN 978-5-534-08721-5
2. История. (СПО). Учебное пособие. Сёмин В.П., Арзамаскин Ю.Н. 2024 ISBN 978-5-406-12457-4.
3. История России новейшего времени. (СПО). Учебник. Анисимова С.В., Мухамедьярова Н.А. 2024 ISBN 978-5-466-03396-0.
4. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 299 с.
5. Сафонов, А. А. История (конец XX – начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 245 с.
6. Артемов, В. В. История (для всех специальностей среднего профессионального образования : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.
Основные электронные издания
Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-01245-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
Сафонов, А. А. История (конец XX – начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. –– 245 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-12892-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13853-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 академических часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования. Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка результатов освоения дисциплины (аттестация) осуществляется в форме зачета.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: истории России и человечества в целом, её значение в общем историческом процессе; современной исторической науки, её специфики, методах исторического познания и его роли в решении задач прогрессивного развития Российской Федерации; основных направлений развития России в разные исторические эпохи; содержания и назначения важнейших нормативно-правовых актов мирового и регионального значения. | Уверенно описывает основные этапы развития России с древних времен до наших дней. Чётко обосновывает значение исторической науки в решении задач прогрессивного развития России. | Устные и письменные опросы, оценка результатов выполнения зачета |
Уметь: самостоятельно ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в Российской Федерации и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; отстаивать активную гражданскую позицию. | Правильно ориентируется и комментирует современную экономическую, политическую, культурную ситуацию в России и мире. Ведёт диалог и обосновывает свою точку зрения в дискуссии на исторические темы Убедительно отстаивает свои взгляды на значение основных исторических событий для развития России | Наблюдение за ходом выполнения устных и письменных заданий |
Контроль и оценка личностных результатов реализации рабочей программы воспитания
Личностные достижения | Формы и методы контроля и оценки |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | Оценивать поступки; прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей; учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; объяснять оценки поступков; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми; объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур; осуществлять добрые дела; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |